Напоминание

"Загадки природы: вулканы".


Автор: Мочалова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С 379
Населённый пункт: Г.Челябинск Челябинская область
Наименование материала: конспект
Тема: "Загадки природы: вулканы".
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Загадки природы:

вулканы».

НОД по

экспериментально-

исследовательской

деятельности.

Старшая группа


НОД

по

экспериментально

-

исследовательской

деятельности

для

детей

старшей

группы

«

Загадки

природы

:

вулканы



Описание
: Предлагаем вам конспект совместной деятельности с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по теме «Загадки природы». Это конспект познавательного занятия, на котором дети вместе с родителями знакомятся с загадками природы, проводят опыт “вулкан”, учатся делать логические выводы. На этом занятии идёт эмоциональное сближение детей и родителей, происходит обогащение опыта родителей вербального и не вербального общения с ребёнком.
Интеграция образовательных областей
: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Цель
: Взаимодействие с родителями через совместную деятельность с детьми. Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования. Ознакомление дошкольников с природным явлением- вулканом
Задачи:
 Формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.  Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.  Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Словарь:
гора, вулкан, кратер, лава.
Предварительная работа:
 Чтение детской энциклопедии «Все обо всем», рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана.
Материал:
Картинки с изображением вулкана и бога огня Вулкана; видеоматериал «Извержение вулкана»; макет вулкана; сода; моющее средство; стакан с водой окрашенной в красный цвет; поддон; чайная ложка; пипетки; салфетки;); листы бумаги; карандаши (по количеству детей).

ХОД НОД:
ВОСПИТАТЕЛЬ: -Ребята, посмотрите сколько много гостей сегодня в нашей группе. (дети здороваются с гостями) -Собрались все дети в круг, Ты мой друг и я твой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Раз, два, три, - волшебство скорей приди!
Загадка
Ото сна гора проснулась, Забурлила, закипела. И из шапки вверх взметнулась Много дыма, сажи , пепла. Лаву льёт, как мёд густую. Как назвать гору такую? -Ребята, скажите, что у нас находится в этом уголке? (воспитатель указывает на уголок природы и экспериментирования), (лаборатория «Интересных открытий»). -Скажите ребята, для чего мы с вами приходим в лабораторию? (чтобы узнавать что-то новое и интересное).
-Ребята, а вы знаете кто такие геологи? (Геологи – это люди, которые изучают богатства Земли). Ученые геологи еще не могут до конца узнать, что находится в недрах земли. Сегодня ученые могут судить о строении недр земли по вулканическим выбросам. - А что такое вулкан? Кто знает? Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? Ребята мы предлагаем посмотреть как вулкан выглядит в природе.( слайды) -Вулкан это большая гора с крутыми склонами. -На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. -Вы уже немного узнали о вулканах. А сейчас я вам расскажу легенду о вулкане. (показ слайдов) «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть «вулканами». Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.
-(показ видеоматериала «Извержения вулкана). Вулканы начали «вулканить» - Из жерла лаву извергать. По склонам лава потекла И землю сильно обожгла. Спустя века закашлял злой Вулкан и пеплом и золой. Вулкан гремит, вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! Но вот он начал уставать - Огонь в нем начал угасать. Последний раз огнем дыхнул И на десятки лет уснул. - Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкана.
Физминутка:
По дорожке мы шагали И ворон мы не считали, Смело мы идём вперёд, Где вулкан уже нас ждёт. Когда в гости мы пришли, Можно крикнуть «1, 2, 3». -А сейчас давайте c вами пройдем в нашу лабораторию «удивительных открытий». Там у нас все готово для проведения опытов. -Давайте рассмотрим вулкан. (макет вулкана) -На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана. -Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». -Интересно?!
-Хотите самостоятельно, в нашей лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? -Тут нам поможет схема поэтапного проведения опыта (воспитатель объясняет последовательность проведения опыта). -Используя схему проведения опыта, начинаем работать. -1).Насыпаем ложку соды. -2).Добавляем красной краски. -3).Пол. чайной ложки моющей жидкости. -А теперь внимание! -Эта жидкость особенная (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово. (Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает уксус. Дети наблюдают извержение вулкана) -Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан. Он извергается спокойно. -Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? -А теперь давайте разомнём свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Посчитаем мы сейчас, Где вулканы есть у нас? Через Запад на Восток Через Север, через Юг Возвращайся, сделав круг. Минералы здесь нашли Все собрали и пошли. - А теперь ребята давайте нарисуем вулкан. Давайте вспомним, как он выглядит -Какой формы вулкан? (конус) -Какой вулкан у подножия? (широкий) -Авершина вулкана (узкая) - Какие цвета больше всего подойдут для бурлящей клокочущей лавы? (яркие, красные).
-Прежде чем начать рисовать, давайте поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними . (Дети рисуют рисунки, для заполнения «Папки юного исследователя».


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!