Напоминание

"Игра как средство образовательной деятельности в условиях ФОП ДО"


Автор: Гагарина Людмила Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 8" комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Рузаевка
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как средство образовательной деятельности в условиях ФОП ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Аннотация.

Авторами тема значимости игровой деятельности в воспитании и обучении

дошкольников, в частности использования игровых технологий. Раскрываются сущность игровых

технологий, их особенности, структура. Приводится примеры подобранных игровых технологий для

реализации содержания образовательных областей с детьми старшего дошкольного возраста, в том

числе на интегративной основе

Ключевые слова: игра, игровые технологии, игровые технологии в ДОО, образовательные

области.

Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования сегодня. В русле

реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,

2013 г., Федеральной образовательной программы дошкольного образования, 2023 г. игровой

деятельности дошкольников уделяется особое внимание. Как постулирует ФОП ДО, она занимает

«центральное место в жизни ребёнка...», в ней « закладываются основы личности ребёнка, развиваются

психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные

навыки кооперации..».

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования определены также

функции игры, среди которых: «обучающая,

познавательная,

развивающая,

воспитательная,

социокультурная, коммуникативная, эмоциогенная и др.».

Развивающие и воспитательные возможности игры для детей дошкольного возраста очевидны. B

игре происходит становление всех сторон личности ребенка, происходят значимые изменения в

психике, подготавливающие переход к новой стадии развития.

На современном этапе развития дошкольного образования в русле тематики игры особое

внимание уделяется применению игровых технологий.

Игровые технологии включают в себя группу методов и приёмов организации педагогического

процесса в форме различных педагогических игр.

В Педагогическом словаре «игровые технологии» - это дидактические системы применения

различных игр, формирующих умения решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных

вариантов: занимательные, театрализованные, деловые, ролевые игры, имитационные упражнения,

игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др.

В дошкольной педагогике игровые технологии опираются на следующие научные подходы:

- процессуальный - «игра как процесс»: «цель игры заключается в ней самой» (А. Валлон,

П.Ф.Каптерев и др.);

- деятельностный - «игра как деятельность»: «игра - это вид непродуктивной деятельности

человека.» (К.Д.Ушинский, A.H.Леонтьев и др.);

- технологический - «игра как педагогическая технология»: «игровая деятельность связана с

активизацией и интенсификацией деятельности учащихся» (П.И.Пидкасистый, Ж.C.Хайдаров и др.)

К игровым технологиям относятся:

сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые

сюрпризные моменты, игровое упражнение, элементы театрализованной игры при организации

непосредственной образовательной деятельности, игровое моделирование и экспериментирование и др.

Алгоритм игровой технологии предполагает определенную последовательность действий,

операций педагогa по подбору, разработке, подготовке игр, включению субъектов в игрoвую

деятельность, осуществлению игры, подведению ее итогoв, оценки результатов.

Игровые

технологии

позволяют

дошкольнику

быть

лично

причастным

к

процессам,

протекающим в общественной жизни, дают возможность «прожить» некоторое время в «реальных»

жизненных условиях. Игровые технологии помогают детям

осуществлять социальные пробы,

принимать на себя различные социальные роли, позволяют видеть результаты собственных действий,

понимать и анализировать допущенные ошибки, в том числе и те, которые были сделаны другими

участниками игрового взаимодействия.

Использование игровых технологий также способствует повышению познавательного интереса,

развитию творческих способностей, эмоционального интеллекта дошкольников.

А также помогает педагогу максимально контролировать время занятий за счёт чётко

сформулированных условий игры, варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт

усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала. Игровые

технологии можно использовать для реализации содержания всех образовательных областей в

соответствии с ФОП ДО.

Представим структуру и принципы игровой технологии по Г.К. Селевко:

игровая ситуация. Это эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, на

активизацию мыслительной деятельности и воображения ребенка.

задачи игры. Происходит постановка задач игры.

правила игры, игровое действие. Ознакомление с правилами игры организуют поведение

играющих, обеспечивают игрокам равные условия, выступают регулятором игрового действия.

Игровые правила помогают реализоваться детям в игровых действиях. Игровые действия должны быть

мотивированы, должны постепенно усложняться.

игровое состояние. Это эмоциональное отношение к действительности, поддерживаемое

проблемностью ситуации, элементами занимательности, соревновательности, свободной творческой

атмосферой, используемыми аксессуарами, ситуацией выбора.

результат игры. Важен результат и для педагога: игра продемонстрировала умения, уровень

усвоения знаний и норм поведения, и для детей: игра пробудила интерес к проблеме, принесла

эмоциональное удовлетворение.

Реализуя содержание образовательных областей в соответствии с ФОП ДО крайне значимым

является владение арсеналом игровых технологий.

В нашей ДОО мы создали подборку игровых технологий (педагогических игры) для реализации

содержания каждой образовательной области, в том числе на интегративной основе. Представим ее в

данной статье.

Игровые технологии для реализации содержания образовательных областей.

Таблица № 1.

Название

игровой

технологии

Описание игровой

технологии

Решаемые задачи,

в т.ч. на

интегративной

основе

Планируемые

результаты (на

основе целевых

ориентиров по

ФГОС ДО)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Игра-опыт

«Воздух

занимает место»

Материалы: емкость,

вода, газеты;

целлофановые пакеты,

зубочистки.

Ход игры: Берется

емкость. Заполняется

водой. Скомкать газету и

закрепить ее на дне

бокала так, чтобы она не

выпала. Перевернуть

бокал. Опустить его в

емкость с водой так,

чтобы он целиком

оказался в воде. Вынуть

бокал из емкости и

посмотреть на кусок

скомканной бумаги. В

конце опыта делаются

выводы педагогом и

детьми делаются выводы

о том, какая стала

бумага, почему и т.д.

2.Берутся пустые

целлофановые пакеты и

зубочистки. Дети

«ловят» воздух в

пакеты .Затем пакеты

закручивают до

получения объема. Затем

палочкой делают прокол,

подносят пакет к лицу-

слушают и ощущают,

как выходит воздух из

пакета. Педагог и дети

делают выводы.

«Познавательное

развитие»:

развитие интересов

детей,

любознательности и

познавательной

мотивации;

формирование

первичных

представлений об

объектах

окружающего мира,

о свойствах и

отношениях

объектов

окружающего мира

-изучение свойств

воздуха (Воздух

прозрачный,

невидимый,

бесцветный, не

имеет

формы,занимает

место.);

формирование

познавательных

действий,

становление

сознания.

«Социально-

коммуникативное

развитие»:

развитие общения и

взаимодействия

ребенка со

взрослыми и

сверстниками;

становление

самостоятельности,

целенаправленност

Развитие склонности

к наблюдению,

экспериментированию

развитие

любознательности,

стремления задавать

вопросы взрослым и

сверстникам

развитие интереса к

причинно-

следственным связям,

самостоятельному

объяснению явлений

природы

расширение

представлений о

природном и

социальном мире, в

котором он живет

и и саморегуляции

собственных

действий;

«Речевое

развитие»:

обогащение

активного словаря;

развитие связной,

грамматически

правильной

диалогической и

монологической

речи.

Дидактическая

игра «Времена

года»

Материалы: 4 шапочки

из бумаги для Зимы,

Весны, Лета, Осени.

Вместо шапочек можно

использовать карточки

из цветной бумаги:

белой, зеленой, красной,

желтой, на которых

должны стоять цифры

1,2,3 (по числу месяцев в

каждом времени года)

Ход игры: Дети встают в

круг. Водящий (старик-

годовик) называет месяц,

например, август.

Выходит в круг ребенок

с красной карточкой № 3

и говорит об этом

месяце: «Я – август,

последний летний месяц.

Солнце печет не так

жарко. Вода в реке

прохладная. Ученики

готовятся к школе и т.д.»

каждый ребенок

рассказывает о своем

месяце и его признаках,

приметах.

«Познавательное

развитие»:

развитие интересов

детей,

любознательности и

познавательной

мотивации;

формирование

первичных

представлений о

себе, других людях,

объектах

окружающего мира,

о свойствах и

отношениях

объектов

окружающего мира.

«Социально-

коммуникативное

развитие»:

развитие общения и

взаимодействия

ребенка со

взрослыми и

сверстниками;

становление

самостоятельности,

целенаправленност

и и саморегуляции

собственных

действий.

«Речевое

развитие»:

обогащение

активного словаря.

Активизация

взаимодействия со

сверстниками и

взрослыми, участия в

совместных играх

расширение

представлений о

природном и

социальном мире, в

котором он живет

Развитие устной речи,

способности

выражать свои мысли

формирование

установок

положительного

отношения к миру, к

разным видам труда,

другим людям и

самому себе

Игра-опыт «Что

падает быстрее:

монета или

листок

бумаги?»

(А.И.Шапиро)

Материалы: монеты,

кусочки бумаги - по

количеству детей.

Ход игры: детям

предлагается в одну руку

взять монету. В другую –

маленькую бумажку.

«Познавательное

развитие»:

развитие интересов

детей,

любознательности и

познавательной

мотивации;

Расширение

представлений о себе,

о мире, в котором он

живет

Развитие склонности

к наблюдению,

Выпустить их

одновременно из рук.

Монета сразу удариться

об пол, а бумажка будет

падать медленно,

крутиться,

поворачиваться с боку

на бок. Воспитатель

задает вопрос

«Почему?» Затем

повторить этот опыт с

двумя монетами –

большого и маленького

размера. Обе монеты

упадут одновременно.

Значит дело не в

тяжести тел. Будем

искать другие причины.

Возьмём два одинаковых

листка. Один скомкаем,

другой нет, бросим их.

Мятый падает быстрее.

Вырежем два бумажных

кружочка. Один просто

выпустим из рук, другой

положим сверху монеты

и выпустим из рук.

Кружок без монеты

летит долго, а на монете

падает одновременно с

ней. Проводится

обсуждение. Примерные

вопросы: «Почему это

происходит? Ведь вес

кружков одинаковый!

Просто свободному

кружку мешал падать

воздух. Почему же

воздух не мешает падать

монете, размеры которой

точно совпадают с

размерами бумажного

кружка?»

формирование

познавательных

действий,

становление

сознания;

формирование

первичных

представлений о

себе, других людях,

объектах

окружающего мира,

о свойствах и

отношениях

объектов

окружающего мира.

«Речевое

развитие»:

обогащение

активного словаря.

экспериментированию

развитие интереса к

причинно-

следственным связям,

самостоятельному

объяснению явлений

природы

развитие способности

контролировать свои

движения и управлять

ими

Образовательная область «Речевое развитие»

Дидактическая

игра «Нарисуем

картину

словами» (О.

Ушакова, А.

Арушанова)

Взрослый обращается к

детям: « Хотите стать

необыкновенными

художниками, которые

рисуют не красками и

карандашами, а

словами? Тогда

приготовьтесь

«рисовать». Я прочту

вам нежное

стихотворение о зиме

«Речевое

развитие»:

обогащение

активного словаря;

развитие связной,

грамматически

правильной

диалогической и

монологической

речи; развитие

речевого

Развитие

воображения

Расширение

представлений о

произведениях

детской литературы

расширение

представлений о

природном и

(или любом другом

времени года), а вы

закройте глаза и

попробуйте представить,

о чём я буду читать.

Потом расскажите, какая

картина у вас

получилась. Но

рассказывать надо так,

чтобы все смогли

мысленно увидеть вашу

картину».

творчества;

понимание на слух

текстов различных

жанров детской

литературы.

«Познавательное

развитие»:

развитие

воображения и

творческой

активности.

«Социально-

коммуникативное

развитие»:

развитие общения и

взаимодействия

ребенка со

взрослыми и

сверстниками.

«Художественно-

эстетическое

развитие»:

становление

эстетического

отношения к

окружающему

миру.

социальном мире, в

котором он живет

Развитие устной речи,

способности

выражать свои мысли,

чувства и желания

Дидактическая

игра

«Переезжаем на

новую

квартиру»

Материалы:

Предметные картинки

(парные): чашка-стакан,

кружка-чашка, масленка-

сахарница, чайник-

кофейник, кастрюля-

сковородка, платок-

косынка, шапка-шляпа,

платье-сарафан, свитер-

безрукавка, брюки-

шорты, носки-гольфы,

чулки-носки, перчатки-

варежки, туфли-

босоножки, тапочки -

сандалии, ранец-

портфель, люстра-

настольная лампа.

Коробочки для

складывания картинок.

Ход игры: играют 6

детей. Воспитатель

вручает каждому

ребёнку 2-3 пары

картинок, например:

чашка-стакан, платок-

косынка, ранец-

портфель. Рассказывает:

«Дети, мы получили

«Речевое

развитие»:

обогащение

активного словаря;

развитие звуковой и

интонационной

культуры речи,

фонематического

слуха.

«Социально-

коммуникативное

развитие»:

развитие общения и

взаимодействия

ребенка со

взрослыми и

сверстниками.

«Познавательное

развитие»:

формирование

первичных

представлений об

объектах

окружающего мира,

о свойствах и

отношениях

объектов

окружающего мира

Владение основными

культурными

способами

деятельности

формирование

установок

положительного

отношения к миру, к

разным видам труда,

другим людям и

самому себе

Развитие

взаимодействия со

сверстниками и

взрослыми, участия в

совместных играх

Развитие способности

к принятию

собственных

решений, с опорой на

свои знания и умения

в различных видах

деятельности

новую квартиру. Надо

собрать все вещи и

упаковать их для

переезда. Сначала я буду

упаковывать посуду. Вы

мне будете помогать.

Передавайте мне только

ту вещь, которую я

назову. Будьте

внимательны – многие

вещи внешне похожи. Не

спутайте, например

кружку с чашкой,

чайник с кофейником.

Собранную посуду я

сложу в синюю

коробку».

Воспитатель называет

по одному предмету из

каждой пары, например

кофейник. Если ребёнок

ошибается (предъявляет

чайник), картинка

остается

у него. К концу игры у

детей не должно

остаться ни одной

картинки. Проигравшим

считается тот, у кого

остались картинки.

Затем для активизации в

речи детей

соответствующего

словаря воспитатель

предлагает одному

ребёнку вынимать из

коробки собранные

картинки и говорить, что

он достал, а остальным –

называть предмет,

объединенный в пару с

предъявляемым.

Сюжетно –

ролевая игра

«Пресс-

конференция»

В начале

распределяются роли:

гость на пресс-

конференции и

журналисты. Один из

участников пресс-

конференции «гость»

(тот, кому будут заданы

все вопросы) – садится в

центр и отвечает на

любые вопросы детей.

Все остальные дети

группы участвуют в

«Речевое

развитие»:

развитие связной,

грамматически

правильной

диалогической и

монологической

речи;

овладение речью

как средством

общения и

культуры;

обогащение

Расширение

представлений о

природном и

социальном мире, в

котором он живет

Развитие

любознательности,

стремления задавать

вопросы взрослым и

сверстникам

Развитие устной речи,

пресс-конференции на

любую тему (например:

«Твой выходной день»,

«Экскурсия в зоопарк»,

«День рождения друга»,

«В цирке» и др.).

активного словаря.

«Социально-

коммуникативное

развитие»:

развитие общения и

взаимодействия

ребенка со

взрослыми и

сверстниками;

развитие

социального и

эмоционального

интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания,

формирование

позитивных

установок к

различным видам

труда и творчества.

«Познавательное

развитие»:

развитие интересов

детей,

любознательности и

познавательной

мотивации;

формирование

первичных

представлений о

себе, других людях,

объектах

окружающего мира,

о свойствах и

отношениях

объектов

окружающего мира.

способности

выражать свои мысли,

чувства и желания

Развитие

воображения

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Конструктивна

я игра

«Настольный

театр для

малышей

«Репка» из

пластиковых

стаканчиков»

Дети работают в паре,

которые выбирают себе

сами по желанию.

Вырезают по шаблону

детали - каждая пара для

своего персонажа.

Наклеивают детали на

пластиковый стаканчик,

приклеивают готовые

глазки, прорисовывают

лица персонажей. После

того, как все герои будут

готовы, дети

обыгрывают сказку.

Настольный театр

«Художественно-

эстетическое

развитие»:

формирование

элементарных

представлений о

видах искусства;

реализация

самостоятельной

творческой

деятельности детей;

становление

эстетического

отношения к

окружающему

Развитие мелкой

моторики

Развитие

воображения

Развитие

взаимодействия со

сверстниками и

взрослыми, участия в

совместных играх

Развитие способности

выбирать себе

участников по

можно показать

младшим детям.

миру.

«Речевое

развитие»:

обогащение

активного словаря

«Социально-

коммуникативное

развитие»:

развитие общения и

взаимодействия

ребенка со

взрослыми и

сверстниками.

«Познавательное

развитие»:

развитие интересов

детей,

любознательности и

познавательной

мотивации;

развитие

воображения и

творческой

активности.

совместной

деятельности

Дидактическая

игра

«Художники -

волшебники»

Материалы: Бумага,

акварель.

Ход игры: Педагог

говорит: «Мы все

художники –

волшебники, творим на

бумаге чудеса. Сейчас я

покажу вам, как это

делается. У меня два

листа бумаги. Один –

обыкновенная бумага,

другой – смоченная

волшебной водой. У вас

на столах волшебная

вода в стаканчиках. Я

беру бумагу, смоченную

волшебной водой

(бумага должна

находиться в стадии

высыхания), кистью

рисую три лепестка

малиновой краской

(цветы получаются

расплывающимися),

потом три лепестка

фиолетовой краской.

Видите, как краски

вплывают одна в

другую. Вот и

получились волшебные

цветы.

«Художественно-

эстетическое

развитие»:

реализация

самостоятельной

творческой

деятельности детей;

формирование

элементарных

представлений о

видах искусства;

становление

эстетического

отношения к

окружающему

миру.

«Познавательное

развитие»:

развитие интересов

детей,

любознательности и

познавательной

мотивации;

формирование

первичных

представлений об

объектах

окружающего мира,

о свойствах и

отношениях

объектов

Владение основными

культурными

способами

деятельности

формирование

установок

положительного

отношения к миру, к

разным видам труда,

другим людям и

самому себе

Развитие

воображения

Развитие мелкой

моторики

Теперь давайте сделаем

и вашу бумагу

волшебной. Возьмем

кисточку потоньше,

окунем ее в воду,

смочим бумагу.

Положим кисточки,

держим руки над

бумагой, закрываем

глаза и медленно

считаем: «Раз, два, три,

бумага волшебная –

смотри!». Так надо

сказать три раза. Теперь

мы можем создать

волшебные цветы.

окружающего мира.

Игры-

фантазирования

«Дорисуй

закорючку»

( на основе

игровых заданий

из цикла

«Дорисуй» Е.А.

Нефёдова, О.В.

Узорова)

Материалы: листы

бумаги - заготовки, на

которых в каждом

окошке дома

изображены шесть

одинаковых закорючек.

Ход игры: Детям

предлагается стать

волшебниками и

превратить закорючки,

поселившиеся в

двухэтажном

шестиквартирном доме в

какие-либо объекты

живой или неживой

природы так, чтобы все

жильцы этого

необычного дома были

разные и красивые.

Детям раздаются

заготовки, на которых в

каждом окошке дома

изображены шесть

одинаковых закорючек.

После того, как работы

будут готовы, обсудить с

детьми отличия

«жильцов» и их

особенности, в чем

проявляется их красота?

«Художественно-

эстетическое

развитие»:

реализация

самостоятельной

творческой

деятельности детей

(изобразительной);

становление

эстетического

отношения к

окружающему

миру.

«Познавательное

развитие»:

развитие

воображения и

творческой

активности.

«Речевое

развитие»:

обогащение

активного словаря.

Владение основными

культурными

способами

деятельности

Развитие

воображения

Развитие мелкой

моторики

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно-

ролевая игра

«Строим дом»

Материалы: крупный

строительный материал,

машины, подъемный

кран, игрушки для

обыгрывания постройки,

картинки с

«Социально-

коммуникативное

развитие»:

развитие общения и

взаимодействия

ребенка со

Развитие

любознательности

Развитие

взаимодействия со

сверстниками и

изображением людей

строительной

профессии: каменщика,

плотника, крановщика,

шофера и т. д.

Ход игры: воспитатель

предлагает детям

отгадать загадку: «Что за

башенка стоит, а в

окошке свет горит? В

этой башне мы живем, и

она зовется? (дом)».

Воспитатель предлагает

детям построить

большой, просторный

дом, где бы могли

поселиться игрушки.

Дети вспоминают, какие

бывают строительные

профессии, чем заняты

люди на стройке. Они

рассматривают

изображения строителей

и рассказывают об их

обязанностях. Затем дети

договариваются о

постройке дома.

Распределяются роли

между детьми совместно

педагогом и детьми:

одни – Строители, они

строят дом; другие –

Водители, они подвозят

строительный материал

на стройку, один из

детей – Крановщик. В

ходе строительства

следует обращать

внимание на

особенности совместной

деятельности,

взаимоотношений между

детьми.

Когда дом готов, туда

могут вселяться новые

жители.

взрослыми и

сверстниками;

формирование

готовности к

совместной

деятельности со

сверстниками;

формирование

позитивных

установок к

различным видам

труда и творчества.

«Познавательное

развитие»:

формирование

первичных

представлений о

себе, других людях,

объектах

окружающего мира;

развитие

воображения и

творческой

активности.

«Речевое

развитие»:

обогащение

активного словаря.

взрослыми, участия в

совместных играх

Развитие

инициативности и

самостоятельности в

разных видах

деятельности - игре,

общении,

познавательно-

исследовательской

деятельности,

конструировании и

др.

Развитие способности

к принятию

собственных

решений, с опорой на

свои знания и умения

в различных видах

деятельности

расширение

представлений о

природном и

социальном мире, в

котором он живет

Сюжетно –

ролевая игра

«Кругосветное

путешествие»

Материалы: корабль,

сделанный из

строительного

материала, штурвал,

бинокль, карта мира;

магнитофон, диски с

записями звуков

природы, животных,

людей, говорящих на

«Социально-

коммуникативное

развитие»:

развитие общения и

взаимодействия

ребенка со

взрослыми и

сверстниками;

формирование

Развитие способности

выбирать себе род

занятий, участников

по совместной

деятельности

формирование

установок

положительного

разных языках. Картины

или постеры с

изображением природы

разных стран.

Ход игры: воспитатель

предлагает детям

отправиться в

кругосветное

путешествие на корабле.

По желанию выбирают

детей на роли Капитана,

Радиста, Матроса,

Мичмана. Обсуждаются

права и обязанности всех

этих членов

путешествия. Корабль

отплывает из России и

проплывает разные

страны - и Италию, и

Африку, и Индию, и

другие страны и

континенты. Во время

«путешествия»

воспитатель выставляет

картины/постеры с

изображением пейзажей

разных стран, включает

аудиозаписи со звуками

моря, голосов животных

и птиц, людей,

говорящих на разных

языках. Члены команды

«видят» как меняется

природа, пейзажи,

животный мир, люди,

которые говорят на

разных языках и пр.

Морякам приходится

ловко управлять

кораблем, чтобы не

столкнуться с айсбергом,

справиться с бурей.

Только слаженная

работа и дружба

помогают им справиться

с этим испытанием.

готовности к

совместной

деятельности со

сверстниками;

формирование

позитивных

установок к

различным видам

труда и творчества;

усвоение норм и

ценностей,

принятых в

обществе;

формирование

основ безопасного

поведения в быту,

социуме, природе.

«Познавательное

развитие»:

формирование

первичных

представлений о

себе, других людях,

объектах

окружающего мира;

формирование

представлений о

малой родине и

Отечестве, о

планете Земля как

общем доме людей,

об особенностях ее

природы,

многообразии стран

и народов мира.

«Речевое

развитие»:

овладение речью

как средством

общения и

культуры.

«Художественно-

эстетическое

развитие»:

развитие

предпосылок

ценностно-

смыслового

восприятия и

понимания, мира

природы.

отношения к миру, к

разным видам труда,

другим людям и

самому себе

Развитие

взаимодействия со

сверстниками и

взрослыми, участия в

совместных играх

Формирование

способности

договариваться,

учитывать интересы и

чувства других

Развитие

воображения

Владение разными

формами и видами

игры, умение

различать условную и

реальную ситуации,

умение подчиняться

разным правилам и

социальным нормам

Развитие мелкой и

крупной моторики

Подвижность,

выносливость

ребенка, владение

основными

движениями

Игра «Нити

дружбы».

Материалы: клубок

крепких, но нежестких

ниток.

«Социально-

коммуникативное

развитие»:

Развитие мелкой

моторики

Ход игры: Участники

наматывают нить на

палец, после чего

говорят, что они больше

всего любят и как

обычно отдыхают, затем

бросают клубок другому

человеку. В результате в

центре образуется

«паутина», «сеть»,

«связующая нить»,

которая объединяет всех

участников. Следующий

этап – участники

сматывают нить в

обратном порядке и

задают любой вопрос.

Вопросы могут быть о

своих трудностях и

недостатках (что трудно

дается или с какими

своими чертами

характера хотел бы

расстаться), а в

обратную сторону - о

том, что нравится в том

человеке, которому

бросают клубок, или за

что ему благодарен и т.п.

развитие общения и

взаимодействия

ребенка со

взрослыми и

сверстниками;

формирование

уважительного

отношения и

чувства

принадлежности к

сообществу детей и

взрослых в

Организации;

развитие

социального и

эмоционального

интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания;

становление

самостоятельности,

целенаправленност

и и саморегуляции

собственных

действий.

«Речевое

развитие»:

обогащение

активного словаря;

развитие связной,

грамматически

правильной

диалогической и

монологической

речи.

«Познавательное

развитие»:

формирование

первичных

представлений о

себе, других людях,

объектах

окружающего мира.

Развитие способности

контролировать свои

движения и управлять

ими

Развитие способности

к волевым усилиям,

следованию

социальным нормам

поведения и правилам

в разных видах

деятельности

Развитие

любознательности,

стремления задавать

вопросы взрослым и

сверстникам

расширение

представлений о

природном и

социальном мире, в

котором он живет

«Тух-тиби-дух»

(Е.Лютова-

Робертс,

Г.Монина)

Ход игры: воспитатель

говорит детям: «Я

сообщу вам заклинание

против плохого

настроения, обид и

огорчений. Сейчас вы

начнёте ходить и

небыстро бегать по

комнате, не

разговаривая. Как только

вам захочется

«Социально-

коммуникативное

развитие»:

развитие общения и

взаимодействия

ребенка со

взрослыми и

сверстниками;

формирование

готовности к

совместной

Развитие способности

контролировать свои

движения и управлять

ими

Подвижность,

выносливость

ребенка, владение

основными

движениями

поговорить,

остановитесь напротив

одного из участников,

посмотрите ему в глаза

и трижды, сердито-

пресердито произнесите:

«Тух-тиби-дух». Затем

снова остановитесь

перед кем-нибудь и

произнесите то же самое

и так далее. Говорить

надо обязательно

сердито и глядя в глаза».

Игру можно закончить

тогда, когда дети начнут

смеяться.

деятельности со

сверстниками.

«Физическое

развитие»:

становление

целенаправленност

и и саморегуляции в

двигательной сфере.

Владение разными

формами и видами

игры, умение

различать условную и

реальную ситуации,

умение подчиняться

разным правилам и

социальным нормам

Развитие способности

сопереживать

неудачам и

радоваться успехам

других, адекватно

проявлять свои

чувства

Развитие

взаимодействия со

сверстниками и

взрослыми, участия в

совместных играх

Образовательная область «Физическое развитие»

Игра-

развлечение

«Путешествие в

страну

дорожных

знаков».

Оборудование:

- гимнастические

скамейки;

- гимнастическая стенка;

- тоннели;

- пешеходные переходы;

- предметы;

- обручи;

- конусы;

- дорожные знаки;

- иллюстрации

(фотографии) различных

ситуаций.

Ход игры: проводится

первая эстафета

«Дорожные знаки».

Две команды

(построение за

капитанами,

перестроение в 2

колонны для

выполнения эстафет).

Необходимо оставить

иллюстрацию, после

чего преодолев

препятствия, добежать

до гимнастической

стенки, добраться до

нужного знака,

соответствующего

иллюстрации, сорвать

«Физическое

развитие»:

становление

целенаправленност

и и саморегуляции в

двигательной

сфере;

приобретение опыта

в двигательной

деятельности детей,

в том числе

связанной с

выполнением

упражнений,

направленных на

развитие

координации и

гибкости; овладение

подвижными

играми с

правилами.

«Познавательное

развитие»:

формирование

первичных

представлений о

себе, других людях,

объектах

окружающего мира.

«Социально-

коммуникативное

Развитие способности

контролировать свои

движения и управлять

ими

Развитие крупной и

мелкой моторики

Подвижность,

выносливость

ребенка, владение

основными

движениями

его, вернуться обратно

по прямой, положить

знак на иллюстрацию.

Это и будет передача

эстафеты.

Проведение второй

эстафета «Пройди по

переходу». Необходимо

пройти полосу

препятствий, следуя

указаниям знаков:

пешеходный переход

(зебра), подземный

переход (тоннель),

надземный переход

(гимнастическая

скамейка).

Проведение третьей

эстафеты «Перевозка

пассажиров».

Капитаны изображают

водителей. Они

надевают на себя обруч,

следующий участник

(пассажир) хватается

двумя руками за обруч,

по команде они

начинают двигаться до

знака «Автобусная

остановка», где

«водитель» оставляет

«пассажира», после чего

возвращается к своей

команде, забирает

следующего участника и

так пока всех не

привезет.

В конце проводится

совместное обсуждение

(воспитатель и дети)

хода игры и итогов.

развитие»:

формирование

основ безопасного

поведения в быту,

социуме, природе;

формирование

готовности к

совместной

деятельности со

сверстниками.

«Речевое

развитие»:

обогащение

активного словаря.

Моторная игра

«Стометровка

лягушек»

Ход игры:

воспитатель

организует соревнование

«лягушек».

«Лягушки»

могут

ползти

на

четвереньках, прыгать на

корточках с опорой на

руки

и

«плыть»

ползти

по-пластунски.

Воспитатель определяет

дистанцию: это «дорога»

— по ней надо «ползти»;

это «кочки» — по ним

надо

прыгать;

это

«пруд» — по нему надо

«Физическое

развитие»:

становление

целенаправленност

и и саморегуляции в

двигательной

сфере;

приобретение опыта

в двигательной

деятельности детей,

в том числе

связанной с

выполнением

упражнений,

Владение разными

формами и видами

игры, умение

различать условную и

реальную ситуации,

умение подчиняться

разным правилам и

социальным нормам

Подвижность,

выносливость

ребенка, владение

основными

движениями

«плыть».

Затем

все

выстраиваются

на

старте,

и

по

команде

ведущего

начинается

соревнование.

В

ходе

игры

ведущий

может

подсказывать,

что

начались

«кочки»

или

«пруд», а затем снова

«дорога» и т. п. А можно

исключить подсказки и,

если

ребенок

сбился,

назначать ему штрафные

фанты

(например,

попрыгать

«лягушкой»

вокруг

стола,

стула).

Выигрывает

самый

резвый и точный.

направленных на

развитие

координации и

гибкости,

правильным, не

наносящем ущерба

организму

выполнением

основных

движений;

овладение

подвижными

играми с

правилами.

«Социально-

коммуникативное

развитие»:

развитие общения и

взаимодействия

ребенка со

взрослыми и

сверстниками.

Развитие способности

контролировать свои

движения и управлять

ими

Развитие мелкой и

крупной моторики

Подвижная

игра «Повар и

котята».

Материалы: большой

обруч или шнур,

предметы по количеству

играющих.

Место

проведения: Спортивный

зал или спортивная

площадка.

Ход игры: По считалке

выбирается повар,

который охраняет

лежащие в обруче

предметы – «сосиски».

Повар разгуливает

внутри обруча, шнура –

«кухни». Дети - котята

идут по кругу, выполняя

различные виды ходьбы,

бега, произнося текст:

«Плачут киски в

коридоре,

У котят большое горе:

Хитрый повар бедным

кискам

Не дает схватить

сосиски».

С последним словом

«котята» забегают на

«кухню», стремясь

схватить сосиску. Повар

пытается осалить

вбежавших игроков.

Осаленные игроки

«Физическое

развитие»:

становление

целенаправленност

и и саморегуляции в

двигательной

сфере;

приобретение опыта

в двигательной

деятельности детей,

в том числе

связанной с

выполнением

упражнений,

направленных на

развитие

координации и

гибкости; овладение

подвижными

играми с

правилами.

«Социально-

коммуникативное

развитие»:

развитие общения и

взаимодействия

ребенка со

взрослыми и

сверстниками;

формирование

готовности к

совместной

деятельности со

Развитие способности

контролировать свои

движения и управлять

ими

Развитие мелкой и

крупной моторики

Подвижность,

выносливость

ребенка, владение

основными

движениями

Владение разными

формами и видами

игры, умение

различать условную и

реальную ситуации,

умение подчиняться

разным правилам и

социальным нормам

Развитие

взаимодействия со

сверстниками и

взрослыми, участия в

совместных играх

Развитие

инициативности и

самостоятельности в

выбывают из игры. Игра

продолжается до тех

пор, пока все сосиски не

будут украдены у

повара. Выигравший

котенок становится

поваром.

Правила: Нельзя раньше

времени забегать в круг.

Повару не разрешается

хватать котят, только

салить, ему не

разрешается выходить за

пределы круга.

Запрещено брать

одновременно 2 и более

предмета.

Варианты: Поваров

может быть больше,

тогда количество

предметов

увеличивается.

сверстниками.

«Речевое

развитие»:

развитие звуковой и

интонационной

культуры речи.

разных видах

деятельности - игре,

общении,

познавательно-

исследовательской

деятельности,

конструировании и

др.

Подвижная игра

«Звонящий».

Ход игры: у всех

завязаны глаза, кроме

ведущего. Он должен всё

время перемещаться по

комнате с

колокольчиком в руке.

Остальные пытаются

поймать ведущего по

звону колокольчика.

Иногда они ловят друг

друга и убеждаются что

ошиблись, услышав звон

колокольчика вдалеке.

Игрок, поймавший и

узнавший звонящего,

становится ведущим.

«Физическое

развитие»:

становление

целенаправленност

и и саморегуляции в

двигательной

сфере; овладение

подвижными

играми с

правилами.

«Познавательное

развитие»:

формирование

первичных

представлений о

свойствах и

отношениях

объектов

окружающего мира

(звучании,

пространстве и

времени, движении

и покое, причинах и

следствиях и др.)

Подвижность,

выносливость

ребенка, владение

основными

движениями

Развитие способности

к принятию

собственных

решений, с опорой на

свои знания и умения

в различных видах

деятельности

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов ДОО.

Игровые

технологии

имеют

огромный

потенциал

с

точки

зрения

базисной

воспитательно-

образовательной цели: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной

деятельности, общения и самого себя.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!