Автор: Можаева Наталья Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ Новопетровская ООШ Населённый пункт: Алтайский край Кулундинский район Наименование материала: методическая разработка Тема: Смысл названия рассказа А.Платонова "Возвращение" Раздел: среднее образование
Прежде он [Иванов] чувствовал
другую жизнь через преграду самолюбия и
собственного интереса, а теперь внезапно
коснулся её обнажившимся сердцем.
А. Платонов. «Возвращение»
Цель:
углубить
знание
учащихся
о
личной
и
творческой
биографии
А.
П.
Платонова;
раскрыть
нравственный
смысл
рассказа,
приблизить
чужую судьбу
к
каждому,
заставить
сопереживать;
совершенствовать
навыки анализа художественного
текста.
Ход урока
1.
Слово о писателе
А. А. Платонов родился на рубеже веков и за полвека пережил вместе со страной и
войны, и революции, и лишения, и голод, и гонения, и радость труда. В семье рано умерла
мать, и будущий писатель остался старшим среди многочисленных сестер и братьев. Уже
в 13 лет он работал в конторе, потом разнорабочим на заводе. В годы гражданской войны
А. Платонов служил в Красной Армии помощником паровозного машиниста, после войны
участвовал
в
строительстве
новой
деревни.
Все
эти «университеты»
сформировали
душу
и
характер
А.
Платонова
с
его болезненным
неравнодушным
к
нужде
и
человеческому страданию.
Платонов - псевдоним писателя, образованный из имени отца Платона Фирсовича,
родовая фамилия его - Климентов.
Еще будучи подростком, А. Платонов начал писать стихи. С осени 1918 года юноша
активно участвует в литературной жизни Воронежа. В своих произведениях Платонов был
по-настоящему талантлив. Особо трепетное отношение было у писателя к детям.
С первых дней Великой Отечественной войны Платонов добивается отправки на
фронт. С октября 1942 года он военный корреспондент в действующей армии.
За годы войны Платонов выпустил 6 книг прозы, из которых исключил батальные
картины
и
всю
нагрузку
перенес
на
нравственные
решения людей и философскую
сущность событий.
Его не оставляли размышления о мире, о том, какой человек выйдет из войны и
какой будет послевоенная реальность.
В 1946 году на страницах журнала «Новый мир» был опубликован замечательный
рассказ « Семья Иванова», позже названный «Возвращение». Писатель не раз передавал в
своих произведениях мотив
возвращения,
но
теперь
эта
ситуация
наполнилась
у
него
особым, сокровенным смыслом.
2. Анализ рассказа.
Вы прочитали рассказ. Каково ваше впечатление от прочитанного?
•
Какова тема рассказа? (Разрушение семьи как одно из последствий войны)
•
Определите
идею
произведения
(В
любых
условиях,
при
любых обстоятельствах
человек
должен
оставаться
человеком
и
не
дать очерстветь
душе,
окаменеть
своему
сердцу;
нужно
быть
выше губительных
страстей,
ревности
эгоизма,
жестокости,
мести;
взрослым необходимо
найти
в
себе
нравственные
силы
и
сохранить
семью, выстоять ради детей; дети также ответственны за судьбу взрослых; по
мнению
Платонова,
именно
они,
внезапно
состарившиеся,
ни
в
чем неповинные
несли
правду
жизни,
только
они
знали
цену
семьи
и видели в неискаженном свете
мир.)
•
Каков смысл заглавия? (Возвращение с войны к миру, домой в семью к жене и детям, к
себе прежнему, доброму и человечному)
•
Какое
из
названий
«Семья
Иванова»
или
«Возвращение»
наиболее удачно?
(Название «Семья Иванова» подчеркивало типичность ситуации,
«Возвращение»
делает
акцент
на
нравственной
стороне произведения)
•
Кто герой рассказа?
•
Что притягивало Иванова к Маше? Почему он с ней разговорился? (Поезд,
который
должен
увезти
домой
маму
и
Иванова,
находился неизвестно
где
в
сером
пространстве.
Единственное,
что
могло утешить,
развлечь
сердце
человека,
было
сердце
другого
человека. Маша была миловидна, проста душою, добра).
•
Каково
состояние
природы
в
этот
момент?
(Наступила
уже
холодная,
осеняя ночь, в
окружающей
их
природе
было
уныло
и
грустно
в
этот час).
Платонов
описывает
природу,
враждебной
человеку.
Этим,
в частности, объясняется взаимное притяжение
Иванова и Маши.
•
Другой
причиной
их
сближения
было
то,
что
«оба
чувствовали
себя сейчас
осиротевшими
без
армии».
Люди
привыкли
к
заведенному порядку,
к
армейским
будням
и
по
инерции,
хоть
и
стремились
к гражданской
жизни,
домой,
не
могли
перестроиться на лад мирной жизни.
•
Таким образом, автор подробно обосновывает сближение Иванова и Маши. Приводит
несколько причин, «оправдывающих» героев.
•
Почему капитан Иванов не торопится домой? (Он сам не знал, почему так делал - может
быть, потому, что хотел погулять еще на воле).
•
Считаете
ли
вы
кого-то
из
героев
виноватым?
(Виноватых
в
этой ситуации
нет.
На
войне
люди
часто
жили
одни
днем,
эта
привычка долго
сохранялась
и
после.
Не
виновата
и
Маша:
она
«не
знала семейного
положения
Иванова
и
по
девичьей
застенчивости
не
спросила
его
о
нем».
Собственно,
для
нее
неважно
было
его
семейное
положение - Маша ничего не требовала. Не виновата и Люба, жена Иванова,
которая всю войну работала день и ночь, поднимала детей, ждала мужа,
голодала.)
•
На
вокзале
Алексея
встретил
его
сын
Петруша.
Опишите
портрет
мальчика.
Чтение первого разговора сына с отцом
• Как это разговор характеризует Петрушу ?
•
Как
втретился
Иванов
с
женой
Любовью
Васильевной
?
(Иванов
приблизился
к
жене,
обнял
ее
и
там
стоял
с
нею,
не
разлучаясь,
чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека).
•
Что приходилось делать Любе, когда Алексей был на войне ? (Работала на
кирпичном заводе, растила детей).
•
Как дети заботились о матери ?
•
Иванов
не
мог
понять
ясно,
«почему
у
Петруши
сложился
такой
характер». Как это объяснить ? (Иванов не знал в точности той жизни,
которой жила без него семья).
Чтение сцены «Откровенный ночной разговор» по ролям.
•
Как ведут себя во время этой сцены Люба и Алексей ?
•
Частный
с емейный
конфликт
Платонову
удает ся
возве сти
в
степеньширочайшего обобщения, драму двух любящих людей раскрыть как
человеческую
трагедию.
Ибо
за
семьей
Ивановых
(типичная
русская
фамилия)
стоит
война,
сотворившая
столько
горя
миллионам
семей
России.
За
драмой
Алексея
и
Любы
приоткрываются
и
трудности
возвращения к новой послевоенной жизни, которая не может быть столь
безоблачной, какой она представлялась герою. После отгремевших
боев нужно мужественно встретить последствия войны, тяготы первых лет
новой
жизни.
Иванов
к
ним
еще
не
готов,
и
оттого
так
тяжело
он
воспринимает первые испытания послевоенной жизни. Иванов оробел; он
ожидал,
что
все
будет
легче
и
проще,
приятнее
для него.
Сквозь
кору
себялюбия,
обиды,
ревности
не
доходят
до
него святые признания жены,
его не трогают ее светлые слезы. Ему страшно хотя он в этом и не признается
взять на себя главный труд, самому строить
жизнь
свою
и
близких.
Он
уходит из семьи. И подвергается последнему испытанию.
Найдите отрывок, который является кульминацией рассказа.
Демонстрация эпизода из фильма (Финал картины)
Кульминация рассказа несет в себе освобождающую силу и
просветление остывшей в годы войны души.
Иванов видит своих детей, которые, спотыкаясь, падая и ушибаясь,
бегут за поездом, увозящим его к другой, как он надеется, беззаботной
жизни. «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших
обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди,
будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго
и
напрасно
всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его
существо
теплом
и
содроганием.
Он
узнал вдруг
все,
что
знал
прежде,
гораздо точнее и действительнее. Прежде он чувствовал другую жизнь через
преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее
обнажившимся сердцем».
Это едва ли не лучшие строки во всей прозе Платонова. К ним ой шел
многие годы: в Иванове тоже проснулся, очнулся «сокровенный человек»
и сквозь все преграды вышел к миру и людям.
Испытав нравственное потрясение, герой приходит к нравственному
очищению, прозрению.
•
Кто из героев вам особенно понравился? Почему? (Краткая
характеристика героев.
•
Если бы вы могли встретить сегодня писателя А.П. Платонова, за что бы
вы
его
поблагодарили?
(За
то,
что
обратил
внимание
на
значение
и
значимость
семьи,
которую
нельзя
предавать,
за
хороший
финал
рассказа)
Итог урока.