Автор: Роговая Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: СП СПО ОТЖТ
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: Статья
Тема: Игры на уроках химии как интерактивный метод обучения
Раздел: среднее профессиональное
Игры на уроках химии как интерактивный метод обучения
Роговая Ольга Юрьевна
Омский техникум железнодорожного транспорта (ОТЖТ)
г.Омск
Преподаватель химии
Игры – интерактивный метод обучения
Из
многообразия
современных
методов
обучения,
как
ведущие
предлагаются
интерактивные. Данные методы, как ни какие другие, способствует формированию
практически всех ключевых компетенций у обучающихся. Доминирование интерактивных
методов в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь их
преобладание.
Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act”
—
действовать.
“Интерактивность”
означает
способность
взаимодействовать
или
находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде
всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но
лишь на линиях “студент— студент” или “преподаватель — группа обучающихся
(аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “студент —
студент” (работа в парах), “студент — группа обучающихся” (работа в группах), “студент
- аудитория” или “группа обучающихся — аудитория” (презентация работы в группах),
“студент — компьютер” и т.д.
Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное
обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет
в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в
создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою
успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам
процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким
образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс
познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они
знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения
учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад,
идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в
атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать
новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более
высокие формы кооперации и сотрудничества.
Игра – универсальная форма дидактического взаимодействия
преподвателя со
студентами и обучающихся между собой.
Интерактивные упражнения и задания, данные в игровой форме, усиливают мотивацию
обучения и желание идти на урок. Игровое обучение – это форма учебного процесса в
условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во
всех
его
проявлениях:
знаниях,
навыках,
умениях,
эмоционально
–
оценочной
деятельности. Высокий уровень активности обучающихся
достигается почти всегда
добровольно, без принуждения и очень быстро.
Для каждого вида игр существует своя технология. Обучающие игры бывают: ролевые,
имитации, образовательные, дидактические, деловые.
Практика показывает, что занятия по химии с использованием игровых ситуаций, делая
увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного
интереса. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы
творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит
от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от студента преодоления
собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы. Таким образом,
реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но
и в обогащении эмоциональной сферы и становлению волевых качеств личности.
И если проводить игры несложные и, что самое главное, периодически, то обучающиеся
легко привыкают к этому и затем без особых усилий могут сконцентрироваться. Игра –
это обучение в действии, она требует полной отдачи от участников, в ней используется
полный запас умений и знаний. Игра способствует развитию внимания, познавательного
интереса, помогает созданию благоприятного психологического климата на уроке. Самое
главное, у обучающихся получается хорошо тогда, когда они делают все с желанием и
только через игру можно достичь успехов.
Игра – вид деятельности, который присущи обучающимся, и взрослым, поэтому
использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно,
однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который
способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ естественных наук.
При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала.
Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы,
обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что
процесс учения является не только интересной игрой. Использование разных типов игр –
деловых, ролевых, дидактических для разрешения учебных проблем вносит разнообразие
в
течение
предметного
образовательного
процесса,
вызывает
формирование
положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное
участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.
Практика подтвердила эффективность применения игровых методик на завершающем
этапе (по завершению изучения темы, раздела, курса) обучения химии. Ролевая игра,
например, может быть проведена в виде конференции «Источники загрязнения
природных вод и способы их устранения». Для проведения конференции из числа
обучающихся выделяется председатель конференции – ведущий, технолог с цементного
завода, группы экспертов от экологов и общественности. По результатам обсуждения
обозначенной проблемы вырабатывается решение конференции. При этом происходит
освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные
умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения
решать проблемы, толерантность, ответственность.
Дидактическая игра также является средством, стимулирующим процесс обучения химии.
Под влиянием увлеченности, которую создает игровая ситуация, прежде неинтересный и
труднопонимаемый материал усваивается легче и успешней, так как в игре присутствует
главный фактор обучения – активность обучающихся. Безразличие к учебе в игровой
ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым, в игровую
деятельность включаются даже самые пассивные студенты. Но чтобы победить,
необходимы
знания
изучаемого
материала,
а
также
сообразительность,
умение
сопоставлять, анализировать, делать выводы. Например, для победы в игре «Двойняшки»
надо хорошо выучить и усвоить знаки химических элементов.
Еще одним фактором формирования познавательного интереса в ходе дидактической
игры служит проблемная ситуация, когда студенты, например совершая путешествие в
страну «Химия», должны объяснить с научной точки зрения сущность химических
процессов, происходящих в природе. Необходимо отметить, что знания в такой игре
студенты получают не только преподавателя, они сами являются участниками их поиска,
обмениваясь между собой информацией.
В целом процесс усвоения знаний по химии для обучающихся является нелегким и
напряженным трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти,
максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения химии
необходимо тренировать эти психические свойства. При проведении игр «Химическая
тайнопись», «Сколько знаков?», «Найди ошибку» ставиться цель не только закрепить
знания химической символики, облегчить запоминание названий химических элементов,
но и совершенствовать память, внимание, развить воображение, наблюдательность. Таким
образом, обучающийся познает мир и развивается в специально созданных для этого
игровых условиях.
Игровой метод как интерактивные технологии обучения химии следует шире применять в
образовательном процессе, причем систематически, а не от случая к случаю. Лишь
систематическое целенаправленное использование различных игровых ситуаций может
дать определенные результаты как в изменении основных качеств личности, так и в
результативности учебной деятельности и в обучении в целом.
Литература
1.
Дидактические игры при обучении химии. Г.И.Штремплер, Г.А.Пичугина. –
М.:Дрофа, 2003
2.
Игра – интерактивный метод обучения. Петрашко С.А.
3.
Интерактивные
методы
обучения
как
средство
формирования
ключевых
компетенций. Двуличанская Н.Н.: Наука и образование. 2011