Напоминание

Лексическая тема "Зимующие птицы"


Авторы: Зайцева Вера Владимировна, Каркавина Наталья Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №23 "Аленушка"
Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: проект
Тема: Лексическая тема "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Зимующие птицы»

Цель: Закрепить знания детей о птицах.

Задачи: 1. Закрепить имеющиеся знания о

птицах, развивать умение узнавать птиц по

внешним признакам, изучать их повадки.

2. Воспитывать бережное отношение ко

всему живому,

3. Развивать чувство взаимопомощи,

сопереживания по отношению к тому, кто находится рядом.

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Этапы проекта:

1. Развешивание кормушек.

На территории игровой площадки повесили кормушки для птиц, положили в них

корм. Стали наблюдать, какие птицы прилетят. Наблюдение вели из окна, так как

площадка расположена напротив окна игровой комнаты. Дети очень внимательно,

затаив дыхание, наблюдали за прилетевшими птицами, старались узнать, что это за

птица. Воробья, конечно, узнали сразу, и все. С синицами было сложнее. А снегирей

пришлось рассматривать на иллюстрациях. Они, пока, не появлялись.

2. Беседы и практические задания.

- Первая птица, о которой пойдет речь – воробей. Чтобы поближе познакомиться с

нравом и поведением этой птицы, прочитаем произведение В. Бианки «Красная

горка». После прочтения, беседа по содержанию. Кратко характеризуем главного

героя и его поведение. Обращаем внимание на то, чем питаются воробьи, где живут.

Прежде, чем перейти к практическому заданию, нужно отгадать загадку:

Бурая спинка и серое брюшко.

лювик хоть, мал, стерегись его, мушка!

Может летать, но попрыгать охоче,

Крошки найти, аппетитные очень.

(Воробей)

Далее, рассмотрев наглядное пособие с

изображением воробья, приступаем к

рисованию «Воробей на ветке».

Выясняем форму головы, туловища, как

расположены крылья, какой формы

хвост. Воспитатель по очереди

прорисовывает каждый элемент и

объясняет, как правильно это делать.

Когда рисунок карандашом готов,

приступаем к раскрашиванию. Обращаем

внимание на преобладающие цвета. Во

время выполнения работы можно

послушать аудиозапись пения птиц.

После завершения работы, дети придумывают имя своему воробью, составляют

рассказ, про него. Начало такое: Однажды воробей…

- Вторая птица – синица.

Воспитатель читает загадку:

Желтенькое брюшко -

воробья подружка.

(Синица)

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тень-тень,

Тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,

Ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо,

Что нам кормушки

Сделал добрый человек».

Беседуем по содержанию стихотворения. Обращаем внимание на внешний вид птицы,

ее отличительные особенности, чем она питается, почему ей зимой приходится

трудно, чем может помочь человек.

Практическая работа.

Лепка «Синичка-невеличка».

Воспитатель объясняет, как вылепить синицу: голова – «колобок», туловище –

«капелька», которую можно

получить из «колобка», если с одной

стороны его немного вытянуть.

Далее соединяем голову и туловище.

Формируем крылья и хвост (плоские

капельки). Соединяем все элементы.

Цвет пластилина: желтый и черный.

Получившуюся птичку сажаем на

веточку. Получилось украшение для

группы.

Третья птица – снегирь.

Воспитатель говорит, что зимой около кормушек можно увидеть еще одну очень

яркую птицу. Отгадайте какую.

Доклевав рябины кисть,

Красны лампочки, зажглись.

Крылья каждая имеет!

Кто назвать её сумеет?

(Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это.

(Снегири)

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь)

Так как снегирей не получилось увидеть у кормушки, рассматриваем их на

иллюстрациях. Обращаем внимание на внешний вид, любимое лакомство и другие

отличительные особенности.

Экскурсия «К рябине».

Цель: Изучить внешний вид,

для последующего

рисования.

По возвращении в группу

рисуем рябину.

Снегирь «прилетел».

Воспитатель показывает

крупную иллюстрацию

снегиря. И вместе с детьми

разыгрывает сценку

«Знакомство со снегирем».

Дети с удовольствием

включаются в подобные

игры.

На следующий день изготавливаем портрет снегиря – аппликация «Снегирь».

Работаем по шаблонам. На черной бумаге обводим голову, крыло, хвост. На красной

бумаге – туловище, щеки. Глаза воспитатель делает сам и раздает детям для

приклеивания. А клюв и веточку, на которой сидит птица, рисуем фломастером.

Детали приклеиваем в определенном порядке. Аппликация готова, делаем выставку.

3. Викторина – соревнование. Делим группу на три команды, даем им названия:

«Воробьи», «Синицы», «Снегири».

Теоретические вопросы чередуем с практическими упражнениями.

Вопросы: 1. Опишите воробья (синицу, снегиря)

2. Чем питается каждая из этих птиц?

3. Для чего люди делают кормушки?

Практические задания: 1. Прыжки с

обручем.

2. Кто быстрее принесет «зерно» в

кормушку.

3. Взявшись за руки обежать кегли.

И еще много подобных заданий.

Далее читаем стихотворение А. Барто

«Снегирь». Беседуем по содержанию

стихотворения. Дети делятся своими

знаниями о птицах, которые могут жить в

клетке, рассказывают, у кого дома есть

попугаи и другие питомцы. Воспитатель подводит беседу к тому, что можно сделать

птичку из бумаги.

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Конспект НОД

на тему:

«Зимующие птицы – наши друзья»

Цели: формировать экологическую культуру у

детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Расширять представления детей о

разновидностях птиц родного края через проектную

деятельность

1.

Формировать умение связно,

последовательно, составлять рассказ по

картинкам с последовательно - развивающим

действием; упражнять в образовании

существительных в родительном падеже.

2.

Воспитывать доброжелательное заботливое

отношение к птицам;

вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Предшествующая работа:

Беседы о птицах; чтение произведений М.Горького «Воробьишко», В. А.

Сухомлинского « О чём плачет синичка?»... Разучивание стихов, пословиц, поговорок,

отгадывание загадок; проведение наблюдений на прогулке за птицами,

рассматривание картины о птицах, использование настольно – печатные игр :

«Разрезные картинки», лабиринты « Помоги птицам», подвижных игр («Воробушки и

кот», «Перелётные птицы», «Ворон», «Птицы»…)., НОД в области «Художественно-

эстетическое развитие» на темы : «Птицы», «Повесим кормушку в саду», «Снегири и

синицы» - использование нетрадиционной техники рисования ладошками и

пальчиками, лепка зимующих птиц. Просмотр мультфильмов о жизни птиц:

«Высокая горка», «Оранжевое горлышко», «Весёлый огород», «Как дед великое

равновесие нарушил», презентации «Зимующие птицы». Консультации с родителями,

изготовление кормушек и участие в акции ДОУ «Птичья столовая».

Подготовка воспитателя : Подбор стихов, загадок, игр , картинок к презентации

«Зимующие птицы» , создание презентации , запись пения птиц, панно с

изображением дерева , подбор и распечатка красочных картинок с изображением

зимующих птиц. Создание совместно детско - родительского проекта «Поможем

птицам зимой».

Материал к занятию: Презентаци, мяч, панно с изображением дерева, картинки

зимующих птиц , ножницы, гуашь красного и жёлтого цвета, влажные салфетки.

Ход непрерывно - образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо, да тут загадка, послушайте :

Кто отправился в полёт,

В клюве веточку несёт?

Снится ночью пауку

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это... ( Правильно, птица.)

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет у нас речь?

Сегодня, мы с вами поговорим о птицах.

Картинка с изображением разных птиц появляется на слайде.

1. «Красивые птицы на дереве».

Кто же такие птицы? (Высказывания детей.). Птицы - такие животные, тело которых

покрыто перьями. Птицы – наши верные пернатые друзья. Они являются истинным

украшением нашей природы (особенно зимой), благодаря яркому оперению,

оригинальной внешности или своеобразному “пению”. Они приносят огромную

пользу человеку: истребляют вредных насекомых, уничтожают червей, жуков. У

птиц есть крылья, и они умеют летать.

Воспитатель: Ребята, но есть птицы, которые не умеют летать. Назовите их.

2. Изображение птиц. ( Снегирь, ласточка, голубь, страус, пингвин). Да, страус,

пингвин не умеют летать. Чем они отличаются от других птиц?

Страус крупнее всех птиц. Страус бегает очень быстро и на дальние расстояния.

Пингвин очень хорошо плавает.

Воспитатель: На какие группы можно разделить еще птиц?

3. «Птицы бывают домашние и дикие». (в верхнем ряду дикие: кукушка, лебедь,

воробей; в нижнем ряду: индюк, курица, гусь, утка.)

Почему птицы называются домашними? Домашними называются птицы, которые

живут рядом с человеком. Человек ухаживает за ними, заботится, кормит. Птицы

приносят пользу человеку. Катя покажи и назови домашних птиц.

Ребята, а какие птицы называются дикими? Верно, дикими называются птицы,

которые живут вдали от человека, сами находят корм, сами строят себе жилище-

гнездо. Выводят и воспитывают своих птенцов. Самостоятельно спасаются от врагов.

Воспитатель: Назовите еще группы. Птицы бывают перелётными и зимующими.

4. «Полёт стаи птиц на юг». Как вы думаете, почему они называются перелётными?

Перелётными называются потому, что они ежегодно с наступлением холодов

совершают перелёт в тёплые страны и возвращаются весной обратно. .

5. «Зимующие птицы».

Почему птицы называются зимующими? Ответы детей. Зимующие – птицы, которые

остаются зимовать. Они нуждаются в помощи человека.

Воспитатель: Сегодня, мы с вами поговорим о зимующих птицах. Предлагаю вам

поиграть. Вставайте в круг. Я буду бросать мяч, а вы должны поймать мяч и назвать

зимующую птицу. Молодцы, справились с заданием.

Теперь с вами будем отгадывать загадки. Ирина загадай ребятам загадку: « Спинка

синеватая, животиком желтоватая, чёрненькая шапочка, беленькие щёчки». Кто же это

«Синичка». Правильно, молодцы.

Дима загадай нам загадку: «Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не

боится он простуды. С первым снегом тут, как тут». Кто же это?

« Снегирь».

Серёжа загадай ты: « Чёрная жилеточка, красная шапочка, по деревьям стучит, но их

не калечит, а лечит. Кто же это? Дети отгадывают.

«Дятел»

Настя загадай: « Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая. Птица говорливая самая

болтливая. Правильно - это сорока.

«Сорока».

Воспитатель: Теперь поиграем в игру «Четвёртый лишний».

«Изображение птиц: воробей, грач, голубь, петух». Почему вы думаете, что это

петух? Петух - это домашняя птица, а воробей, грач и голубь - дикие.

А сейчас мы поиграем в игру «Угадай птицу ». Появляются отдельные части

изображения птицы (разрезные картинки). Дети угадывают изображение птицы и

называют. Правильная отгадка появляется (поочерёдно : снегирь, воробей, дятел).

Следующая игра «Угадай, кого не стало?». «Угадай, кого не стало?» Изображение

зимующих птиц (воробей, снегирь, голубь, дятел, синица, сорока ). Дети закрывают

глаза, – птичка пропадает. Воспитатель спрашивает детей, когда они открывают

глаза: «Кого не стало?» Дети называют: не стало снегиря, сороки, дятла. Молодцы,

правильно угадали и назвали.

«Нахохлившийся воробей». Воспитатель: « Как вы думаете, что с ним случилось?»

Высказывания детей... Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она

морозная и снежная. Ребята, а как мы с вами можем помочь птицам зимой? (Сделать

кормушку и подкармливать птиц).

Воспитатель: Предлагаю вам, дети послушать рассказ Димы. ( Представление детско

— родительского проекта «Поможем птицам зимой») Он расскажет как он с папой

построил кормушку. Рассказ ребёнка из опыта с использованием слайдов. Мы с

папой решили помочь птицам - сделать кормушку для пти «Виды кормушек: из

дерева, пластика, картона».

Мы в интернете посмотрели разные виды кормушек. Кормушку можно сделать из

разных материалов: из стеклянной банки, из картонной коробки, из пластиковой

бутылки, из деревянных досок …

«Деревянная кормушка». Мы решили сделать кормушку из дерева, так как она

самая прочная, практичная.

«Дима рисует кормушку». Я придумал и нарисовал на листе бумаги свою кормушку.

Мы решили сделать её по моему эскизу.

«Дима с набором инструментов» Я и папа приготовили всё необходимое для

работы : дощечки, гвозди, молоток, ножовку.

«Делаем замеры». С помощью линейки и карандаша мы начертили линии.

«Работа спорится». С помощью ножовки выпилили нужные детали. Прибили стойки

и крышу.

«Наша кормушка». Наша кормушка готова. Кормушка получилась красивая,

необычная, добротная, прочная, деревянная .

«Дима с папой вешают кормушку». Мы одели верхнюю зимнюю одежду и вышли в

сад. Привязали верёвочку к кормушке и повесили на толстую ветку яблони.

«Кормим птиц». Каждый день мы подкармливаем птиц. Птицы стали частыми

гостями в нашем саду. Я рассказал об этом своим друзьям в детском саду.

«Птичья столовая». Мы с папой сделали ещё одну кормушку и приняли активное

участие в акции детского сада «Птичья столовая». Все дети нашей группы приняли

активное участие в этой акции.

« На участке детского сада». Со всей группой мы развесили кормушки на ветках

деревьев нашего участка, а также в ближайшем парке и в сквере села Большое

Нагаткино. Мы радуемся, когда птицы прилетают к нам в гости.

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель: Ребята, а чем можно кормить птиц зимой? Дети перечисляют. А

сейчас мы проверим, чем любит лакомиться каждая зимующая птица.

«Чем питаются птицы?

Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.

Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы,

кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы.

Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы.

Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий

клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий

мороз выводит птенцов.

«Чем нельзя кормить». (Чёрным хлебом, жаренными семечками, чипсами).

А сейчас мы с вами «превратимся» в снегирей ( дети бегают по залу и по сигналу

воспитателя останавливаются).

Физкультминутка:

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари (Пощипывают щечки)

Это красные фонарики

Засветили снегири. (Руки поднять – вращение кистями)

Чистят перышки пунцовые (взмахи руками)

Воду пьют из родника. (Руки за спину, выполнять наклоны вперёд)

Переливы бубенцовые (Хлопают в ладоши).

Нам слышны из далека!

Воспитатель: Я предлагаю составить рассказ по сюжетным картинкам «Как дети

спасли воробушка». Кто хочет рассказать?

« Дети нашли на снегу воробушка». Кого ты видишь на картинке? Какое время

года? Как ты догадалась?. Посмотри внимательно, подумай и расскажи, как ребята

здесь оказались? Почему воробушек на снегу? Какой воробушек? Что дети решили

сделать?

«Дети торопятся домой». Кто хочет рассказать по этой картинке? Что ты видишь

на этой картинке? Где же воробышек? Как ты думаешь, куда идут дети? Почему они

торопятся?

«Дети кормят птичку». Подумай и скажи нам: «Где находятся дети?» Почему ты

так думаешь? Что они делают? Что делает воробушек? Каким стал воробушек?

«Дети отпустили воробушка в природу ». Где находятся дети? Что они делают?

Почему ребята выпустили воробушка? Что делает птичка? Каким стал воробушек?

Что ты думаешь о поступке детей? Что можно сказать о них?

« Как дети воробушка спасли». (4 сюжетные картинки). Ребята посмотрите

внимательно, и кто желает рассказать нам рассказ: «Как дети спасли воробушка»

полностью.

Стояла морозная ясная погода. Серёжа с Леной решили погулять. Надели теплые

шубки, вязаные шапки, меховые варежки , обули валенки и вышли на улицу. Земля

покрыта снежным , пушистым, белым снегом. Снег на крышах домов, на деревьях.

Они решили пойти в парк. Шли они, шли и вдруг увидели на снегу воробушка. Дети

подошли к нему. Лена присела на корточки , сняла варежки и взяла в руки птичку.

Воробушек был маленький, замёрзший, голодный. Девочка стала согревать его своими

тёплыми ладошками и своим дыханием. Серёжа наклонился и наблюдал за ними.

Дети решили взять птичку с собой. Воробушка положили в варежки и пошли домой

быстрыми шагами. Дети очень торопились, ведь воробушек был очень слаб. Они

шли по тропинке мимо домов, мимо деревьев .

Дети пришли домой: сняли верхнюю одежду, сели на палас возле тёплой батареи,

которая обогревала комнату. Поставили блюдечко возле воробушка и насыпали ему

корм. Он согрелся и стал клевать зёрнышки. Он оживился , стал радостным ,

подвижным. Ребята сидели и любовались им. Они были рады, что помогли ему в

трудную минуту.

Так воробушек остался в гостях. Дети знали, что дикие птицы, живя в неволе, могут

погибнуть, поэтому они решили отпустить птичку в природу. А для этого Серёжа

смастерил кормушку и повесил на ветку дерева в парке. Лена насыпала семена

подсолнуха в кормушку. Воробушка взяли в ладошки и отнесли в парк и посадили в

кормушку. Воробушек был очень довольный. С тех пор ребята стали частыми

гостями парка. Лена и Серёжа были внимательными, заботливыми,

доброжелательными по отношению к птицам .

Воспитатель: Предлагаю создать коллективную работу: « Зимующие птицы». Вам

необходимо разделиться на две подгруппы.

На столе лежат картинки птиц, первая подгруппа подойдите, пожалуйста, и возьмите

ту птицу, которая вам понравилась. Нужно будет её вырезать , с обратной стороны

снять защитную плёнку и наклеить на дерево. Дети подходят, берут картинку с

изображением птицы и выполняют задание.

Вторая подгруппа накормит зимующих птиц. Вам надо набрать на пальчик красную

краску гуашь, нарисовать на дереве гроздья рябины. Жёлтой краской нарисовать

зёрнышки в кормушке ( сделанная из коробки и привязанная к картине).

Посмотрите , какая картина у нас с вами получилась. Птицы очень рады.

Итог Что вы узнали нового? Зачем нужны птицы?

« Жизнь с птицами и без птиц».

Летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать

охранять сады, парки. А если не будет птиц , что может произойти? ( Высказывания

детей). Поэтому птиц нужно беречь, охранять и помогать им в трудное время.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!