Напоминание

" Искусство-голос нации, язык общения"


Автор: Егорова Ольга Викторовна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская музыкальная школа п.Пангоды"
Населённый пункт: ЯНАО Надымский район пгт Заполярный
Наименование материала: Статья
Тема: " Искусство-голос нации, язык общения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Искусство – голос нации, язык общения.

Многовековая история культуры имеет глубокие корни, в которых переплетены

бесконечные универсальные идеи. Они отражаются в сознании новых поколений,

передаваясь как культурное наследие. Их будущее видится в стремлении к высшему

духовному единству, утверждению ценности Жизни, Любви, Милосердия и Мудрости.

В настоящее время значительно возрос интерес к историческому прошлому народов. В

связи с этим и учреждения образования стремятся создать условия для приобщения детей

и юношества к национальной, межнациональной культуре в целом, и к духовной культуре

в частности.

Процесс передачи «смыслового мира» и других культурных ценностей и традиций из

поколения в поколение представляет собой культурную трансмиссию. Именно она

обеспечивает преемственность и непрерывность культур. В результате молодое поколение

получает возможность начать с того, чего достигло старшее поколение, добавляя новые

знания, умения, ценности, традиции к уже накопленным. [3 с 21].

Каждое поколение имеет свои, особенные ценности и духовный облик, жизненный опыт и

отношение к событиям эпохи, творческие достижения и формы сохранения традиций. Оно

усваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором

преобразований, способствующих продвижению вперёд. Эти две стороны взаимосвязи

поколений - освоения культурного наследия и новаторство - образуют основу

исторического развития общества. Характер преемственности культуры отражается в

духовном облике поколений.

Традиционные культуры обладают большой энергетической силой и воздействуют на

духовный облик поколений, поддерживая стиль общения, нормы и приёмы воспитания

детей, духовно – нравственные ценности и приоритеты. Традиционная культура народов

имеет глубокую и разветвлённую «корневую систему», без которой поколение теряет

жизнестойкость, утрачивает представления о своих истоках. Она формирует национальное

самосознание, патриотизм и духовно – нравственные ценности. [2 с30].

Проблема восприятия школьниками национального музыкального искусства всегда

актуальна. Метод погружения в интонационный строй музыки позволяет детям ощутить

особенности художественного восприятия мира конкретным народом, психологические

черты, типические характеры его героев, характерные «слова – речения» музыкального

языка данного народа. Вслушивание в мелодию, пропевание голосом, пластическое

интонирование (движение рукой), процесс её записи на бумаге (доске) с помощью

графических линий и точек позволяют точнее разобраться в деталях музыкального текста,

дать более подробную характеристику личностных качеств персонажа, выявить типичные

приметы его музыкальной речи.[5 с 39].

Погружение в интонационный строй музыки на начальном этапе музыкального

образования неразрывно связано с методом интонационно – стилевого анализа,

направленного на поиск и определения специфики элементов музыкального языка,

характерных для того или иного национального стиля, выявление «типических

инвариантных черт» национальных музыкальных традиций на основе сравнения и

1

обобщения. Затем внимание переносится на определение характерных элементов мелодии,

включая особенности мелодико – ритмических оборотов народных песен (их обработок)

как важнейших характеристик стилевого своеобразия музыки, отличающего произведение

одного композитора от другого (или песню одного народа от другого). Также расширяем,

обогащаем «интонационно – стилевой словарь» школьников разнообразными сочетаниями

и вариантами характерных элементов национально – музыкального стиля, за счёт

включения более крупных синтаксических структур (особенности строения фраз,

предложений).

Освоение процессов взаимодействия народного и композиторского творчества, «диалога»

в творчестве композиторов как внутри одной национальной культуры, так и между

разными культурами и эпохами осуществляется методом интонационно – тематических

реминисценций. Действие метода выражается в обнаружении и художественном

осмыслении фольклорных и авторских цитат – интонационных «напоминаний» в тексте

музыкальных произведений. Задачи формирования у школьников способности

практически оперировать национально окрашенным мелодическим материалом (а не

только « слышать» стилевые диалоги в творчестве разных композиторов) решает метод

интонационно – стилевых модуляций.

На этапе, когда у детей уже сформированы представления о стиле трёх - четырёх

композиторов, двух – трёх национальных стилях, дети способны выявить общие

закономерности, присущие музыкальным национальным стилям, традициям, в музыке

народной и композиторской.

В целом совокупность описанных методов направляет практическую музыкальную

деятельность детей на углубление знаний стилевых признаков национальной музыки,

особенностей построения и развития музыкальной мысли в конкретных произведениях

той или иной музыкальной культуры.[1 с 80].

Св.Иоанн Даманскин говорил о том, что не всё относящееся к учению о Боге и о Его

воплощении может быть выражено только словами, здесь имеет место и музыка. Для того,

чтобы лучше узнать народ, надо знать его музыку, петь его песни. Предлагая учащимся

произведения «религиозного характера» (чаще всего полифонического склада: арии,

хоралы и.т.д.), мы говорим с ними о религии того народа (композитора), чьё произведение

исполняем. Ведь музыка помогает лучшему пониманию духовности людей, она может

проникать в самые потаенные места души человека. Так на уроках музыкальной

литературы мы говорим и слушаем с учащимися и произведения современного партесного

(многоголосного) церковного канона, дети знакомятся с таким удивительным явлением,

как знаменный распев.[4 с 46].

В связи с изменениями в политике нашего государства в области межнацио-

нальных вопросов более остро встает проблема о проведении в школе работы по

интернациональному и духовно – религиозному воспитанию подрастающего поколения.

Педагогам необходимо решать пути оптимального решения в вопросе воспитания у

будущих поколений чувств уважения и толерантности к другим национальностям, их

духовной культуре.

2

Одним из таких решений может стать музыка и все, что с ней связано: песни,

танцы, театральные постановки и т. д. Ведь музыка не только развлечение. Это искусство

формировалось веками, и любое произведение несет в себе определенную информацию,

заложенную авторами.

Меняются эпохи. Под воздействием разных геополитических событий меняются страны.

Одни народы приходят на смену другим или же они приспосабливаются к жизни в новой

среде друг с другом. Такие же изменения претерпевает и музыка, отражая влияние той или

иной культуры. Бывает так, что из-за взаимовлияния одного государства на соседнее, в

силу ряда исторических событий внешние изменения культурно-эстетических ценностей

двух народов проступают не столь заметно, как это проявляется в их музыке, которая

отражает большинство национальных особенностей обеих стран.

Сегодня мы живем в информационном мире, в мире больших возможностей. Многие из

детей побывали на каникулах в других странах, а кто-то гостил в российских деревнях и

городах у своих дедушек и бабушек. Каждый видел различные музыкальные инструменты

и слушал музыку разных народов мира. [2 с 28].

В МБОУ ДО «ДМШ п.Пангоды» п.Заполярный учатся дети разных национальностей:

русские, украинцы, белорусы, азербайджанцы, молдаване и т.д. Разучивая с учащимся

какое – либо произведение (на уроках индивидуального обучения), для более точного

передачи его характера, педагог рассказывает о композиторе или о народе, чьё

произведение изучается. Рассказывает о нравах и обычаях этого народа, о климатических

условиях проживания, о вероисповедании. Ребёнок через свои ощущения от

«прикосновения» к этой музыке, лучше познаёт характерные черты людей различных

национальностей. Так музыка людей проживающих в южных широтах динамичная и

ритмичная с довольно подвижной мелодией, а музыка народов, проживающих в северных

широтах – протяжная, изобилующая длинными мелодическими распевами.

Так на уроках слушания музыки и музыкальной литературы учащиеся более конкретно и

шире знакомятся с творчеством великих людей – композиторов, живших в разные

времена, имевших различные вероисповедания и создавших такую музыку, которая

понятна, доступна и любима различными народами живущими на нашей планете. Это

композиторы – классики представители немецкого, польского, русского, норвежского,

армянского и других народов. На уроках ставятся цели:

- укрепление взаимопонимания учащихся на межкультурном уровне;

- расширение кругозора школьников в области музыкальной культуры народов России и

стран ближнего и дальнего зарубежья;

- стимуляция у детей осмысления собственной деятельности в области работы над

музыкальными произведениями народов России и стран ближнего и дальнего зарубежья;

- уменьшение влияния ксенофобских настроений среди учащихся посредством музыки.

Вот уже несколько лет подряд в школе проводится мероприятие «Я + моя музыкально –

творческая семья». Интерес этого мероприятия заключается в том, что музицируют там и

3

поют не только ученики, но и их родители. На этой встрече - концерте звучит музыка и

песни разных народов любимые в семье. Всё это способствует как укреплению семейных

отношений, также и воспитанию взаимоуважения людей друг к другу.

Проведение такого рода мероприятий способствует единению участников в важном

духовно – созидательном общем деле. Внимание к межпоколенным связям благотворно

сказывается на отношениях родителей и детей, формировании их исторического,

межнационального сознания. А знакомство и « проживание» в творческой деятельности

культуры своего и других народов развивает толерантность, чувство патриотизма,

повышает уровень духовной культуры личности.

Погрузившись в разнообразную атмосферу национальной музыки, а значит, и других

культур стран мира, учащиеся смогут воспитать в себе чувство толерантности к

окружающим их народам, освободиться от предвзятых оценок в своих суждениях по

отношению к людям, отличающихся от них по национальному признаку. В лучшем случае

обучающиеся продолжат изучение менталитета других стран и народов.

Список использованной литературы:

1. Дмитриева «Методика музыкального воспитания в школе» М.1989г.

2. Н.Пузанова « Искусство в школе» М. №4 2010г.

3. О. Яшмолкина «Искусство в школе» М.№3 2008г.

4. А. Афанасьева «Искусство в школе» М.№5 2008г.

5. Е. Карпова «Искусство в школе» М.№6 2007г.

4



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!