Напоминание

" Картотека народных игр"


Автор: Сергеева Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 8 " Теремок"
Населённый пункт: п.Дубинино г.Шарыпово Красноярского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Картотека народных игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека народных игр

(старший возраст)

«Гори ясно»

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление

движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать

организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.

Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С

окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу

детьми.

Играющие хором поют считалочку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает

платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и

обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего

платочек и высоко поднять его.

«Ворон»

Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать

содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать

дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий

«ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон»

обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.

«Солнце»

Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу,

взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и

сужать круг. Учить стремительному бегу.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.

Гори солнце ярче, - Дети ходят

Лето будет жарче. - по кругу.

Я зима теплее, - Идут в центр.

А весна милее - Из центра обратно.

А зима теплее, - В центр.

А весна милее. - Обратно.

После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.

«Теремок»

Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание

музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность

игровых образов.

Ход игры:

Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка,

Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.

Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по

Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.

Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.

У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.

«Кто, кто в теремочке живёт? Мышка стучит, поёт,

Кто, кто в не высоком живёт?» вбегает в круг.

Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по

Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.

Вот по полю лягушка бежит, Лягушка прыгает за кругом.

У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.

«Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и поёт.

Кто, кто в не высоком живёт?»

Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»

Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»

Мышка. «Иди ко мне жить!»

Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему

подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери

разбегаются, а Медведь их ловит.

«Сова»

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ.

Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание.

Проявлять творчество.

Ход игры:

Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова

выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать

различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают

двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и

поют:

Ах ты, совушка - сова,

Золотая голова.

Что ты ночью не спишь,

Всё на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не

двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями

и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.

«Чурилки»

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза,

другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и

поют:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка

старается его поймать.

Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра

продолжается.

«Баба - Яга»

Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество,

передавая игровой образ.

Ход игры:

Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят

по кругу и поют:

Баба-Яга, костяная нога,, - Дети ходят

С печки упала, ногу сломала. - по кругу.

Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.

Побежала в баньку, - Из круга обратно.

Испугала зайку.

После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.

«Медведь»

Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей

выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.

Ход игры:

Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают

грибы и ягоды, поют:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Всё на нас глядит.

А потом как зарычит

И за нами побежит.

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

«Угадай, кто зовёт?»

Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении

самостоятельно начинать движение и заканчивать его.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь».

Дети идут по кругу и поют:

Медведь, медведь, мы к

тебе пришли,

Мы к тебе пришли, медку

принесли.

«Медведь» ходит

вперевалочку.

Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх,

предлагают медведю мёду.

Медведь, медведь, получай-

ка мёд,

Получай-ка мёд, угадай,

кто зовёт?

«Медведь» кушает мед.

Медведь закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывая на ребенка)

позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь»

старается угадать того, кто его позвал.

«Репка»

Цель: продолжать учить спокойному, хороводному шагу и легкому бегу.

Воспитывать выдержку, выразительность игро

Ход игры:

Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают

грибы и ягоды, поют:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Всё на нас глядит.

А потом как зарычит

И за нами побежит.

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

«Сороконожка»

Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко

поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать

в характере музыки

Ход игры:

Дети встают друг с другом и поют:

Шла сороконожка

По сухой дорожке.

- Идут «паровозиком»

пружинным шагом.

Вдруг закапал

дождик: кап!

- Ой, промокнут сорок

лап!

- лёгкий бег.

Насморк мне не

нужен,

Обойду я лужи.

Грязи в дом не

принесу,

Каждой лапкой

потрясу.

Идут, высоко поднимая ноги

- стоя, трясут правой ногой

- левой ногой

Шла сороконожка

По сухой дорожке

И затопала потом,

- Ой, какой от лапок

гром!

- Идут «паровозиком»

пружинным шагом.

- Идут топающим шагом

«Ловушка»

Цель: выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно

начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра,

сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге.

Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять

дружеские, доброжелательные взаимоотношения.

Ход игры:

Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им

дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.

Дети идут по кругу и поют:

Скок, скок, сапожок,

Выходи-ка на лужок,

То прыжком, то бочком,

Топай, топай каблучком.

Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются

внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.

Стоящие в кругу

«Круги»

Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей,

развивать внимание.

Ход игры:

Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг

водящего, стоящего посередине и поют:

Становися во кружок,

Отгадай, чей голосок.

До кого-нибудь коснись,

Отгадать поторопись.

Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-

нибудь угадать и назвать.

Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим.

«Золотые ворота»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.

Ход игры:

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И

тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся

внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

«Дедушка»

Цель: совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий

стремительный бег.

Ход игры:

Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие,

ходят по кругу и поют:

Уж ты дедушка седой,

Что сидишь ты под водой?

Выглянь на минуточку.

Посмотри хоть чуточку.

Мы пришли к тебе на час,

Ну-ка, тронь попробуй нас.

«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на

места.

«Колпачок» (паучок)

Цель:

Ход игры:

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.

Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его

на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Танцуй, танцуй,

Сколько хочешь,

Выбирай, кого

захочешь!

Водящий кружится с закрытыми

глазами.

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

«Курочки и петушок»

Цель:

Ход игры:

Курочки:

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюёт – 2 раза

К себе курочек зовет.

«Петушок» выходит из дома, помахивая «крыльями» -

руками ходит по залу, затем останавливается (нашел

зернышко) и говорит:

Петушок:

Вы пеструшечки, вы хохлушечки,

Я нашел для вас орех,

Разделю орех на всех

По крупиночке, по восьминочке.

Ку-ка-ре-ку!

«Курочки» помахивая «крыльями» легко на носочках

бегут к «петушку» и бегают вокруг него. Затем все

приседают и сложив руки (ладошки) «клюют»

зернышки. «Петушок» встает и кричит:

Петушок:

«Ку-ка-ре-ку!»

Курочки встают и вместе с петушком уходят домой. С окончанием музыки

садятся на насест.

«Угадай, кто зовёт?»

Цель: учить ходить спокойным шагом по кругу, выразительно передавать

игровой образ. Развивать тембровый слух.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре водящий «медведь». Дети идут по кругу и поют:

Медведь, медведь, мы к

тебе пришли.

Мы к тебе пришли, медку

принесли.

«Медведь» ходит

вперевалочку.

Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх,

предлагают «медведю» меду:

Медведь, медведь, получай-

ка мед,

«Медведь кушает мед».

Получай-ка мед, угадай,

кто зовет?

«Медведь» закрывает глаза.

Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать «медведя».

Ребенок, кого выбрали, говорит:Медведь!

«Медведь» старается угадать того, кто его позвал.

«Обеги круг»

Цель: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание,

выдержку.

Ход игры:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют

народную считалку:

Водица, водица,

Студеная быстрица,

Обеги вокруг,

Напои наш луг!

Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети

поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается

прибежать на свое место первым.

«Огуречик»

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед

и легкого стремительного бега.

Ход игры:

Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой

стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят

пальчиком «ловишке» со словами:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.

«Кто у нас хороший?»

Цель: закреплять спокойный шаг, умение двигаться галопом по кругу,

использовать знакомые плясовые движения.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре «Ванечка». Дети идут по кругу и поют

народную песню:

Кто у нас хороший?

Кто у нас

пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий.

Ванечка выполняет пружинку с

поворотом.

На коня садится –

Конь завеселится.

Плеточкой

помашет –

Конь под ним

запляшет.

Машет плеточкой, ходит высоко

поднимая ноги.

Мимо сада едет –

Садик зеленеет,

Цветы

расцветают,

Пташки

распевают.

Двигается по кругу галопом.

К дому

подъезжает,

Со коня слезает,

Со коня слезает –

Олечка встречает.

Выбирает девочку.

Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши.

«Две тетери»

Цель: Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег,

выразительность рук.

Ход игры:

Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей,

изображающих тетерев и ребенок – «охотник».

Дети идут по кругу и поют:

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу..

Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на

слова:

Прилетели две тетери,

Поклевали - Тетери клюют

Улетели … - Улетают.

Ш-ш-ш-ш -

Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.

«Охотник» догоняет «тетерев».

«Жучки»

Цель:

Ход игры:

Дети – «жучки» стоят по кругу (врассыпную). В центре водящий – взрослый

или ребенок. Водящий поет:

По дороге жук,

жук,

По дороге

Дети бегут на носочках.

«Жуки» летают.

черный,

Посмотрите на

него –

Вот какой

проворный.

Он на спинку

упал,

Лапками

задрыгал,

Крылышками

замахал,

Весело

запрыгал.

Дети ложатся на спину и перебирают

в воздухе ногами и руками – «жучки»

барахтаются.

По дороге жук,

жук,

По дороге

черный,

Посмотрите на

него –

Вот какой

проворный

«Жуки» летают.

С окончанием песни взрослый, «ловит» жучков. Если «ловишка» ребенок,

ему напоминают: «Оленька, лови жучков».

«Васька - кот»

Цель:

Ход игры:

Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат».

Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети

– «мышки» - за кругом.

Ходит Васька

серенький,

Хвост

пушистый

беленький,

Ходит Васька

кот.

Дети идут по кругу вправо.

Васька – влево.

Сядет,

умывается,

Лапкой

умывается,

Песенки поет.

Дети сужают круг, смотрят, как

Васька умывается. С окончанием

куплета расширяют круг.

Дом неслышно

Дети идут вправо, кот – влево.

обойдет,

Притаится

Васька кот,

Серых мышек

ждет.

Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из

круга, а «кот Васька» старается их поймать.

«Подними ладошки»

Цель: развивать умение выполнять движения по тексту песни, передавать

выразительные движения для рук; воспитывать внимание.

Ход игры:

Дети стоят по кругу и поют:

Подними ладошки

выше

И сложи над

головой.

Что вышло?

Вышла крыша,

А под крышей мы с

тобой!

Дети складывают руки над

головой.

Подними ладошки

выше

А потом сложи

дугой.

Кто же вышел?

Вышли гуси – вот

один, а второй

другой.

Дети сгибают руки в локтях

перед собой, поочередно опуская

кисти рук.

Подними ладошки

выше

И сложи перед

собой.

Что же вышло?

Вышел мостик,

Мостик крепкий и

прямой.

Дети складывают руки перед

собой одна на другую

«полоской».

«У тетушки Натальи»

Цель: закрепить умение выполнять движения по тексту песни. Выразительно

передавать музыкально – игровые образы.

Ход игры:

Утетушки Натальи

Было семь цыплят 2 раза

Дети идут по

кругу.

Пи-пи, пи-пи-пи!

Так они кричат. 2 раза

Присаживаются,

сжимаясь в

комочек, головки

поднимают вверх.

Утетушки Натальи

Было семь утят 2 раза

К ря-кря, кря-кря-кря!

Так они кричат. 2 раза

Дети удит по

кругу.

Руку отводят назад,

трясут ими как

крылышками,

слегка наклоняя

корпус вперед.

Утетушки

Натальи

Было

семь гусят 2

раза

Г а-га, га-га-

га!

Так они

кричат. 2

раза

Дети идут по

кругу.

Стоя на месте

лицом в круг,

показывают с

помощью кистей

рук «клювики»

Утетушки

Натальи

Было

семь котят

2 раза

М яу-мяу,

мяу-мяу-мяу!

Так они

кричат. 2

раза

Дети идут по

кругу.

Переступая

пружинно с ноги

на ногу, дети

вытягивают

вперед то одну, то

другую руку,

изображая мягкие

лапки.

Утетушки

Натальи

Было

семь козлят

2 раза

Б е-бе,бе-бе-

бе!

Так они

кричат. 2

раза

Стоя лицом в

круг, изображают

рожки

(указательные

пальцы обеих рук

подносят к

голове)

Утетушки

Натальи

Было

семь щенят

2 раза

Г ав-гав, гав-

гав-гав!

Так они

кричат. 2

раза

Руками

показывают возле

головы «ушки».

Утетушки

Натальи

Было

семь внучат

2 раза

Л я-ля, ля-ля-

ля!

Так они

кричат. 2

раза

Дети хлопают в

ладоши.

«Скок - поскок»

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением

вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга.

Ход игры:

Скок – скок,

поскок,

Молодой дроздок.

Продвигаются вперед прыжками.

По водичку

пошел,

Молодичку

нашел.

Идут мягким шагом.

Молодиченька

Невеличенька.

Сужают круг.

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Присаживаются. Расширяют круг

бодрым шагом.

Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя

«хвостик».

«Зайка»

Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко

прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать.

Ход игры:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Сидят.

«Ушки»

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп – 2 раза

Надо лапочки погреть.

Стоят, хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять,

Надо Зайке поскакать

Скок, скок, скок, скок

Надо Зайке поскакать.

Прыгают на двух ногах.

Взрослый: Зайку кто-то испугал.

Дети убегают на места.

«Гуси, вы гуси»

Цель:

Ход игры:

Дети делятся на две группы: дети и «гуси». Они стоят шеренгами лицом друг

к другу.

«Волк» и «гусенок» следят в стороне.

Дети

Гуси, вы гуси,

Серые гуси.

Идут к гусям – 4 шага.

Отходят назад – 4 шага

Гуси

Га-га-га, га-

га-га.

Га-га-га, га-

га-га.

Идут к детям – 4 шага

Идут обратно – 4 шага

Дети

Где вы

бывали,

Кого вы

видали?

Идут вперед,

Идут назад

Гуси

Га-га-га, га-

га-га.

Га-га-га, га-

га-га.

Идут вперед,

Идут назад

Дети

Мы видали

волка,

Он нес

гусенка.

Идут вперед «Волк с гусенком»

пробегают мимо детей. Идут

назад.

Гуси

Га-га-га, га-

га-га.

Га-га-га, га-

Идут вперед,

Идут назад

га-га.

Дети

Щиплите вы

волка,

Спасайте

гусенка.

Идут вперед,

Идут назад

Гуси

Га-га-га, га-

га-га.

Га-га-га, га-

га-га.

Повторяют движения детей

С окончанием песни «Гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!