Автор: Винникова Наталия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №366
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методический материал
Тема: «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
Семье принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка.
И прав был В.А. Сухомлинский, когда говорил, что воспитание детей — это труд,
причем труд очень кропотливый. Отец и мать - самые близкие и самые убедительные
«образцы», с которых ребенок берет пример, которым он подражает, по которым он строит
свое поведение.
Народная мудрость гласит: «Дитятко что тесто, как замесил, так и выросло». Как же
надо «замесить» его, чтобы выросло оно в настоящего человека и гражданина, такого,
который для родителей и гордость, и счастье?
Детство - самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка.
Уйдя в школу, ребенок унесет в душе ростки добра и зла. Он расстанется с воспитателями, но
при этом навсегда останется с родителями. Помочь ребенку разобраться что есть зло, добро,
не оставить его равнодушным ко всему живому — вот та цель, которая должна стоять перед
нами - взрослыми. От нас с вами зависит, каким он вырастет — равнодушным или заботливым
и внимательным.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть
определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным
местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и
желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не
только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной
жизни народа. Дети старшего дошкольного возраста проявляют живой интерес к
окружающему их миру, что выходит отражение в вопросах, в их желании слушать
рассказы воспитателя, а также чтение книг о трудовых подвигах людей, о героях войны, о
жизни разных народов. Показательны в этом отношении игры детей. Они с удовольствием
играют в космонавтов, любят изображать себя летчиками и строителями. Крылатая фраза «Все
начинается с детства» как нельзя, кстати, подходит к данному вопросу. Но без помощи
взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное,
характерное. Он может не увидеть и не заметить главное. Взрослый выступает посредником
между ребенком и окружающим миром. Наша с вами задача помогать ребенку входить в этот
мир.
Родина - это город, в котором человек живет, и улица, на которой стоит его дом, и
деревце под окном, и пение птички - все это Родина.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природой,
родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные
осинки и понимают, что это все красиво и дорого, потому что это наше, родное. Через
воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека
— в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить
детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети - будущее нашей Родины, им
беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.
Что значит выражение «любить природу»?
Любовь — это сфера чувств, мы должны направлять все усилия на развитие
ЧУВСТВ
ребенка. Только искренне любящий природу человек и бережно к ней относящийся способен
передать эти чувства малышу. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и
поступкам взрослых, они все замечают и подражают нам.
Так давайте же вместе любоваться природой нашего города, красотой парков и
скверов, рассказывать детям обо всем, что нас окружает: будь то строение или улица, на
которой мы живем, о памятниках людям, в честь которых они установлены, о музеях и
театрах...
Начинать нужно с самого близкого и дорогого: с воспитания любви к близким, к
семье. Как вы думаете, что это значит? Да, любовь к Родине воспитывается через любовь к
отцу и матери, своему товарищу, родному краю. А ведь именно с зарождения любви к матери
и начинается личность.
Знает ли Ваш ребенок своих бабушек, дедушек и других родственников?
Как их звали? Где они жили? Чем они занимались?
Рассматриваете ли Вы совместно фотографии из семейного альбома?
Воспоминания... Они есть у каждого человека, большого и малого. И копятся они не
только в памяти, но и в семейном альбоме — символе времени. Он есть в каждой семье. В
нем собираются фотографии родных и близких людей, радостные и торжественные
семейные события, а порой и просто забавные случаи. Поэтому, листая семейный альбом
вместе с ребенком, можно показать ему даже тот отрезок времени, когда вы сами были
маленькими, а ваши родители были такими как вы, и бабушка была мамой! Не упускайте
возможность лишний раз пообщаться с ребенком. Чаще рассматривайте фотографии из
семейного альбома.
В группе мы также хотели бы сделать фотоальбом из жизни детей. Просим Вас
помочь нам в этом.
Какие праздники и как вы отмечаете дома?
Какое место в них отводится ребенку?
Какие традиции есть у вашей семьи?
Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения
в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим
средством передачи житейского опыта детям, способствуют созданию гуманных отношений
в обществе и в целом положительно влияют на личность ребенка.
Знает ли ребенок номер детского сада, его адрес?
Разговариваете ли вы с ребенком о детском саде?
Какие чувства он при этом испытывает?
Очень хорошо, когда родители внушают своему ребенку доверие к педагогу и сами
активно участвуют в жизни группы.
Как вы считаете, нужно ли ребенку знать свой домашний адрес, телефон?
Знает ли ребенок свой двор, дорогу к дому?
Нужно ли объяснять ребенку, что дом, в котором мы живем, наш подъезд, наш
двор — это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять?
Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребенком цветы, деревья, кусты?
Надо ли это для воспитания вашего ребенка?
Мы с вами живем в одном из красивейших городов нашей родины.
А знает ли ребенок, в каком городе он живет?
Где вы бываете с ребенком в свободное время?
Посещаете ли вы вместе с детьми различные театрализованные представления, зна-
комите ли с достопримечательностями Коломны, бываете ли на театральных постановках, в
музеях?
Главная ценность музеев состоит в том, что они способствуют расширению
представлений детей о реальном мире, обогащают возможности общения с ним, формируют
способность к самостоятельному мышлению, развивают воображение и фантазию, умение
ориентировать в окружающем мире... Поэтому о музеях можно сказать, что они являются
центрами общения и центрами семейного досуга.
В детском саду мы знакомим детей с глобусом и картой. Проводим специальные
занятия и игры, читаем книги и рассматриваем иллюстрации, фотографии. Однако, этого мало
для ознакомления с родным городом. Просим вас, гуляя по улицам, обращать внимание на
красивые скверы и парки, великолепные архитектурные сооружения, памятники, фонтаны и
т.д.
Знакомя детей с родным городом, развивайте у детей познавательный интерес. И
будет очень хорошо, если и дома у вас будут глобус и карта, интересные книги о жизни животных
и растений нашего города, края, страны.