Экспериментально-опытное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Тайна волшебного Кристалла".
Автор: Михайлова Венера Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Кунчээн" Населённый пункт: г. Якутск Наименование материала: конспект Тема: Экспериментально-опытное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Тайна волшебного Кристалла". Раздел: дошкольное образование
Экспериментально-опытное занятие для детей старшего дошкольного
возраста «Тайна волшебного Кристалла».
Програмное содержание:
-Познакомить детей с мифологическим животным – Быком Зимы, с культурой
и обычаями народа саха;
-Ознакомить детей со свойствами льда опытным путем, уточнить знания о
свойствах воды, воздуха, временах года, явлениях природы;
- Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, умение
анализировать и делать выводы;
- Воспитывать у детей доброжелательное и бережное отношение к природе,
к культуре своего народа, к окружающему миру.
Методы и приемы: детское экспериментирование, метод проблемной
ситуации, игровой, наглядный, словесный, практический.
Материал к занятию: иллюстрация Быка Зимы, Волшебный Кристалл,
кусочки льда, клеенки, салфетки, блюдечки, фотографии с ледовыми
скульптурами, горками.
Предварительная работа: проведение с детьми опытов с водой, воздухом.
Ход занятия
Ребята, мы с вами живем в самом холодном месте на Земле в Якутии, где
долгое время царствуют зима и мороз. У народа саха существует миф о Быке
Зимы – Властелине холода и тьмы. (показ иллюстрации). Этот Бык огромного
роста, у него острые рога, сильные копыта и когда он ими ударяет землю, то
наступают трескучие морозы. Из ноздрей выходит пар и всю окрестность
покрывает густой туман. Каждый год Бык Зимы хочет властвовать над миром
и украсть у людей солнце. Чтобы этого не допустить мы отправляемся с вами
в Царство Вечной Мерзлоты, где живет Бык Зимы. Вы готовы? Тогда вперед!
Игра «Заморожу!»
- Посмотрите, ребята, Бык Зимы приготовил нам испытания. Мы должны
пройти через них и разгадать тайну Волшебного Кристалла. Вот перед нами
лежат кусочки льда, берите их в ладошки и держите несколько минут… Что
вы чувствуете? ( холод ). Что происходит с предметами, когда к ним
прикасается лед? Почему?
Вывод: Лед холодный, он замораживает все, к чему прикасается.
Игра «Ледяные скульптуры».
А теперь возьмите лед и постарайтесь из него что-нибудь вылепить. Сожмите
в ладонях. Изменит ли лед форму? Почему?Можно ли смять кусок льда?(нет)
Вывод: Лед твердый, не гибкий.
Но наши якутские мастера изготавливают из льда прекрасные скульптуры,
(показ фотографий ), которые украшают площади нашего города Якутска.
Посмотрите, ребята, здесь изображены герои нашего национального эпоса –
олонхо: Ньургун Боотур, Туйаарыма Куо, Кыыс Кыскыйдаан. Эти ледовые
фигуры мастера делают специальными инструментами: пилой, топором,
ножом, стекой.
Игра «Катание с горки».
А теперь наклоните ладошки и представьте, что это-горка. (Лед скатился с
ладошки на клеенки). Почему лед скатился? Значит он какой?
Вывод: Лед гладкий, поэтому он скользкий.
На площадях нашего города (показ фото) каждый год сооружают высокие
горки, покрытые льдом. С них мы весело катаемся.
А сейчас положите кубики льда в блюдечки.
Игра «Сосульки».
Ребята, вспомните, сосульки, когда падают на землю, что с ними происходит?
(Ломаются). Почему?
Вывод: Лед очень хрупкий, может ломаться.
Игра «Лед плачет».
Посмотрите, ребята, во что превратился кусочек льда? (В воду). Как вы
думаете, почему? (Тепло). Значит из чего состоит лед? (Из воды). Какое время
года любит лед? (Зиму).
Вывод: Лед в тепле тает и превращается в воду.
У нас в Якутии много льда и снега. Как вы думаете, почему? (Холодно, зима
долгая). Недаром нашу республику называют Царством Вечной Мерзлоты.
Что интересного вы узнали о льде? (Он твердый, холодный, хрупкий,
прозрачный, гладкий). Вот мы и раскрыли тайну Волшебного Кристалла и Бык
Зимы вернул нам солнце!
Танец «Осуохай».
Люди после долгой, холодной зимы очень радуются приходу долгожданной
весны, наступлению лета. Угощают «духов» земли вкусными оладьями,
национальным напитком-кумыс, поют осуохай. (Дети, взявшись за руки,
ходят по кругу и повторяют слова воспитателя-запевалы).