Автор: Кулакова Екатерина Владимировна
Должность: преподаватель актерского мастерства
Учебное заведение: Детская школа искусств №7
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Учебная программа специального курса "Кино-школа в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств №7
Дополнительные платные образовательные услуги
Спецкурс по предмету
«Кино-школа создаем кино»
Длительность — 1 год
Автор-составитель
Педагог дополнительного образования Кулакова Е.В.
г.Ульяновск
2024 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перемены, происходящие в современном обществе, ставят перед системой
образования задачи формирования успешных конкурентоспособных личностей,
обладающих духовно- нравственными качествами, способных к сотрудничеству,
способных действовать в соответствии со своим осознанием ситуации, отвечать
за свои поступки, личностей с высоким уровнем креативного мышления и
интеллектуального развития. Задача системы дополнительного образования –
создание условий для развития личности ребенка, его самореализации,
разрешения проблем личностного роста, становления ключевых компетенций.
Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед российским образованием,
выступает проблема эмоционально развитой творческой личности. Так же в
современном мире возникла необходимость укрепления связей обучающегося с
новыми информационными компьютерными технологиями, экранным
искусством и приобщения к культуре. Сегодня кино является уникальной
формой детского отдыха, творчества и познания мира. Поэтому знакомство
детей с таким видом искусства как кинематограф способствует интегративному
развитию личности, мотивирует на общение со сверстниками и взрослыми,
разнообразит детскую деятельность.
Нормативно-правовую базу для разработки дополнительной программы «Кино-
школа создаем кино» составляют:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. No
273-ФЗ;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам от 29.08.2013г. No 1008;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4.09.2014 No 1726-р);
- Положение о дополнительной общеразвивающей программе детского
объединения от 27.05.2015 No 66;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 No 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»,
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 No 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от
18.11.2015 г. No 09-3242;
- Локальный акт «Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и
корректировки общеобразовательных программ».
Направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Кино-школа создаем кино» имеет социально-художественную
направленность. Программа предусматривает эстетическое и нравственное
воспитание личности ребенка в процессе работы над видеосюжетами и
фильмами. Способствует развитию у обучающихся
коммуникативных навыков, эстетического вкуса, повышает общий уровень
культуры.
1.1 Актуальность программы.
К сожалению, большинство детей и подростков смотрят по телевизору и в
Интернете много вредного контента. Уровень зрительского восприятия обычно
не высокий, поэтому ребята предпочитают развлекательную индустрию, а не
киноискусство или научно- популярное кино. Проблема клипового мышления
имеет широкое распространение среди современных подростков и взрослых.
Им сложно долго концентрироваться на полезной информации, и они урывают
её кусками то в одном месте то в другом. В результате знания остаются
поверхностными, их сложно систематизировать и применить в реальной жизни.
В студии детского кино, обучающиеся могут не только научиться создавать свои
собственные фильмы, но и научатся ценить те кинокартины, которые раньше им
были не интересны, они научатся распознавать уловки зрительского
восприятия, используемые индустрией развлечения. Это позволит им перейти
на новый уровень понимания киноязыка, научит их видеть то, что раньше им
было недоступно. А именно с умения видеть и начинается профессия
оператора, художника, творца.
1.2 Цель программы:
Обучить детей наблюдательности, развить навыки восприятия, умения видеть и
слышать, анализировать драматургию, выражать её на языке игрового и
документального кино.
1.3 Задачи программы.
Реализация поставленной цели предусматривает решение
следующих задач:
Обучающие:
обучение основам драматургии,
обучение основам операторского мастерства композиции кадра,
обучение основам видеомонтажа и озвучивания,
обучение основам актёрского мастерства и режиссуры.
Развивающие:
развитие навыков зрительского восприятия, внимания и воображения, умения
видеть,
развитие актёрских способностей и преодоление страха публичных
выступлений,
развитие критического мышления.
Воспитательные:
воспитание умения работать в коллективе,
воспитание трудолюбия и установки на радость созидания и открытия для себя
что- то нового,
воспитание эстетического развития.
1.4. Планируемые результаты учебной деятельности.
Личностные:
-Познакомятся с основными этапами развития мирового кинопроцесса, с
жанровым и стилистическим многообразием современного кинематографа, с
фильмами, ставшими классикой детского киноискусства, с деятельностью и
творчеством выдающихся режиссёров, актёров и продюсеров, с историей
возникновения фильмов.
-в кино творчестве: разовьют внимательность, гибкое мышление,
нестандартный подход к типовым задачам съемки и монтажа;
-в режиссуре: разовьют творческое воображение и фантазию;
-в работе режиссера с артистом: получат опыт социального взаимодействия и
педагогические навыки;
-в актерском мастерстве: разовьют актерские способности, технику речи,
внимательность и наблюдательность.
Предметные:
По окончании обучения, обучающиеся узнают:
- особенности становления кинематографа;
- основную терминологию искусства кинематографа;
- особенности жанров кинематографа (документальное, научное,
художественное); названия фильмов доброго детского кино;
- научатся: давать устный отзыв и письменный о кинофильме, игре актёров;
составлять минирецензию на фильм, делать доклады и сообщения, презентации
видео; грамотно обсуждать фильм и дискутировать, высказывать ценностные
суждения об эстетической ценности просмотренного кинофильма в рамках
своей возрастной компетенции;
пользоваться интернет-ресурсами, справочной литературой, мультимедийными
программами справочного характера;
- Научаться загружать программу; работать с объектами программы: текстом,
графикой; могут добавить слайд и выбрать подходящий шаблон.
Метапредметные:
-Формирований навыков и умений при работе с электронными источниками
информации.
-Формирование навыков совместной работы в группах (парах) при создании
мультимедийных проектов, обсуждении фильмов
1.5. Форма организации обучения
Программа «Кино-школа создаем кино» длится 1 год и рассчитана на 70 часов.
Возраст детей: от 7 лет и старше
Занятия проходят в форме групповых занятий (от 4 до 12 человек) 1 раз в
неделю продолжительностью 2 академических часа по 40 минут, что составляет
70 часов аудиторного времени и 70 часов отводится для самостоятельной
работы учащихся.
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
индивидуальная,
групповая,
фронтальная,
индивидуально-групповая,
работа по подгруппам.
Формы проведения занятий: круглый стол, беседа, мастер-класс, викторина,
«мозговой штурм», спектакль, встреча с интересными людьми, студия,
творческая встреча, открытое занятие, творческая мастерская, творческий отчет,
диспут,
дискуссия,
обсуждение,
поход,
занятие-игра,
защита
проектов,
практическое занятие, представление, ток-шоу, экскурсия, репетиция, концерт.
2. Содержание программы: учебный план
План Учебных Занятий по Киноиндустрии
№
Тема
Теория
(часы)
Практика
(часы)
Форма
контроля
1
Вводное занятие. Правила
техники безопасности
1
0
Устный опрос
2
Раздел 1. Профессии
киноиндустрии
11 часов
15 часов
2.1
Описание кинопрофессий
1
1
Устный опрос
2.2
Жанры кино
2
2
Практическая
работа
2.3
Я-сценарист
3
3
Практическая
работа
2.4
Я-режиссер кино
1
3
Практическая
работа
2.5
Я-оператор
1
1
Практическая
работа
2.6
Я-гример
1
1
Практическая
работа
2.7
Я-продюссер фильма
1
1
Практическая
работа
2.8
Я-актер фильма
1
3
Практическая
работа
3
Раздел 2. Снимаем
документальное кино
11 часов
32 часа
3.1
Документальное кино как
жанр
2
2
Устный опрос.
Практическая
работа
3.2
Поиск идеи для съемок.
Способы рассказа
документальных историй
1
8
Практическая
работа
3.3
Создание сценарного и
съемочного плана, синопсиса
и логлайна
3
8
Практическая
работа
3.4
Съемки роликов
3
10
Практическая
работа
3.5
Просмотр роликов и анализ
2
4
Практическая
работа
ИТОГО Всего часов
23 час
47 часов
70 часов
1. Вводное занятие. Правила техники безопасности.
Теория: Знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности,
обсуждение плана работы на год.
2. Раздел 1. Профессии киноиндустрии
2.1. Описание кинопрофессий
Теория: Отличие кино от театра. Особенности киноискусства. Понятие кино-
профессий: режиссер, монтажер, оператор, актер, гример, сценарист, продюсер.
2.2. Жанры кино
Теория: Документальное кино. Научное кино. Детское кино. Комедия.
Мелодрама. Драма. Ужасы. Триллеры. Приключения. Ситкомы.
Практика: Просмотр отрывков фильмов и обсуждение жанров.
2.3. Я-сценарист
Теория: Как пишется сценарий. Работа сценариста. Основы драматической
композиции. Понятие конфликта, фабулы, сюжета.
Практика: Упражнения на создание сценариев фильмов по сказкам. Создание
сценария коротких рекламных роликов.
2.4. Я-режиссер кино
Теория: Атмосфера в кино, способы воздействия на зрителя посредством
деталей. Построение мизансцены в кино. Работа с группой на съемочной
площадке. Сценический образ, создаваемый актером. Типажный метод в кино.
Практика: Завести блокнот для ежедневных записей элементов окружающего
мира, характеризующих место/персонажа. Упражнения на мизансцену.
Упражнения на работу с актерами. Создать анкету персонажа. Анализ
выбранного персонажа из текста произведения.
2.5. Я-оператор
Теория: Роль оператора на съемочной площадке. Понятие кадра. Крупность,
длительность, значение. Виды композиции кадра в кино. Роль экспликации при
создании фильма.
Практика: Просмотр фильма, описание значения кадров в соответствии с их
крупностью. Написание экспликации по выбранному отрывку фильма.
2.6. Я-гример
Теория: Виды гримов для фильмов. Особенности создания грима.
Практика: Создание грима на тему.
2.7. Я-продюсер фильма
Теория: Способы продвижения фильмов. Понятие трейлера, тизера,
графического баннера. Что такое пресс-конференции.
Практика: Создание сценария трейлера для фильма. Создание баннера-афиши
фильма.
2.8. Я — актер фильма
Основы дикции, интонации, работы с голосом.
Техники преодоления волнения перед камерой.
Упражнения на развитие мимики и жестикуляции.
Практика: Запись выступления детей на камеру с последующим разбором.
Снимаем документальное кино
3.1 Документальное кино как жанр
Режиссер в документальном кино. Поиск героя для кино. Тема кино и истории,
которые мы рассказываем
3.2 Поиск идеи для съемок. Способы рассказа документальных историй
Наблюдение. Интервью. Репортаж. Screen Life. Особенности проведения для
съемок докуменального кино.
3.3 Создание сценарного и съемочного плана, синопсиса и логлайна
Что такое сценарный и съемочный план. Как составить синопсис кино.
Практика написания сценариев. Драматургия в документальном кино.
3.4 Съемки роликов
Планы и ракусры. Работа со светом. Оператор и герой.
3.5 Просмотр роликов и анализ
Материально-технические условия реализации программы
Для реализации программы необходимы оборудованные помещения:
1) учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим
требованиям, для занятий группы
2) Ноутбук;
5) Смартфон с возможностью видео-съемки
6) Мультимедийная установка (проектор, экран);
7) Телевизор с возможностью подключения к ноутбуку
8) Различные виды микрофонов (петличные, пушки и др.);
13) Световая аппаратура (осветительные приборы рассеянного и направленного
света).
14) Набор реквизита, декораций и костюмов для съемок.
Формы аттестации. Оценочные материалы
Формы аттестации
Для определения качества освоения программы и индивидуальной динамики
обучающегося предусмотрены следующие формы диагностики, контроля и
аттестации:
Входная диагностика (сентябрь) – анализ данных о стартовом уровне
готовности обучающихся к освоению программы, их интересах, потребностях и
возможностях (собеседование);
Промежуточная аттестация (декабрь-январь) проводится в форме
выполнения практических заданий с учётом данных текущего контроля.
Аттестация по итогам учебного года (апрель-май) проводится в форме
тестирования и выполнения практических заданий или защиты проектов,
творческих, конкурсных работ и с учётом результатов промежуточной
аттестации, текущего контроля, достижений каждого ребёнка.
Текущий контроль осуществляется педагогом методами наблюдения
собеседования, анализа выполнения творческих заданий.
Итоговая аттестация проводится в виде защиты итогового проекта, с учётом
достижений обучающегося за время освоения программы.
На учащихся объединения заведена Индивидуальная карта образовательных
результатов (см. Приложение), куда заносятся необходимые параметры
достижений каждого ребенка, отслеживается динамика его развития, где
усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка
определяются по трём уровням:
низкий уровень (овладел меньше чем 50%,предусмотренных умений и
навыков);
средний уровень (у обучающегося объём усвоенных умений и навыков
составляет
70-5-%; в основном, выполняет задания на основе образца);
высокий уровень (обучающийся овладел на 100-80% умениями и
навыками,
предусмотренными программой за конкретный период).
Критерии оценки
Низкий уровень:
1. Работает медленно, имеет низкую общую работоспособность.
2. Не обладает умениями широко интерпретировать и конструировать
материал.
3. Не обладает разносторонними способностями.
4. Слабо работает с различными информационными источниками
(справочники,
энциклопедический материал, научно-популярная статья, занимательная
литература, Интернет), отыскивая, отбирая необходимый материал.
5. Не умеет приобретать знания в процессе самостоятельной поисковой
деятельности.
6. Не проявляет большого интереса к посещению занятий.
Средний уровень
1. Обладает прочными знаниями и твердыми умениями всех умственных
действий,
развивающих творческую индивидуальность личности.
2. Процесс выполнения всех видов творческих упражнений носит
сознательный
характер, осознает цель, понимает возникшую проблему. Внутренне планирует
содержание, структуру и проектируемые результаты деятельности.
3. Умеет проводить тщательный анализ задачи, наличие данных в ней, при
этом
может прибегать к помощи педагога.
4. Предстоящей деятельности придается строгая логичность. Составляется
план
последовательности выполнения заданий.
5. Проверяет правильность решения задачи. При перенесении способов
решения на
другие виды задач самостоятельно находит новые приемы решения. Выделяет
сущность в явлениях, процессах, виде связи, зависимости между явлениями,
процессами.
6. Умеет выбрать оптимальные пути решения на основе систематизации
большого объема информации, в том числе межпредметного характера.
7. Пытается самостоятельно выделить отдельно причины, следствия, а
также причинно-следственные связи в развитии явлений и на основе этих
процессов выделять закономерности, пытается делать выводы.
8. Умеет получить вывод из информации, а затем развернуть его в текст с
движением от главной мысли до конкретного знания.
9. Моделирует ход суждений, обладая системной информацией, при этом
твердо удерживая внутренний план действий. Имеет знания и умения по
самообразованию и самообучению
Высокий уровень
1. Стремится к выделению главного, обобщению, а также сравнению,
доказательству, опровержению. Однако, системой умственных действий
не обладает.
2. Умеет делать простые выводы в более сложные, а также преобразовывать
в заключения.
3. Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком
изложены на занятии, не внося нового.
4. Учебные задания выполняются первоначально на уровне копирования и
воспроизведения (1-й этап). В процессе закрепления (2-й этап)
проявляется догадливость, сообразительность, однако проявить
собственное отношение к фактам не умеет. В ходе обобщающего контроля
(3-й этап) знания и умения поднимаются на новый уровень и выходят за
рамки выводов и правил, то есть творческий уровень.
5. Проявляет вдумчивое отношение к установлению новых связей между
явлениями и процессами.
6. Свободно переносит знания с одного явления на другое, но не широко.
7. Предпринимает попытку открыть новые знания, систематизируя,
классифицируя
факты, но небольшие по объему.
8. Умеет проводить опытную и опытно-экспериментальную работу на
основе
предложенного учителем плана, наблюдая и фиксируя значительное в явлениях,
процессах, а также делать выводы из фактов и их совокупности, но разработать
план поисковой работы самостоятельно не умеет.
9. Принимает активное участие в решении одной задачи, имеющей разные
задания, сначала простые и далее усложненные, но самостоятельно
дополнить задачу не может, поставив, например, ряд вопросов.
10. Может работать с несколькими информационными источниками сразу
(учебное пособие, занимательная литература, энциклопедические материалы),
выбирая и конструируя короткую информацию.
Список литературы
1. Волынец, М.М. Профессия: оператор. / М.М. Волынец – М. : Аспект-
Пресс, 2007. – 160 с. – (Телевизионный мастер-класс).
2. Гин, А.А. Приѐмы педагогической техники: свобода выбора, открытость,
деятельность, обратная связь, идеальность: Пособие для учителей / А.А.
Гин. – Гомель: ИПП «Сож», 1999. – 88 с.
3. оловня, А.Д. Мастерство кинооператора./ А.Д. Головня. – М. : Оникс-
Медиа, 2012. – 237с.
4. Ильин, Р.Н. Изобразительные ресурсы экрана. / Р.Н. Ильин. - М. :
Искусство, 1973. – 255с.
5. История отечественного кино: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.М. Будяк. -
М. : Прогресс-Традиция, 2005. - 528 с.
6. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.И.Юткевич. - М.: Сов.
энциклопедия, 1986. - 640 с.
7. Коблик, Е.Г. Повышение социальной компетентности детей и подростков.
Фильмотека. / Е.Г. Коблик. - М. : Генезис, 2007. – 136 с.
8. Кокарев, И.А. Российский кинематограф: между прошлым и будущим. /
Игорь Кокарев. - М. : Русская панорама, 2001. – 128 с.
9. Комаров С.В. Великий немой. Из истории зарубежного киноискусства
(1895-1930). / С.В. Комаров. - М. : ВГИК, 1994. - 304 с.
10.
Красный, Ю.Е. Мультфильм руками детей: Книга для учителя /
Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. - М. : Просвещение, 1990. – 175 с.
11.
Кулешов, Л.В. Уроки кинорежиссуры. / Л.В.Кулешов - М. : ВГИК,
1999. – 262 с. –
(Памятники кинематографической мысли).
12.
Лотман, Ю.М. Диалоги с экраном. / Ю.М. Лотман, Ю.Г. Цивьян. –
Таллин : Александра,
1994. – 215 с.
13.
Лоусон, Д.Г. Фильм – творческий процесс, или Язык и структура
фильма. / Д.Г.
Лоусон; Пер. с англ., предисловие С.И. Юткевича. - М. : Искусство, 1965. – 468
с.
14.
Медынский, С.Е. Компонуем кинокадр. / С.Е. Медынский. - М. :
Искусство, 1992. –
239 с.
15.
Пензин, С.Н. Анализ фильма: Учебно-методическое пособие для
студентов, изучающих курс «Кино и современность». / С.Н. Пензин. –
Воронеж: Издательство ВГУ, 2005. – 31
16.
Петров, В.В. Основы практической режиссуры: теория и методика:
учебное пособие /
В.В. Петров; М-во культуры РФ, СГАКИ. – Самара : Самар. гос. акад. культуры
и
искусств, 2013. – 180 с.
19.
Поличко, А.Г. Введение в кинопедагогику; основы
кинематографической грамотности:
Программа для высших учебных заведений. / А.Г.Поличко. - М.: АДК СССР,
1990. - 23
с.
20.
Ромм, М. И. Лекции о кинорежиссуре: Учебное пособие. / М.И.
Ромм. – М. : ВГИК,
1973. – 255 с.
21.
Туровская, М.И. Семь с половиной, или Фильмы Андрея
Тарковского. / М.И. Туровская. - М. : Искусство, 1991. – 255 с.
22.
Уорд, П. Композиция кадра в кино и на телевидении. / Питер Уорд. -
М. : ГИТР, 2005. – 196 с.