Автор: Уварова Светлана Васильевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Рузская ДШИ"
Населённый пункт: Московская область,рп Тучково, Рузский г. о.
Наименование материала: Конспект урока
Тема: План-конспект урока
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Рузская ДШИ»
структурное подразделение «Тучковская ДШИ»
План-конспект открытого урока
Предмет; композиция станковая 5 класс
Тема;
«БУКВИЦА»
Выполнила: Уварова Светлана Васильевна
преподаватель высшей категории
Художественное отделение
п. Тучково
январь 2025
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Сообщение новых знаний с закреплением их практической
работой.
Изучение графических выразительных средств, создающих предметную и
цветовую гармонию.
Задачи урока: образовательные - познакомить, дать представление, выработать
умение, научить владению приёмами техники живописи, расширить знания.
Воспитательные: - вовлечь в активную практическую деятельность, научить
работать с эскизом, совершенствовать навыки, получить собственную технику
исполнения
Развивающие -беседа по теме урока, закрепление новых знаний в процессе
творческого задания, знакомство с понятиями по теме, формирование
мышления, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Материалы и оборудование для учащихся: бумага формат А3, Карандаш,
ластик, кисти, гуашь, палитра
Дидактическое обеспечение занятия: зрительный ряд — фото, работы по
композиции на тему «Буквица», выполненные старшими учениками, рельефы.
План уроков
Уроки 1.2
Ход занятия
Организация
рабочего
места,
проверка
готовности
материалов
и
инструментов.
Приветствие учащихся, Объяснение темы урока.
Главная цель занятия — сформировать новое знание на базе полученной
информации, новых понятий и определений.
Постараться применить эти знания в своей работе в соответствии с замыслом.
Ваши основные задачи на занятии :
Познакомиться с приёмами изображения древнеславянской буквицы.
Выполнить эскиз , выбрать наиболее удачный вариант.
Сформировать образ изображаемой буквицы. Определить пропорции, найти
композиционный центр изображения. Выбрать гамму,
в соответствии с
образным решением.
Конспект урока.
Урок 1.
Введение в краткую историю появления понятия «Буквица»
Рассказ о значении «Буквицы» для развития культуры речи и развития родного
языка.
Напоминание о том как и зачем буквица выделяется в начале литературного
текста и какими приёмами пользуется художник для образного решения
буквицы: декорирование растительным орнаментом, обрамление буквицы
анималистическими изображениями. Выделение её в тексте яркими красками.
В древних рукописных книгах, как правило, использовался красный цвет.
Отсюда выражение «Красная строка».
Задача учеников не просто выполнить изображение буквицы, но связать её
художественный образ с древним славянским праздником « Масленица». Такое
задание позволяет автору разработки воспользоваться той гаммой красок,
которая ассоциируется у него с этим любимым многими народным праздником.
Передать в начертании и оформлении буквицы настроение весеннего света,
тепла и радости.
Ученики не ограничены в выборе тональности и выразительных средствах при
работе над буквицей для более свободного решения темы и задач.
Напоминание о том, что буквица — знак и образ может выполняться в
живописной и графической техниках и разными материалами.
На этом занятии она выполняется в живописно-графической технике.
На занятии представлены образцы выполненные старшими учениками .
Также представлены образцы, выполненные в технике рельефа.
Продемонстрированы снимки буквиц, выполненные профессиональными
художниками, что позволило ученикам сформировать свой образ изображения.
Ученики выбирают для своей композиции букву, которая ассоциируется в их
представлении с ярким праздником и его особенностями. Это позволяет дать
возможность ученику выразить своё представление о природе празднества и
одновременно связать его с начертанием главного символа грамматики —
буквицей..
Урок 2
Работа над рисунком и определение гаммы будущего изображения.
Выполнение задачи — применение приёмов техники живописи.
Проработка цветом и прорисовка деталей.
Применение собственной техники исполнения.
Умение обобщать, находить главное.
Работа над исполнением задания.
Подготовка к завершению задания.
Беседа с учениками о выполненной работе и подведение итогов.
Заключительная беседа преподавателя по итогам работы над композицией.
Пожелания вернуться к теме с использованием новой графической техники
исполнения. С учётом точного исполнения графических деталей и пропорций.