Автор: Роговая Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СП СПО ОТЖТ
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: статья
Тема: Организация аудиторной и внеудиторной деятельности обучающихся
Раздел: среднее профессиональное
О.Ю.Роговая
Омский техникум железнодорожного транспорта,
г. Омск, Российская Федерация
Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
обучающихся.
Нормативные требования к организации самостоятельной работы
(СРС) при реализации ФГОС СПО
С введением ФГОС нового поколения значение СРС существенно
возросло. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие
субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в
которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются
действия и операции, полученный результат соотносится сопоставленной
целью, способы деятельности корректируются. Субъектная позиция
обучающегося в обучении становится главным условием формирования
опыта
практической
деятельности
и
на
его
основе
–
овладения
компетенциями.
Это
в
свою
очередь
требует
соответствующей
реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей,
усовершенствования
учебно-методической
документации,
внедрения
новых
информационно-образовательных
технологий,
обновления
технического и программного обеспечения СРС, новых технологий
самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с
этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая
находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся
учебной и учебно- методической работы. В условиях роста значимости
внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержание
деятельность
преподавателя
и
обучающегося.
Роль
преподавателя
заключается в организации СРС с целью приобретения обучающимися ОК
и ПК, позволяющих сформировать у обучающегося способности к
саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности;
Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СРС под
руководством преподавателя стать творческой личностью, способной
самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать
проблему и находить оптимальный путь её решения.
Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана
деятельность обучающихся по освоению содержания СПО, которая
осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле
преподавателя, но без его непосредственного участия.
Анализ
и
обобщение
современных
практик
организации
СРС
свидетельствует о многообразие видов и типов самостоятельной
деятельности обучающихся, различных способах педагогического
управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со
стороны педагогов. Есть два вида СРС аудиторная, внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа
Работа на лекции. Составление или слежение за планом чтения лекции,
проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной
литературой. В лекциях – вопросы для самостоятельной работы студентов,
указания на источник ответа в литературе. В ходе лекции возможны так
называемые «вкрапления» – выступления, сообщения студентов по
отдельным вопросам плана. Опережающие задания для самостоятельного
изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях,учебниках и
др.) Важнейшим средством активизации стремления к самостоятельной
деятельности являются активные технологии обучения. В этом плане
эффективной формой обучения являются проблемные лекции.
Основная задача лектора в этом случае – не столько передать
информацию,
сколько
приобщить
слушателей
к
объективным
противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.
Функция студента – не только переработать информацию, но и активно
включиться в открытие неизвестного для себя знания
Работа на практических занятиях. Семинар-дискуссия образуется как
процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит
формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и
разрешении теоретических и практических проблем. Студент учится
выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать
свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную
позицию сокурсника. Данная форма работы позволяет повысить уровень
интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс
учебного познания.
Деловые игры. Такое занятие удобнее проводить при повторении и
обобщении темы. Группа разбивается на команды (2–3). Каждая команда
получает задание и затем озвучивает их решение. Проводится обмен
задачами.
Круглый
стол.
Характерной
чертой
круглого
стола
является
сочетание
тематической
дискуссии
с
групповой
консультацией.
Выбирается
ведущий
и
5–6
комментаторов
по
проблемам
темы.
Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает
студентам вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы.
Ведущий продолжает занятие, он даёт слово комментаторам, привлекает к
обсуждению всю группу.
Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности,
чувству сопричастности к событиям. При этом происходит закрепление
информации,
полученной
в
результате
прослушивания
лекций
и
самостоятельной
работы
с
дополнительным
материалом,
а
также
выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и
распространенных
методов
организации
активной
познавательной
деятельности студентов. Метод анализа конкретных ситуаций развивает
способность к анализу жизненных и профессиональных задач.
Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить:
есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить своё отношение к
ситуации, предложить варианты решения проблемы.
Метод проектов. Для реализации этого метода важно выбрать тему,
взятую из реальной жизни, значимую для студента, для решения которой
необходимо приложить имеющиеся у него знания и новые знания, которые
еще
предстоит
получить.
Выбор
темы
преподаватель
и
студент
осуществляют
совместно,
раскрывают
перспективы
исследования,
вырабатывают
план
действий,
определяют
источники
информации,
способы
сбора
и
анализа
информации.
В
процессе
исследования
преподаватель
опосредованно
наблюдает,
дает
рекомендации,
консультирует. После завершения и представления проекта студент
участвует в оценке своей деятельности.
В соответствии с уровнями освоения учебного материала различают
следующие виды СРС:
1. – ознакомительный - конспектирование литературы;
2. – репродуктивный - написание контрольной работы
3. – продуктивный - подготовка эссе
По охвату обучающихся формы самостоятельной деятельности можно
разделить на дифференцированные (индивидуальные или в составе малых
групп) и фронтальные формы. Самостоятельная работа в учебном
заведении
может
быть
организована
индивидуально
с
каждым
обучающимся, с несколькими обучающимися (например, проектными
командами) и для учебной группы (лекционного потока), в целом.
В значительной степени выбор конкретных форм организации
самостоятельной
деятельности
обучающихся
зависит
от
профиля
обучения,
изучаемой
дисциплины,
уровня
профессионального
образования.
Самостоятельная работа как форма организации обучения и вид
учебных
занятий планируется и проектируется преподавателями программ ПМ и
УД каждой ОПОП учебного заведения.
Контроль и оценка результатов СРС
Современные системы оценивания в профессиональном образовании
требуют изменения позиции преподавателя, который перед изучением
профессионального
модуля,
учебной
дисциплины
предъявляет
обучающимся систему
оценивания
результатов
его
освоения,
в
том
числе - в рамках СРС.
Организация
внеаудиторной
самостоятельной
работы в условиях реализации ФГОС.
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий
обучающихся
и
студентов.
Внеаудиторная
самостоятельная
работа
выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его
непосредственного участия.
Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы:
1.
Сбор
и
изучение
информации,
анализ,
систематизация, трансформация
информации.
2. Консультации у преподавателя.
Отражение информации
в
необходимой
форме,
подготовка
презентации.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы.
1.
Конспектирование.
Существуют
два
разных
способа
конспектирования – непосредственное и опосредованное.
Непосредственное конспектирование – это запись в сокращенном
виде сути информации по мере ее изложения. При записи лекций или по
ходу семинара этот способ оказывается единственно возможным, так как и
то и другое разворачивается у вас на глазах и больше не повторится; вы не
имеете возможности
ни
забежать
в
конец
лекции,
ни
по
несколько раз
«переслушивать» ее.
Опосредованное конспектирование начинают лишь после прочтения
(желательно – перечитывания) всего текста до конца, после того, как будет
понятен общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические
взаимосвязи.
Опосредованное конспектирование возможно применять и на лекции,
если перед началом лекции преподаватель будет раздавать студентам
схему лекции (табличка, краткий конспект в виде основных понятий,
алгоритмы и т. д.).
2.Реферирование
литературы.
Реферирование отражает, идентифицирует
не содержание соответствующего произведения (документа, издания)
вообще, а лишь новое, ценное и полезное содержание (приращение
науки, знания).
3.Аннотирование книг, статей. Это предельно сжатое изложение основного
содержания текста. Годится в особенности для поверхностной подготовки
к
коллоквиумам
и
семинарам,
к
которым
задано
проработать
определенную
литературу.
Так
же
подходит
для
предварительных
библиографических заметок «самому себе». Строится на основе конспекта,
только очень краткого.
4.Доклад, реферат, контрольная работа. Доклад – вид самостоятельной
работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует
формированию
навыков
исследовательской
работы,
расширяет
познавательные интересы, приучает практически мыслить. При написании
доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные
источники.
Работая
с
источниками,
следует
систематизировать
полученные сведения, сделать выводы и обобщения. К докладу по крупной
теме привлекается несколько студентов, между которыми распределяются
вопросы выступления. В учебных заведениях доклады содержательно
практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачётной
работой.
Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме
публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор
литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская
работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы.
Изложение
материала
носит
проблемно-тематический
характер,
показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на
проблему.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы
могут использоваться семинарские занятия, зачеты, тестирование,
контрольные работы, защита проектов и др. Критериями оценки результатов
внеаудиторной самостоятельной работы являются уровень усвоения
студентом учебного материала; умение использовать теоретические знания
при решении практических задач, обоснованность и четкость изложения
ответа
Список литературы
1. Подольский, В. И. Компьютерные информационные системы в аудите
[Электронный ресурс]. – Москва : Юнити-Дана, 2015. – 160 c.
2. Ендовицкий, Д. А. Международные стандарты аудиторской деятельности
[Электронный ресурс]. – Москва : Юнити-Дана, 2015.- 172с.