Автор: Сергеева Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 8 " Теремок"
Населённый пункт: п.Дубинино г.Шарыпово Красноярского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Картотека народных игр"
Раздел: дошкольное образование
Картотека народных игр
(старший возраст)
«Гори ясно»
Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление
движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать
организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.
Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С
окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу
детьми.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает
платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и
обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего
платочек и высоко поднять его.
«Ворон»
Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать
содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать
дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий
«ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон»
обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.
«Солнце»
Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу,
взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и
сужать круг. Учить стремительному бегу.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.
Гори солнце ярче, - Дети ходят
Лето будет жарче. - по кругу.
Я зима теплее, - Идут в центр.
А весна милее - Из центра обратно.
А зима теплее, - В центр.
А весна милее. - Обратно.
После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.
«Теремок»
Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание
музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность
игровых образов.
Ход игры:
Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка,
Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.
У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Мышка стучит, поёт,
Кто, кто в не высоком живёт?» вбегает в круг.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю лягушка бежит, Лягушка прыгает за кругом.
У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и поёт.
Кто, кто в не высоком живёт?»
Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»
Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»
Мышка. «Иди ко мне жить!»
Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему
подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери
разбегаются, а Медведь их ловит.
«Сова»
Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ.
Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание.
Проявлять творчество.
Ход игры:
Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова
выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать
различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают
двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и
поют:
Ах ты, совушка - сова,
Золотая голова.
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не
двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями
и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.
«Чурилки»
Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза,
другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и
поют:
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?
После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка
старается его поймать.
Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра
продолжается.
«Баба - Яга»
Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество,
передавая игровой образ.
Ход игры:
Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят
по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога,, - Дети ходят
С печки упала, ногу сломала. - по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.
Побежала в баньку, - Из круга обратно.
Испугала зайку.
После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
«Медведь»
Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей
выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.
Ход игры:
Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают
грибы и ягоды, поют:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит.
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Медведь встает и начинает гоняться за детьми.
«Угадай, кто зовёт?»
Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении
самостоятельно начинать движение и заканчивать его.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь».
Дети идут по кругу и поют:
Медведь, медведь, мы к
тебе пришли,
Мы к тебе пришли, медку
принесли.
«Медведь» ходит
вперевалочку.
Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх,
предлагают медведю мёду.
Медведь, медведь, получай-
ка мёд,
Получай-ка мёд, угадай,
кто зовёт?
«Медведь» кушает мед.
Медведь закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывая на ребенка)
позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь»
старается угадать того, кто его позвал.
«Репка»
Цель: продолжать учить спокойному, хороводному шагу и легкому бегу.
Воспитывать выдержку, выразительность игро
Ход игры:
Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают
грибы и ягоды, поют:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит.
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Медведь встает и начинает гоняться за детьми.
«Сороконожка»
Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко
поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать
в характере музыки
Ход игры:
Дети встают друг с другом и поют:
Шла сороконожка
По сухой дорожке.
- Идут «паровозиком»
пружинным шагом.
Вдруг закапал
дождик: кап!
- Ой, промокнут сорок
лап!
- лёгкий бег.
Насморк мне не
нужен,
Обойду я лужи.
Грязи в дом не
принесу,
Каждой лапкой
потрясу.
Идут, высоко поднимая ноги
- стоя, трясут правой ногой
- левой ногой
Шла сороконожка
По сухой дорожке
И затопала потом,
- Ой, какой от лапок
гром!
- Идут «паровозиком»
пружинным шагом.
- Идут топающим шагом
«Ловушка»
Цель: выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно
начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра,
сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге.
Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять
дружеские, доброжелательные взаимоотношения.
Ход игры:
Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им
дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.
Дети идут по кругу и поют:
Скок, скок, сапожок,
Выходи-ка на лужок,
То прыжком, то бочком,
Топай, топай каблучком.
Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются
внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.
Стоящие в кругу
«Круги»
Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей,
развивать внимание.
Ход игры:
Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг
водящего, стоящего посередине и поют:
Становися во кружок,
Отгадай, чей голосок.
До кого-нибудь коснись,
Отгадать поторопись.
Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-
нибудь угадать и назвать.
Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим.
«Золотые ворота»
Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
Ход игры:
Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И
тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).
Стоящие поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся
внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
«Дедушка»
Цель: совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий
стремительный бег.
Ход игры:
Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие,
ходят по кругу и поют:
Уж ты дедушка седой,
Что сидишь ты под водой?
Выглянь на минуточку.
Посмотри хоть чуточку.
Мы пришли к тебе на час,
Ну-ка, тронь попробуй нас.
«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на
места.
«Колпачок» (паучок)
Цель:
Ход игры:
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.
Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его
на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:
Танцуй, танцуй,
Сколько хочешь,
Выбирай, кого
захочешь!
Водящий кружится с закрытыми
глазами.
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
«Курочки и петушок»
Цель:
Ход игры:
Курочки:
Как у наших у ворот
Петух зернышки клюёт – 2 раза
К себе курочек зовет.
«Петушок» выходит из дома, помахивая «крыльями» -
руками ходит по залу, затем останавливается (нашел
зернышко) и говорит:
Петушок:
Вы пеструшечки, вы хохлушечки,
Я нашел для вас орех,
Разделю орех на всех
По крупиночке, по восьминочке.
Ку-ка-ре-ку!
«Курочки» помахивая «крыльями» легко на носочках
бегут к «петушку» и бегают вокруг него. Затем все
приседают и сложив руки (ладошки) «клюют»
зернышки. «Петушок» встает и кричит:
Петушок:
«Ку-ка-ре-ку!»
Курочки встают и вместе с петушком уходят домой. С окончанием музыки
садятся на насест.
«Угадай, кто зовёт?»
Цель: учить ходить спокойным шагом по кругу, выразительно передавать
игровой образ. Развивать тембровый слух.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В центре водящий «медведь». Дети идут по кругу и поют:
Медведь, медведь, мы к
тебе пришли.
Мы к тебе пришли, медку
принесли.
«Медведь» ходит
вперевалочку.
Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх,
предлагают «медведю» меду:
Медведь, медведь, получай-
ка мед,
«Медведь кушает мед».
Получай-ка мед, угадай,
кто зовет?
«Медведь» закрывает глаза.
Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать «медведя».
Ребенок, кого выбрали, говорит:Медведь!
«Медведь» старается угадать того, кто его позвал.
«Обеги круг»
Цель: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание,
выдержку.
Ход игры:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют
народную считалку:
Водица, водица,
Студеная быстрица,
Обеги вокруг,
Напои наш луг!
Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети
поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается
прибежать на свое место первым.
«Огуречик»
Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед
и легкого стремительного бега.
Ход игры:
Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой
стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят
пальчиком «ловишке» со словами:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.
«Кто у нас хороший?»
Цель: закреплять спокойный шаг, умение двигаться галопом по кругу,
использовать знакомые плясовые движения.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В центре «Ванечка». Дети идут по кругу и поют
народную песню:
Кто у нас хороший?
Кто у нас
пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий.
Ванечка выполняет пружинку с
поворотом.
На коня садится –
Конь завеселится.
Плеточкой
помашет –
Конь под ним
запляшет.
Машет плеточкой, ходит высоко
поднимая ноги.
Мимо сада едет –
Садик зеленеет,
Цветы
расцветают,
Пташки
распевают.
Двигается по кругу галопом.
К дому
подъезжает,
Со коня слезает,
Со коня слезает –
Олечка встречает.
Выбирает девочку.
Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши.
«Две тетери»
Цель: Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег,
выразительность рук.
Ход игры:
Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей,
изображающих тетерев и ребенок – «охотник».
Дети идут по кругу и поют:
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу..
Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на
слова:
Прилетели две тетери,
Поклевали - Тетери клюют
Улетели … - Улетают.
Ш-ш-ш-ш -
Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.
«Охотник» догоняет «тетерев».
«Жучки»
Цель:
Ход игры:
Дети – «жучки» стоят по кругу (врассыпную). В центре водящий – взрослый
или ребенок. Водящий поет:
По дороге жук,
жук,
По дороге
Дети бегут на носочках.
«Жуки» летают.
черный,
Посмотрите на
него –
Вот какой
проворный.
Он на спинку
упал,
Лапками
задрыгал,
Крылышками
замахал,
Весело
запрыгал.
Дети ложатся на спину и перебирают
в воздухе ногами и руками – «жучки»
барахтаются.
По дороге жук,
жук,
По дороге
черный,
Посмотрите на
него –
Вот какой
проворный
«Жуки» летают.
С окончанием песни взрослый, «ловит» жучков. Если «ловишка» ребенок,
ему напоминают: «Оленька, лови жучков».
«Васька - кот»
Цель:
Ход игры:
Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат».
Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети
– «мышки» - за кругом.
Ходит Васька
серенький,
Хвост
пушистый
беленький,
Ходит Васька
кот.
Дети идут по кругу вправо.
Васька – влево.
Сядет,
умывается,
Лапкой
умывается,
Песенки поет.
Дети сужают круг, смотрят, как
Васька умывается. С окончанием
куплета расширяют круг.
Дом неслышно
Дети идут вправо, кот – влево.
обойдет,
Притаится
Васька кот,
Серых мышек
ждет.
Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из
круга, а «кот Васька» старается их поймать.
«Подними ладошки»
Цель: развивать умение выполнять движения по тексту песни, передавать
выразительные движения для рук; воспитывать внимание.
Ход игры:
Дети стоят по кругу и поют:
Подними ладошки
выше
И сложи над
головой.
Что вышло?
Вышла крыша,
А под крышей мы с
тобой!
Дети складывают руки над
головой.
Подними ладошки
выше
А потом сложи
дугой.
Кто же вышел?
Вышли гуси – вот
один, а второй
другой.
Дети сгибают руки в локтях
перед собой, поочередно опуская
кисти рук.
Подними ладошки
выше
И сложи перед
собой.
Что же вышло?
Вышел мостик,
Мостик крепкий и
прямой.
Дети складывают руки перед
собой одна на другую
«полоской».
«У тетушки Натальи»
Цель: закрепить умение выполнять движения по тексту песни. Выразительно
передавать музыкально – игровые образы.
Ход игры:
Утетушки Натальи
Было семь цыплят 2 раза
Дети идут по
кругу.
Пи-пи, пи-пи-пи!
Так они кричат. 2 раза
Присаживаются,
сжимаясь в
комочек, головки
поднимают вверх.
Утетушки Натальи
Было семь утят 2 раза
К ря-кря, кря-кря-кря!
Так они кричат. 2 раза
Дети удит по
кругу.
Руку отводят назад,
трясут ими как
крылышками,
слегка наклоняя
корпус вперед.
Утетушки
Натальи
Было
семь гусят 2
раза
Г а-га, га-га-
га!
Так они
кричат. 2
раза
Дети идут по
кругу.
Стоя на месте
лицом в круг,
показывают с
помощью кистей
рук «клювики»
Утетушки
Натальи
Было
семь котят
2 раза
М яу-мяу,
мяу-мяу-мяу!
Так они
кричат. 2
раза
Дети идут по
кругу.
Переступая
пружинно с ноги
на ногу, дети
вытягивают
вперед то одну, то
другую руку,
изображая мягкие
лапки.
Утетушки
Натальи
Было
семь козлят
2 раза
Б е-бе,бе-бе-
бе!
Так они
кричат. 2
раза
Стоя лицом в
круг, изображают
рожки
(указательные
пальцы обеих рук
подносят к
голове)
Утетушки
Натальи
Было
семь щенят
2 раза
Г ав-гав, гав-
гав-гав!
Так они
кричат. 2
раза
Руками
показывают возле
головы «ушки».
Утетушки
Натальи
Было
семь внучат
2 раза
Л я-ля, ля-ля-
ля!
Так они
кричат. 2
раза
Дети хлопают в
ладоши.
«Скок - поскок»
Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением
вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга.
Ход игры:
Скок – скок,
поскок,
Молодой дроздок.
Продвигаются вперед прыжками.
По водичку
пошел,
Молодичку
нашел.
Идут мягким шагом.
Молодиченька
Невеличенька.
Сужают круг.
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Присаживаются. Расширяют круг
бодрым шагом.
Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя
«хвостик».
«Зайка»
Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко
прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать.
Ход игры:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Сидят.
«Ушки»
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп – 2 раза
Надо лапочки погреть.
Стоят, хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять,
Надо Зайке поскакать
Скок, скок, скок, скок
Надо Зайке поскакать.
Прыгают на двух ногах.
Взрослый: Зайку кто-то испугал.
Дети убегают на места.
«Гуси, вы гуси»
Цель:
Ход игры:
Дети делятся на две группы: дети и «гуси». Они стоят шеренгами лицом друг
к другу.
«Волк» и «гусенок» следят в стороне.
Дети
Гуси, вы гуси,
Серые гуси.
Идут к гусям – 4 шага.
Отходят назад – 4 шага
Гуси
Га-га-га, га-
га-га.
Га-га-га, га-
га-га.
Идут к детям – 4 шага
Идут обратно – 4 шага
Дети
Где вы
бывали,
Кого вы
видали?
Идут вперед,
Идут назад
Гуси
Га-га-га, га-
га-га.
Га-га-га, га-
га-га.
Идут вперед,
Идут назад
Дети
Мы видали
волка,
Он нес
гусенка.
Идут вперед «Волк с гусенком»
пробегают мимо детей. Идут
назад.
Гуси
Га-га-га, га-
га-га.
Га-га-га, га-
Идут вперед,
Идут назад
га-га.
Дети
Щиплите вы
волка,
Спасайте
гусенка.
Идут вперед,
Идут назад
Гуси
Га-га-га, га-
га-га.
Га-га-га, га-
га-га.
Повторяют движения детей
С окончанием песни «Гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».