Напоминание

Выразительное чтение как способ повышения культурного уровня учащихся


Автор: Умалатова Джума Халидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Геджухская СОШ"
Населённый пункт: Дербентского района РД
Наименование материала: Статья
Тема: Выразительное чтение как способ повышения культурного уровня учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Выразительное чтение как способ повышения культурного уровня

учащихся

Аннотация.

В данной статье говориться о том, что выразительное чтение - это вид

искусства, суть которого заключается в творческом воплощении литературного

произведения в действенно звучащем слове.

Воплотить произведение в слове – значит вызвать в воображении слушателей

изображенную автором жизнь во всей ее полноте и многообразии, раскрыть

отношение

художника

к

изображаемому,

передать

особенности

художественной формы, стиля автора.

Задача воплотить произведение в слове требует от чтеца тщательного анализа

текста, уяснения мыслей и намерений автора, его отношения к людям, фактам и

событиям, о которых он рассказывает, той идеи, которую он утверждает.

Конечная цель чтеца – в соответствии со своей трактовкой раскрыть

слушающим идейно-художественную сущность произведения, заставить их

увидеть, прочувствовать и оценить изображенные в нем явления так, как видит,

переживает и оценивает их он – исполнитель.

Ключевые слова: выразительное чтение, чтец, интонация, ударение,

мимика,стиль автора, мелодика речи,пауза,жест.

Одним из важнейших этапов изучения литературы, его неотъемлемой

составляющей является выразительное чтение произведения. Оно обеспечивает

целостное и эмоциональное восприятие художественного произведения.

Понятие «выразительное чтение» имеет несколько значений:

-чтение вслух с сохранением правильной интонации (словарь Д.М. Ушакова);

-искусство

творческого

воплощения

литературных

произведений

в

художественно организованной устной речи (Г. Артоболевский);

-самостоятельный

вид

искусства,

суть

которого

состоит

в

творческом

воплощении литературного произведения в действенно звучащем слове (Б.

Найденов);

-исполнительское искусство, материалом которого является литературное

произведение (М. Германова);

Все эти определения объединяют три момента: выразительное чтение - это

искусство

в действии, и материалом для этого вида искусства является

литература.

Таким образом, выразительное чтение - это вид искусства, суть которого

заключается

в

творческом

воплощении

литературного

произведения

в

действенно звучащем слове.

Воплотить произведение в слове – значит вызвать в воображении слушателей

изображенную автором жизнь во всей ее полноте и многообразии, раскрыть

отношение художника к изображаемому, передать особенности художественной

формы, стиля автора.

Задача воплотить произведение в слове требует от чтеца тщательного анализа

текста, уяснения мыслей и намерений автора, его отношения к людям, фактам и

событиям, о которых он рассказывает, той идеи, которую он утверждает.

Конечная цель чтеца – в соответствии со своей трактовкой раскрыть

слушающим идейно-художественную сущность произведения, заставить их

увидеть, прочувствовать и оценить изображенные в нем явления так, как видит,

переживает и оценивает их он – исполнитель.

Для овладения основами искусства художественного чтения существуют

специальные выразительные средства: интонация, логическое ударение, пауза,

темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в

тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Великая сила - интонация! Интонация не только придает речи нужный

динамизм, нередко драматизирует ее, но и усиливает ее выразительность.

Интонация

фактически

оформляет

речь,

помогает

активизации

ее

коммуникативной функции, делает ее определенной. Вот почему интонация, в

какой бы форме она не звучала, обладает существенной психологической силой

и представляет важное средство усиления впечатляемости публичного слова.

Русское словесное ударение отличается большей длительностью произношения

гласной в ударном слоге. Ударный слог произносится и с большей силой

сравнительно

с

безударным.

Ударные

слоги

четко

противопоставлены

безударным, они произносятся более ясно, более отчетливо, безударные же

произносятся неясно (редуцированно).

Очень важными для освоения интонационной системы русского языка являются

фразовые и логические ударения. Членение на интонационно-смысловые

отрезки

(фразы)

помогает

осмыслению

предложения,

уточнению

его

содержания: все высказывание от этого выигрывает. Поэтому в любом

предложении одно из слов фразы слегка выдвигается вперед: голос на ударном

слоге усиливается, обычно при произнесении последнего слова фразы (такта).

Это и есть фразовое ударение. Логическое ударение – это выделение слова,

наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. К. С. Станиславский

называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое

главное слово в предложении. При объединении авторских слов с прямой речью

действующего лица ударение падает на важное по смыслу слово действующего

лица, с авторских слов ударение «снимается», эти слова произносятся бегло. При

сочетаниях прилагательного с существительным (если нет противопоставления)

логическое ударение ставится на существительном. Правила эти применяются не

механически, а с учетом ситуации речи, содержания текста. Не рекомендуется

перегружать текст логическими ударениями, так как в этом случае речь плохо

воспринимается.

Таким образом, постановка ударения подчиняется определенным правилам,

обязательным для всех пользующихся литературным языком. Трудно считать

выразительной речь, в которой эти нормы не соблюдаются.

Невозможно представить себе чтеца, который мог бы завладеть вниманием, не

организуя свою речь по темпу и ритму. Без смены темпа и ритма речь монотонна

в высшей степени. Пауза позволяет важным соображениям глубже запасть в

сознание слушателей. Она организует речь, расчленяя ее на «речевые такты»,

сообщает слову дополнительный смысл и эмоциональную силу, делает речь

музыкальной. Для художественного слова вопрос мелодики речи неизмеримо

важен, чем может показаться на первый взгляд. Он связан не только с красотой

произношения, с музыкальностью фразировки, но и с моральной стороной

общения со слушателем. Мелодика речи – движение голоса по высоте тона, то

есть скольжение его от основного тона вверх и вниз. Мелодика, благодаря

наличию в речи гласных звуков, придает ей певучесть, нежность, гибкость.

При подготовке текста к произнесению вслух чтецу помогают авторские знаки

препинания.

Здесь

говорится

о

знаках

препинания,

которые

выражают

ритмомелодические

особенности

речи:

точка,

вопросительный

и

восклицательный знаки, многоточие, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки

при прямой речи, скобки и тире при вводных словах и предложениях. Но есть и

такие знаки препинания, которые служат для обозначения грамматического

строя предложения.

Таким образом, тембр играет важную роль не только как общая окраска звука,

но и как способность голоса варьировать в зависимости от выражаемых мыслей

и чувств. Как идеи обладают различной силой воздействия, различной

способностью вызывать те или иные чувств, так и самая гармония человеческого

голоса может порождать те же переживания.

Как вести себя перед аудиторией? Это очень важный профессиональный

вопрос. То, как чтец вышел к слушателям и как держится на виду у них, и

составляет часть его мастерства, совокупность физических действий. Под

«физическими действиями» К. С. Станиславский подразумевал сценическое

поведение чтеца, порождаемое или обуславливаемое выражаемыми им словами.

В роли слова – действие всегда едины, причем под действием подразумеваются

также душевные переживания. Чтецкое действие – это по преимуществу именно

то, как чтец излагает свои мысли и чувства. Естественно, что, развертывая свою

речь, он и действует соответствующим образом. Чтец ограничен местом

выступления, но, тем не менее, действует физически, и это выражается в том, как

он держится перед слушателем. Речь идет, прежде всего, о позе, как о важном

средстве звучащего слова. Именно поза и определяет положение тела.

Таким образом, необходимо овладеть манерой правильно стоять, пока не

появится

привычное

ощущение

устойчивости,

равновесия,

легкости

и

подвижности всей позы.

Жест – телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речи. В

процессе речи чтец использует жест в случаях, когда ему надо раскрыть

существенные черты изображаемой жизни. Речь без жеста так же нелепа, как

текст без знаков препинания, но если сами точки и запятые не могут заменить

слова, то жест и, в частности, язык рук может обойтись без слова. Обычно

считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно,

это самые выразительные и бросающихся в глаза жесты. Существуют правила

жестикуляции, которые и следует соблюдать. Не злоупотреблять жестами и

помнить, что чрезмерная жестикуляция не помогает, а мешает чтецу. Не должно

быть так, чтобы слушатели забавлялись жестикуляцией, увлекшись ею, не

слушали самой речи, не вникали в ее конкретное содержание. Жесты должны

быть сдержанными, но выразительными.

Таким образом, жесты являются естественным дополнением мыслей, чувств и

переживаний чтеца.

Мимика – это выразительные движения мышц лица, связанные с

мыслительной деятельностью и чувствами чтеца; он использует мимику как

средство внешней выразительности речи, применяемой произвольно, по своему

замыслу. Мимика оживляет речь, делает ее более зримой, психологичной. Она не

может быть формальной и показной, как и жест, - она определенно

содержательна и эмоциональна. Мимикой нужно уметь пользоваться, то есть

произнося фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и так

далее, чтец должен наблюдать за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом

участие; или же, если мимика чрезмерна, то не заслонять ей смысловую емкость

и выразительность, ее эмоциональную содержательность.

Таким

образом,

под

выразительным

чтением

понимается

правильное,

осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения. Именно

такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала

и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.

Список использованной литературы.

1.

© Елеонская А.С. Полоцкий -педагог и методист. М.,1969, С.123

2.

©

Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед.

учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997.-144 с.

3.

© Лихачев Д. С. Возникновение русской литературы. М., 1952. -С.344

4.

© Маерова К. В. Выразительное чтение. Москва: РУДН, 2013. - 145 с.

5.

©

Найденов Б., Коренюк Л. Методика выразительного чтения. Москва:

Просвещение, 2017. - 176 с.

6.

©

Оморокова М. И. Учимся читать выразительно. Москва: Академия,

2011. - 312 с.

7.

©

Соловьева Н. М., Майман Р. Р. Выразительное чтение на уроках

литературы. СПб.: Питер, 2020. - 271 с.

8.

© Шелестова З.А. Выразительное чтение в школе и вузе. – М.: МПГУ,

2016.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!