Автор: Петрова Вера Сергеевна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ "СОШ №13" Населённый пункт: город Братск Наименование материала: конспект урока Тема: испарение и кондкнсация Раздел: полное образование
Цель: создать условия для знакомства с процессами перехода из жидкостного состояния в газообразное состояние.
Задачи:
в личностном направлении (воспитывающие) - воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе, способствовать формированию
эстетического вкуса
в метапредметном направлении (развивающие) - развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически
излагать свои мысли) и коммуникативные способности, развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов
географии, биологии, литературы.
в предметном направлении (образовательные) – дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из
жидкого состояния в газообразное и наоборот; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей
среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.
Приборы и материалы: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки-задания, вата, стеклянные пластины- 8 шт., пипетка, сосуды
с маслом, водой, спиртом, электрическая лампа, бумажный веер, лепестки ромашки с вопросами.
Тип урока : открытие новых знаний
Форма: урок-лекция с элементами исследования
Технологическая карта урока
№ Этап
урока
Время
Содержание учебного процесса
Деятельнос
ть учителя
Деятельнос
ть ученика
Формируемые УУД
1
Самоопр
еделение
к
деятельн
ости
Приветствие : Прослушайте стихотворение Щеглова и
попробуйте отгадать природное явление. Слайд 1
Вода появляется из ручейка
Ручьи по пути собирает река
Река полноводно течёт на просторе,
П риветств
ует
учащихся,
проверяет
готовность
Взаимное
приветстви
е,
настраиваю
Личностные выражать
положительное
отношение к процессу
познания, желание
узнать новое, проявлять
(Организ
ационны
й
момент)
(5 мин)
Пока, наконец, не вливается в море
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.
А облака проплывая над нами,
Дождём проливаются, сыплют снегами.
Весной соберётся вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
Ответ: В данном стихотворении описывается природное
явление «Круговорот воды в природе»
Показ слайда 2 «Круговорот воды в природе»
вопрос: А какие процессы входят в это природное
явление ?-
Ответ: плавление и отвердевание, испарение и конденсация
Сообщение темы урока : два первых процесса мы
рассматривали на прошлом уроке, сегодня изучаем
«Испарение и конденсация» Слайд3
к уроку,
с оздаёт
эмоциональн
ый настрой
и
мотивирует
учащихся на
работу
через
вопросы
тся на
работу,
отвечают
на
поставленн
ые вопросы
внимание
Регулятивные
осознание учеником
того, что уже освоено и
что ещё подлежит
усвоению, а также
качество и уровень
усвоения
Коммуникативные
вступление в диалог,
отслеживание действий
учителя, умеет слушать
и слышать
2
Актуали
зация
прежних
знаний
(5мин)
Устный опрос- Слайд 4:
1.Каковы основные положения МТ строения вещества
2. В каких агрегатных состояниях может находиться
вещество
3. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из
одного состояния в другое
Организует
диалог с
учащимися
на поиск
необходимы
х знаний для
Выстраивае
т ответы
на вопросы
Познавательные:
развивает операции
мышления, ставит
задачу (ответить на
вопрос) на основе
соотнесения того, что
4. Какую энергию называют внутренней? От чего она
зависит?
изучения
новой темы.
Показывает
слайд
известно
Коммуникативные
умение выражать свои
мысли, строить
высказывания
3
Формиро
вание
умений и
навыков
( 20 мин)
Слайд 5: схема перехода из жидкого состояния в
газообразное
Зарисуем в тетрадь
Определение: явление превращения жидкости в пар
называется парообразованием.
1)
Сегодня на уроке мы рассмотрим один из способов перехода
-- испарение
Теоретический эксперимент: нальём в стакан воды и
оставим на некоторое время. Останется ли уровень воды
прежним?
Почему? (Произошло испарение)
Объяснить это на основе МТ строения вещества
(движение молекул, разрыв связей)
Каким молекулам легче покинуть жидкость? (которые на
поверхности жидкости, самые быстрые)
Как изменяется внутренняя энергия жидкости при этом?
(уменьшается)
Определение : парообразование происходящее с
поверхности жидкости называется испарением
Сделаем рисунок в тетрадь
Эксперимент 1: смочите ватку спиртом и протрите
ладошку. Что ощущаем? (холод)
Работа в группах : ребята получают карточки с
экспериментальным заданием
Цель работы в группах: определить факторы от которых
зависит скорость испарения
1 группа: зависимость от рода жидкости
Подводит
обучающихс
я к
формулиров
ке
определения
парообразов
ания и
испарения
Организует
обсуждение
и поисковую
работу
учащихся,
предлагает
эксперимен
тальные
задания,
организует
работу
учащихся в
группах,
формулируе
т
эксперимен
тальные
задания,
подводит к
На
основании
схемы
участвуют
в создании
определения
парообразов
ания,
производят
мысленный
эксперимен
т,
выполняют
записи в
тетради,
озвучивают
определение,
отвечают
на вопросы
выполняют
эксперимен
тальные
задания по
карточкам,
высказываю
т своё
мнение и
предположе
Познавательны умение
с троить логическую
цепь размышлений,
умение устанавливать
причинно-следственные
связи, вести поиск,
умение выделять
необходимую
информацию
Коммуникативные:
умение интегрироваться
в группах, осуществлять
продуктивное
взаимодействие с
детьми и взрослыми,
слушать, слышать,
отслеживать действия
партнёра,
сотрудничать с
партнёрами
Регулятивные: умение
решать учебные
проблемы, возникающие
в ходе групповой
работы, умение владеть
навыками
процессуального и
прогностического
2 группа: от площади свободной поверхности
3 группа от температуры жидкости
4 группа от наличия или отсутствия ветра
Экспериментальное задание 1
Оборудование: стеклянные пластинки(1-2 шт). сосуды с
жидкостями: масло, вода, спирт. Ход работы: на две
чистые пластины нанесите при помощи ватки пятна в
следующей последовательности: масло, вода, спирт.
Наблюдая за процессом испарения данных веществ,
сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода
жидкости
Экспериментальное задание 2
Оборудование: 2 стеклянные пластины. Пипетка, сосуд со
спиртом, электрическая лампа
Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины
по капле спирта, одну из пластин поместите под
электрической лампой
Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от
температуры
Экспериментальное задание 3
Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со
спиртом, бумажный веер
Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины
по капле. Обмахивайте веером одну из пластин.
Сделайте вывод о зависимости скорости испарения
жидкости от наличия ветра
Экспериментальное задание 4
Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со
спиртом, эл. лампа
Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины
по капле спирта. Вращая одну из стеклянных пластин в
слегка наклонённом положении, распределите каплю спирта
на максимальной площади. Обе пластины поместите под
выводу.
Выдвигает
проблему.
Организует
беседу .
Следит за
вовлечённос
тью
учащихся в
работу на
уроке.
Уточняет
понимание
учащимися
данного
явления
ние в
группах,
выявляют
закономерно
сти,
формулирую
т выводы
наблюдений,
записывают
выводы в
тетрадь
Высказываю
самоконтроля, умение
определять
последовательность
действий, способен к
волевому усилию
Личностные: осознаёт
личную
ответственность за
будущий результат,
понимание своих
сильных и слабых
сторон
электрическую лампу. Сделайте вывод о зависимости
скорости испарения от площади свободной поверхности
Запишем выводы в тетрадь
2)
слайду 5 - Схема. На схеме вы видите ещё одну
стрелочку. Происходит переход молекул из пара в жидкость
– конденсация. Попробуем дать определение конденсации.
Ответ: Явление перехода пара в жидкость называется
конденсацией
Это обратный процесс. Как на ваш взгляд, будет
меняться энергия жидкости.
Ответ: внутренняя энергия жидкости увеличивается
Вопрос : А что происходит с энергией пара?
Ответ : Конденсация пара сопровождается выделением
энергии
Объясните явление образования РОСЫ
Ответ: летним вечером, когда воздух становится холоднее,
выпадает роса. Это водяной пар, находившийся в воздухе,
при охлаждении конденсируется. И маленькие капельки
воды оседают на траве и листьях.
т своё
мнение.
Озвучивают
понятие.
Отвечают
на вопросы
учителя.
Сравнивают
обратные
процессы.
Познавательные:
умение строить
логическую цепь
размышления, умение
формировать анализ и
синтез.
Личностные: умение
внести необходимые
дополнения и
коррективы
Коммуникативные:
умение вступать в
диалог, умение
создавать устные
высказывания
4
Система
тизация
умений и
( 8 мин)
Проведём игру: «Цветик семицветик» Каждое задание
размещено на одном лепестке, при этом каждый
лепесток своего цвета. Отвечая на заданные вопросы
соберём цветок .
Серия качественных задач:
1.Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу.
Это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните,
почему это происходит?
2. Что остынет быстрее при одинаковых условиях:
жирный суп или чай? Объясните почему?
3. Почему для определения направления ветра жители
степей окунают руку в воду и поднимают вверх?
Контролиру
ет
выполнение
качественн
ых задач,
обеспечивае
т
мотивацию
выполнения,
осуществля
ет
индивидуаль
Выполняют
по очереди
задания,
высказываю
т своё
мнение,
слушают
ответы ,
анализирую
т.
Личностные: умение
понимать личную
ответственность за
результат,
формирование учебной
мотивации
Регулятивные: умение
осознавать что усвоено,
что подлежит
усвоению, а также
качество и уровень
усвоения, умение
4. Почему большой сосуд с водой, помещённый в погреб,
предохраняет овощи от замерзания?
5. Почему температура воды в открытых водоёмах в
летнюю пору почти всегда ниже температуры
окружающего воздуха?
6. Зачем покрывают попоной вспотевшую лошадь после
длительных скачек зимой?
7. Почему в холодную погоду виден выдыхаемый нами пар?
ный
контроль.
адекватно реагировать
на трудности и не
боится сделать ошибку.
Познавательные:
умение применять
знания в новой ситуации
5
Рефлекси
я учебной
деятельн
ости.
Итог
урока.
Домашне
е задание
(2мин)
Итог урока: Решение качественной задачи
Как вы объясните, что засушенные пряные травы (мята,
мелисса, душица, корень валерианы) растёртые рукой в
порошок обладают более интенсивным запахом?
Подготовить доклады :
«Роль испарения в жизни животных и растений»
«Роль испарения в жизни человека»
Отвечая на вопросы у нас получилась красивая, большая
ромашка. Я хочу подарить этот цветок вам. Вы подарили
мне хорошее настроение. Спасибо вам за урок.
Даёт
задание,
организует
проверку и
самопроверк
у,
акцентируе
т внимание
на конечных
результата
х,
организует
рефлексию,
даёт
комментари
и к
домашнему
заданию
Отвечают
на вопросы,
формируют
конечный
результат,
рассказыва
ют, что
узнали, чему
научились,
какие
трудности
испытали,
записывают
домашнее
задание,
получают
консультаци
ю
Личностные : умение
оценивать свои
достижения, степень
самостоятельности,
причины неудачи ,
умение выражать
доброжелательную и
эмоционально-
нравственную
отзывчивость
Регулятивные: умение
осуществлять
итоговый контроль
Познавательные:
умение познавать цель и
результат
Коммуникативные:
умение проявлять
активность в
деятельности