Организация ППР среды ДОУ на основе гендерного подхода
Автор: Хисамова Юлия Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №146" Населённый пункт: Рязань Наименование материала: статья Тема: Организация ППР среды ДОУ на основе гендерного подхода Раздел: дошкольное образование
Организация ППР среды ДОУ на основе гендерного подхода
(из опыта работы)
Выступление Хисамовой Ю.А.,
воспитателя I кв. категории
«Как нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж.Руссо
Наиболее распространенная программа, на которую ориентированы детские сады - "От
рождения до школы". Наш детский сад не исключение.
В программе «От рождения до школы», начиная с младшего возраста, в
образовательную область «Социально-коммуникативного направления» включена
задача:
• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
Необходимо создавать в дошкольном учреждении условия для гендерной
социализации дошкольников, в том числе соответствующую предметно-
пространственную развивающую среду.
Реализуя образовательную программу ДОУ, развивающую среду в нашем детском
саду мы создаём с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых
склонностей и интересов, и конструируем её таким образом, чтобы каждый ребёнок в
течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его
индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только
обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной
и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных
особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед
мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на
использование отдельных её элементов с учётом гендерных и индивидуальных
особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В сюжетно-ролевых играх происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок
принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно
увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на
семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах
нашего детского сада созданы условия для игр «Пожарные», «Моряки» и др. Для девочек
– «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При
совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей
считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в
процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными
особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.
Для реализации гендерного подхода в ознакомлении старших дошкольников с трудовой
деятельностью взрослых оснастили необходимым оборудованием, инструментами и
материалами Детскую кухню и Мастерскую Умелкина.
1
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков, так и девочек. А
особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки.
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей,
предлагаем обратить внимание на следующее:
• привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения
детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского
поведения;
• достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят
модель социального поведения женщины – матери;
• наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в
которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель
поведения.
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень
важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти
представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются
проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный
пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.
Каковы же основные ориентиры при организации предметно-пространственной
развивающей среды с учетом гендерного подхода :
1.
учёт гендерного пространства группы (количество мальчиков и количество
девочек);
2.
учёт этапов развития гендерной идентичности;
3.
учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков.
Рассмотрим каждый их них подробнее .
1. Учёт гендерного пространства группы. В организации предметно-развивающей среды
педагоги детских садов и ранее опирались на принцип учёта половых и возрастных
различий, что проявляется в специальном оборудовании игровых зон так называемых
«царств» для девочек и мальчиков. Однако в построении пространства и его наполнении
содержанием не учитывается соотношение количества мальчиков и девочек, так
например, группу посещает 25% девочек, соответственно 75% мальчиков, а уголок для
сюжетно-ролевых игр для девочек занимает большую часть пространства, что ущемляет
интересы мальчиков и замедляет процесс формирования у них гендерной идентичности.
На сегодняшний день педагоги нашего детского сада стремятся учитывать гендерное
пространство группы, пересматривая его с точки зрения соотношения
предназначенности, хотя «ломка» их «феминных» представлений происходит медленно.
В нашем саду отношение количества мальчиков и девочек в группах практически равное.
В восьми группах - 50%на 50%, в одной группе преобладание количества девочек, в двух
группах -мальчиков.
Такой же подход рассматривается в содержании предметно-развивающей среды:
материалах и оборудовании. Материалы и оборудование, которые используют девочки и
мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов-
заместителей), располагаются в группе по обоюдной договоренности.
2
2. Учёт гендерной идентичности мальчиков и девочек. Учитывая этапы развития
идентичности мальчиков и девочек, в группах раннего и младшего возраста педагоги
нашего дошкольного образовательного учреждения используют маркеры гендерных
различий как необходимый элемент для визуального подтверждения своего гендера.
Например, из опыта коллег : в раздевальной комнате шкафы для одежды выкрашены в
два цвета - для мальчиков и девочек,
на них наклеиваются индивидуальные метки. В
младшей группе эти метки для детей изготавливают родители или воспитатель, а дети
выбирают для себя наиболее понравившиеся. В средней группе для изготовления
картинок на шкафчики мы привлекаем детей подготовительной группы, которые
изготавливают картинки по замыслу малышей. Девочки и мальчики старшего
дошкольного возраста метки на шкафы делают сами.
При изготовлении меток важно
помнить, что в значительной степени усилить их выразительность может цвет фона (для
девочек один, а для мальчиков - другой). Также предметные картинки на мешочках для
бассейна соответствуют полу гендера и так далее.
В нашем саду в группах деление на мальчиков и девочек присутствует в спальне:
покрывала розовые и зеленые.
При этом осуществляется индивидуальный подход к детям, который заключается в
учете их вкусов и привязанностей к изображению на предметной метке и ее цветовому
решению. Так, например, учеными было установлено, что многие мальчики страдают от
темных оттенков в мужском гендере, завидуя яркой цветовой гамме в одежде девочек.
Гендерная социализация ребенка предполагает усвоение и воспроизведение гендерных
ролей и культуры взаимоотношения полов. Зонирование пространства группы для
девочек и мальчиков не говорит о том, что они играют отдельно. Необходимо стремиться
организовать среду так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом,
учились выстраивать взаимоотношения, так например: в уголке сюжетно-ролевых игр в
игре «Семья», мальчик, усваивая роль папы, взаимодействует с девочкой, которая
выполняет роль мамы (дочери). В игровом пространстве девочек у мальчиков имеется
чемодан с инструментами, а в зоне игр мальчиков девочки используют чемодан доктора и
оказывают «медицинскую помощь» мальчикам. В соответствии с сюжетом игры
мальчики и девочки проявляют взаимоотношения, которые происходят в реальной жизни.
Очень важно использовать в группе двух ярусное оборудование, с помощью которого
можно организовать с детьми правильную двигательную активность и функционально
использовать пространство.
В данный момент мы работаем над проблемой организации двух яросного пространства,
думаю к началу учебного года проблема начнет реализовываться.
3. Учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков, осуществляется
как в организации пространства, так и в содержании. Пространство, представляющее
интерес для девочек , невелико, им достаточно небольшого уютного уголка в группе или
небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки-матери, или
они раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения - и играют в
ограниченном пространстве, однако оно до мелочей проработано, отражено в сознании.
При организации предметно-развивающей среды девочкам следует обеспечить
возможность создать замкнутое игровое пространство с помощью ширм, занавесок.
У мальчиков по-другому: игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на
исследование различных объектов. Рекомендуется расширять вертикальное и
горизонтальное пространство группы (подиумы, лесенки). В игровой или приемной
3
комнатах должно быть спортивное оборудование (тренажеры, гантели и др.),
позволяющее обеспечить мальчикам необходимый уровень двигательной активности.
Игры активные, энергичные чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за
другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им
пространство. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они
используют имеющуюся территорию по максимуму. Оно охватывает как горизонтальные,
так и вертикальные взаимосвязи. Поэтому необходимо минимизировать пространство
для девочек, а мальчикам предоставляют больше места для деятельности, учитывая при
этом гендерное пространство группы.
Помимо организации пространства важно учитывать и наполнение среды содержанием
для мальчиков и девочек. Организованная среда в уголке сюжетно-ролевых игр у девочек
детализирована, с учётом того, что в центре их внимания с раннего возраста находится
человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми,
предметы потребления (одежда, утварь). Уголок сюжетных игр насыщен материалами и
предметами домашнего обихода, такими же, как в реальной жизни. Мальчики же больше
осуществляют игровые действия с предметами-заместителями, поэтому такая
детализация предметов мальчикам не нужна. Девочек чаще привлекают домашние дела,
они меньше интересуются внутренним устройством игрушек, больше – назначением,
сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной
активностью, потребностью в преобразующей деятельности. С этой целью для мальчиков
мы приобретаем различные виды конструкторов с разнообразными деталями,
трансформеры, строительные блоки, ящики с инструментами, наборы машин с
подвижными частями.
Учёт вышеперечисленных основных ориентиров в организации предметно-
развивающей среды приводит нас, педагогов, к мысли о необходимости её
периодической корректировки , с точки зрения, асимметрии в распределении
пространства и его содержании в уголках: конструктивных игр, спортивном,
продуктивной деятельности и других с учетом гендерного подхода, данный факт не
должен оставаться без внимания.
Помещение, в котором проводят время дети - это целый мир или даже множество миров
для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками,
становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и
мальчики из этого окна, повлияет на формирование их вкуса, взглядов, уверенности в
себе и своих возможностях и многое другое, что связано с развитием личности
маленького ребенка.
В возрастном аспекте отмечается общая тенденция: от полноты предметных опор для
всех компонентов воображаемой ситуации к частичным опорам (предметной поддержке
той или иной составляющей воображаемой ситуации).
Младшие дошкольники 3-4 года для развертывания сюжетной игры нуждаются во всей
совокупности сюжетообразующих игрушек задающих «полную воображаемую
ситуацию», причем наиболее значимые для этого возраста предметы оперирования.
4
Детям 4-5 лет для развертывания игры уже достаточно стимулирующего и
поддерживающего влияния игрушек любых двух функциональных типов (например,
игрушка-персонаж и маркер пространства, или предмет оперирования и ролевой атрибут)
в любых парных сочетаниях.
Для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет каждый из типов игрушек в
отдельности как бы «намекает» на целостную воображаемую ситуацию и может
выполнять функцию запуска и поддержки игры.
При организации предметно-пространственной развивающей среды пространство
группы мы выстраиваем в виде разграниченных зон («центров», «уголков»,
оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки,
материалы для творчества, развивающее оборудование). Условно групповое помещение
подразделяется на зоны:
- зона умеренной активности («Центр познания», «Центр книги», «Центр математики») ;
- зона средней активности («Центр конструирования», «Центр творчества», «Центр
экспериментирования», «Центр безопасности») ;
- зона повышенной активности («Центр двигательной активности», «Центр театра»,
«Центр игры», «Центр дежурства») .
Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя
занятия с учетом индивидуальных и гендерных особенностей.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Почта»,
«Ателье», «Школа» и т. д. отражают разнообразные события из жизни мужчин и женщин,
их взаимоотношения в семье и обществе.
Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из
крупного строительного материала. Дети охотно конструируют для коллективных игр.
При этом мальчикам поручается «тяжелая» работа: «подвести материал, установить
основные крупные детали» и т. д. (с учетом гендерных особенностей). Крупный
строительный материал требует много места, поэтому его разместили в спальной
комнате, в стороне от игровой зоны девочек. Рядом расставлены машины, которые
мальчики используют в играх со строительным материалом.
В группах, которые в спальной комнате оснащены выкатными кроватями созданы
условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь,
обеспеченная игрушками и инвентарем, побуждающими к двигательной игровой
деятельности (мячи, обручи, скакалки и т. д.).
Такие игры помогают организовать сотрудничество и взаимодействие мальчиков и
девочек.
В «Центре творчества» и в «Центре книги» важно создать условия для того, чтобы
девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или
эмоционально значимо. Поэтому мальчики выбирают книги и раскраски героического
5
цикла, в которых показаны образы мужественного, отважного героя (это роботы,
бэтманы, богатыри и т. д.) . А девочкам ближе книги, способствующие развитию навыков
и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Поэтому они
выбирают раскраски Золушки, принцесс, феи и т. д.
В «Центре познания» имеются различные логические, речевые, развивающие,
интеллектуальные игры. Такие игры помогают расширить представления детей об
окружающем мире, формировать умения, обеспечивающие самостоятельную игру, в
которой мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и
предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.
Материалы и оборудование, которыми пользуются и девочки, и мальчики (мягкие
игрушки, настольно-печатные игры, комплекты-заместители, познавательные книги,
энциклопедии) располагаются в группе по договоренности.
Вместе с тем в практике отмечается дисбаланс предметной среды в сторону
преобладания «девчоночных» материалов и пособий. Поэтому важно соблюдать один из
принципов построения предметно-развивающей среды – принцип учета половых и
возрастных различий детей, который даёт возможность проявлять детям свои склонности
в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и
женственности.
Подведем итог сказанному :
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в
воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить
эти задачи.
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной
социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень
психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий
потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания
детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании
социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей,
мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки -
доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность
своего имени, отношение к нему. Я думаю, что наработанный опыт нашего
педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.
6
Рекомендации педагогам по организации предметно-игровой среды
в группе ДОУ на основе гендерного подхода можно дать следующие:
1. Анализируйте поведение детей в сюжетно-ролевой игре, отслеживая полоролевое
соответствие и фиксируя (разнообразие манипуляций с игрушками).
2. Оцените привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики для детей с
точки зрения одобряемых обществом образцов мужского и женского поведения.
3. Заведите «Дневник игровых действий», где будете целенаправленно фиксировать
соответствие наиболее выбираемого сюжета игры наличию игрового материала. Это
поможет выявить дефицит игрушек и устранить его.
4. Пополняйте среду в соответствии с меняющимися потребностями детей. Помните, что
чем старше дети, тем чаще их игровые объединения разнополые.
5. Создавайте условия для принятия ребенком половой роли: пополняйте среду
игрушками, уточняющими действия ролевого персонажа (в уголке мальчиков обеспечьте
наличие полицейское жезла, набор слесарных инструментов автомобильной атрибутики,
достаточное количества конструкторов и пр.; в уголке девочек обеспечьте наличие
скатертей, вазочек для сервировки стола, украшений и бижутерии для девочек и кукол,
коробочек для их хранения, индивидуальных расчесок, одежды для кукол (нижнее белье,
платья, носки, головные уборы, перчатки, аксессуары и пр.)
6. Организуйте выставку детской литературы, где герои ведут себя как настоящие
«рыцари и принцессы».
7. Обеспечьте достаточное количество игрушек в уголке совместных игр, чтобы ребенок
мог без труда выбрать себе атрибут для самостоятельной деятельности.
7