Автор: Умалатова Джума Халидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Геджухская СОШ"
Населённый пункт: Дербентского района РД
Наименование материала: Статья
Тема: Выразительное чтение как способ повышения культурного уровня учащихся
Раздел: среднее образование
Выразительное чтение как способ повышения культурного уровня
учащихся
Аннотация.
В данной статье говориться о том, что выразительное чтение - это вид
искусства, суть которого заключается в творческом воплощении литературного
произведения в действенно звучащем слове.
Воплотить произведение в слове – значит вызвать в воображении слушателей
изображенную автором жизнь во всей ее полноте и многообразии, раскрыть
отношение
художника
к
изображаемому,
передать
особенности
художественной формы, стиля автора.
Задача воплотить произведение в слове требует от чтеца тщательного анализа
текста, уяснения мыслей и намерений автора, его отношения к людям, фактам и
событиям, о которых он рассказывает, той идеи, которую он утверждает.
Конечная цель чтеца – в соответствии со своей трактовкой раскрыть
слушающим идейно-художественную сущность произведения, заставить их
увидеть, прочувствовать и оценить изображенные в нем явления так, как видит,
переживает и оценивает их он – исполнитель.
Ключевые слова: выразительное чтение, чтец, интонация, ударение,
мимика,стиль автора, мелодика речи,пауза,жест.
Одним из важнейших этапов изучения литературы, его неотъемлемой
составляющей является выразительное чтение произведения. Оно обеспечивает
целостное и эмоциональное восприятие художественного произведения.
Понятие «выразительное чтение» имеет несколько значений:
-чтение вслух с сохранением правильной интонации (словарь Д.М. Ушакова);
-искусство
творческого
воплощения
литературных
произведений
в
художественно организованной устной речи (Г. Артоболевский);
-самостоятельный
вид
искусства,
суть
которого
состоит
в
творческом
воплощении литературного произведения в действенно звучащем слове (Б.
Найденов);
-исполнительское искусство, материалом которого является литературное
произведение (М. Германова);
Все эти определения объединяют три момента: выразительное чтение - это
искусство
в действии, и материалом для этого вида искусства является
литература.
Таким образом, выразительное чтение - это вид искусства, суть которого
заключается
в
творческом
воплощении
литературного
произведения
в
действенно звучащем слове.
Воплотить произведение в слове – значит вызвать в воображении слушателей
изображенную автором жизнь во всей ее полноте и многообразии, раскрыть
отношение художника к изображаемому, передать особенности художественной
формы, стиля автора.
Задача воплотить произведение в слове требует от чтеца тщательного анализа
текста, уяснения мыслей и намерений автора, его отношения к людям, фактам и
событиям, о которых он рассказывает, той идеи, которую он утверждает.
Конечная цель чтеца – в соответствии со своей трактовкой раскрыть
слушающим идейно-художественную сущность произведения, заставить их
увидеть, прочувствовать и оценить изображенные в нем явления так, как видит,
переживает и оценивает их он – исполнитель.
Для овладения основами искусства художественного чтения существуют
специальные выразительные средства: интонация, логическое ударение, пауза,
темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в
тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
Великая сила - интонация! Интонация не только придает речи нужный
динамизм, нередко драматизирует ее, но и усиливает ее выразительность.
Интонация
фактически
оформляет
речь,
помогает
активизации
ее
коммуникативной функции, делает ее определенной. Вот почему интонация, в
какой бы форме она не звучала, обладает существенной психологической силой
и представляет важное средство усиления впечатляемости публичного слова.
Русское словесное ударение отличается большей длительностью произношения
гласной в ударном слоге. Ударный слог произносится и с большей силой
сравнительно
с
безударным.
Ударные
слоги
четко
противопоставлены
безударным, они произносятся более ясно, более отчетливо, безударные же
произносятся неясно (редуцированно).
Очень важными для освоения интонационной системы русского языка являются
фразовые и логические ударения. Членение на интонационно-смысловые
отрезки
(фразы)
помогает
осмыслению
предложения,
уточнению
его
содержания: все высказывание от этого выигрывает. Поэтому в любом
предложении одно из слов фразы слегка выдвигается вперед: голос на ударном
слоге усиливается, обычно при произнесении последнего слова фразы (такта).
Это и есть фразовое ударение. Логическое ударение – это выделение слова,
наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. К. С. Станиславский
называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое
главное слово в предложении. При объединении авторских слов с прямой речью
действующего лица ударение падает на важное по смыслу слово действующего
лица, с авторских слов ударение «снимается», эти слова произносятся бегло. При
сочетаниях прилагательного с существительным (если нет противопоставления)
логическое ударение ставится на существительном. Правила эти применяются не
механически, а с учетом ситуации речи, содержания текста. Не рекомендуется
перегружать текст логическими ударениями, так как в этом случае речь плохо
воспринимается.
Таким образом, постановка ударения подчиняется определенным правилам,
обязательным для всех пользующихся литературным языком. Трудно считать
выразительной речь, в которой эти нормы не соблюдаются.
Невозможно представить себе чтеца, который мог бы завладеть вниманием, не
организуя свою речь по темпу и ритму. Без смены темпа и ритма речь монотонна
в высшей степени. Пауза позволяет важным соображениям глубже запасть в
сознание слушателей. Она организует речь, расчленяя ее на «речевые такты»,
сообщает слову дополнительный смысл и эмоциональную силу, делает речь
музыкальной. Для художественного слова вопрос мелодики речи неизмеримо
важен, чем может показаться на первый взгляд. Он связан не только с красотой
произношения, с музыкальностью фразировки, но и с моральной стороной
общения со слушателем. Мелодика речи – движение голоса по высоте тона, то
есть скольжение его от основного тона вверх и вниз. Мелодика, благодаря
наличию в речи гласных звуков, придает ей певучесть, нежность, гибкость.
При подготовке текста к произнесению вслух чтецу помогают авторские знаки
препинания.
Здесь
говорится
о
знаках
препинания,
которые
выражают
ритмомелодические
особенности
речи:
точка,
вопросительный
и
восклицательный знаки, многоточие, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки
при прямой речи, скобки и тире при вводных словах и предложениях. Но есть и
такие знаки препинания, которые служат для обозначения грамматического
строя предложения.
Таким образом, тембр играет важную роль не только как общая окраска звука,
но и как способность голоса варьировать в зависимости от выражаемых мыслей
и чувств. Как идеи обладают различной силой воздействия, различной
способностью вызывать те или иные чувств, так и самая гармония человеческого
голоса может порождать те же переживания.
Как вести себя перед аудиторией? Это очень важный профессиональный
вопрос. То, как чтец вышел к слушателям и как держится на виду у них, и
составляет часть его мастерства, совокупность физических действий. Под
«физическими действиями» К. С. Станиславский подразумевал сценическое
поведение чтеца, порождаемое или обуславливаемое выражаемыми им словами.
В роли слова – действие всегда едины, причем под действием подразумеваются
также душевные переживания. Чтецкое действие – это по преимуществу именно
то, как чтец излагает свои мысли и чувства. Естественно, что, развертывая свою
речь, он и действует соответствующим образом. Чтец ограничен местом
выступления, но, тем не менее, действует физически, и это выражается в том, как
он держится перед слушателем. Речь идет, прежде всего, о позе, как о важном
средстве звучащего слова. Именно поза и определяет положение тела.
Таким образом, необходимо овладеть манерой правильно стоять, пока не
появится
привычное
ощущение
устойчивости,
равновесия,
легкости
и
подвижности всей позы.
Жест – телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речи. В
процессе речи чтец использует жест в случаях, когда ему надо раскрыть
существенные черты изображаемой жизни. Речь без жеста так же нелепа, как
текст без знаков препинания, но если сами точки и запятые не могут заменить
слова, то жест и, в частности, язык рук может обойтись без слова. Обычно
считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно,
это самые выразительные и бросающихся в глаза жесты. Существуют правила
жестикуляции, которые и следует соблюдать. Не злоупотреблять жестами и
помнить, что чрезмерная жестикуляция не помогает, а мешает чтецу. Не должно
быть так, чтобы слушатели забавлялись жестикуляцией, увлекшись ею, не
слушали самой речи, не вникали в ее конкретное содержание. Жесты должны
быть сдержанными, но выразительными.
Таким образом, жесты являются естественным дополнением мыслей, чувств и
переживаний чтеца.
Мимика – это выразительные движения мышц лица, связанные с
мыслительной деятельностью и чувствами чтеца; он использует мимику как
средство внешней выразительности речи, применяемой произвольно, по своему
замыслу. Мимика оживляет речь, делает ее более зримой, психологичной. Она не
может быть формальной и показной, как и жест, - она определенно
содержательна и эмоциональна. Мимикой нужно уметь пользоваться, то есть
произнося фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и так
далее, чтец должен наблюдать за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом
участие; или же, если мимика чрезмерна, то не заслонять ей смысловую емкость
и выразительность, ее эмоциональную содержательность.
Таким
образом,
под
выразительным
чтением
понимается
правильное,
осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения. Именно
такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала
и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.
Список использованной литературы.
1.
© Елеонская А.С. Полоцкий -педагог и методист. М.,1969, С.123
2.
©
Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед.
учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997.-144 с.
3.
© Лихачев Д. С. Возникновение русской литературы. М., 1952. -С.344
4.
© Маерова К. В. Выразительное чтение. Москва: РУДН, 2013. - 145 с.
5.
©
Найденов Б., Коренюк Л. Методика выразительного чтения. Москва:
Просвещение, 2017. - 176 с.
6.
©
Оморокова М. И. Учимся читать выразительно. Москва: Академия,
2011. - 312 с.
7.
©
Соловьева Н. М., Майман Р. Р. Выразительное чтение на уроках
литературы. СПб.: Питер, 2020. - 271 с.
8.
© Шелестова З.А. Выразительное чтение в школе и вузе. – М.: МПГУ,
2016.