Автор: Мусаева Луиза Вахаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУС(К)Ш №18 Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: "Обучение в начальной школе " Раздел: начальное образование
Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Для
развития
познавательной
активности
школьников
главным
является
создание
творческой среды.
Развивающая
игра
может
стать
одним
из
инструментов
активизации
познавательных
способностей
учащихся,
воспитания
устойчивого
интереса
и
потребности
в
интеллектуальной
деятельности,
совершенствовании
школьнозначимых
психических
и
психофизических
функций.
И
хотя
игра
является
важнейшим
источником
развития
сознания ребенка, произвольности его поведения, мощнейшим потенциалом оптимизации
процесса
образования
школьников,
но
на
сегодняшний
день
используется
не
весь
потенциал возможностей развивающих игр.
Рассматривая вклад игры в познавательное развитие детей, современные ученые-педагоги
и психологи считают, что игра является не только и не столько способом получения новой
информации,
сколько
«механизмом»
перевода
знаний
с
уровня
поверхностного
ознакомления
на
уровень
опыта
ребенка.
При
условии
правильной
методической
инструментовки игра является тем средством воздействия, которое побуждает у учеников
усилие мысли, стимулирует их к познанию мира.
Игра
способствует
созданию
хорошего
психологического
климата
в
коллективе,
преодолению
личностных
комплексов:
нерешительности,
застенчивости.
Не
менее
важным
фактом
является
и
то,
что
игра
–
это
упражнение
по
формированию
самостоятельности,
инициативности,
коммуникативного
общения,
она
создает
равные
условия
деятельности,
речевом
партнерстве,
разрушает
барьер
между
взрослыми
и
детьми.(например игра в «Магазин»)
Развитие
познавательной
активности
является
движущей
силой
функционирования
ученического коллектива.
В детском коллективе проходит:
* обсуждение правил взаимодействия всех участников;
* самостоятельное формулирование или обсуждение правил и обязанностей;
* обсуждения правил поведения в ходе игры;
* выбор ведущего;
* распределение поручений;
* формирование системы передачи информации.
Данная работа направлена на:
-
создание
атмосферы
доброжелательности
и
взаимопомощи,
положительного
нравственного и психологического климата в детском коллективе;
Следует также дать понять школьникам, как знания и умения, полученные в игре, можно
использовать в других сферах жизни – в школе, в лагере, во дворе и т.д.
Другим
инструментом
является
вовлечение
школьников
в
проектную
деятельность.
Исследовательская работа также дает возможность развивать познавательную активность,
творческие
способности
у
учащихся,
помогает
формировать
интерес
к
познанию,
развивает мышление. На уроках включаю задания, разработанные на основе развивающих
игр.
Эти
задания, призваны
развивать
у
детей
мышление,
восприятие,
память
и
другие
психические процессы.
Мы используем игры занимательного характера:
«Головоломки»
«Ребусы»
«Аналогии»
Интеллектуальные игры.
«Кроссворды»
«Логические цепочки»
«Задачи-шутки»
При построении занятий используются:
- принцип использования максимально разнообразного материала, относящегося к
различным областям знаний и различным школьным предметам;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. (В процессе совместной
деятельности взрослый помогает при выполнении заданий, контролирует и оценивает
правильность их выполнения). Кроме того, создает положительную мотивацию, оказывает
поддержку и стимулирует деятельность школьников);
- принцип совместной деятельности учащихся. Взаимоотношения сотрудничества,
взаимопомощи, соревнования облегчает решения познавательных и творческих задач.
Школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять,
сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности и т.д.
Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значение игры для детей школьного
возраста.
Задача
педагога
-
сделать
плавным,
адекватным
переход
детей
от
игровой
деятельности – к учебной.
1.
Игра «Дорисундия». Класс делится на команды. Каждой команде даётся чистый
лист
бумаги.
Первый
игрок
рисует
что
хочет,
хоть
закорючку,
второй
пририсовывает к ней что-нибудь свое , и так далее. Пока не получится смешной
рисунок.
2.
Какой день недели будет через три дня после субботы? (среда)
3.
На старом дубе осталось всего лишь две большие ветки. На каждой из них по две
маленькие. На каждой маленькой ветке по три груши. Сколько всего груш на
дереве? (на дубе не растут груши)
4.
Послушайте слова : помидор, огурец, кефир, капуста, петрушка. Сколько слов
могут быть зеленого цвета?
5.
Послушайте слова :
Москва, котел, козел, Волга, волк, солнце. Какие слова
следует написать с заглавной буквы?
6.
Дед, бабка, Жучка ,кошка и мышка тянули и наконец, вытянули репку. Сколько глаз
смотрело на репку? (12)
7.
В вазе лежали три клубнички, груша , яблоко и персик. Один из фруктов заменили .
и теперь там лежат яблоко , персик , абрикос , две клубнички. Что убрали и что
положили в вазу ? ( убрали грушу, положили абрикос).