Автор: Павлова Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №23 "Аленушка"
Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: лексическая тема "Домашние животные"
Раздел: дошкольное образование
Тема: Домашние животные.
1.
Назови домашних животных. Почему они так называются? Какую пользу
приносят домашние животные людям?
2.
Один – много
Кошка – кошки – много кошек, кот, котенок, собака, щенок, корова, бык,
теленок, конь, лошадь, жеребенок, коза, козел, козленок, овца, баран, ягненок,
свинья, кабан, поросенок.
3.
Игра «Кто где живет?»
Назови дома различных животных по образцу.
Корова – коровий дом – коровник или хлев, собака, овца, коза, лошадь, кошка.
4.
Игра «Кто как голос подает»
Свинья – хрюкает – хрю-хрю, собака, овца, коза, лошадь, кошка.
5.
Игра «Семьи животных»
Мама папа детеныш
Корова бык теленок
Свинья, овца, лошадь, коза, собака, кошка.
6.
Игра «Отгадай, кто это?»
Сторожит, грызет, лает? Хрюкает, роет? Ржет, бегает, скачет? Мяукает, лакает,
царапается? Мычит, жует, ходит? Мекает, бодается?
7.
Подскажи словечко.
Табун – это много лошадей, стадо -, отара - , свора -.
8.
* Собака догоняет зайца. Кто вперед? Кто сзади? Кто за кем?
* У кого больше ног – у коня или козы?
9.
Отгадай загадки. Нарисуй отгадки.
* Что за зверь со мной играет? * Спереди – пятачок,
Не мычит, не ржет, не лает, Сзади – крючок,
Нападает на клубки, Посредине – спинка,
Прячет в лапки коготки. А на ней – щетинка.
* Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым деткам
Молока даёт.
Продолжи предложение
Ожидаемый результат: дети должны знать отличительные особенности
внешнего вида, места жительства, образа жизни диких и домашних животных;
уметь дополнять предложение в логической взаимосвязи с содержанием, используя
знания по изученной теме.
Цели: развивать умение сравнивать, память, логическое мышление, речь;
воспитывать внимательное отношение к совместной со взрослым деятельности.
* * *
Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчивают их.
У медведя в лесу берлога, а у лошади ...
Лев — дикое животное, а корова ...
Лиса сама добывает себе пищу, а коза ...
Белка заготавливает себе на зиму орехи, грибы, а для коровы, козы ...
Дикие животные не нуждаются в помощи человека, а домашние ...
Дикие животные строят себе жилище в лесах, горах, реках, на лугах, а
домашние живут...
Закончи предложение глаголом
(можно организовать как игру с мячом)
Ожидаемый результат:
дети должны знать, какие действия могут
совершать домашние животные; уметь подбирать соответствующий смыслу
предложения глагол.
Цели: развивать внимание, память; расширять и активизировать глагольный
словарь по теме; формировать интерес к заданиям, в которых можно проверить
свои знания.
* * *
Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчивают их
подходящим по смыслу глаголом (глаголами). Аналогичные предложения можно
составить о каждом домашнем животном.
Собака дом... (сторожит).
На чужих людей собака ... (лает).
Границу собака ... (охраняет).
Вместе со спасателями собака людей ... (спасает).
Если собаку разозлить, то она может... (укусить).
За бандитом вместе с милиционером собака... (бежит).
Незнакомого человека собака ... (обнюхивает, облаивает).
Своих хозяев собака... (любит, слушается).
Кошка на солнышке ... (дремлет, греется, млеет, лежит).
Кошка мышку... (хватает, ловит, ест).
Кошка молоко из миски ... (пьет, лакает).
Кошка лапкой клубок ниток... (раскатывает, ловит).
Кошка, прогибая спинку,... (тянется).
Кошка с подоконника на пол ... (спрыгивает).
Кошка на форточку по шторам ... (забирается).
Кошка на диван ... (запрыгивает).
Кошка сухой корм ... (ест).
Кошка, готовясь ко сну, клубком ... (сворачивается).
Когда кошка хочет позвать котят, она... (мяукает).
Когда кошку гладят, она от удовольствия ... (мурлычет).
Когда хозяйка приходит домой, кошка ей об ноги ... (трется).
От собаки кошка быстро ... (убегает).
На собаку кошка ... (шипит).
Когда защищается, кошка... (царапается).
Кот свою территорию ... (метит).
Пастух стадо коров ... (пасет).
В телегу лошадь ... (впрягают).
Люди для свиней свинарник... (строят).
За домашними животными люди ... (ухаживают).
С овец шерсть специальной машинкой ... (состригают).
Зачем и почему?
Ожидаемый
результат:
дети должны
знать
особенности
строения,
передвижения, питания домашних животных; уметь отвечать на вопросы,
используя знания, полученные ранее.
Дети: развивать логическое мышление, общую эрудицию, речь.
* * *
Педагог задает вопросы на предположение и угадывание, выяснение причин
и смысла событий; на принятие решений и планирование своих действий. Дети
отвечают.
—
Для чего корове рога?
—
Для чего корове хвост?
—
Где у коровы скапливается молоко?
—
Для чего свинье пятачок?
—
Для чего собаке острый слух и зрение?
—
Для чего барану и козлу острые рога?
—
Для чего коню сильные ноги?
—
Почему молоко после дойки убирают в холодильник?
—
Почему маленьких поросят надо держать в теплом и чистом помещении?
—
Во двор зашел чужой мужчина, и собака его укусила. Что нужно знать,
чтобы этого больше не случилось?
Дополни предложение
(можно организовать как игру с мячом)
Ожидаемый результат: дети должны знать, как называются помещения для
домашних животных, названия множества; уметь внимательно слушать педагога и
дополнять предложение, повторяя его с самого начала.
Цели: развивать произвольное внимание, память, речь; формировать чувство
удовлетворения от правильного ответа.
* * *
Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчивают их.
Много коров называется стадом, а много овец ... (отара).
Много овец — отара, а много лошадей ... (табун).
Корова живет в коровнике, а свинья в ... (свинарнике).
Свинья живет в свинарнике, а лошадь ...(в конюшне).
Лошадь живет в конюшне, а сторожевая собака ... (в будке).
Собака живет в будке, а овцы и козы ...(в овчарне, хлеву).
Назови причину
Ожидаемый
результат:
дети
должны
знать
особенности
ухода
за
домашними
животными,
их
роль
в
жизни
человека;
уметь
строить
сложноподчиненное предложение, находя причину события.
Цели: развивать умение находить и формулировать причинно- следственные
связи; воспитывать внимательное отношение к указаниям педагога.
* * *
Педагог читает детям предложения по своему выбору. Дети заканчивают их.
Лошадь легко везла телегу, потому что ...
Свинья росла и быстро толстела, потому что ...
Хозяйка очень любила свою коровушку, потому что ...
Зимой коровы сильно похудели и стали болеть, потому что ...
Кошка сидела около своей миски и жалобно мяукала, потому что...
Собака громко лаяла и рвалась с цепи, потому что ...
Все овцы были без шерсти, как голые, потому что ...
Овцы в отаре в испуге сбились в кучу, а собака начала громко лаять, потому
что...
Верблюд очень нужен людям, живущим в жарких странах, потому что ...
Без оленей жители севера не могли бы прожить, потому что ...
Что будет, если ...
Ожидаемый результат: дети должны знать о последствиях деятельности
человека, от которого зависит жизнь и здоровье домашних животных; уметь
высказывать суждение.
Цели:
развивать
логическое
мышление,
память,
речь;
воспитывать
ответственность за свои действия.
* * *
Педагог задает детям вопросы по своему выбору. Дети стараются дать на них
развернутый ответ.
—
Что будет, если человек не заготовит на зиму сена?
—
Что будет, если человек не будет чистить конюшню, коровник, свинарник?
—
Что будет, если человек не будет следить за здоровьем домашних
животных, лечить их, делать прививки от болезней?
—
Что будет, если вовремя не накормить домашних животных? Не подоить
корову? Козу?
—
Что будет, если домашние животные не будут помогать человеку, служить
ему?
Дидактическая игра «Найди ошибки»
Ожидаемый результат: дети должны знать, какие клички используют для
домашних животных; уметь находить ошибки в кличках и исправлять их.
Цели: развивать произвольное внимание; формировать чувство юмора.
* * *
Читаем стихотворение, предлагаем детям найти ошибки в кличках
животных. При затруднении задаем вопросы: Можно назвать кошку Жучкой? Кого
можно так назвать? Можно назвать курицу Буренкой?
Жили-были
Дед да баба
С маленькой внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребенка.
А еще была у них
Курица Буренка.
А еще у них была
Собачонка Мурка.
А еще — два козла —
Сивка да Бурка.
Чтение рассказов и сказок о домашних животных
«Кот, петух и лиса», «Как коза избушку построила», «Петух да собака»,
«Коза-дереза», «Как петушок лису перехитрил», «Козлятки и волк», «Упрямые
козы»,.«Петушок-бобовое зернышко», «Лиса, заяц и петух», «Как у бабушки
козел»; К. Чуковский «Путаница»; С. Маршак «Усатый-полосатый»; Е. Чарушин
«Кошка», «Собака», «Корова», «Коза», «Утка», «Курочка», «Утка с утятами»,
«Цыпленок»; В. Сутеев «Бедовая курица», «Цыпленок и утенок», «Три котенка»;
К. Ушин- ский «Уточки», «Корова», «Петушок с семьей», «Гуси», «Васька, козел»;
Н. Павлова «Чьи башмачки?».
Сезонные приметы о домашних животных
Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о сезонных
приметах, связанных с домашними животными, называть их.
Цели: развивать память, речь; формировать интерес к домашним животным.
* * *
Осенние приметы
В какую сторону ложатся животные — с той и жди ветра.
Зимние приметы
Лошади спят стоя — к холоду, ложатся — к теплу.
Рекомендации для родителей по теме
«Домашние животные»
«Домашние животные и их детеныши"
Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Назвать животных и их детенышей.
Рассказать, чем кормят домашних животных, какую пользу они приносят человеку,
как он за ними ухаживает. Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние
животные».
Вы поможете своему ребенку стать более любознательным, развитым и
успешным, если:
1. Повторите с ребенком названия домашних животных и почему эти животные
называются домашними (живут рядом с человеком, приносят человеку пользу, а
он ухаживает за ними)
2. Вспомните с ребенком названия детенышей домашних животных.
3. Предложите ребенку поиграть в игру «Кто у кого?»: Взрослый называет
любое домашнее животное, а ребенок называет детеныша этого животного.
4. Выясните, знает ли ребенок, как подают голос животные (Кошка- мяукает;
свинья – хрюкает; собака –лает; овца - блеет; корова – мычит)
5. Предложите ребенку отгадать загадки о домашних животных.
6. Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие домашних животных.
(Например: кошка – пушистая, ласковая, ловкая, усатая; лошадь - сильная,
быстрая, выносливая, грациозная и т. д)
7. Поиграйте с ребенком в игру «Бюро находок». Вы бросаете мяч ребенку и
называете
часть тела животного, ребенок образовывает словосочетание с ритяжательным
прилагательным и возвращает мяч вам. Например: уши кролика - кроличьи, хвост
собаки - собачий и т. д.
Обрати внимание на отличительные особенности животных.
Упражнение: «Что у кого?»:Покажи по картинкам и назови части тела домашних
животных.
У коровы — рога,.... У лошади — грива,....
У свиньи — пятачок,.... У собаки — лапы,....
Упражнение «Назови ласково»: Назови ласково папу, маму и детеныша каждого
домашнего животного.
Кот — котик, кошка — кошечка, котенок — котеночек.
Пес — ..., собака — ..., щенок — .... Бык — ..., корова — ..., теленок — ....
Козел — ..., коза — ..., козленок — .... Баран — ..., овца — ..., ягненок — ....
Картотека игр по лексической теме:
«Домашние животные».
1. «У кого кто?» Цель: упражнение в словообразовании названий детёнышей.
У кошки – котёнок – много котят (У козы, у собаки, у лошади, у овцы,
у свиньи, у крольчихи, у коровы)
2.
«Чей,
чья,
чьи?».
Цель:
упражнение
в
образовании
притяжательных
прилагательных.
Лапы собаки. Чьи лапы? (собачьи). (Копыта коровы. Борода козы. Хвост лошади.
Морда кролика. Лапы кошки).
3. «Скажи наоборот». Цель: развитие словаря антонимов.
У коровы длинный хвост, а у свиньи – короткий. Она короткохвостая.
У свиньи толстые ноги, а у овечки… , она тонконогая.
У свиньи жёсткая щетинка, а у кошки шерсть… , она мягкошёрстная.
У козы длинная шерсть, а у лошади … , она короткошёрстная.
4. «Угадай, чей голос» Цель: развитие глагольного словаря.
Мяукает (кто?) – кошка, (ржёт - конь, хрюкает, мычит, лает, блеет)
5. Отгадай: Цель: развитие логического мышления.
У кого рога? У кого мягкие лапки? У кого вымя? У кого щетина?
У кого пятачок? У кого копыта? Зачем лошади копыта?
Зачем корове рога? Почему не слышно, когда кошка ходит?
«Домашние животные».
(Развитие связной речи)
1. «Отгадай, что это за животное?»
Большая, рогатая, бодливая – Лохматая, умная, охотничья –
Ласковая, пушистая – Выносливая, быстрая, сильная, резвая –
Толстая, жирная, неповоротливая –
2. «Отгадай, кто это?»
Сторожит, грызёт, лает – Мяукает, лакает, царапается –
Хрюкает, роет землю – Ржёт, бегает, скачет –
Блеет, бодается – Мычит, жует, ходит, даёт молоко –
3. Расскажи о домашнем животном: как оно выглядит, (какое оно по внешнему
виду, какие есть части), как голос подаёт, что умеет делать,
чем питается, кто детёныши, какую пользу приносит человеку).
4. Составь рассказ о домашнем животном по схемам.