Автор: Возвышаева Алла Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Лазаревская средняя школа №26" Населённый пункт: пос. Лазарево Наименование материала: статья Тема: Опыт работы Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лазаревская средняя общеобразовательная школа №26»
Обобщение опыта работы
учителя начальных классов
Возвышаевой Аллы Ивановны
Тема опыта:
Работа над словами с непроверяемым написанием
п. Лазарево
2015/2016 учебный год
1
Идея опыта:
- повышение значимости работы над словами с непроверяемым написанием в
образовании, воспитании и развитии учащихся на основе использования ак-
тивных форм, методов и приемов преподавания;
- формирование навыков грамотного письма;
- сознательное освоение учебного материала;
- проявление творчества;
- развитие логического мышления
Условия становления опыта:
Опыт формировался в течение нескольких лет.
На уроках русского языка в начальной школе постоянно решается проблема
грамотности младших школьников. Каждый учитель, проверяя работы детей,
сталкивается с орфографическими ошибками. Кажется, всё сделано на уроке
для того, чтобы их не было, а результат подчас бывает неутешительным. Отсю-
да передо мной стала проблема, как достичь высокого уровня грамотности де-
тей.
В борьбе за грамотное письмо большое значение имеет работа по преду-
преждению ошибок. На уроках русского языка я стараюсь активизировать по-
знавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каж-
дом этапе урока русского языка. Я использую для этого различные методы,
формы
и
виды
работы
-
наглядность,
дифференцированный
подход,
ин-
дивидуальную работу с детьми на уроке, к которой привлекаются различный
дидактический, иллюстративный, раздаточный материал.
Причины обращения к опыту:
Неудовлетворенность результатами учебной работы; снижение интереса уча-
щихся к предмету
Адресная направленность:
Работа предназначена учителям, стремящимся поднять свою планку творче-
ства, обладающим серьезными научно-методическими знаниями
Результативность:
Учащиеся успешно овладевают программным материалом
2
Становление опыта:
Проработав много лет в начальной школе, я на протяжении всей своей педаго-
гической деятельности имела устойчивые положительные результаты в
учебно-воспитательном процессе. Учащиеся, перейдя из начальной школы в
среднюю школу, имели глубокие и прочные знания, легко овладевали новыми
предметами, умели самостоятельно трудиться, пользоваться дополнительной
литературой и справочниками.
Учащиеся, которых я учила в начальных классах, умеют сосредотачивать свое
внимание, контролировать себя; у них хорошо развиты память и внимании,
речь и наблюдательность. Дети любознательны и восприимчивы, с ними ин-
тересно работать.
Это подтверждают и учителя-предметники старших классов, которые работа-
ют с моими выпускниками.
Проанализировав свою многолетнюю работу, я решила уделить больше
внимания вопросу работы над словами с непроверяемым написанием на уро-
ках русского языка.
Принципы педагогической деятельности:
- личностно-ориентированный подход в обучении;
- создание благоприятных условий на уроке;
- развитие интереса к предмету;
- обучение на высоком уровне трудности;
- развитие творческих способностей учащихся;
- включение каждого ученика в учебный процесс;
- ориентация учебного процесса на достижение высокого уровня знаний
Новизна опыта
1) Использую различные виды и формы работы на уроках, которые акти-
визируют познавательную деятельность учащихся.
2) Провожу нетрадиционные уроки.
3) С целью развития интереса к предмету использую игровые ситуации, кон-
курсы, викторины, эстафеты и т.д.
4) Применяю в своей работе методы, позволяющие стать ученику участником
процесса познания.
3
Теоретическая интерпретация
Современный курс русского языка в начальной школе является органичной
частью курса русского языка в средней школе и ориентирован на языковое,
эмоциональное и интеллектуально-нравственное развитие детей.
Начальная школа - это период в обучении ребенка, когда создаются наи-
более благоприятные психологические предпосылки для формирования по-
знавательной активности, способности работать с учебной информацией.
Основная задача курса - открыть младшим школьникам язык как предмет
изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного сло-
варного и интонационного богатства, показать способность слова передавать
тончайшие оттенки мысли и чувства.
Формирование
системы
знаний
в
области
лексико-грамматических
раз-
рядов слов, словообразования, норм литературного произношения, орфогра-
фии и синтаксического строя русского языка происходит в единстве с фор-
мированием развернутой структуры учебной деятельности и собственно лин-
гвистическим развитием ребенка.
Под развернутой структурой учебной деятельности в начальной школе
подразумевается:
- осознание ребенком необходимости понимания смысла поставленной за-
дачи для ее успешного выполнения (впоследствии умение самому ставить
перед собой эту задачу);
- умение планировать учебную работу, пользоваться различными справоч-
ными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.);
- способность к самооценке и самоконтролю (умение младшего школьника
соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает,
восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материа-
лу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми
для выполнения задания).
Собственно лингвистическое (языковое) развитие включает:
- осознание ребенком того, что есть окружающий мир и есть слово, его на-
зывающее; что слово образуется, изменяется, используется в речи по оп-
ределенным законам;
- сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции
по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка;
- формирование приемов лингвистического анализа, синтеза, способности
моделировать факты языка;
- формирование ценностного отношения к родному слову, чувства сопри-
частности к его бытию;
- осознание себя носителем русского языка;
4
- развитие мотивов и средств речевой деятельности.
Задача речевого развития реализуется системой заданий, направленных на
формирование:
-
правильности (произносительной, грамматической, лексической, слово-
образовательной, орфографической) основных видов речевой деятельности –
говорения, чтения и письма;
- речевого слуха, умения слушать и слышать себя и других;
-
словарного
состава
и
синтаксического
строя
высказываний
младших
школьников;
- монологической речи учащихся и совершенствование диалогической;
- способности и готовности самостоятельно строить небольшие по объему
(в устной и письменной формах), близкие детям по тематике сообщения: опи-
сания, повествования, рассуждения (в устной речи).
Курс русского языка ориентирован на формирование у младших школь-
ников умения думать самостоятельно, анализировать и рассуждать. Содер-
жание учебников по предмету построено в соответствии с психофизиологи-
ческими особенностями учащихся данного возраста (это обеспечивается оп-
ределенной дозировкой материала, присутствием элементов открытия и удив-
ления на уроке, выработкой навыков учебной самостоятельности, разнообра-
зием текстового учебного материала, поэтапностью, диалектичностью органи-
зации обучения от 1-го к 4-му классу).
Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям
и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и
более широкой конкретизации.
О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к
родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ра-
товал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования
мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения: «Дитя, ко-
торое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не по-
нимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им сво-
бодно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого не-
достатка при изучении другого предмета».
Развивать речь детей — значит систематически работать над ее содержа-
нием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому
выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным
оформлением мыслей.
Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает
словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку,
по данным М.Р. Львова, до 4 класса половина новых слов входит в словарь
5
младших школьников через эти уроки. «Словарная работа — это не эпизод в
работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая
целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса рус-
ского языка», — писал известный ученый-методист А.В. Текучев.
Этапы словарной работы можно представить так:
1) семантизация слова;
2) актуализация слова;
3) использование слова в речи.
Активизация словаря — одно из важнейших направлений словарной ра-
боты на уроках. Поэтому задача учителя — помочь учащимся овладеть сочета-
емостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в ак-
тивный словарный запас учащегося. Слово считается активизированным, если
ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах,
письмах, сочинениях и т.д. Владение словом подразумевает знание его семан-
тики, сочетаемости и сферы употребления.
Школьников необходимо учить умению раскрывать «смысл слова», пра-
вильно понимать его значение, а для этого нужны знания приемов толкования.
М.Р. Львов выделил следующие способы толкования значения слова: на-
глядный, контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое оп-
ределение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической
структуры слова и словообразования.
Объяснение слова — это лишь первый этап в процессе обогащения словаря
учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в ак-
тивный словарь, нужна большая работа. Опыт работы по развитию речи
подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна после-
довательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на
каждый урок.
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно
прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через
сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное уча-
стие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конеч-
но, сознание.
Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограни-
ченным, в частности по лексике человеческих отношений. Усвоение слов дан-
ной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных
норм поведения. Эта тема не случайно выбрана мною как образец работы по
обогащению речи младших школьников.
В начальных классах особую трудность для практического усвоения вы-
зывает написание слов с непроверяемыми орфограммами, т.е. слов, которые
6
требуют индивидуального запоминания, поскольку при работе с ними обычно
упор делается на память, а не на воображение, чувства и мысли ребенка.
Еще до школы дети уже умеют запоминать произвольно, однако это умение
несовершенно. Так, первоклассник часто не помнит, что было задано на дом,
хотя легко и быстро запоминает то, что интересно, что вызывает сильные чув-
ства. Именно они оказывают очень большое влияние на быстроту и прочность
запоминания. Поэтому дети так живо учат песни, стихи, сказки, которые вызы-
вают яркие образы и сильные переживания.
При активизации и запоминании слов на этапе восприятия я предлагаю сле-
дующие приемы:
1) проговорить вслух негромко по слогам каждое слово;
2) молча посмотреть на слово, прочитывая про себя по слогам; потом за-
крыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и про-
верить себя;
3) проговаривать слово по слогам соседу по парте или послушать, как сло-
во проговаривает сосед.
Фактически первый способ запоминания предполагает сочетание трех фак-
торов: зрения (ребенок видит слово), моторики (слова проговариваются), слуха
(ребенок слышит то, что проговаривает).
На этапе введения нового слова работа должна включать в себя такое
предъявление слова, при котором ученики могли бы самостоятельно ставить
орфографическую задачу и по возможности решать ее, а не анализировать сло-
во, данное учителем в готовом виде.
В словарно-орфографическую работу необходимо включать считалки, ско-
роговорки, различные рифмовки слов, так как они, вызывая положительное
эмоциональное отношение детей, способствуют более эффективному и бы-
строму заучиванию слов с непроверяемыми орфограммами.
Поскольку проблема по формированию навыка правописания непроверя-
емых орфограмм в настоящее время весьма актуальна, мною выбрана тема по
самообразованию: «Работа над словами с непроверяемым написанием».
Психологами И. Митюхиным, И. Рыбниковой выделены наиболее эффек-
тивные методы организации деятельности детей младшего школьного возраста
при усвоении слов с непроверяемыми орфограммами: метод графических
ассоциаций, метод звуковых (фонетических) ассоциаций, комбини-
рованный метод.
При применении метода графических ассоциаций составляется рисунок,
обозначающий само слово, и в нем обыгрывается запоминаемая буква. Рису-
нок с четко выражаемой буквой должен хорошо запоминаться и легко вспо-
минаться, в противном случае буква при вспоминании теряется. Самостоя-
7
тельное придумывание детьми подобных рисунков способствует развитию у
них фантазии и образного мышления.
Метод звуковых ассоциаций предпочтителен в тех случаях, когда обыг-
рываемая фраза из созвучия и «словарного» слова особенно удачна, то есть хо-
рошо звучит и легко представляется:
Приеду завтра,
Привезу завтрак,
На завтрак - рак,
Кричи: «Ура!»
Трудные учить слова
Помогает нам игра!
Придуманная фраза и хорошо звучит, и легко представляется.
Комбинированный метод - это одновременное использование при запо-
минании слова из орфографического словаря, графических и звуковых ас-
социаций.
8
Система работы учителя
В течение четырех лет младший школьник должен изучить достаточное ко-
личество слов, в которых безударная гласная не проверяется. Особенно трудно
усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.
Что надо сделать, чтобы лучше усваивали написание таких слов, меньше до-
пускали ошибок? Приведу несколько приемов, которые помогают детям лучше
запомнить написание слов с непроверяемыми безударными гласными.
Каждый год я составляю таблицу, куда включаю те слова, которые ре-
комендуются программой, т. е. слова из «Словаря». Таблица выглядит так:
Слова из «Словаря»
к – р – ндаш
за – ц
л – сица
л – пата
м – шина
учит – ль
п – льто
р – бята
т – традь
м – дведь
р – бочий
п – суда
п – тух
Изучаемые орфограммы написаны крупнее, обозначены красным цветом и
закрыты полосками бумаги, легко откидывающейся. Работа по такой таблице
активизирует деятельность учащихся, особенно при закреплении написания
определенных слов, экономит время. На каждом уроке я провожу «пятиминут-
ки» с помощью данной таблицы. Таблица использовалась мною и при выпол-
нении разнообразных заданий. Вот некоторые из них:
1) запись слов по порядку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем
проверяют по таблице написание слов, открывая полоски бумаги;
2) устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны
гласные а, о, и, е, я. Называю слова из таблицы, а дети поднимают сигнальную
карточку с нужной орфограммой;
3) выписывание из таблицы слов с непроверяемыми безударными гласными
по вариантам (1-й вариант с гласной а, 2-й вариант с гласной 0);
4) выписывание из таблицы слов, отвечающих на вопросы кто? или что?;
5) выписывание из таблицы слов, в которых два слога (мороз, завод), три
слога (карандаш, ученик);
6) выписывание из таблицы слов, которые соответствуют разным схемам
(схемы заранее вычерчиваются к словам из таблицы);
7) выписывание из таблицы слов по заданной теме, например: «Учебные
принадлежности», «Животные».
Предлагаемые задания соотносятся с изучаемой по программе темой.
9
Все учащиеся с большим интересом работают над словами из таблицы и с
нетерпением ждут, когда я буду давать им задания.
В конце учебного года первоклассники пишут на доске и в тетрадях изу-
ченные слова по памяти. Я уже не диктую им, а провожу работу над словами
из «Словаря» в виде таких игр, как «Молчанка», «Кто больше запомнит?» и т.
п. Такая работа также активизирует память детей, выявляет пробелы в их зна-
ниях, формирует у них навыки написания слов с непроверяемыми безударны-
ми гласными, т. е. слов из «Словаря».
Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в словарном по-
рядке как непроверяемые, на самом деле могут быть проверены на более высо-
ком уровне обученности. Так, в словах «корова», «молоко», «город», «деревня»
полногласия «-оро-», «-оло-», «-ере-» пишутся всегда с буквами о и е\ в том,
что это полногласия, а не случайные сочетания, легко убедиться, подбирая
проверочные родственные слова: «город — град» («-оро-», чередуется с «-
ра-»), «деревня — древо, древесный» («-ере-» чередуется с «-ре-»), «молоко —
млеко, млечный» («-оло-» чередуется с «-ле-»)
В обучении письму непроверяемых слов применяются следующие методы
и приемы:
а) метод языкового анализа — приемы звукобуквенного анализа, фоне-
тического разбора, орфографического комментирования, устного проговарива-
ния;
б) зрительное запоминание — вместе с кинестезическим (речедвигатель-
ным, рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, списывания с различ-
ными заданиями, проверки слов по словарику, использования плакатов или та-
блиц, выделения орфограмм цветным мелом, подчеркивания их в тетрадях, по-
вторного письма слов;
в) сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых
слов (например, сопоставление названий домашних животных: «корова», «ло-
шадь», «собака»), однокоренных слов («рабочий, работа, работать»), форм сло-
ва («стакан — стаканы», «учитель — «учителя»), сравнение по значению («ма-
шина — машинка — машинища», «деревня — город», «мороз — жара»), при-
мер противопоставления («учебник, ученик» — «учитель») и т. п.;
г) сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: раз-
личные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспри-
нимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графи-
ческий комплекс и записывает;
д) составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, выработка
словесных ассоциаций: «пальто» — «осеннее пальто», «надел пальто», «пальто
10
велико»; «сорока» — «сорока-болтунья», «белобокая сорока», «заметили соро-
ку», «сорока улетела» и т. п.;
е) составление предложений с трудными словами, включение их в сочи-
нения и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи;
ж) занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные
игры, кроссворды, ребусы; составление стихотворений с этими словами, юмо-
ресок, загадок, отгадывание загадок; проведение викторин, конкурсов:
кто знает больше слов на букву а, на букву м, больше слов с безударными глас-
ными и т. п.
Установлено экспериментально, что для успешного запоминания непро-
веряемых слов они должны повторяться после первого изучения: через две не-
дели; еще через месяц 2 раза; затем через 2 месяца с целью контроля. Однако в
практике многих учителей используются словарные диктанты, которые прово-
дятся устно в начале каждого урока. Такие устные диктанты, занимающие 2—
3 минуты (и даже меньше), позволяют постоянно держать в памяти детей труд-
ные слова, а также проверять их усвоение и работать над индивидуальными
ошибками учащихся. Такие мини-диктанты могут варьироваться частично с
записью слов, использованием карточек, хоровым произнесением.
Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением, мною ис-
пользуются при объяснении нового материала (в примерах, иллюстрирующих
то или иное грамматическое правило), в контрольных диктантах. При проверке
домашнего задания по учебнику непременно спрашиваю детей, все ли слова,
встречающиеся в тексте, известны, понятны. Никогда не оставляю без внима-
ния ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встретивше-
гося в учебнике «Русский язык» или в «Книге для чтения». Учу видеть такие
слова в рассказе, стихотворении, научной статье, находить им объяснение, за-
писывать в индивидуальные словарики.
Коротко о последнем. Индивидуальный словарик есть у каждого ученика,
только у одного он посолиднее (слов больше), у другого — потоньше. Откуда
записывают ученики слова? Из любого текста, прочитанного ими. В I классе и
в первом полугодии II класса слова в словарики записываем в основном кол-
лективно. Например, в I классе из упр. 5 взяли слово береги, из упр. 6 — рабо-
ту, из упр. 7 — поработали, работой, из упр. 10 — работает, работу. Когда
дети познакомились со словами работа, рабочий, то в своих словариках нашли
слова, им «родные». Термин «родные» первоклассники понимают легко.
За индивидуальными словариками всегда слежу, проверяю выборочно, по-
ощряю яркой открыткой, маркой, просто добрым словом. Один раз в неделю
обязательно 2—3 ученик? работают с карточкой, на которой написаны слова с
пропущенной гласной, взятые из индивидуального словарика. Положительную
11
отметку выставляю в дневник и журнал. К окончанию начальной школы у
отдельных учащихся собирается несколько таких словариков. Родители Сере-
жи С., Иры В. и других детей даже сброшюровали их.
При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа про-
водится в такой последовательности: чтение слова с доски, таблицы, из инди-
видуального словарика (кто-то это слово раньше уже записал), обозначение
ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой
ударением, проговаривание слова вслух, письмо слова в тетрадях или словари-
ках, разбор слова по составу, подбор родственных слов, этимологический ана-
лиз (если возможно и необходимо), составление с данным словом словосочета-
ния, предложения (устно или письменно),
Работу по учебнику с изучением трудного слова. Сначала ученики под
моим руководством, а потом сами находят в текстах упражнений трудные сло-
ва, подбирают к ним родственные, составляют предложения.
Покажу пример для иллюстрации из упр. 27 (II класс). Встретилось слово
облака. Дети проговаривают его, записывают в тетради, рядом пишут
родственные слова. Запись выглядит так: облака — облако, облачко, облачное
(небо).
Затем составляют предложения: По небу плыли лёгкие облака. Облачное
небо предвещает осадки. Тяжёлое облако повисло над домом.
Такая работа со словами, которых нет в «Словаре» учебника, создает воз-
можность обогатить словарный запас ученика, способствует развитию его
речи, вырабатывает умение самостоятельно находить трудное слово, воспиты-
вает уважение к учебнику как главному источнику знаний и умений.
Как и другие учителя, я часто использую словарные диктанты, состоящие
из отдельно взятых слов и словосочетаний. Диктую слова, словосочетания по
темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных: птицы, ово-
щи, город, магазин, почта, столовая, сад, библиотека, завод, одежда, огород,
мебель, комната и т. д.
Например, по теме «Птицы»: сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, дя-
тел, свиристель, по теме «Магазин»: молоко, творог, масло, макароны, мясо,
сахар, компот; по теме «Школьная жизнь»: девочка, дежурный, завтрак, ка-
рандаш, классная комната, календарь, коллектив, ребята, тетрадь, товарищ,
ученик, ученица, экскурсия.
На стенде по русскому языку у нас есть рубрика «Запомни эти слова». На
нем мы помещаем только те трудные слова, которых нет в «Словаре» учебника
и которые ученики нашли в другом тексте, книге, статье. Вот примерный спи-
сок этих слов: аквариум, аккуратно (аккуратный), апельсин, аппарат, аппе-
тит, арифметика, асфальт, багаж, балкон, барабан, бетон, великий, велоси-
12
пед, витрина, ворота, вычитание, гардероб, гостиница, демонстрация, диван,
ещё, железо, женщина, забота, здание, здешний, здоровье, иней, исчез, кана-
ва, капиталист, капитан, карман, километр, коллекция, корабль, корзина, кро-
вать, лимон, литература, лучше, мавзолей, математика, матрос, мотоцикл,
мужество, мужчина, облако, огромный, опять, офицер, палатка, памятник,
пенсионер, плакат, планета, праздник, прибор, приветствие, прилагательное,
природа, приставка, программа, профессия, равнина, ромашка, рябина, салат,
санаторий, сирень, скамейка, смородина, соревнование, социализм, сочинение,
старание, таблица, тайга, телевизор, ураган флакон, фонтан, фонарь, харак-
тер, хоккей, цемент, чувство, шеренга, шиповник, юный.
Крайне важно отделить работу над словом из «Словаря» от работы над
усвоением тех или иных непрограммных понятий. Мои учащиеся уже знают,
что данные слова нашли они сами в других источниках. Работа над непро-
граммным словом обычно проводится следующим образом. Обращаюсь к вто-
роклассникам: «В упражнении 277 вам встретилось слово каникулы. В «Слова-
ре» учебника это слово отсутствует, но вы будете употреблять его как в устной,
так и в письменной речи. Сейчас поработаем с ним». Показываю карточку со
словом каникулы, где обозначено ударение, красным цветом выделена гласная
а. Учащиеся хором и индивидуально произносят его, записывают на доске и в
тетрадях, рядом пишут родственное слово каникулярное (время), устно состав-
ляют предложение. Потом я сообщаю учащимся: «Все знакомы со словом ка-
никулы, но не каждый знает, что это любимое всеми слово связано с небом. В
переводе слово каникулы означает собачки (по-латыни канис - собака). Канику-
лой древние римляне именовали самую яркую звезду Сириус в созвездии
Большого Пса. Каникула —Сириус — каждый год появлялась на небосводе в
июле, в самый разгар лета по нашему календарю. Но так как в июле обычно
начиналось жаркое время года, когда студентов, школьников освобождали от
занятий, то в честь звезды эти дни и прозвали каникулярными, каникулами.
Сначала каникулами называли только летний отдых, но потом привычное ка-
никулы стало относиться вообще ко всякому перерыву в учении».
(Материал использован из книги: Введенская Л. А., Саакьян Р. Я. Наш родной
язык, - М, 1971.)
Работу над трудными словами провожу в минуты, отведенные на чисто-
писание. При написании строчных букв использую слова типа ветер, барабан,
герой, колхоз, народ, отец, революция и т. д. Но есть одно непременное усло-
вие: слово мною вводится не оторванно от темы урока. Учащиеся пишут сло-
ва, взятые из учебника «Русский язык» или из «Книги для чтения», из учебни-
ков математики, природоведения. Таким образом, когда я готовлюсь к урокам
13
на следующий день, обязательно ищу трудные слова, пусть даже непрограмм-
ные.
Хочу рассказать о том, как я провожу словарную работу. Я решила разно-
образить этап знакомства учеников с новым словом, побудить их к тому, чтобы
они сами догадались, о каких словах пойдет речь. Это достигается путем
досказывания детьми рифмованных двустиший или четверостиший,
которых в моей коллекции уже достаточно много. Но мне доставляет удо-
вольствие придумывать их снова и снова. Вот некоторые из моих двустиший:
• Зябнут ноги, щиплет нос
Старый дедушк..., (мороз),
• Живут коровы далеко.
Дают всем детям... (молоко).
• Есть у нее четыре шины,
А называется... (машина).
• Растет в лесу, как и калина,
Наивкуснейшая... (малина).
• Чудесный хлеб печет нам пекарь,
А лечит нас хороший... (лекарь).
• Весь я знанием проник,
Я примерный... (ученик).
• Эта вещь — товарищ наш —
Синий, красный... (карандаш).
• Зачирикал веселей
Забияка-... (воробей).
• Будем цифры в ней писать,
Если в клеточку... (тетрадь).
• Нас от школы до порога
Ведет длинная..,(дорога).
Далее работа проводится над буквами для запоминания (как и обычно), но
именно такое начало работы в игровой форме настраивает детей на рабочий
лад. Ученики с удовольствием будут работать над словами, конец которых, по
их мнению, они додумали сами (в этом случае им можно сказать: «Сейчас вы
все станете поэтами и поможете мне закончить стихотворения»). Когда дети
хором называют конец слова, учитель выносит это слово из карточки на доску.
Хочу отметить, что такая работа дает более положительные результаты при
работе на данном этапе урока. И когда я говорю своим ученикам: «А сейчас
мы с вами познакомимся с новыми словами из словаря», — в ответ всегда слы-
шу дружный возглас «Ура!».
14
Расскажу об использовании мнемических приемов в словарно-орфографи-
ческой работе в начальной школе.
Пример работы со словом петух:
1. Детям предлагаю загадка: «На заборе сидит, утром рано голосит, про-
сыпаться всем велит». Они называют отгадку.
2. Учащиеся проговаривают слово петух орфоэпически, определяют удар-
ный и безударный слог.
3. В тетради они записывают слово, пропустив орфограмму.
При таком подходе повышается самостоятельность ребенка в постановке и
решении орфографической задачи, работа опирается на эмоциональный вид
памяти.
4. Далее ученики узнают из устного сообщения о происхождении слова, о
его связях с реализациями, то есть получают небольшую этимологическую
справку как дополнительное средство к мнемическим приемам: «Все знают
петуха, непременного персонажа многих сказок и басен, поговорок и загадок.
Славится петух важностью походки и задиристостью характера. Недаром гово-
рят: важный, как петух... Но главное, чем славится петух, это своим пением.
Петух - своеобразные поющие часы. С петухами (на рассвете) люди просыпа-
лись. С петухами (на закате) ложились спать. Сигналом служил петушиный
крик. За способность громко и звонко петь и прозвали петуха петухом...»
Учитель задает вопрос: «Какую же букву, как подсказывает последняя фра-
за, надо писать в первом слоге?»
Интересная и понятная этимологическая справка, как дополнительное
средство к мнемическим приемам, помогает эффективному запоминанию
орфографического облика слова, ведь она активизирует слуховую, ассоциа-
тивную, смысловую память.
Правильность ответа на вопрос о непроверяемой букве в слове петух
дети проверяют по орфографическому словарю, и это тоже, с нашей точки
зрения, развивает самостоятельность учащихся в решении орфографической
задачи, в самоконтроле и самопроверке, в запоминании слова посредством зри-
тельной памяти,
5. Проговаривание слова петух орфографически - следующий этап. Здесь
включается в работу зрительная, речедвигательная, слуховая память в
комплексе, поскольку ребенок видит слово, проговаривает его и слышит то,
что проговаривает.
6. Вставка нужной буквы: Е.
7. Повторное чтение слова орфографически. Затем слово закрываю и под
орфографическую само диктовку каждым учеником записывается. Запись све-
ряется с образцом.
15
8. Для закрепления написания слова используется мнемический прием: Пе-
туха спросили дети: «Отчего зовут Вас Петей?» Петушок ответил детям: «Хо-
рошо умею петь я!» (Можно использовать и рисунок).
В процессе работы со словарными словами рождается детское творчество.
Дети сами придумывают «подсказки-запоминалки» в индивидуальных слова-
риках.
Предоставляю слово ученикам:
Как-то Мише дал отец
Преогромный огурец!
Ого-го, какой большой!
Ох, и вкусный! Хорошо!
Смотрит Миша на него:
Он похож: на букву «О»!
И теперь, конечно, Миша
С буквой «О» его напишет.
Рябины ягоды, друзья,
Похожи тут на букву Я.
Карандаш мы подточили,
Букву «А» в нем получили.
Чтобы слово не зубрить,
Попусту не мучиться,
Сочиняем мы подсказки!
Все у нас получится.
В русском языке встречается очень много слов с непроверяемой без-
ударной гласной в корне слова. К работе над этой орфограммой необходимо
приступать с первых недель обучения в I классе, пока без введения понятия
«корень слова».
У каждого ученика в моем классе есть «тетрадь секретов», в специальном
разделе которой записываются слова с непроверяемой безударной гласной. Как
происходит «накопление» таких слов? «Накопление» слов происходит посте-
пенно с решения в любом незнакомом слове орфографической задачи. Этому
уделяется особое внимание. Например, слово ребята. Дети произносят слово.
— В этом слове 3 слога? — спрашивает ученик.
— Да, в этом слове 3 слога,— отвечает учитель,
— Сильная позиция во втором слоге?
— Да, сильная позиция во втором слоге.
— Пишется гласная я?
— Да, гласная я.
— Слабая позиция в первом слоге?
16
— Да, слабая позиция в первом слоге.
— Я могу ее проверить?
— Нет, не можешь.
Дети тут же ищут написание этого слова в текстах книг,
— Пишется гласная е? — спрашивает ученик.
— Да, пишется гласная е,-— отвечает учитель.
По мере решения орфографических задач все слова записываются в стол-
бик на страницах нашей «тетради секретов». Именно с орфографического про-
чтения этих слов начинается ежеурочно наша работа.
Для учащихся II—IV классов вводится работа со словарем под редакцией
П. А. Грушникова. Первый раз прочитываем только один столбик слов, причем
читаем орфографически. Второй раз этот же столбик слов прочитывает каж-
дый ученик шепотом, одновременно находя в нем непонятные по смыслу сло-
ва. После этого коллективно находим объяснение непонятных слов, используя
уже имеющиеся знания учеников или толковый словарь.
Такое орфографическое проговаривание позволяет учащимся закрепить в
своей памяти написание знакомых и новых для них слов. Это является первым
шагом в работе над орфографической зоркостью при написании слов с непро-
веряемой безударной гласной.
Вторым шагом будет работа с этими словами, но уже в тетради. В соот-
ветствии с заданием из прочитанного столбика слов некоторые слова не вы-
писываются. Задания могут быть самыми разными. Например, выпишите:
— трехсложные слова (дорога...);
— двухсложные слова (берег...);
— самое длинное слово (картофель);
— самое короткое слово (заяц);
— слово к схеме;
— в слове есть только мягкие согласные звуки (сирень);
— в слове есть только твердые согласные звуки (сахар);
— слово, которое «выпало» из предложения (По лесу шёл ...и громко ревел);
— отгадка на загадку,
— в которой есть «принцессы» (буквы е, ё, ю, я);
— слова по теме («Школа»: класс, ученик, учитель, дежурный, девочка):
— слова с сочетанием –оло, -оро-, -ере- (корова, ворона, сорока, воробей):
— «зашифровка» слов.
Для всестороннего анализа слов с непроверяемой безударной гласной в I
классе достаточно из столбика прочитанных слов выписывать 3—4 слова.
Дальнейшая работа с ними (фрагмент урока в I классе).
17
Первое слово: с тюркского кара означает черный, с тюркского даш означает
камень и нередко говорили чёрный камень, что означает графит (слово каран-
даш). Уточнение: графит, значит грифель. Грифель всегда одет в деревянную
оболочку.
Второе слово: о каком слове можно сказать круглое, большое, румяное,
красное, сладкое? (Слово яблоко.) Какие еще слова можно подобрать к опи-
санию этого предмета?
В тетради выписаны слова: карандаш, яблоко, машина.
— Что общего в этих словах? — спрашивает учитель.
— Все они существительные,— отвечают ученики.— Они обозначают нео-
душевленный предмет. Эти слова единственного числа. В каждом слове 2 ор-
фограммы. У них можно определить род,
— Чем отличаются слова?
— Ударение падает на разные слоги. У этих слов род разный.
— Можно исключить слово карандаш!
— Да, так как сильная позиция в третьем слоге. В слове все гласные а,
Слово заканчивается на согласный звук. Слово мужского рода. Самое длинное
слово.
— Можно исключить слово яблоко — спрашивает учитель.
— Да, потому что ударение падает на первый слог. В этом слове буква я
обозначает два звука. Это слово среднего рода.
— Можно ли исключить слово машина?
— Это слово с орфограммой 5. Ударение падает на второй слог. Это слово
женского рода.
— Какое слово для вас самое трудное?
— Слово карандаш.
— Давайте поиграем с ним!
Произносим шепотом.
Произносим с ударением.
Спросите это слово (произносят вопросительно).
Порадуйтесь слову (произносят с восклицанием).
Еще один прием необходимо использовать в своей работе.
Рифмовки - дидактические упражнения, короткие и непритязательные по
форме. Положительно в них то, что они в нескольких строках имеют возмож-
ность собрать максимальное количество слов с орфограммами. Объединяя не
связанные по смыслу слова единым ритмом, рифмой, быстро запоминаются и
с удовольствием повторяются детьми не только на уроках, но и в играх в сво-
бодное от занятий время.
18
Здесь стихотворная форма не создает образа, а используется в целях обуче-
ния орфографии младших школьников, направляет внимание детей на изуче-
ние языковых явлений, облегчает решение учебных задач. Данные упражнения
дают больший эффект при работе с шестилетками и семилетками. Чем меньше
ребенок, тем отзывчивее его душа на произведения малых жанров устного на-
родного творчества: пословицы, поговорки, потешки, загадки, скороговорки,
шутки и т.д.
Рифмовки можно включать в учебный процесс с первых уроков, когда дети
еще не знают всех букв. Поначалу учитель будет считывать их с доски по
строчкам, а дети станут повторять. Особенно полезен этот материал для тех,
кто пришел в школу читающим (появляется пища для ума), так как таким де-
тям совсем не интересны адаптированные тексты типа: «На, Нина, астру». Не-
читающие дети с удовольствием находят знакомые буквы, запоминают, как
звучат слова, в которых есть эти буквы. Появляется интерес,
желание скорее освоить грамоту, знание которой позволит самому читать та-
кие интересные и полезные стихи. В результате процесс обучения грамоте и
орфографии облегчается.
Рифмовки являются хорошим дополнением к словесным играм, позволяют
разнообразить приемы, используемые учителем для формирования прочных
знаний, оживляют урок, концентрируют внимание самых неорганизованных,
дают возможность отдохнуть на уроке, не отвлекаясь от его темы.
С введением новых правил появляются рифмовки, помогающие их ус-
воить. Причем нет необходимости ждать, когда по программе русского языка
подойдет та или иная тема. Рифмовки на новые правила лучше давать заранее,
тогда усвоение пойдет успешнее, налицо будет осуществление принципа
опережающего обучения.
Безударные гласные, не проверяемые ударением
Кастрюля, капуста, арбуз и стакан,
Картина, картон, карандаш и банан,
Автобус, машина, гараж и балкон
Пиши с буквой А, как и слово «закон».
***
Восток, гореть, пожар, костер,
Вокзал, потом, портрет, шофер,
Шоссе, солома, хорошо –
В словах запомни букву О.
***
19
Диван, пианино, рисунок, пион,
Пингвин, сирота, кипяток и бидон,
Гирлянда, фиалка, сирень и лимон,
Милиция, митинг, пилот, миллион,
Минута, нигде, никогда, никуда —
С буквою И пишу я всегда.
***
Корзина, котлета, копейка, корыто,
Корова, горох, колобок и копыто,
Морковь, огород, огурец, помидор,
Солома, вокзал, колесо и шофер,
Ворона, сорока, собака, комар,
Болото, костер, поросенок, пожар,
Дорога, лопата, топор, колесо –
Пишите всегда только с буквою О.
***
С буквой Е умей писать:
Инженер, метро, тетрадь,
Чемодан, четыре, черный,
Желтый, шелковый, ученый,
Север, иней и декабрь,
И береза, и сентябрь.
Со второго полугодия 1 класса необходимо проводить систематическую ра-
боту над усвоением детьми трудных слов. С этой целью я использую сле-
дующие виды работ:
I. Задания для работы со словарем:
1) выписать слова по теме «Школа» (учитель, ученик, тетрадь, карандаш и
т.д.); названия животных (сорока, ворона, воробей, собака, заяц, медведь);
2) выписать 4-5 слов, начинающихся, например с буквы п: пенал, петух,
пальто и т.д.;
3) выписать 3-5 слов с безударной гласной о (город, молоко) или а (платок,
работа, сахар);
4) выписать слова с б в середине слова (пальто, коньки}.
II.
Выборочный
диктант.
(Дети
выписывают
только
словарные
слова).
Мальчик чистит пальто. Москва - всем городам мать.
III. Ответы на вопросы. Записать ответы одним словом. (Можно записать
на доске, карточке).
1) Кто учит детей? (учитель)
20
2) Кто готовит уроки? (ученик)
3) Кто живет в лесу? (медведь)
4) Кто верный друг человека? (собака)
IV. Составление маленьких рассказов на темы:
«Учебные вещи»: (Я беру свои учебные вещи. Карандаш и ручку кладу в пе-
нал. Тетради лежат в папке. У,
«Наш класс»: (Наш класс просторный и светлый. В классе всегда чисто.
Дежурный следит за порядком. Мы любим свой класс.).
V. Загадки на темы:
Стальной конек по белому полю бегает, за собой черные следы ос-
тавляет. (Ручка).
Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш).
-Где живет он?
-В самой чаще.
Самый-самый настоящий.
Там гуляет, там и спит,
Там детей своих растит. (Медведь).
VI. Дописывание предложений:
В класс вошла ... (учительница).
Весело чирикает шустрый ... (воробей).
VII. Игры из занимательной грамматики.
1) Первый слог потерялся:
... радь (тетрадь)
...нал (пенал)
…бака (собака)
2) собери слоги:
Бе,за,ре (береза); де,ный,жур (дежурный); воч,ка, де
3) Угадай слово:
мо... (мороз или молоко);
пе... (пенал или петух).
4) Из каких слов выпали гласные? М-ш-н- (машина)
3-в-д (завод)
Д-р-г- (дорога)
VIII. Задания для работы по картинному словарю. Учащиеся подписывают
5-6 картинок, вложенных в конверт, картинки меняются. Слова-картинки, кото-
рые дети хорошо усвоили, из конвертов убирать.
IX. Ответы на вопросы.
- Чем копают огород? (лопатой)
- Что ученик кладет в портфель? (пенал, карандаш, тетрадь)
- Каких домашних животных знаете? (корова, петух).
21
X. «Догадайся»:
мо... (мороз)
мо... (молоко)
мо... (молоток)
... ица (лисица)
...ица (ученица)
...ица (улица)
XI. «Кто какой голос подает»? Игра
С-бака
С-рока
-робей
К-рова
мычит
стрекочет
лает
чирикает
22
Составить правильные пары. Вставить пропущенные буквы.
XII. Комментированное письмо или выборочный диктант.
(Чаще всего используются пословицы):
Москва - всем городам мать. Два медведя в одной берлоге не уживутся.
Корми корову сытнее, молоко будет жирнее.
Результативность работы по русскому языку
2013-2014
2014-2015
2015-2016
Класс
1
2
3
Успеваемость
-
100%
100%
Качество знаний
-
47%
53%
По результатам последних трех лет обучения все учащиеся успевали.
Результативность работы при формировании прочных знаний, умений и на-
выков учащихся - ведущая цель, которую я ставила перед собой. Большое вни-
мание при ее достижении уделяю развитию познавательной активности.
В поисках ответа на вопрос «Как учить?» я совершенствую методику и
приемы своей педагогической деятельности, внимательно слежу за методи-
ческой литературой, отбираю необходимый дидактический материал, изучаю
передовой опыт других учителей. Для меня важно то, чтобы мои выпускники
стремились к знаниям, с успехом преодолевали учебные и жизненные труд-
ности, стали хорошими людьми.
Область применения опыта
Применять на уроках русского языка и на внеклассных занятиях по рус-
скому языку.
Направленность опыта
Рекомендую использовать мой опыт учителям начальных классов, педа-
гогам дополнительного образования, воспитателям группы продленного дня.
Трудоемкость
Несмотря на свой многолетний опыт по подготовке к занятиям, тщательно
продумываю содержание, организационные формы каждого урока, его место в
данной теме, реализацию образовательных и воспитательных возможностей.
В соответствии с учебной программой определяю учебную нагрузку на
урок, его этапы, методы объяснения, повторения, закрепления учебного ма-
териала, обязательно учитывая при этом уровень знаний, умений и навыков
каждого ученика в классе. Много места в обучении и воспитании отвожу ин-
дивидуальной работе, которая проявляется во всех формах: в игре, в учении, в
быту. На всех уроках в большом объеме использую различную наглядность:
таблицы, схемы, памятки, перфокарты, раздаточный материал, карточки с зада-
ниями, ребусы, загадки, кроссворды.
Используемая литература:
1. Высоцкая Н.Ф. Формирование орфографической зоркости у младших
школьников: методическое пособие для учителей начальных классов. - Тула:
ИПК и ППРО ТО, 2004. - 134с.
2. Занимательное азбуковедение. Книга для учителя /Сост. В.В.Волкова.
-М.: Просвещение, 1991. - 368с.
3. Занимательные задачи для маленьких. - М.: Омега, 1994.
4. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Просвещение,
1990.-160с.
5. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учи-
телей начальных классов. - М.: ВАКО, 2006.
6. Региональный компонент на уроках родного языка в начальной школе /
Н.С. Чернякова. - Тула: ИПК и ППРО ТО, 2005. - 125 с.
7 . Статьи
из
ежемесячных
научно-методических
журналов
«Начальная
школа» и «Начальная школа плюс до и после».