Напоминание

"Гражданско-патриотическое воспитание в дополнительном образовании"


Автор: Гаврюшина Татьяна Анатольевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДЮЦ Тракторозаводского района
Населённый пункт: Волгограда
Наименование материала: статья
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание в дополнительном образовании"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Гражданско-патриотическое воспитание в дополнительном образовании.

Гражданско-патриотическое

воспитание

через

систему

дополнительного

образования

приобретает

все

большую

значимость.

Патриотизм – это не только

любовь к своему государству, своей Родине, но и

целый комплекс позитивных человеческих качеств, который поможет стать по-

настоящему

достойным

человеком

и

гражданином

своего

общества.

Всестороннее развитие и воспитание ребенка в образовательных организациях

нельзя

представить

без

патриотического

воспитания.

Этим

обусловлена

необходимость

включения

гражданско-патриотического

компонента

в

программы дополнительного образования.

Гражданско-патриотическое

воспитание

подрастающего

поколения

всегда являлось одной из важнейших задач системы образования, ведь детство

и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к

Родине. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы

гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения,

активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Включение

гражданско-патриотического

компонента

в

дополнительные

общеобразовательные

общеразвивающие

программы

способствует совершенствованию образовательно-воспитательной работы в

системе дополнительного образования детей, усилению ее патриотической

направленности с учетом возможностей для развития личности учащихся.

Дополнительное образование имеет большое значение в воспитании

патриотизма и гражданственности обучающихся. Основной путь формирования

и

развития

творческих

способностей

детей

включение

их в

активную

творческую деятельность. Система дополнительного образования имеет особое

значение в реализации гражданско-патриотического воспитания детей, так как

обеспечивает

возможность

обучающимся

быть

активными

участниками

личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и

способствует формированию патриотических качеств у детей.

Дополнительное образование обладает возможностью объединить в

единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка. Правильно

организованное

дополнительное

образование

предоставляет

широкие

возможности

для

получения

современного

качественного

воспитания

патриотов.

В результате включения гражданско-патриотического компонента в

программы дополнительного образования ребенок будет сформирован как

жизнеспособная,

социализированная

личность,

обладающая

социально-

нравственными, ценностными качествами, с активной, твердой гражданской

позицией,

развитыми

способностями

к

саморазвитию

и

творческим

потенциалом.

Методологической основой гражданско-патриотического воспитания в

сфере

дополнительного

образования

детей

являются

системный,

функциональный,

личностно-ориентированный,

деятельностный,

компетентностный и событийный подходы.

Системный подход позволяет представить гражданско-патриотическое

воспитание и дополнительное образование как единую систему, концентрируя

внимание на взаимодействии в ней различных компонентов и появлении в

результате этого взаимодействия интегральных качеств гражданина-патриота

своей страны.

Функциональный подход предполагает реализацию взаимосвязанных

компонентов, входящих в образовательную и воспитательную деятельность.

Гражданско-патриотическое воспитания должно быть связано с конкретной

дополнительной общеобразовательной программой и отражено в учебном

плане.

Личностно-ориентированный

подход

предполагает

ориентацию

образовательного

процесса

на

систему

взаимосвязанных

понятий,

идей и

способов действий. Он обеспечивает и поддерживает процессы самопознания и

самореализации

личности

ребенка,

развития

его

неповторимой

индивидуальности.

Деятельностный подход подразумевает такую организацию гражданско-

патриотического воспитания, в котором деятельности отводится ведущая роль в

процессе образования личности. Гражданско-патриотическое воспитание – это

не

статичное

образование,

а

совокупность

действий

как

со

стороны

воспитанников, так и со стороны педагогов.

Компетентностный

подход

подразумевает

проектирование

такой

деятельности, которая бы позволило ребенку получать не готовые решения, а

создание условий, необходимых для самостоятельного решения задачи.

При

таком

подходе

гражданско-патриотическое

воспитание

приобретает

исследовательский и практико-преобразовательный характер.

Событийный

подход

рассматривает

событие

как

инструмент,

позволяющий ребенку преодолеть отчужденность образовательному процессу.

Собственное

психологическое

время

ребенком

воспринимается

как

насыщенное,

эмоциональное

и

продуктивное,

а

проживание

события

инициирует

взросление.

Признаками

события

являются:

значимость,

субъектность, новизна, порождение новых смыслов, укрепленность во времени

событийного

предмета,

многослойная

деятельность,

опосредованное

педагогическое

управление,

использование

культурных,

социальных,

антропологических

ресурсов,

наличие

привлекательной

перспективы,

основанность на разумной социальной инициативе детей или учете их

потребностей, диалогичность отношений, анализ события с извлечением

смыслов.

Формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию в сфере

дополнительного образования детей

Традиционно в учреждениях дополнительного образования применяются

следующие формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию:

лектории, тематические вечера и встречи, акции, выставки, конкурсы, смотры,

фестивали, экскурсии, мастер-классы, ярмарки, праздники, дискуссии, круглые

столы, дебаты, ролевые игры, деловые игры, интеллектуально-познавательные

игры

с

использованием

Интернет-ресурсов

(веб-квест),

тренинги,

спланированные массовые акции (флэшмоб), коллективное творческое дело.

Гражданско-патриотическое воспитание может осуществляется в рамках

участия

в

общественных

объединениях,

где

происходит

содействие

реализации и развитию лидерского и творческого потенциала детей; социально

значимых

познавательных,

творческих,

культурных,

краеведческих,

спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении.

Приобретение опыта общественной деятельности учащихся осуществляется в

процессе участия в преобразовании среды образовательной организации

и

социальной

среды

населенного

пункта

путем

разработки

и реализации

социальных проектов и программ.

Партнерство

образовательной

организации

и

социума

оказывает

долгосрочное воспитательное воздействие на учащихся. Так постепенно и

появляется

главный

результат

социального

партнерства:

формирование

патриотических

чувств,

новые

взаимоотношения

детей и

педагогов с социумом, успешная адаптация учащихся в обществе.

Взаимодействие с представителями общественности:

Форма работы: встречи с представителями власти, правоохранительных

органов; проведение тематических часов, круглых столов с приглашением

представителей общественных объединений.

Взаимодействие с учреждениями культуры:

Форма работы: коллективное посещение музея, достопримечательного

места,

выставки,

памятника

культуры,

предприятия,

поездка,

прогулка с

образовательной, познавательной, научной, спортивной или развлекательной

целью.

Особое место в работе по гражданско-патриотическому воспитанию

играют выездные экскурсии по памятным местам российской истории.

Взаимодействие с родителями.

составление родословной «Пишем родословную своей семьи», спортивные

соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», сбор материалов, запись

воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне

«Загляните

в

семейный

альбом»,

встречи

за

круглым

столом

«Как молоды

мы

были…»,

родительское

собрание

«Нужно

ли

воспитывать

в ребенке патриотизм»,

конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню защитников

Отечества, проведение совместных игр «А

ну-ка,

парни!»,

«А

ну-ка,

мальчики!»,

встреча

с

родителями

военными

«Есть

такая

профессия

-

Родину защищать».

Дополнительное

образование

обладает

возможностью

объединить

в

единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка. Правильно

организованное

дополнительное

образование

предоставляет

широкие

возможности

для

получения

современного

качественного

воспитания

патриотов.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!