Напоминание

Компьютерная грамотность


Автор: Кречетова Екатерина Александровна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: Первого университетского лицея имени Н.И. Лобачевского - филиала Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Населённый пункт: г. Усть-Лабинск
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тема: Компьютерная грамотность
Раздел: среднее образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Компьютерная грамотность»

уровня основного общего образования

г. Усть-Лабинск

1.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе требований к результатам

освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, и обеспечивает выполнение ООП

ООО «Первый Лобачевского – филиал МГУ в г. Усть-Лабинске» (далее – Лицей).

Учебный курс «Компьютерная грамотность» входит в предметную область

«Математика и информатика» и направлен на расширение, углубление и систематизацию

знаний

обучающихся,

полученных

в

пределах

освоения

учебного

предмета

«Информатика». Освоение программы данного учебного курса способствует участию

обучающихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности.

В соответствии с учебным планом Лицея рабочая программа рассчитана на 68

часов и реализуется в течение 1 учебного года (34 недели по 2 часа в неделю).

Рабочей

программой

учебного

курса

«Компьютерная

грамотность»

уровня

основного общего образования предусмотрено 2 контрольные работы, по итогам года –

зачет.

2.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Компьютерная

грамотность» углубленного уровня основного общего образования

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения учебного курса «Компьютерная грамотность» на уровне

основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие

личностные результаты в части:

Гражданского воспитания:

представление о социальных нормах и правилах

межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах,

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в

Интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении

учебных,

познавательных

задач,

создании

учебных

проектов,

стремление

к

взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность

оценивать свое поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и

правовых норм с учетом осознания последствий поступков.

Патриотического

воспитания:

ценностное

отношение

к

отечественному

культурному, историческому и научному наследию, понимание значения информатики

как науки в жизни современного общества, владение достоверной информацией о

передовых

мировых

и

отечественных

достижениях

в

области

информатики

и

информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровой

трансформации современного общества.

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы

в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение и поступки, а

также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с

учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в

том числе в Интернете.

Ценностей научного познания:

сформированность

мировоззренческих

представлений

об

информации,

информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих

современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих

базовую основу для понимания сущности научной картины мира;

2

интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к

самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в

дальнейшем;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути

достижения индивидуального и коллективного благополучия;

сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной

работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами

информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего

обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Формирования культуры здоровья:

осознание ценности жизни, ответственное

отношение к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счет

освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и

коммуникационных технологий.

Трудового воспитания:

интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной

деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными

технологиями,

основанными

на

достижениях

науки

информатики

и

научно-

технического прогресса;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и

жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: осознание глобального характера экологических

проблем и путей их решения, в том числе с учетом возможностей информационных и

коммуникационных технологий.

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной

среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,

соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного

поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих

в виртуальном пространстве.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия:

умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основания

и

критерии

для

классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические

рассуждения, проводить умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и

выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько

вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно

выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

3

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным

состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе

исследования;

прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий

и

их

последствия

в

аналогичных

или

сходных

ситуациях,

а

также

выдвигать

предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной

задачи;

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе

информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и

заданных критериев;

выбирать,

анализировать,

систематизировать

и

интерпретировать

информацию

различных видов и форм представления;

самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации

и

иллюстрировать

решаемые

задачи

несложными

схемами,

диаграммами,

иной

графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или

сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение:

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать

различие и сходство позиций;

публично

представлять

результаты

выполненного

опыта

(эксперимента,

исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и

особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные

тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при

решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного

продукта;

принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,

передаче,

формализации

информации,

коллективно

строить

действия

по

ее

достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат

совместной работы;

выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,

достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои

действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,

самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

4

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в

достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к

предоставлению отчета перед группой.

3.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация:

выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное

принятие решений, принятие решений в группе);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ

решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,

аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),

корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об

изучаемом объекте;

проводить выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за

решение.

Самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении

учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результатов

информационной

деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в

произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся

ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.

Принятие себя и других:

осознавать невозможность контролировать все вокруг даже в условиях открытого

доступа к любым объемам информации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу освоения учебного курса «Компьютерная грамотность» обучающийся

научится:

соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ, иметь

представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье пользователя,

уметь применять методы профилактики заболеваний, связанных с использованием

цифровых устройств;

соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе

с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные

стратегии поведения в сети;

представлять

результаты

своей

деятельности

в

виде

структурированных

иллюстрированных

документов,

мультимедийных

презентаций,

демонстрируя

5

владение

умениями

и

навыками

использования

информационных

и

коммуникационных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи и

анализа различных видов информации, формировать личное информационное

пространство;

применять алгоритмы и приемы работы с офисными программами;

осуществлять взаимодействие посредством электронной почты Outlook;

создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с

использованием возможностей современных программных средств;

оформлять реферат, согласно требованиям;

разрабатывать официальные документы согласно установленным правилам;

выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с

использованием соответствующих программных средств обработки данных;

создавать, редактировать и форматировать таблицы данных;

составлять формулы, применять функции обработки числовых и текстовых массивов

информации;

выбирать вид диаграмм, наиболее адекватно представляющий табличные числовые

данные, строить их, представлять в отчетах и презентациях;

извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;

создавать интерактивные презентации, использующие анимацию, видео, триггеры;

разрабатывать модели реальных объектов с заданным набором меню;

создавать по заданным геометрическим свойствам набор меню;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для

решения одного класса задач.

6

2. Содержание и тематическое планирование учебного курса «Компьютерная

грамотность» уровня основного общего образования

Наименование

темы

Коли-

чество

часов

Содержание темы

Тема 1.

Outlook

4

Общие принципы работы, основные разделы Outlook

(файл, главная, отправка и получение, папка, вид), почта:

просмотр сообщений, работа с сообщением, ответ на

сообщение, вложение файлов (документов) в сообщение,

открытие вложенных файлов; понятие и назначение

календарь, контакты: просмотр, работа с контактом;

правила сетевого этикета, создание личной автоподписи.

Тема 2.

Обработка

текстовой

информации

14

Настройка

меню

(экранный

интерфейс,

кнопки

инструменты). Объекты документа. Создание документа.

Редактирование документа. Форматирование документа.

Правила

оформления

документа

(текста,

реферата).

Использование стилей. Внедрение в документ 2 и более

колонки. Работа с различными видами таблиц (созданные

в программе текстовый процессор), вставка внешних

объектов в виде MS Excel, стили автоформата таблиц.

структурирование

информации

с

помощью

нумерованных и маркированных списков (простых и

многоуровневых). Внедрение, обработка диаграмм в

документ. Создание, внедрение и обработка графических

объектов в текстовом документе (фигуры,

SmartArt,

рисунок, WordArt, блок-схема, специальных символов).

Добавление

в

документ

закладки,

гиперссылки,

колонтитулов, буквицы, сноски. Создание оглавления.

Ввод и редактирование формул, форматирование строки

с формулой. Правила оформления реферата. Настройка

параметров печати.

Тема 3.

Обработка

числовой

информации

16

Электронная таблица. Назначение программы Excel.

Возможности

электронных

таблиц. Редактирование

и

форматирование данных и таблиц. Основные операции с

рабочим листом. Различные виды форматирования. Типы

данных.

Относительная

адресация,

смешенная

и

абсолютная адресация в среде электронных таблиц.

Обработка

данных

в

формате

ДАТА,

ВРЕМЯ.

Использование

математических,

статистических,

логических

функций.

Создание

и

редактирование

графиков и диаграмм. Внесение изменений в параметры

диаграмм.

Форматирование

элементов

диаграммы.

Обработка числовой информации больших объемов.

Сортировка данных.

Тема 4.

14

Создание

презентаций. Правила

наполнения

слайда

7

Наименование

темы

Коли-

чество

часов

Содержание темы

Искусство

презентации

информацией. Этапы работы над презентацией. Режимы

просмотра

презентации.

Вставка,

создание,

форматирование графических объектов в презентации.

Фигуры,

объекты SmartArt

и WordArt.

Внедрение,

создание, редактирование и форматирование: таблиц.

Оформление презентации. Надписи и текстовые поля.

Операции с объектами. Способы вставки гиперссылки в

презентацию. Создание анимации. Настройка эффекта

для объекта слайда. Создание управляющих кнопок в

презентации.

Навигационные

компоненты,

настройка

показа

презентации,

проведение

доклада

с

использованием презентации PowerPoint. Рекомендации

по

созданию

презентации

и

проведению

доклада.

Триггеры в презентации.

Тема 5.

Обработка

графической

информации и

создание

графических

моделей

12

Назначение основных компонентов среды графического

редактора растрового

типа.

Этапы

обработки

графического объекта. Базовые операции при работе с

графическим объектом. Представление о моделировании

в

среде

графического

редактора.

Моделирование

графических операций и фигур. Моделирование паркета.

Конструирование из мозаики. Моделирование объектов с

заданными

геометрическими

свойствами.

Геометрические модели. Создание строительного набора

для конструирования.

Тема 6.

Проектная работа с

использованием

офисных программ

4

Выбор темы. Подбор материала, его анализ и обобщение.

Выбор программ из пакета Офиса для реализации

творческого проекта, разработки продукта по теме.

Оформление

творческого

проекта,

программного

продукта. Защита. Оценка своей работе.

Консультации,

резерв

2

Контрольные

мероприятия

2

Контрольная работа № 1 по теме: «Создание документа

согласно представленным правилам»

Контрольная работа № 2 по теме: «Обработка числовой

информации больших объемов. Построение диаграммы»

8



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!