Автор: Коновалова Людмила Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" р.п. Бердяуш
Населённый пункт: р.п. Бердяуш, Саткинский муниципальный округ, Челябинская область
Наименование материала: Сообщение
Тема: Культурные особенности сценической хореографии разных стран мира
Раздел: дополнительное образование
Культурные особенности сценической хореографии
разных стран мира.
Танцы всегда играли важную роль в культуре разных народов по всему миру.
Каждая страна имеет свои уникальные танцевальные традиции, которые отразили и
отражают их историю, культуру и фольклор.
Танцы народов мира считаются основоположниками всех остальных видов
(бальные, современные и т.д.). Нет такой страны или национальности, где бы не было
своего танцевального искусства.
Народный танец всегда с движениями, костюмами, музыкой, которые характерны
только для этой области. Это важно и для самого артиста, который демонстрирует свои
умения и чувства к своему народу, и для публики. Некоторые из танцев стали известны во
всем мире, в то время как другие популярны лишь в пределах некоторых стран или
регионов.
Русские танцы. Русская культура — это удивительное переплетение истории,
традиций и искусства, где ярким образом представлены народные танцы. Они не только
отражают культурное наследие, но и рассказывают о быте и повседневной жизни людей
прошлых эпох. Эти танцы — настоящие выполнения истории в движении, которые
очаровывают и восхищают своей разнообразностью.
Одним из самых популярных и широко известных видов русских танцев
считается – кадриль. Он стал особенно модным в XIX веке. Это традиционный парный
танец, который имеет французские корни, но был адаптирован и получил новую жизнь в
русском фольклоре. Кадриль стала популярной среди всех слоев общества и часто
исполнялась на балах и семейных торжествах. Особенности кадрили заключаются в
четкой структуре и последовательности фигур, которые исполняются всеми участниками
под ритмичную музыку. Этот танец требует слаженности движений и взаимодействия
между танцующими.
Одним из древнейших и наиболее ритуальных русских танцев является хоровод.
Он представляет собой круговой танец, в котором люди держатся за руки, создавая
замкнутую линию или круг. Этот танец символизирует единение людей, их общность и
связь с природой и миром вокруг. Хороводы исполняются во время различных
праздников, особенно часто — на весеннее равноденствие и другие народные праздники.
Вне зависимости от времени года, хороводы помогают людям ощущать свою единую
связь с прошлыми и будущими поколениями.
Древнейшим
видом
русских
народных
танцев
являются
пляски-игры,
отображающие трудовые процессы («А мы просо сеяли, сеяли» «Ленок») или
импровизационные состязания (барыня, топотуха, чеботуха, веселуха) в виде парного и
одиночного перепляса. Перепляс носит характер соревнования. Для женского танца
характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин
отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором. Основные движения русской пляски –
присядка: «кувырки», «ползунки» (перемещения на корточках и четвереньках), «прыжки».
В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют
обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни.
Русские народные танцы — это больше, чем просто движение тела в такт музыке.
Это исторический рассказ, полный смыслов и символики. Каждый танец может
повествовать о любви, земледельческих трудах, семейных ценностях или веселых
перепалках.
Европейские танцы. Среди европейских народов можно выделить множество
уникальных танцев, каждое из которых отражает культурные особенности своей страны.
Например, в Ирландии всем известны ирландские танцы, которые отличаются
своей энергией и ритмичностью. Отличительная особенность ирландских танцев
заключается в их своеобразной технике, которая требует от исполнителя не только
точности движений, но и невероятной физической выносливости. Танцы, как правило,
исполняются на месте, с акцентом на нижнюю часть тела, в то время как руки часто
остаются неподвижными. Эта статичность верхней части тела придает ирландским танцам
уникальный характер, который отличает их от других европейских народных танцев.
Церковные священники раньше считали жесты руками бессмысленными и в чем-то даже
оскорбительными, поэтому и перестали использовать руки. Но ноги их буквально
«заменили». Ирландские народные танцы разнообразны. Они могут исполняться как соло,
так и в группах.
Испанские
танцы
всегда
отличались
страстностью,
повышенной
эмоциональностью, именно поэтому они так известны во всем мире. Разные области и
регионы Испании имеют свои, отличительные особенности. Так, например, в Галисии
популярным национальным танцем является альборада, которая исполняется под
аккомпанемент свирели и тамбурина. Также известен танец хота, танец этот подвижный,
исполняется в трехдольном размере под аккомпанемент гитары. Фламенко - в этом танце
можно увидеть движения то резкие, то плавные, они сопровождаются хлопками в ладоши,
постукиванием ног. Фламенко – глубоко индивидуальный танец. Это не просто эмоции,
это страсть, это печаль на грани страдания, это буйное выражение жизни и любви.
Использование веера в танце – отголосок когда-то существовавшего языка веера, как
составная части культуры бала. Веер и сегодня — часть жизни Испании. Язык веера жив,
и все его знают. И сейчас с помощью веера можно назначить свидание, например,
договорившись о точном дне, времени и даже месте
Неудивительно, что эти танцы обрели столько поклонников по всему миру,
испанские танцы отличаются особой эмоциональностью и зрелищностью.
Народный греческий танец — это зеркало, в котором отражается многовековая
история греческого народа. Истоки большинства танцев уходят в далёкое прошлое — это
были ритуальные движения, связанные с религией, любовью, охотой или празднованием
урожая. С течением времени эти ритуалы преобразовались в яркие и задорные
коллективные танцы, которые стали важной частью греческой культуры. В Греции
насчитывается более сотни различных народных танцев, но среди них есть несколько
особенно популярных, которые вы наверняка слышали или видели.
Один из таких — это Сиртаки, символ всей страны. Он сплетает в себе медленный
и быстрый темп, начинаясь плавными движениями и заканчиваясь бурными и
энергичными.
Постепенное
нарастание
ритма,
словно
поднимает
волны
эмоций
танцующих и зрителей. Танец исполняется обычно в кругу или цепочке, где участники
держатся за руки, и каждый чувствует поддержку соседей.
Каламатианос — один из самых популярных народных танцев в Греции, особенно
на свадьбах и праздниках. Это круговой танец среднего темпа с пятимерным тактом,
напоминающий весёлую и дружелюбную прогулку по деревенским улочкам. Танцоры
движутся против часовой стрелки, а ведущий обычно украшает танец изящными шагами и
поворотами.
Азиатские танцы. В танцевальных движениях индийцы используют не только
ноги и руки, но и другие части тела: нос, уши, губы, глаза, подбородок, брови, щеки.
Мимика выражает 9 основных эмоций (Навараса): мир (Шанта), гнев (Рудра), героизм
(Вира), грусть (Каруна), ужас (Бхаянака), любовь (Шрингара), отвращение (Бибхатса),
удовлетворение (Хасья), удивление (Абхута).
Индийские танцы невероятно ритмичны. Они включают сразу несколько разных
стилей. Танцовщицы обязательно носят украшения для тела и головы, надевают одежду
из хлопка и шелка. Традиционными также считаются лехенга-чоли, гагра-чоли, танцоры,
одеты в вышитые жилеты, длинные рубашки, разноцветные тюрбаны на головах.
Движения, жесты от плавных до активных и сопровождаются ритмичным пением
или чтением молитв, стихов.
Индийский классический танец — удивительное и
захватывающее зрелище, но мало кто знает, что на разучивание движений уходит 5–9 лет,
после чего уже ученики приступают к самому танцу.
Танцевальные движения в Китае напрямую связаны с театральными и боевыми
искусствами.
Все
они
выполняются
резко,
с
выражением
мужества.
Активно
используются ноги, руки, плечи и поясница. В древние времена китайский народ такими
движениями задабривал богов. Артисты изображали животных, процесс охоты, сбора
урожая, а также военных действий, движения с оружием. Это было показательно и важно
для китайцев, поскольку они верили, что благодаря таким движениям у них всегда будет
хороший улов, добыча, урожай и, конечно, победа.
Пляски Льва, Дракона и «Придворного» (исполняются в канун китайского Нового
года) считаются визитной карточкой китайского народа. Они всегда сопровождаются
яркой одеждой, множеством украшений и выразительным макияжем.
Изящные жесты, скользящие движения, нарядное кимоно и запрятанный в каждом
повороте нарратив – так можно описать традиционные японские танцы. Существует два
основных направления классических японских танцев: маи и одори.
Маи – это плавные, элегантные танцы, в которых акцент ставится на движения рук.
Важным элементом танцев маи являются обороты и вращения. Для их исполнения
требовалась специальная сцена, поскольку для совершения плавных движений танцоры
должны были легко скользить по поверхности. По этой причине маи танцевали
исключительно в помещениях или специально подготовленных для этого местах на
открытом воздухе.
Одори, напротив, – это динамичный танец, для которого характерны прыжки и
разнообразные движения ног. Одори часто исполнялся несколькими танцорами, и им даже
необязательно было быть профессионалами. Иными словами, одори, для которых по
большей части не требовались ни долгие годы обучения, ни специальная сцена, были более
«народными».
Африканские танцы. Африканский танец с полным правом можно считать
старейшей формой хореографии в мире. Этническим танцам по-прежнему учат детей в
племенах, начиная с самого раннего возраста. Но, что самое интересное — африканские
традиционные танцы распространились далеко за пределы континента, и не оставляют
равнодушными людей во всем мире.
Есть особенности, которыми африканские танцы отличаются от большинства
западных танцев. Наиболее очевидным является отсутствие партнера для танца (по крайней
мере, смешанных пар «мужчина-женщина»). Вместо этого, в большинстве танцев групповые
выступления разделены по полам. Мужчины танцуют для женщин, и наоборот. Есть свои
собственные танцы фактически для любого возрастной категории. Это помогает укрепить
племенную роль, как с точки зрения пола, так и с точки зрения групповой идентичности.
Другой основной характеристикой африканских танцевальных стилей является
наличие ударных инструментов. За исключением нескольких кочевых племен, таких как
масаи, игра на барабанах стала повсеместно очень богатой и развитой музыкальной формой
искусства. Тем не менее, она также неразрывно связана с искусством танца, в большинстве
африканских деревень никогда не играют на барабанах не танцуя под них. Для
аккомпанемента племенным танцам используется широкое разнообразие инструментов —
чаще всего встречаются барабаны "джембе", но повсеместно можно встретить и другие
ударные инструменты, такие как "шакера" – тыква, обернутая сетью крошечных раковин или
камней.
Также одной из самых ярких особенностей традиционных африканских танцев
является характер движений в них. Африканские танцоры часто в состоянии "изолировать"
отдельные части своего тела и двигать ими в различном ритме. Так, во время танца тело
танцора двигается одновременно в двух или трех совершенно различных ритмах. Этот
идеальный самоконтроль часто дополняется более резкими движениями, такими как удары,
прыжки, и быстрое размахивание оружием.
Танец народов мира – это живое искусство, которое продолжает развиваться и
обогащаться новыми элементами и стилями. У каждого танца есть своя история, свои
корни и уникальное значение. Изучая танцы, мы не только расширяем свои горизонты, но
и можем глубже понять культурные ценности других народов. Важно помнить, что танец
– это не просто способ самовыражения, но и мощный инструмент объединения людей,
способный преодолевать границы и языковые барьеры. Каждое танцевальное движение –
это маленькая история, которая передается из поколения в поколение и дарит нам
возможность прикоснуться к культуре других народов. Так давайте танцевать вместе и
сохранять это бесценное наследие, которое делает наш мир ярче и разнообразнее!