Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.


Автор: Головченко Елена Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №77 "Эрудит"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ. Данные многих исследований, в том числе логопедических, показывают, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными патологиями. Что касается речевых нарушений, то видим неуклонный рост количества детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. В связи с этим в последние годы среди логопедов, и не только, получила широкое распространение здоровьесберегающая практика, что достаточно актуально, так как в соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Поэтому, сейчас очень важна такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью и способствуют его укреплению. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие). Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Система логопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как
Т р а д и ц и о н н ы х
здоровьесберегающих приемов, методов, технологий: (артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, физкультминутки, динамические паузы), так и
нетрадиционных,
таких как: (биоэнергопластика, кинезиология, Су-Джок терапия, самомассаж, дыхательная гимнастика по Стрельниковой ) Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является
артикуляционная

гимнастика
(выработка точных правильных артикуляционных укладов, необходимых для правильного звукопроизношения) и
пальчиковая гимнастика (
установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
)

Биоэнергопластика
направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизация естественного распределения биоэнергии в организме. Ещё один здоровьесберегающий метод –
кинезиология
– наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. ( Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. Как справедливо заметил Мишель де Монтель
мозг,

хорошо

устроенный,

стоит

больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии). Упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "
Колечко",

"Кулак-ребро-

кулак", "Ухо-нос"
и т.д.
«Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно. Ладошки вверх, Ладошки вниз, А теперь их на бочок- И зажали в кулачок. А теперь выполним ещё одно задание:
«Зеркальное

рисование».
Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Технологию формирования правильного речевого дыхания
у детей с ОНР мы относим к здоровьесберегающим, потому что она направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма с целью преодоления речевых нарушений, на оптимизацию коррекционного процесса. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему и очень важна его роль ка к
«пускового механизма»
в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике. Не говоря уже о роли дыхания в работе всего организма. Поэтому все методики коррекционно-логопедической работы обязательно включают в себя работу над дыханием, котораяпроводится в определенной последовательности: 1. Осуществление воспитания правильного диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка. 2. Упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха (с целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот). Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха: -- вдох и выдох через нос; -- вдох через нос, выдох через рот; -- вдох через рот, выдох через нос; -- вдох и выдох через рот. 3. Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем - слов, коротких фраз, стихотворений и т. д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем - без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции. В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях: 1) «Поем песенку». Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
2) «Немое кино». Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе. 3) «Топор». Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе. 4) «Зоопарк». Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью. 5) «Ворона». Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар». Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси - произнести на выдохе «га – га - га» (го, гы), корова - произнести на выдохе «му», кошка - «мяу» и т. д.). 6) «В лесу». Логопед ищет потерявшихся в лесу детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ay!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе. 4. Формирование направленной воздушной струи. В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики проводится работа по формированию направленной воздушной струи. Выполнение дыхательных упражнений проводится в игровой форме и вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Нужно отметить, что в нашей ДОО эта здоровьесберегающая технология (формирования правильного речевого дыхания) стала традиционной и применяется всеми педагогами в работе: логопедами, воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по плаванию, физической культуре, ЛФК, психологом. Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах; использование компьютерной игры «Игры для тигры» и БОС-дыхания.
Нетрадиционной

методикой

формирования

правильного

дыхания,
которую мы используем в своей работе, можно назвать
парадоксальную

дыхательную

гимнастику

А.

Н.

Стрельниковой
, созданную на рубеже 30-40-х годов в качестве способа восстановления певческого голоса. В 1972 году автор метода, педагог-фониатор Александра Николаевна Стрельникова, получила авторское свидетельство на свою разработку. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой является одной из наиболее популярных методик оздоровления организма. Ее особенностью и важным преимуществом является использование форсированного вдоха носом, который делаетсяна движениях, сжимающих грудную клетку – в этом её пародоксальность.
Поскольку пение является самой сложной функцией органов дыхания, то дыхательные упражнения, восстанавливающие даже певческий голос, на пути к достижению цели восстанавливают функции более простые, а в первую очередь, нормальное дыхание. В результате ежедневные занятия помогают останавливать приступы удушья, снимают головные боли и боли в сердце, нормализуют артериальное давление, укрепляют иммунитет, а также повышают умственную и физическую работоспособность. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, излечивает массу различных заболеваний органов и систем.
Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят,

кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно

дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Упражнения можно делать стоя, сидя, лежа. Возраст для занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой не ограничен. Упражнения можно выполнять как детям с 3–4 лет, так и пожилым людям.
Правила выполнения
Вдох должен быть шумным, резким и коротким, как хлопок в ладоши. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно Вдох делается одновременно с движениями. Счет в гимнастике Стрельниковой – только на восемь, считать следует мысленно, не вслух. Все вдохи и движения делаются в ритме и темпе строевого шага.
«Чем сильнее волна ударилась о берег, тем дальше она откатится, чем крепче мяч

ударит о стену, тем дальше он отлетит. Чем активнее будет вдох, тем легче и

естественнее происходит выдох и постепенно со временем он нормализуется»

(А. Н. Стрельникова).

Правила гимнастики
Научитесь «принюхиваться». Для этого, как можно активнее втягивайте воздух через нос. Резкий и энергичный вдох – основа методики. Делайте произвольный выдох. Не затрачивайте дополнительных усилий для вывода отработанного кислорода. Постарайтесь делать выдох через рот и воспринимайте его как неотъемлемую составляющую вдоха. Выполняйте упражнения под счет. Это позволит держать ритм и правильно выполнять требующиеся элементы.
Делайте одновременно вдох и выполняемое движение.

Количество повторений упражнения должно быть кратно 4. Это объясняется тем, что при выполнении упражнений на 3, 5 счетов необходимо затратить значительные физические усилия. Выполняйте упражнения в хорошем, бодром настроении. Не заставляйте себя делать то, что вам причиняет дискомфорт.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей
Дыхательные упражнения по Стрельниковой можно выполнять уже с 3-4 лет. Такая гимнастика позволяет повысить иммунитет, поэтому ее особенно рекомендуют детям, часто болеющим простудными заболеваниями. Кроме того, упражнения способствуют развитию гибкости и пластичности, помогают устранить нарушения осанки и в целом оптимизируют работу растущего организма. Перед обучением гимнастике по Стрельниковой научите ребенка правильно вдыхать воздух: вдох обязательно должен быть отрывистым и коротким, только носом. Вместе с малышом понюхайте цветок, вдохните аромат яблока или свежескошенной травы и только затем приступайте к осваиванию трех базовых упражнений: «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Упражнения необходимо делать в ритме строевого шага (подражая солдатам на марше, пошагайте 2-3 минуты на месте и тогда вы почувствуете ритм). А вот положение тела в исходной позе почти не имеет значения – упражнения можно выполнять не только стоя, но и сидя, и даже лежа в постели.
Противопоказания
Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой противопоказана при очень высоком артериальном давлении, перенесенном инфаркте, высокой степени близорукости, глаукоме.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании
Для лечения заикания необходимо, в первую очередь, выполнять упражнения «Насос» и «Обхвати плечи», которые позволяют улучшить вентиляцию легких и выработать предельно глубокое дыхание. В результате регулярного выполнения этих и других упражнений из комплекса гимнастики Стрельниковой у человека, страдающего ларингоспазмом, меняется стереотип дыхания и речи, что способствует избавлению от заболевания. Для достижения наилучших результатов гимнастику следует выполнять ежедневно 2 раза в день до еды или через 1,5-2 часа после приема пищи.
Упражнения основного комплекса:

1. «Ладошки»
Стоя, локти согнуть и опустить вниз, ладошки развернуть вперед. Упражнение выполняется под счет: Считаем 1 – делаете хватательное движение ладошками, короткий шумный вдох носом. Выдох уходит самостоятельно. На 2,3,4 – аналогично. После 4 вдохов делаем 3-4 сек перерыв Итак делаем 4 раза по 4 вдоха движения
2. «Погончики»

Стоя, руки слегка согнуть в локтях, кисти рук сжать в кулачки и прижать к животу на уровне пояса. Считаем 1 – толкаем кулачки вниз к полу, руки выпрямляем, пальцы растопырены, делаем короткий, шумный вдох носом. Выдох уходит самостоятельно. На 2,3,4 – аналогично. После 4 вдохов делаем 3-4 сек перерыв. Итак делаем 4 раза по 4 вдоха движения
3. «Насос:
Стоя слегка наклонившись вперед, руки перед собой. Считаем 1 – чуть наклоняемся вперед, плечи, руки расслаблены, голова опущена делаем вдох. Выдох уходит абсолютно пассивный. На выдох выпрямляетесь в исходное положение. На 2,3,4 – аналогично. После 4 вдохов делаем 3-4 сек перерыв. Итак делаем 4 раза по 4 вдоха движения


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!