Автор: Галина Александровна Корнева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"Лицей №3 им. К.А. Москаленко
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Что значит быть патриотом"
Раздел: среднее образование
Урок- дискуссия «Что значит быть патриотом»
Составила учитель русского языка и литературы
«МБОУ ЛИЦЕЙ №3»г.Липецка
Корнева Галина Александровна
Ход урока.
Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок-дискуссия.
Давайте через подбор синонимов дадим толкование этому слову
Дискуссия- полемика, дебаты, спор.
Дискуссия ( от лат. discussio- рассмотрение, исследование)- обсуждение
спорного вопроса ,проблемы. Важной характеристикой дискуссии,
отличающей от других видов спора, является аргументированность.
Обсуждая дискуссионную проблему ,каждая сторона, оппонируя мнению
собеседника, аргументирует свою позицию.
Законы диспута( продолжи предложения)
1)Здесь нет наблюдающих , каждый – ……(активный участник разговора).
2) ГОВОРИ, ЧТО ….(.ДУМАЕШЬ), ДУМАЙ, ЧТО…. (ГОВОРИШЬ)!
3)Тактичность, откровенность, искренность, доверие, взаимная вежливость,
принципиальность—вот лучшие качества участника диспута.
4)Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит ,но из
поражения ты можешь извлечь пользу для себя.
Но о чем же сегодня мы с вами будем говорить? Предлагаю вам
проанализировать предложения и определить тему нашей дискуссии.
Определите типы предложений .Расставьте знаки препинания.
1.Клянусь честью, что ни на что на свете я не хотел бы переменить Отечество
или иметь другую историю, кроме истории наших предков . ( А.С. Пушкин)
2. Россия без каждого из нас обойтись может,но никто из нас без нее не
может обойтись. ( И.С. Тургенев)
3. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей
стране.(К.Г. Паустовский)
4.Страна, которая забыла свою историю, культуру и национальных героев ,
обречена на вымирание. ( Л.Н. Толстой)
5. Не будет корней в родной местности, в родной стране -будет много
людей, похожих на степное растение перекати-поле. (Д.С. Лихачев)
Все предложения обьединены одной темой ТЕМОЙ ЛЮБВИ К РОДИНЕ
ТЕМОЙ ПАТРИОТИЗМА
Сформулируйте тему нашего урока
Сегодня мы с вами выясним : Кто такой современный патриот?
Вопросы для обсуждения:
1. С чего начинается Родина?
-
Как вы понимаете слова «родина», «патриотизм»?
(Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает
семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и
вырос, друзья детства, любимые книги, природа - такие простые, теплые
человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине.
Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких
обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Патриотизм, родина.
Родина - Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином
которой он является.
Патриотизм - любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему
народу. (Д. Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка.)
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное
чувство, содержанием которого является любовь к отечеству,
преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление
защищать интересы Родины». (Философский словарь.))
Гордитесь ли вы своей страной? ( проверка Д.З.)
-
В какие именно моменты испытываете национальную гордость? Дома
вы письменно отвечали на этот ворос, используя различные конструкции
предложений. Что же вызывает чувство гордости за страну( прочитайте свои
ответы)
-
. Я люблю свою страну такой, какая она есть, с достижениями и
поражениями, но я хочу, чтобы она была лучше, чтобы люди были
счастливы, чтобы не было насилия, зла. Тем не менее, я горжусь своей
Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами.
Механик-самоучка И.П.Кулибин (1735-1818гг.); М.Ломоносов (1711-1765гг.)
оставил след в химии, физике, астрономии и географии, металлургии и
геологии, был знатоком в горном и мореходном деле, писал стихи,
создавал мозаики; В.Н.Татищев (1686-1750гг.) первопроходец
отечественной исторической науки, историк, глубоко изучил
древнерусское законодательство; А. Тарковский (1932-1986гг.) –
кинорежиссер, его картины о России, ему было важно все, что происходит
в мире; А.И.Солженицын (1918) писать, фронтовик, участник Великой
Отечественной войны, он пережил арест, прошел сталинские лагеря,
ссылку, в области литературы присуждена Нобелевская премия.)
-
Среди множества людей ,посвятивших свою жизнь служению Родине
можно назвать и А. Невского, и М.В.Ломоносова, и А.С. Пушкина, и нашего
земляка, и конечно известного Российского учёного – литературоведа,
историка культуры, публициста, общественного деятеля Дмитрия
Сергеевича Лихачёва.
-
-
РАБОТА по вопросам
-
Считаете ли себя патриотом? Почему?
-
Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали
патриотическими?
-
Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
-
Учитель: ответьте письменно на вопросы, используя различные
конструкции предложений.
Составление кластера. Работа в группах
«В чём же, проявляется патриотизм?».
Ответы каждого участника.
Патриотизм проявляется:
- в любви к своему Отечеству;
- в гордости за свой народ;
- в любви к языку, культуре своего народа;
- в любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей
- в желании процветания своей Родины;
- в деятельности на благо Родины;
- в готовности охранять и защищать свою страну;
- в уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам
своих предков.
Комплексный анализ текста (текст представлен на экране).
Величайшее богатство народа — его язык! (Тысяче)летиями накапливаются и вечно
живут в слове (не) сметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть,
(н..) в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так (много) гранно
(н..) проявляется его ум, так кристаллически (н..) отл..гается его национальная
история, обществе(н,нн)ый строй, быт, мирово(з,зз)рение, как в пословицах.
Меткий и обр..зный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки
тысяч(?)! Как на крыльях, они перел..тают из века (в) век, от одного поколения к
другому, и (н..) видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта
крылатая мудрость...
Различны эпохи породившие пословицы. (Не) обозримо многообразие человеческих
отношений которые запеч..тлелись в чека(н,нн)ых народных изречениях и афоризмах.
(Н..) когда (н..) померкнет наша патриотическая гордость закова(н,нн)ая в булат
таких пословиц: «Наступил на землю русскую, да оступился», «За правое дело стой
смело»...
(М. Шолохов.)
Задание:
1)
Выразительное чтение текста.
2)
I ряд: Определить тему, основную мысль текста.
II ряд: Определить стиль текста, тип речи, доказать.
Индивидуальная работа:
1)
Объяснить знаки препинания в предложениях 3 и 4 абзацев.
2)
Выписать слова с пропущенными буквами, объяснить их
написание.
(Тема текста – величие и богатство русского языка. Текст содержит
четыре микротемы:
слово как сокровище человеческой мысли;пословицы – богатство русского
языка; отражение в пословицах многообразия человеческих отношений;
патриотическая гордость в русских пословицах. Вывод: пословицы – это
крылатая мудрость народа.
Текст принадлежит к публицистическому стилю. Автор убеждает
читателя путем приведения аргументов к правоте своего ведения
проблем. Основной тип речи – рассуждение.
Ключевые слова текста — язык, сокровища, пословица, гордость,
народные.
Для текста характерно употребление многозначных слов (богатство,
сокровища), ярких эпитетов, сравнений (несметные богатства, гордость,
закованная в булат пословиц, из бездны времени, красота истин,
уродство предрассудков). В тексте встречаются восклицательные
предложения, ему свойствен синтаксический параллелизм как средство
связи предложений и абзацев. Проверка орфографической и
пунктуационной грамотности учащихся.)
Составление эссе на тему « Какой он современный патриот»
Ребята, составьте и запишите в тетрадях понятие патриотизма,
начать свои высказывания можно так: Патриот – это…, патриотизм –
это…
Ответ.
Слово «патриотизм» в словаре В.И.Даля расшифровывается как любовь к
отчизне. В чём же проявляется эта любовь? Думаю, патриотизм – это не
только парад Победы 9 мая. Это что- то большее: это память о героическом
прошлом страны, это готовность отдать жизнь за мирное небо над страной…
Я считаю, что в наше время начали забывать тот подвиг, который совершили
наши прадеды. Люди часто стали думать лишь о себе. Надо из поколения в
поколение передавать историю Победы. В этом истоки патриотизма.