Авторы: Егорова Ольга Викторовна, Ольга Викторовна Егорова
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская музыкальная школа п.Пангоды"
Населённый пункт: ЯНАО Надымский район пгт Заполярный
Наименование материала: Статья
Тема: " Искусство-голос нации, язык общения"
Раздел: дополнительное образование
Искусство – голос нации, язык общения.
Многовековая история культуры имеет глубокие корни, в которых переплетены
бесконечные универсальные идеи. Они отражаются в сознании новых поколений,
передаваясь как культурное наследие. Их будущее видится в стремлении к высшему
духовному единству, утверждению ценности Жизни, Любви, Милосердия и Мудрости.
В настоящее время значительно возрос интерес к историческому прошлому народов. В
связи с этим и учреждения образования стремятся создать условия для приобщения детей
и юношества к национальной, межнациональной культуре в целом, и к духовной культуре
в частности.
Процесс передачи «смыслового мира» и других культурных ценностей и традиций из
поколения в поколение представляет собой культурную трансмиссию. Именно она
обеспечивает преемственность и непрерывность культур. В результате молодое поколение
получает возможность начать с того, чего достигло старшее поколение, добавляя новые
знания, умения, ценности, традиции к уже накопленным. [3 с 21].
Каждое поколение имеет свои, особенные ценности и духовный облик, жизненный опыт и
отношение к событиям эпохи, творческие достижения и формы сохранения традиций. Оно
усваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором
преобразований, способствующих продвижению вперёд. Эти две стороны взаимосвязи
поколений - освоения культурного наследия и новаторство - образуют основу
исторического развития общества. Характер преемственности культуры отражается в
духовном облике поколений.
Традиционные культуры обладают большой энергетической силой и воздействуют на
духовный облик поколений, поддерживая стиль общения, нормы и приёмы воспитания
детей, духовно – нравственные ценности и приоритеты. Традиционная культура народов
имеет глубокую и разветвлённую «корневую систему», без которой поколение теряет
жизнестойкость, утрачивает представления о своих истоках. Она формирует национальное
самосознание, патриотизм и духовно – нравственные ценности. [2 с30].
Проблема восприятия школьниками национального музыкального искусства всегда
актуальна. Метод погружения в интонационный строй музыки позволяет детям ощутить
особенности художественного восприятия мира конкретным народом, психологические
черты, типические характеры его героев, характерные «слова – речения» музыкального
языка данного народа. Вслушивание в мелодию, пропевание голосом, пластическое
интонирование (движение рукой), процесс её записи на бумаге (доске) с помощью
графических линий и точек позволяют точнее разобраться в деталях музыкального текста,
дать более подробную характеристику личностных качеств персонажа, выявить типичные
приметы его музыкальной речи.[5 с 39].
Погружение в интонационный строй музыки на начальном этапе музыкального
образования неразрывно связано с методом интонационно – стилевого анализа,
направленного на поиск и определения специфики элементов музыкального языка,
характерных для того или иного национального стиля, выявление «типических
инвариантных черт» национальных музыкальных традиций на основе сравнения и
1
обобщения. Затем внимание переносится на определение характерных элементов мелодии,
включая особенности мелодико – ритмических оборотов народных песен (их обработок)
как важнейших характеристик стилевого своеобразия музыки, отличающего произведение
одного композитора от другого (или песню одного народа от другого). Также расширяем,
обогащаем «интонационно – стилевой словарь» школьников разнообразными сочетаниями
и вариантами характерных элементов национально – музыкального стиля, за счёт
включения более крупных синтаксических структур (особенности строения фраз,
предложений).
Освоение процессов взаимодействия народного и композиторского творчества, «диалога»
в творчестве композиторов как внутри одной национальной культуры, так и между
разными культурами и эпохами осуществляется методом интонационно – тематических
реминисценций. Действие метода выражается в обнаружении и художественном
осмыслении фольклорных и авторских цитат – интонационных «напоминаний» в тексте
музыкальных произведений. Задачи формирования у школьников способности
практически оперировать национально окрашенным мелодическим материалом (а не
только « слышать» стилевые диалоги в творчестве разных композиторов) решает метод
интонационно – стилевых модуляций.
На этапе, когда у детей уже сформированы представления о стиле трёх - четырёх
композиторов, двух – трёх национальных стилях, дети способны выявить общие
закономерности, присущие музыкальным национальным стилям, традициям, в музыке
народной и композиторской.
В целом совокупность описанных методов направляет практическую музыкальную
деятельность детей на углубление знаний стилевых признаков национальной музыки,
особенностей построения и развития музыкальной мысли в конкретных произведениях
той или иной музыкальной культуры.[1 с 80].
Св.Иоанн Даманскин говорил о том, что не всё относящееся к учению о Боге и о Его
воплощении может быть выражено только словами, здесь имеет место и музыка. Для того,
чтобы лучше узнать народ, надо знать его музыку, петь его песни. Предлагая учащимся
произведения «религиозного характера» (чаще всего полифонического склада: арии,
хоралы и.т.д.), мы говорим с ними о религии того народа (композитора), чьё произведение
исполняем. Ведь музыка помогает лучшему пониманию духовности людей, она может
проникать в самые потаенные места души человека. Так на уроках музыкальной
литературы мы говорим и слушаем с учащимися и произведения современного партесного
(многоголосного) церковного канона, дети знакомятся с таким удивительным явлением,
как знаменный распев.[4 с 46].
В связи с изменениями в политике нашего государства в области межнацио-
нальных вопросов более остро встает проблема о проведении в школе работы по
интернациональному и духовно – религиозному воспитанию подрастающего поколения.
Педагогам необходимо решать пути оптимального решения в вопросе воспитания у
будущих поколений чувств уважения и толерантности к другим национальностям, их
духовной культуре.
2
Одним из таких решений может стать музыка и все, что с ней связано: песни,
танцы, театральные постановки и т. д. Ведь музыка не только развлечение. Это искусство
формировалось веками, и любое произведение несет в себе определенную информацию,
заложенную авторами.
Меняются эпохи. Под воздействием разных геополитических событий меняются страны.
Одни народы приходят на смену другим или же они приспосабливаются к жизни в новой
среде друг с другом. Такие же изменения претерпевает и музыка, отражая влияние той или
иной культуры. Бывает так, что из-за взаимовлияния одного государства на соседнее, в
силу ряда исторических событий внешние изменения культурно-эстетических ценностей
двух народов проступают не столь заметно, как это проявляется в их музыке, которая
отражает большинство национальных особенностей обеих стран.
Сегодня мы живем в информационном мире, в мире больших возможностей. Многие из
детей побывали на каникулах в других странах, а кто-то гостил в российских деревнях и
городах у своих дедушек и бабушек. Каждый видел различные музыкальные инструменты
и слушал музыку разных народов мира. [2 с 28].
В МБОУ ДО «ДМШ п.Пангоды» п.Заполярный учатся дети разных национальностей:
русские, украинцы, белорусы, азербайджанцы, молдаване и т.д. Разучивая с учащимся
какое – либо произведение (на уроках индивидуального обучения), для более точного
передачи его характера, педагог рассказывает о композиторе или о народе, чьё
произведение изучается. Рассказывает о нравах и обычаях этого народа, о климатических
условиях проживания, о вероисповедании. Ребёнок через свои ощущения от
«прикосновения» к этой музыке, лучше познаёт характерные черты людей различных
национальностей. Так музыка людей проживающих в южных широтах динамичная и
ритмичная с довольно подвижной мелодией, а музыка народов, проживающих в северных
широтах – протяжная, изобилующая длинными мелодическими распевами.
Так на уроках слушания музыки и музыкальной литературы учащиеся более конкретно и
шире знакомятся с творчеством великих людей – композиторов, живших в разные
времена, имевших различные вероисповедания и создавших такую музыку, которая
понятна, доступна и любима различными народами живущими на нашей планете. Это
композиторы – классики представители немецкого, польского, русского, норвежского,
армянского и других народов. На уроках ставятся цели:
- укрепление взаимопонимания учащихся на межкультурном уровне;
- расширение кругозора школьников в области музыкальной культуры народов России и
стран ближнего и дальнего зарубежья;
- стимуляция у детей осмысления собственной деятельности в области работы над
музыкальными произведениями народов России и стран ближнего и дальнего зарубежья;
- уменьшение влияния ксенофобских настроений среди учащихся посредством музыки.
Вот уже несколько лет подряд в школе проводится мероприятие «Я + моя музыкально –
творческая семья». Интерес этого мероприятия заключается в том, что музицируют там и
3
поют не только ученики, но и их родители. На этой встрече - концерте звучит музыка и
песни разных народов любимые в семье. Всё это способствует как укреплению семейных
отношений, также и воспитанию взаимоуважения людей друг к другу.
Проведение такого рода мероприятий способствует единению участников в важном
духовно – созидательном общем деле. Внимание к межпоколенным связям благотворно
сказывается на отношениях родителей и детей, формировании их исторического,
межнационального сознания. А знакомство и « проживание» в творческой деятельности
культуры своего и других народов развивает толерантность, чувство патриотизма,
повышает уровень духовной культуры личности.
Погрузившись в разнообразную атмосферу национальной музыки, а значит, и других
культур стран мира, учащиеся смогут воспитать в себе чувство толерантности к
окружающим их народам, освободиться от предвзятых оценок в своих суждениях по
отношению к людям, отличающихся от них по национальному признаку. В лучшем случае
обучающиеся продолжат изучение менталитета других стран и народов.
Список использованной литературы:
1. Дмитриева «Методика музыкального воспитания в школе» М.1989г.
2. Н.Пузанова « Искусство в школе» М. №4 2010г.
3. О. Яшмолкина «Искусство в школе» М.№3 2008г.
4. А. Афанасьева «Искусство в школе» М.№5 2008г.
5. Е. Карпова «Искусство в школе» М.№6 2007г.
4