Напоминание

Организация ППР среды ДОУ на основе гендерного подхода


Автор: Хисамова Юлия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №146"
Населённый пункт: Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Организация ППР среды ДОУ на основе гендерного подхода
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация ППР среды ДОУ на основе гендерного подхода
(из опыта работы)
Выступление Хисамовой Ю.А.,

воспитателя I кв. категории
«Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж.Руссо Наиболее распространенная программа, на которую ориентированы детские сады - "От рождения до школы". Наш детский сад не исключение. В программе «От рождения до школы», начиная с младшего возраста, в
образовательную область «Социально-коммуникативного направления»
включена задача: • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Необходимо создавать в дошкольном учреждении условия для гендерной социализации дошкольников, в том числе соответствующую предметно- пространственную развивающую среду. Реализуя образовательную программу ДОУ, развивающую среду в нашем детском саду мы создаём с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов, и конструируем её таким образом, чтобы каждый ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. В сюжетно-ролевых играх происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах нашего детского сада созданы условия для игр «Пожарные», «Моряки» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские. Для реализации гендерного подхода в ознакомлении старших дошкольников с трудовой деятельностью взрослых оснастили необходимым оборудованием, инструментами и материалами Детскую кухню и Мастерскую Умелкина. 1
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем
обратить внимание
на следующее: • привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения; • достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери; • наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения. Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка. Каковы же
основные ориентиры при организации предметно-пространственной

развивающей среды с учетом гендерного подхода
: 1. учёт гендерного пространства группы (количество мальчиков и количество девочек); 2. учёт этапов развития гендерной идентичности; 3. учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков.
Рассмотрим каждый их них подробнее
. 1. Учёт гендерного пространства группы. В организации предметно-развивающей среды педагоги детских садов и ранее опирались на принцип учёта половых и возрастных различий, что проявляется в специальном оборудовании игровых зон так называемых «царств» для девочек и мальчиков. Однако в построении пространства и его наполнении содержанием не учитывается соотношение количества мальчиков и девочек, так например, группу посещает 25% девочек, соответственно 75% мальчиков, а уголок для сюжетно-ролевых игр для девочек занимает большую часть пространства, что ущемляет интересы мальчиков и замедляет процесс формирования у них гендерной идентичности. На сегодняшний день педагоги нашего детского сада стремятся учитывать гендерное пространство группы, пересматривая его с точки зрения соотношения предназначенности, хотя «ломка» их «феминных» представлений происходит медленно. В нашем саду отношение количества мальчиков и девочек в группах практически равное. В восьми группах - 50%на 50%, в одной группе преобладание количества девочек, в двух группах -мальчиков. Такой же подход рассматривается в содержании предметно-развивающей среды: материалах и оборудовании. Материалы и оборудование, которые используют девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов- заместителей), располагаются в группе по обоюдной договоренности. 2
2. Учёт гендерной идентичности мальчиков и девочек. Учитывая этапы развития идентичности мальчиков и девочек, в группах раннего и младшего возраста педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения используют
маркеры
гендерных различий как необходимый элемент для визуального подтверждения своего гендера. Например, из опыта коллег : в раздевальной комнате шкафы для одежды выкрашены в два цвета - для мальчиков и девочек, на них наклеиваются индивидуальные
метки.
В младшей группе эти метки для детей изготавливают родители или воспитатель, а дети выбирают для себя наиболее понравившиеся. В средней группе для изготовления картинок на шкафчики мы привлекаем детей подготовительной группы, которые изготавливают картинки по замыслу малышей. Девочки и мальчики старшего дошкольного возраста метки на шкафы делают сами. При изготовлении меток важно помнить, что в значительной степени усилить их выразительность может цвет фона (для девочек один, а для мальчиков - другой). Также предметные картинки на мешочках для бассейна соответствуют полу гендера и так далее. В нашем саду в группах деление на мальчиков и девочек присутствует в спальне: покрывала розовые и зеленые. При этом осуществляется индивидуальный подход к детям, который заключается в учете их вкусов и привязанностей к изображению на предметной метке и ее цветовому решению. Так, например, учеными было установлено, что многие мальчики страдают от темных оттенков в мужском гендере, завидуя яркой цветовой гамме в одежде девочек. Гендерная социализация ребенка предполагает усвоение и воспроизведение гендерных ролей и культуры взаимоотношения полов.
Зонирование пространства
группы для девочек и мальчиков не говорит о том, что они играют отдельно. Необходимо стремиться организовать среду так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом, учились выстраивать взаимоотношения, так например: в уголке сюжетно-ролевых игр в игре «Семья», мальчик, усваивая роль папы, взаимодействует с девочкой, которая выполняет роль мамы (дочери). В игровом пространстве девочек у мальчиков имеется чемодан с инструментами, а в зоне игр мальчиков девочки используют чемодан доктора и оказывают «медицинскую помощь» мальчикам. В соответствии с сюжетом игры мальчики и девочки проявляют взаимоотношения, которые происходят в реальной жизни. Очень важно использовать в группе двух ярусное оборудование, с помощью которого можно организовать с детьми правильную двигательную активность и функционально использовать пространство. В данный момент мы работаем над проблемой организации двух яросного пространства, думаю к началу учебного года проблема начнет реализовываться. 3. Учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков, осуществляется как в организации пространства, так и в содержании. Пространство, представляющее интерес
для девочек
, невелико, им достаточно небольшого уютного уголка в группе или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки-матери, или они раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения - и играют в ограниченном пространстве, однако оно до мелочей проработано, отражено в сознании. При организации предметно-развивающей среды девочкам следует обеспечить возможность создать замкнутое игровое пространство с помощью ширм, занавесок.
У мальчиков
по-другому: игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Рекомендуется расширять вертикальное и горизонтальное пространство группы (подиумы, лесенки). В игровой или приемной 3
комнатах должно быть спортивное оборудование (тренажеры, гантели и др.), позволяющее обеспечить мальчикам необходимый уровень двигательной активности. Игры активные, энергичные чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Оно охватывает как горизонтальные, так и вертикальные взаимосвязи. Поэтому необходимо минимизировать пространство для девочек, а мальчикам предоставляют больше места для деятельности, учитывая при этом гендерное пространство группы. Помимо организации пространства важно учитывать и наполнение среды содержанием для мальчиков и девочек. Организованная среда в уголке сюжетно-ролевых игр у девочек детализирована, с учётом того, что в центре их внимания с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Уголок сюжетных игр насыщен материалами и предметами домашнего обихода, такими же, как в реальной жизни. Мальчики же больше осуществляют игровые действия с предметами-заместителями, поэтому такая детализация предметов мальчикам не нужна. Девочек чаще привлекают домашние дела, они меньше интересуются внутренним устройством игрушек, больше – назначением, сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности. С этой целью для мальчиков мы приобретаем различные виды конструкторов с разнообразными деталями, трансформеры, строительные блоки, ящики с инструментами, наборы машин с подвижными частями. Учёт вышеперечисленных основных ориентиров в организации предметно- развивающей среды приводит нас, педагогов, к мысли о необходимости её
периодической корректировки
, с точки зрения, асимметрии в распределении пространства и его содержании в уголках: конструктивных игр, спортивном, продуктивной деятельности и других с учетом гендерного подхода, данный факт не должен оставаться без внимания. Помещение, в котором проводят время дети - это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна, повлияет на формирование их вкуса, взглядов, уверенности в себе и своих возможностях и многое другое, что связано с развитием личности маленького ребенка. В возрастном аспекте отмечается общая тенденция: от полноты предметных опор для всех компонентов воображаемой ситуации к частичным опорам (предметной поддержке той или иной составляющей воображаемой ситуации).
Младшие дошкольники 3-4 года
для развертывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек задающих «полную воображаемую ситуацию», причем наиболее значимые для этого возраста предметы оперирования. 4

Детям 4-5 лет
для развертывания игры уже достаточно стимулирующего и поддерживающего влияния игрушек любых двух функциональных типов (например, игрушка-персонаж и маркер пространства, или предмет оперирования и ролевой атрибут) в любых парных сочетаниях.
Для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
каждый из типов игрушек в отдельности как бы «намекает» на целостную воображаемую ситуацию и может выполнять функцию запуска и поддержки игры.
При организации предметно-пространственной развивающей среды пространство

группы мы выстраиваем в виде разграниченных зон
(«центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Условно групповое помещение подразделяется на зоны: - зона умеренной активности («Центр познания», «Центр книги», «Центр математики») ; - зона средней активности («Центр конструирования», «Центр творчества», «Центр экспериментирования», «Центр безопасности») ; - зона повышенной активности («Центр двигательной активности», «Центр театра», «Центр игры», «Центр дежурства») . Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия с учетом индивидуальных и гендерных особенностей. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Почта», «Ателье», «Школа» и т. д. отражают разнообразные события из жизни мужчин и женщин, их взаимоотношения в семье и обществе. Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Дети охотно конструируют для коллективных игр. При этом мальчикам поручается «тяжелая» работа: «подвести материал, установить основные крупные детали» и т. д. (с учетом гендерных особенностей). Крупный строительный материал требует много места, поэтому его разместили в спальной комнате, в стороне от игровой зоны девочек. Рядом расставлены машины, которые мальчики используют в играх со строительным материалом. В группах, которые в спальной комнате оснащены выкатными кроватями созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, обеспеченная игрушками и инвентарем, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки и т. д.). Такие игры помогают организовать сотрудничество и взаимодействие мальчиков и девочек. В «Центре творчества» и в «Центре книги» важно создать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Поэтому мальчики выбирают книги и раскраски героического 5
цикла, в которых показаны образы мужественного, отважного героя (это роботы, бэтманы, богатыри и т. д.) . А девочкам ближе книги, способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Поэтому они выбирают раскраски Золушки, принцесс, феи и т. д. В «Центре познания» имеются различные логические, речевые, развивающие, интеллектуальные игры. Такие игры помогают расширить представления детей об окружающем мире, формировать умения, обеспечивающие самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками. Материалы и оборудование, которыми пользуются и девочки, и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, комплекты-заместители, познавательные книги, энциклопедии) располагаются в группе по договоренности. Вместе с тем в практике отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий. Поэтому важно соблюдать один из принципов построения предметно-развивающей среды – принцип учета половых и возрастных различий детей, который даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
Подведем итог сказанному
: Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи. Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Я думаю, что наработанный опыт нашего педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем. 6

Рекомендации педагогам по организации предметно-игровой среды

в группе ДОУ на основе гендерного подхода
можно дать следующие: 1. Анализируйте поведение детей в сюжетно-ролевой игре, отслеживая полоролевое соответствие и фиксируя (разнообразие манипуляций с игрушками). 2. Оцените привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики для детей с точки зрения одобряемых обществом образцов мужского и женского поведения. 3. Заведите «Дневник игровых действий», где будете целенаправленно фиксировать соответствие наиболее выбираемого сюжета игры наличию игрового материала. Это поможет выявить дефицит игрушек и устранить его. 4. Пополняйте среду в соответствии с меняющимися потребностями детей. Помните, что чем старше дети, тем чаще их игровые объединения разнополые. 5. Создавайте условия для принятия ребенком половой роли: пополняйте среду игрушками, уточняющими действия ролевого персонажа (в уголке мальчиков обеспечьте наличие полицейское жезла, набор слесарных инструментов автомобильной атрибутики, достаточное количества конструкторов и пр.; в уголке девочек обеспечьте наличие скатертей, вазочек для сервировки стола, украшений и бижутерии для девочек и кукол, коробочек для их хранения, индивидуальных расчесок, одежды для кукол (нижнее белье, платья, носки, головные уборы, перчатки, аксессуары и пр.) 6. Организуйте выставку детской литературы, где герои ведут себя как настоящие «рыцари и принцессы». 7. Обеспечьте достаточное количество игрушек в уголке совместных игр, чтобы ребенок мог без труда выбрать себе атрибут для самостоятельной деятельности. 7


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!