Напоминание

Устройство автомобильных коробок переключения передач.


Автор: Чепурнов Виталий Михайлович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Многопрофильный технологический колледжФГБОУ ВО "Донбасский государственный технический университет"
Населённый пункт: г. Алчевск
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока на тему "Устройство коробки переключения передач"
Тема: Устройство автомобильных коробок переключения передач.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Многопрофильный технологический колледж

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донбасский

государственный технический университет»

Методическая разработка урока

ПМ.01 Выполнение регламентных работ по поддержанию

автотранспортных средств в исправном состоянии

МДК 01.01. Устройство автотранспортных средств.

Тема урока: «Устройство и принцип работы механической КПП».

Разработал: Чепурнов В.М.

Преподаватель высшей категории

Алчевск

2025г.

Тема урока:

Устройство автомобильных коробок

передач

Цель урока:

Ознакомление с конструкцией и принципом

действия механических ступенчатых

коробок передач.

Задачи:

1.

Ознакомиться с типами коробок передач.

2.

Разобраться с принципами действия механических

коробок передач, изучить кинематические схемы.

3.

Научиться определять передаточные числа, изменение

передаточных чисел на разных ступенях.

4.

Ознакомиться с конструкцией двухвальной коробки

передач.

Коробка передач является важным звеном трансмиссии,

устанавливается после сцепления и имеет прямую связь

с её ведомым диском (дисками).

Коробка передач представляет собой механический

редуктор, который выполняет следующие функции:

изменение передаточного числа трансмиссии;

изменение направления движения (вперёд-назад)

автотракторной техники;

разъединение двигателя от трансмиссии на

длительное время;

использование заглушенного двигателя и

трансмиссии как дополнительной стояночной

тормозной системы.

По способу изменения передаточного числа коробки

передач могут быть:

ступенчатыми;

бесступенчатыми;

комбинированными.

Ступенчатые коробки передач имеют конкретный

набор дискретных передаточных чисел (ступени),

которые может реализовать водитель в

зависимости от дорожных условий или рода

выполняемой работы.

Бесступенчатые коробки передач позволяют плавно

изменять передаточное число от минимального до

максимального значения и наоборот.

Комбинированные коробки передач имеют несколько

диапазонов передаточных чисел, построенных по

ступенчатой схеме, а внутри каждого диапазона

передаточное число может изменяться плавно.

По способу управления коробки передач бывают:

неавтоматические – обязательно участие

водителя;

автоматические – без участия водителя;

полуавтоматические – участие водителя при

необходимости.

Конструктивно коробки передач выполняются в виде

механического редуктора, изменяющего

передаточное число трансмиссии ступенчато или

бесступенчато по воле водителя или по команде

электронного блока управления (бортового

компьютера).

Механические ступенчатые коробки передач принято

подразделять по следующим признакам:

по числу передач: 4-хступенчатые, 5-

ступенчатые, … , многоступенчатые;

по числу валов: 2-хвальные, 3-хвальные,

многовальные.

Двухвальные коробки

передач

Двухвальные коробки передач отличаются

простотой конструкции, компактностью, высоким

КПД, но не позволяют получить большие

передаточные числа.

По этой причине они применяются

преимущественно на переднеприводных

легковых автомобилях, а также автомобилях

малой мощности и грузоподьёмности.

Двухвальная коробка передач

Коробка передач Ford

1 – первичный вал;

2 – дифференциал;

3 – вторичный вал.

Синхронизаторы

Синхронизаторы предназначены для

выравнивания угловых скоростей вращения

зубчатого колеса и вала.

Выравнивание угловых скоростей

выполняется за счёт сил трения при

соприкосновении ведущего и ведомого

звеньев.

По конструкции синхронизаторы бывают:

блочные;

пальцевые;

дисковые;

Блочный синхронизатор

1 – блокирующее

кольцо;

2 – ступица;

3 – зубчатая муфта;

4 – пружина;

5 – сухарик;

6 – шарик.

Работа блочного синхронизатора

Дисковый синхронизатор

Пальцевый синхронизатор

Трёхвальные коробки

передач

Трёхвальные коробки передач имеют прямую

передачу с высоким КПД, позволяют получать

большие по сравнению с двухвальными

коробками передаточные числа, поэтому они

нашли применение на заднеприводных легковых

автомобилях и грузовых автомобилях малой и

средней грузоподъёмности

Принцип работы трёхвальной КП

Схема 3-хвальной 3-хступенчатой КП

Многовальные коробки

передач

Многовальные коробки передач находят

применение на большегрузных автомобилях, а

также специальной дорожной и

сельскохозяйственной технике, так как они

имеют более широкий спектр передач (до 20 и

более), позволяющих реализовывать потенциал

техники при выполнении специализированных

работ, а также выполнении агротехнических

операций.

Простой планетарный механизм

А – солнечное колесо

В – эпицикл (коронное

колесо)

С – сателлиты

D - водило

Простой планетарный механизм

Особенность планетарных механизмов заключается в

том, что комбинируя разные варианты выбора

ведущего и ведомого звеньев и затормаживая

третий элемент механизма можно получить разные

передаточные числа и разные направления

вращения ведомого звена.

В планетарных механизмах должно соблюдаться

следующее кинематическое соотношение между

числами зубьев:

Передаточное число механизма:

водила

корон

солн

Z

Z

Z

.

.

ведущего

ведомого

Z

Z

i

Солнечное колесо – ведущее, а

водило – ведомое. Коронное колесо

заторможено.

Передаточное число:

4

30

120

солн

вод

z

z

i

Механизм переключения передач

Механизм переключения передач предназначен для:

выбора необходимой передачи;

включения выбранной передачи;

выключения текущей передачи.

Механизм монтируется в крышке коробки передач и

включает в себя:

штоки;

вилки;

фиксаторы штоков;

замковое устройство;

предохранитель включения заднего хода.

Механизм переключения передач

Предохранитель, фиксатор,

замковое устройство

Механизм переключения передач

Привод коробок передач

Привод предназначен для управления

переключением передач.

Привод может быть:

Непосредственным (рычажный,

тросиковый, поворотная кулиса);

Дистанционным (гидравлический,

пневматический, электрический).

Непосредственный привод применяется на

грузовых автомобилях капотной

компоновки и легковых заднеприводных

автомобилях с передним расположением

двигателя.

Дистанционный привод применяется на

грузовых автомобилях бескапотной

компоновки и легковых

переднеприводных автомобилях.

Пневмопривод делителя КПП

Комплект для установки пневматического

привода



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!