Автор: Габышева Туяра Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 им.Н.Н.Яковлева"
Населённый пункт: г.Олёкминск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Читательская грамотность младших школьников
Тема: "Смысловое чтение как основа формирования читательской компетентности"
Раздел: начальное образование
Смысловое чтение как основа формирования читательской
компетентности
«Результат обучения
оценивается не количеством сообщенной информации,
а качеством усвоения и развития способностей
к обучению и самообразованию».
Академик Л.Д Кудрявцев
Смысловое чтение представляет собой такое качество восприятия
текста, при котором происходит полное понимание его информационных,
смысловых и идейных аспектов.
Основная задача смыслового чтения заключается в том, чтобы как
можно точнее и глубже усвоить содержание произведения, выявить все его
нюансы и провести осмысленную работу с полученной информацией. Освоив
навык смыслового чтения, ребенок улучшает устную речь, что является
важным этапом для развития качественной письменной речи.
Чтение выполняет воспитательную роль, формируя оценочные и
нравственные
качества
человека
и
вносит
значительный
вклад
в
социализацию учащихся, так как это процесс с множеством функций. С
одной стороны, навыки грамотного чтения необходимы для работы с
обширной
информацией.
Это
определяет
успешность
взрослых
в
профессиональной деятельности, а детей в обучении.
Чтение является основой всех образовательных достижений, указанных
в ФГОС.
Как выяснили ученые, на академическую успеваемость ученика
воздействует около 200 факторов. Наиболее важный из них — это смысловое
чтение, которое в значительно большей степени влияет на успеваемость, чем
все другие факторы вместе взятые. Чтение — это универсальный навык: то,
что изучается, и инструмент для обучения.
Таким образом, в новом Стандарте чтение рассматривается как фактор
формирования homo moralis — думающего человека, и служит средством для
получения образования, представляет собой работу с информацией.
Чтение проходит в три этапа.
Первый этап включает в себя понимание прочитанного, раскрытие
содержания и смысла текста, своеобразное декодирование, при котором из
слов, фраз и предложений складывается полное содержание. На этой стадии
чтения происходит просмотр текста, выявление значений слов, нахождение
связей,
распознавание
фактов,
анализ
сюжета
и
композиции,
воспроизведение и пересказ.
Второй
этап
заключается
в
извлечении
смысла
и
объяснении
обнаруженных фактов на основании имеющихся знаний и интерпретации
текста. Здесь организуется и классифицируется информация, происходит
объяснение и суммирование, распознавание и сравнение, группировка,
анализ и обобщение, соотнесение с личным опытом, раздумья над
контекстом и выводами.
Третий этап – создание нового значения, то есть освоение новых
знаний как собственного результата размышления.
В
образовательных
стандартах,
соответствующих
социальным
запросам нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому
чтению. Отмечается, что в условиях современного информационного
общества чтение приобретает "метапредметный" или "надпредметный"
характер, а навык чтения относится к универсальным учебным действиям.
Это подразумевает, что на всех предметах необходимо проводить работу по
формированию и развитию навыков смыслового чтения.
Чтобы
соответствовать
требованиям
Стандарта
в
достижении
метапредметного результата «смысловое чтение», нынешний педагог должен
обеспечить подходящие условия для того, чтобы учащиеся освоили навыки
понимания текстов различных стилей и жанров, улучшения техники чтения,
а также умело применяли на занятиях разнообразные методы и виды чтения.
Ознакомительное чтение – вид, с помощью которого в тексте
определяется главный смысл, ключевая информация.
Просмотровое чтение
–
вид
смыслового
чтения,
при
котором
происходит поиск конкретной информации или факта.
Изучающее – вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от
цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее
интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное
опускается.
Рефлексивное – самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса
читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу
чтения. Без внимательной работы со словами не может быть понимания
текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного
чтения и ей надо уделять должное внимание.
Словарную работу можно разделить на 3 вида:
работа с незнакомыми словами;
работа со словами-ключиками;
работа со словами образами.
Формированию указанных умений работы с текстом в большей мере
способствует
организация
деятельности
на
уроке,
а
именно
использование парной
и
групповой
работы. Выбирая
эти
формы
коммуникативного взаимодействия учащихся, учитель создаёт условия для
более осмысленного понимания программного материала, в том числе и
различного вида текстов.
Вот как может выглядеть план работы с текстом при работе в паре или
малой группе, когда чтение текста организуется по очереди, т.е. «в кружок»:
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст
по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать
чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».
2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст,
слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает.
Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Прочитаю первый абзац вслух.
Подчеркну непонятные слова.
Объясню непонятные слова или спрошу у одноклассников (или
учителя).
Расскажу, что понял из прочитанного однокласснику.
Отвечу на его вопросы.
Осмыслению прочитанного помогает и составление таблиц:
Таблица как способ структуризации текста выступает на разных этапах
работы с текстом, а различные виды таблиц можно использовать даже при
первичном ознакомлении с текстом, например самые простые таблицы:
Это было интересно
Это было
новым
Это было непонятно
Чтобы научиться смысловому чтению, применяю следующие способы
и приемы:
Развитие навыка анализа задания.
Выделение ключевых слов в задании и внимательное прочтение
инструкции.
Ответы на вопросы, как устные, так и письменные.
Установление порядка событий в тексте.
Формулирование простых выводов после прочтения.
Преобразование текста в таблицу.
Сопоставление иллюстраций с текстовым содержанием.
Объяснение ситуаций на основе текста.
Умение, опираясь на текст, подтверждать свою точку зрения или
опровергать аргументы.
Поиск необходимой информации в различных источниках:
словарях, справочниках, энциклопедиях и других.
Процесс развития навыков самостоятельного чтения и понимания
текстов
следует
начинать
уже
со
2-го
класса
и
осуществлять
его
систематически. При этом необходимо постепенно усложнять методы и
приемы работы с текстом и обработки информации по мере перехода
учащихся в более старшие классы. Разные способы взаимодействия с текстом
и задания помогут расширить сферу знаний и поспособствуют развитию
ключевых межпредметных навыков.
Приём «тонкие» и «толстые» вопросы
Вопросы
такого
плана
возникают
на
протяжении
всего
урока
математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по
теме, по тексту параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного
ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого
ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и
умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается
сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с
пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя
таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Чтение про себя с вопросами»
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения
вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с
автором».
«Чтение с остановками»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы
будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться
вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также
– на прогноз содержания последующего отрывка".
«Ассоциативный куст»
Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.
Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во
время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или
высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания
текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.
«Чтение в парах – обобщение в парах»
Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное
в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть
текста.
2. Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж.
Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и
обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает
докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена
ролей.
3. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
«Читаем и спрашиваем»
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной
информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста,
выбранные учителем.
2. Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова
следует выделить в прочитанном.
3. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова,
другой – отвечает на него.
4. Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
«Дневник двойных записей»
Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения,
критически
оценивать
информацию,
сопоставлять
прочитанное
с
собственным опытом.
1. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты,
которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-
либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему
именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли
натолкнул.
«Чтение с пометками»
Цель: формирование
умений
читать
вдумчиво,
оценивать
информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель
дает
ученикам
задание
написать
на
полях
значками
информацию по следующему алгоритму:
V
Знакомая информация
+
Новая информация
--
Я думал (думала) иначе
?
Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше