Автор: Макеева Нина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Мценска "Детский сад №11"
Населённый пункт: город Мценск
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Родители должны знать все об адаптации дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Родители должны знать все об адаптация дошкольников.
Мысли о том, как пойдет ваш малыш в детский сад, вызывают, как
правило, серьезную тревогу и у взрослых. И она не напрасна. Все знают,
что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на
физическом здоровье детей. Важно уделить внимание более раннему
возрасту, в котором многие малыши впервые переходят из узкого
семейного мира в новый мир социальных контактов.
Если готовится к детскому саду малыш трех лет, уже владеет речью,
навыками
самообслуживания,
легко
общается
в
детском
обществе,
способен общаться с широким кругом новых взрослых, то ребенок более
младшего возраста менее приспособлен к разлуке с родными, более слаб и
раним.
Именно младенческом возрасте до трех лет адаптация к детскому
учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.
Ребенок в раннем детстве активно развивается физически, у него
совершенствуются психические процессы. В это время они сильно
подвержены колебаниям и даже срывам.
Изменение
образа
жизни
приводит
к
серьезному
изменению
эмоционального состояния малыша. В адаптационный период проявляется
эмоциональная напряженность, беспокойство или даже заторможенность.
Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со
взрослым или просто категорически отказывается от него, сторонится
сверстников. Его социальные связи оказываются нарушенными.
В
привычный
мир
ребенка
буквально
врываются
следующие
перемены:
-ему меньше уделяется персонального внимания;
-меняется дневной режим;
- приходится постоянно контактировать со сверстниками;
- необходимо слушать незнакомого взрослого;
-нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
- нарушение сна 9дети не могут заснуть, сон кратковременный,
прерывистый);
-меняет эмоциональное состояние (дети много плачут раздражаются).
Иногда имеют месть быть и более серьезные расстройства:
- повышение температуры;
-изменение характера стула;
Нарушение некоторых приобретенных навыков (ребенок перестает
проситься на горшок, малыш может вернуться к соске, его речь
затормаживается и др.).
Медики и психологи различают три степени адаптации к детскому
учреждению: легкую, среднюю и тяжелую. Основные показатели степени
ее тяжести — сроки нормализации поведения, частота и длительность
заболеваний, проявления невротических реакций.
При легкой адаптации у ребенка в течение месяца нормализуется
поведение по всем основным показателям, он спокойно и радостно
отправляется в ясли. Аппетит у малыша снижается, но ненамного, и к
концу 1-й недели становится прежним. Сон налаживается и течет к-1 2
недель.
К концу месяца у него восстанавливается речь, он снова с
удовольствием играет, интересуется окружающим миром. Отношения с
близкими людьми при легкой адаптации у малыша не нарушаются, он
достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма
выражено незначительно, и через 2-3 недели они восстанавливаются.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем
состоянии
ребенка
выражены
ярче
и
длительнее.
Сон
и
аппетит
восстанавливаются только через 20-40 дней, настроение неустойчиво в
течение месяца. Значительно снижается активность малыша: он становится
плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение,
не пользуется приобретенными ранее навыками речи.
Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. В одних
случаях дети начинают длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти
без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже
не выполняют свою роль — не предохраняют ребенка от многочисленных
инфекционных
агентов,
с
которыми
ему
постоянно
приходится
сталкиваться. Естественно, это неблагоприятно сказывается на физическом
и психическом развитии малыша.
При другом варианте тяжелой адаптации возникает неадекватное
поведение ребенка. Оно настолько тяжело выражено, что граничит с
невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, ребенок
упорно отказывается от еды. При попытке его накормить начинается
невротическая рвота. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне,
спит чутко и недолго, просыпается со слезами. Во время бодрствования он
подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или
агрессивен по отношению к ним.
Апатия
малыша
—
типичное
проявление
детской
депрессии.
Страдает общее состояние организма: ребенок теряет в массе тела,
становится беззащитным перед инфекциями, возникают признаки детской
экземы или нейродермита. Улучшение состояния происходит крайне
медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются,
ребенок начинает отставать в речи, развитии игры и общении на 1-2
квартала. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется
несколько лет.
На первых этапа привыкания ребенка к детскому саду воспитатели
стараются получить как можно больше информации о новом ребенке – об
их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с
малышом. Родителям не стоит избегать беседы с воспитателем о вашем
ребенке, рассказывать больше. И все же успешность адаптации вашего
малыша будет зависеть не только от воспитателей и от самого малыша, но
и конечно во многом от вас родители.
Родители в первую очередь должны помочь ребенку войти в новые
условия – в условия детского сада – как можно более безболезненно. Для
этого вам необходимо психологически готовить ребенка к детскому саду
заранее и соблюдать следующие рекомендации.
Рекомендации:
1.
Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок
идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он
будет играть со сверстниками. Я хочу, что бы он пошел в садик.»
2.
Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы
учреждения
дошкольного
образования
и
за
один-два
месяца
постарайтесь, что бы ребенок к нему привык.
3.
Приблизьте рацион питания ребенка к рациону детского
сада. Не следует кормить ребенка только протертой пищей.
4.
Чтобы малыш не чувствовал дискомфорта, желательно
заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.
5.
Необходимо обратить особое внимание на формирование
у
детей
навыков
самообслуживания.
Ребенок,
умеющий
самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, не будет чувствовать
себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно
скажется на его самочувствии.
6.
Заранее готовьте ребенка к временной разлуке. Пример:
«Ты стал большим, взрослым! Тебя уже приняли в детский сад. Это
здорово! Мы будем ходить на работу, а ты как большой – в детский
сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы
уверены, что ты нас не подведешь!».
Взрослым
необходимо
помочь
детям
преодолеть
стресс
поступления и успешно адаптироваться в учреждении дошкольного
образования. В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и
возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к
каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы.
Желаем вам терпения и легкого преодоления адаптации к
детскому саду.