Напоминание

Методическая пособие кружка «Дайыы»: «Батика»


Автор: Филиппова Марианна Филипповна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: Момский Район. село Хонуу
Наименование материала: Методическая пособие
Тема: Методическая пособие кружка «Дайыы»: «Батика»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

«Детский дом творчества»

678860, Момский район, с. Хонуу, ул. Молодежная,18/2,тел: 8-411-21273

Методическая пособие кружка «Дайыы»:

«Батика»

Работа педагога дополнительного образования

Филипповой Марианна Филипповна

Введение

Искусство украшения ткани является одним из древнейших и наиболее изысканных

видов декоративно-прикладного творчества. Среди многообразия его техник особое место

занимает батик - искусство ручной росписи ткани с использованием резервирующих

составов. Это не просто ремесло, а целый мир творчества, где переплетаются живопись,

дизайн и глубокое понимание свойств материалов.

Название

кружка

«Дайыы»,

что

в

переводе

с

якутского

означает

«Взлёт»,

«Созидать», как нельзя лучше отражает суть нашей деятельности. Мы не просто рисуем на

ткани – мы создаем уникальные произведения, вкладывая в них частицу своей души, своего

видения мира. Батик - это диалог между художником и материалом, это магия, когда под

кистью рождается неповторимый узор, а краски, растекаясь по шелку или хлопку, создают

эффекты, недостижимые в любой другой технике.

Программа кружка «Батик» предназначена для ознакомления детей и подростков с

основами этого удивительного искусства. Она сочетает в себе изучение традиционных,

проверенных

временем

техник

и

поощрение

смелых,

современных

творческих

экспериментов. Обучающиеся погрузятся в историю искусства, познакомятся с законами

композиции

и

цветоведения,

научатся

работать

с

различными

инструментами

и

материалами. Занятия в кружке способствуют не только приобретению специальных

навыков, но и решают важнейшие задачи эстетического воспитания: развивают вкус,

терпение,

аккуратность,

умение

видеть

прекрасное

в

обыденном

и

воплощать

свои

фантазии в материале. Каждая готовая работа - это предмет гордости юного художника,

который может стать украшением интерьера или эксклюзивным подарком, сделанным

своими руками.

Цели задачи

1. Цель программы: Художественно-эстетическое развитие личности ребенка через

изучение и практическое освоение техники росписи ткани – батик, формирование

устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству.

2. Задачи программы:

Обучающие:

- Познакомить с историей возникновения и развития искусства батика.

- Изучить основные виды батика: холодный, горячий, узелковый (бандан), свободную

роспись.

- Освоить технологические приемы и последовательность работы в каждой технике.

- Научить правилам работы с инструментами (кисти, резервы, стеклянные трубочки) и

материалами (ткани, краски, резервирующие составы).

- Сформировать знания по основам композиции, цветоведения и орнаментики.

Развивающие:

- Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию и абстрактное

мышление.

- Развивать мелкую моторику рук, глазомер и координацию движений.

- Развивать пространственное мышление и умение работать по замыслу.

- Формировать навыки проектной деятельности: от эскиза до готового изделия.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к мировой художественной культуре, народным промыслам.

- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость и целеустремленность.

- Формировать культуру труда и умение работать в коллективе.

- Воспитывать бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Актуальность программы

В современном мире, переполненном стандартной массовой продукцией, особенно остро

ощущается ценность уникальных, hand-made вещей. Батик позволяет ребенку не быть

просто потребителем, а стать творцом, создателем красоты. Эта техника:

Интегративна: объединяет знания из истории, этнографии, химии (свойства

красителей) и изобразительного искусства.

Практико-ориентирована: результат труда – это красивое, функциональное

изделие (платок, панно, элемент одежды, аксессуар).

Адаптивна: позволяет работать с детьми разного уровня подготовки, находя

индивидуальный подход к каждому.

Терапевтична: сам процесс росписи успокаивает, снимает стресс, требует

сосредоточенности и в то же время дает свободу для самовыражения.

Профориентационна: знакомит с профессиями художника-дизайнера, модельера,

декоратора.

Программа отвечает запросам детей и родителей на качественное дополнительное

образование, развивающее soft skills (мягкие навыки) – креативность, критическое

мышление, умение доводить начатое до конца.

От простых, оставляющих загадочные узоры, до сложных многослойных

композиций в технике холодного батика – путь, который проходят обучающиеся, является

не только учебным, но и личностным. Они учатся видеть красоту, терпеливо и кропотливо

воплощать свои идеи, не бояться экспериментировать и нести ответственность за

результат.

Каждая новая работа – это шаг вперед, это преодоление себя и радость открытия.

Выставки работ юных художников, организованные в стенах ДДТ, становятся ярким

событием и доказательством того, что программа работает, а имя «Дайыы» – полностью

оправдывает свое название. В конечном счете, программа призвана не просто научить

ремеслу, а воспитать гармонично развитую личность, способную ценить искусство и

создавать красоту вокруг себя.

Техника батика представляет собой традиционный метод росписи ткани, который

зародился в древние времена и широко используется в различных культурах мира. В

основе лежит применение горячего воска, создающего защитный барьер для красителей,

что позволяет формировать четкие контуры и многослойные цветовые эффекты. В кружке

“Дайыы” участники осваивают эту технику под руководством опытных наставников,

превращая обычные материалы в изысканные произведения искусства. Основное

внимание уделяется созданию панно, картин и шарфов, вдохновленных богатым

наследием Севера: снежными узорами, силуэтами оленей, мерцающим северным сиянием,

а также традиционными орнаментами коренных народов, такими как якуты эвены и

эвенки.

Процесс работы в кружке начинается с тщательной подготовки ткани —

предпочтительно натурального хлопка или шелка, которая натягивается на деревянную

или металлическую рамку для обеспечения ровной поверхности. Участники используют

специализированные инструменты: чантинг (трубочку из меди с резервуаром для воска)

для точных линий или кисти для более свободных форм. Воск наносится горячим,

обрисовывая контуры будущих изображений. Далее ткань последовательно погружают в

ванны с красителями — от светлых до темных тонов, — где воск предотвращает

проникновение краски в защищенные области. Для достижения глубины цвета процесс

повторяется в несколько этапов, чередуя нанесение воска и окрашивание. Завершающий

этап включает термическую обработку: ткань обрабатывают паром или кипятят в воде,

чтобы удалить воск, раскрывая яркие, насыщенные цвета и уникальную текстуру

материала.

В кружке “Дайыы” особый акцент делается на интеграции северных мотивов,

которые не только эстетически привлекательны, но и несут культурную ценность.

Например, панно могут воспроизводить панорамы заснеженной тундры с группами

оленей на переднем плане, картины — мифических духов и шаманские символы из

фольклора народов Севера, а шарфы — абстрактные композиции, имитирующие формы

ледяных кристаллов или волн северного сияния. Участники также экспериментируют с

комбинациями материалов, такими как шелк для легких шарфов или плотный хлопок для

долговечных панно, что позволяет создавать изделия как для повседневного

использования, так и для выставок.

Участие в кружке способствует не только освоению технических навыков батика,

но и глубокому погружению в культурное наследие региона. Каждый участник вносит

личный вклад, адаптируя традиционные мотивы под современные интерпретации, что

развивает творческое мышление и художественный вкус. “Дайыы” служит платформой

для сохранения и популяризации северных традиций, объединяя поколения через

совместное творчество и способствуя формированию связи с природой и историей.

Регулярные занятия помогают участникам повысить уверенность в своих силах, а готовые

работы часто используются в локальных мероприятиях, выставках и даже как сувениры,

продвигая культурное разнообразие.

Работа родителей кружка «Дайыы» : Штора «Якутские узоры»

(Батик)

Панно: «Мой северный край» коллективная работа детей кружка «Дайыы». (Батик)

Композиция ученицы 7в

класса Дайааны Геннадьевны,

«Весна в тундре» (Батик)

Работа Аристовой Саши

16л «Мак» (Батик)



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!