Напоминание

Организация словарной работы в коррекционной школе: проблемы и пути их решения


Автор: Саввинова Марфа Дмитриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОКУ С(К)ООШ №22
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Организация словарной работы в коррекционной школе: проблемы и пути их решения
Тема: Организация словарной работы в коррекционной школе: проблемы и пути их решения
Раздел: среднее образование





Назад




Организация словарной работы в средней школе:

проблемы и пути их решения

Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость перемен в

образовании.

В

настоящее

время

перед

школой

стоит

задача

формирования

самостоятельного, инициативного человека с активной жизненной позицией. Главная цель

образования на современном этапе – воспитание ученика, способного к самореализации,

саморазвитию и самосовершенствованию. Наряду с этим в практику массовой школы

внедряются педагогические технологии, реализующие идеи развития школьников в

процессе обучения.

Одной из наиболее сложных задач начального общего образования является

достижение высокого уровня качества речевой грамотности и орфографических навыков

младших школьников. Сформированность орфографических навыков имеет важное

значение в дальнейшем обучении школьника, в его способности усваивать программу по

русскому языку. Грамотное письмо выполняет социальную функцию и является составной

частью языковой культуры, залогом точности выражения мысли и взаимопонимания,

поэтому программа предъявляет достаточно высокие требования к навыкам грамотного

письма. Одной из главных задач формированию языковой компетенции личности является

словарная работа. Школьная программа по русскому языку для начальных классов

включает сообщение теоретических сведений по лексике и практические упражнения для

формирования

и

развития

грамматики

и

правописания.

Словарные

упражнения

используются при изучении всех разделов. Они делятся на две группы: упражнения,

направленные на закрепление в памяти учащихся смысла семантизированного слова, и

упражнения, направленные на развитие умения употреблять эти слова в собственной речи.

Использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над

трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению

богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный

запас.

Целью работы является: анализ и описание эффективных методов и приемов

словарной работы на уроках русского языка в средней школе.

Объектом исследования ставится развитие речи и грамотного письма по средствам

организации словарной работы на уроках русского языка.

Задачи работы: определение важности и необходимости словарной работы на уроках

русского языка; использование различных методов и приёмов работы со словарным

словом.

На

каждом

уроке

школьники

встречаются

со

словами

с

непроверяемыми

орфограммами. Такие слова встречаются на всех дисциплинах начальной школы, таких

как русский язык, чтение, математика, окружающий мир и другие, и число их все больше

возрастает. Считаем, что одной из причин ошибок младших школьников в написании

весьма

употребительных

слов

с

непроверяемыми

орфограммами

является

недостаточность

разработки

методики

обучения

с

непроверяемым

написанием,

неупорядоченность дидактического материала, наряду с этим, недостаточно количество

теоретически обоснованных методических рекомендаций по русскому языку в начальной

школе.

Известно, что слово является основной звучащей единица языка, важнейшей его

функцией которого является обозначающая. Особенность словарной работы в школе

состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности

учителя. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, для этого учитель

должен

управлять

этим

процессом

и

таким

образом

облегчить

для

изучения

обучающимися,

обеспечить

правильность

и

полноту

усвоения

слов

младшими

школьниками. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое

значение. Словарная работа на уроках русского языка ведется постоянно с целью

обогащения словарного запаса. При этом учитель должен так организовать работу над

словом, чтобы ребёнок смог запомнить его написание и в последующем не испытывал

трудности в использовании этого слова.

К «трудным» словам относятся слова, имеющие непроверяемые и проверяемые

написания. Непроверяемые написания составляют примерно 30-35% по отношению к

проверяемым словам. Такие слова следует запоминать, для этого должна вестись

целенаправленная работа. Методисты и учителя рекомендуют в обучении непроверяемым

написаниям

использовать

дидактический

материал,

включающий

наиболее

употребительные слова. Их следует отбирать из учебников, изучаемых в данном классе,

художественных произведений, словарей и других источников. Слова с непроверяемыми

написаниями изучаются в школе в «словарном порядке», т. е. учащимся рекомендуется

просто писать и запоминать соответствующие слова.

Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты учителей-

методистов свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями

можно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения

написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память

учащихся,

что

дает

значительно

более

высокую

эффективность,

чем

изучение

непроверяемых написаний в «словарном порядке». Это достигается с помощью

специальных приемов и фонетических упражнений. Суть работы состоит в том, чтобы

дети научились легко слышать звучащее слово, умели производить анализ звуковой

формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию

фонематического

слуха

и

речедвигательных

навыков.

Для

этого

рекомендуется

использовать упражнения, при систематическом выполнении которых были достигнуты

наиболее позитивные результаты. Например, запись слов по алфавиту, выборочный

диктант, подбор однокоренных слов – других частей речи, сопоставление слов с

противоположными орфограммами, цепочка, составление предложений с данными

словами, сочинение по опорным словам, письменный пересказ текста с использованием

данных слов и другие. Наряду с этими упражнениями, нами подобраны для активного

использования на уроках русского языка, такие занимательные упражнения: 1) Выявление

нового слова через работу с составляющими его буквами. При выполнении таких заданий

у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная

произвольная память, речь, мышление, сообразительность.2)

Выявление

нового

слова

через символы, шифры, коды. Такие упражнения позволяют формировать абстрактное

мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта.3) Выявление

искомого слова через упражнения, связанные с лингвистическим материалом и другие.

Так же в педагогической практике хорошо зарекомендовали виды работы, как

вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Рекомендуется

проверку проводить по словарю или по записи на доске, закрытой на период диктовки.

Также проводить взаимопроверку обучающихся, когда ученики обмениваются тетрадями,

проверяя друг у друга, подчеркивают карандашом неверное написание. В работе над

словарными словами рекомендуется использовать учителем не только записи на доске и

устную форму работы, но и наглядно-иллюстративный материал – таблички со словами,

индивидуальные картинные карточки с заданиями, перфокарты, тестовые карточки,

ребусы, кроссворды и др. Использование такого дидактического материала способствует

активному включению учащихся в работу на уроке, содействует словарной работе быть

наиболее занимательным, интересным и не таким сложным для младших школьников. На

тренировочно-закрепительном этапе словарной работы, учителями используется наиболее

распространенные виды словарно-орфографических упражнений– диктанты (зрительные,

с комментированием объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по

памяти, творческие), ребусы, творческие работы.

Для составления контрольных словарных диктантов, как текущий контроль,

проводятся по мере накопления определенных программой количеству изученных слов.

Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами позволила

получить положительный результат – положительная динамика грамотности письменной

речи. В виде рефлексии и закрепления используется прием: по окончанию написания

каждого диктанта, школьники подсчитывают количество слов и проверяют правильность

написания.

На наш взгляд, словарная работа на уроках русского языка должна носить

постоянный и необходимый характер для эффективности формирования речевой

активности и орфографической зоркости младших школьников. Определенные нами виды

и формы словарной работы при систематическом использовании во время уроков

русского языка, формируют у младших школьников орфографическую зоркость,

грамотность, мышление и память.

В

статье

описаны

принципиальные

моменты

собственного

педагогического

наблюдения и опыта работы над словом во время уроков русского языка в начальных

классах. Наряду с проводимой работой повышения качества грамотности и развития речи

младших школьников, предстоит решать и другие задачи, в том числе –привести все виды

работы в стройную систему. Вдохновением для продолжения собственной работы в этом

направлении являются результаты учащихся и их определённые успехи. Наблюдение

показало, что речь младших школьников обогатилась новыми словами, дети усвоили

многие речевые обороты, выражения, задумались над целесообразностью их применения

в определённой ситуации, у большинства учеников пробудилась потребность общаться со

словарями, справочными материалами и другое.

Таким образом, рекомендуется для успешного овладения правильным написанием

слов с трудно проверяемыми и непроверяемыми орфограммами: развивать у учащихся

слуховую и зрительную память; разнообразить работу со словом упражнениями, которые

развивают

интеллектуальные

качества

ребят;

проводить

словарную

работу

в

систематически и поэтапно; использовать богатый наглядно-иллюстративный материал.

Учителю необходимо добиваться, чтобы письмо детей с точки зрения каллиграфии было

четким, аккуратным, понятным, требовать от учащихся правильное написание букв,

закреплять этот навык на всех уроках грамматики, правописания и развития речи.

Саввинова Марфа Дмитриевна, учитель русского языка и литературы



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!