Буклет "Рекомендации для родителей по развитию речевой готовности детей к школьному обучению"
Автор: Аввакумова Ольга Геннадьевна Должность: заместитель директора по дошкольному образованию Учебное заведение: МБОУ "Кормовищенская СОШ" Населённый пункт: Пермский край, п. Кормовище Наименование материала: Методическая разработка Тема: Буклет "Рекомендации для родителей по развитию речевой готовности детей к школьному обучению" Раздел: дошкольное образование
Речь человека можно представить
в виде трех составляющих:
1) фонетическая система языка –
правильное произношение звуков и
умение выделять звуки из состава слова;
2) лексико-грамматическая сторона речи
– словарный запас, умение образовывать
новые слова;
3) связная речь – умение отвечать на
вопросы, задавать вопросы,
пересказывать, рассказывать.
1. К началу школьного обучения
необходимо, чтобы ребенок овладел
правильным звукопроизношением.
Закрепление правильного произношения
звуков - в слогах, словах, предложениях,
в самостоятельной речи – требует
систематической работы, терпения,
творчества со стороны родителей.
Умение выделять звуки из
состава слова формируется
последовательно:
- есть ли этот звук в словах?
- где находится звук в слове – в начале,
середине, конце слова?
- придумать слово с этим звуком.
- в каком слове в предложении есть этот
звук?
- назови звуки по порядку, сколько звуков
прозвучало: АУ, АУИ, АУОИ.
- назови звуки по порядку АП, УС, ИМ.
- назови звуки по порядку ПА, СУ, МО.
- назови звуки по порядку: СУП, РУКА.
К концу года ребенок должен уметь
правильно выделять звуки из состава 3-4
звукового слова.
Формированию данных умений
способствует чёткая ориентировка
ребенка в пространстве и времени.
Необходимо усвоить:
- правая и левая части тела (покажи, где
правая рука, левый локоть, правое
колено),
- что находится справа от тебя, слева,
вверху, внизу?
- на листе бумаги: правый верхний угол,
правый нижний угол, левый верхний
угол, левый нижний угол, середина
листа;
- рисование по клеточкам – от данной
точки проведи линию семь клеточек
вверх, три клеточки вправо, четыре
клеточки вниз, три клеточки влево.
- членов семьи по росту, по возрасту;
- дни недели;
- части суток (утро, день, вечер, ночь);
- времена года;
- месяцы года.
2.
Накопление словарного
запаса происходит в процессе чтения
ребенку детской художественной и
познавательной литературы, объяснения
значения непонятных слов, толкования
загадок и пословиц.
- систематизация словарного запаса по
темам: дикие животные, домашние
животные, мебель, транспорт, посуда,
игрушки, одежда, обувь, цветы,
профессии и пр.(играйте с
перекидыванием мяча – «Я знаю 5
названий диких животных: заяц-один,
медведь- два,…);
«О чём можно так сказать :
морозная…, порывистый…, меховая…,
тёплые…, »
«Узнай предмет по его признакам :
белый, пушистый, скрипучий, липкий,
холодный (снег), спелое, круглое,
ароматное, сочное, зелёное (яблоко).
- умение образовывать новые слова:
«Большой-маленький» -стол-столик,
чайник-чайничек, кофта-кофточка.
«Один-много» - мяч-мячи, тапок-тапки;
Житель- много жителей, снежинки-
много снежинок.
Название детенышей животных – у
кошки – котенок, у медведя -…;
«Скажи какой» - сок из апельсинов-
апельсиновый, из слив -…, туфли из
кожи – (кожаные), пиджак из шерсти -…,
платье из шелка - … .
Язык в Англии – английский, во
Франции -…, в Румынии -… .
«Подбери слова-родственники» - снег -
снежок, снежинка, снежный, снегопад,
снегирь, снегурочка; зима- зимушка,
зимовье, зимовать, …;
«Почему так называется?» - снегопад
– снег падает, пылесос -…, ледокол - …,
снегокат - …, листопад - …, самолёт - …
- умение согласовывать слова:
«Давай посчитаем»- 1 платье, 2 платья,
…, 5 платьев;
«Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Взрослый
называет предмет, ребенок говорит, что
это его: синица – «Моя синица»,
полотенце – «Моё полотенце», снеговик
– «Мой снеговик», варежки – «Мои
варежки».
- произносить слова сложной слоговой
структуры: электричество, милиционер,
сковорода, простокваша, сквозняк,
раскладушка, скороговорка и пр.
Придумывать предложения со сложными
словами, разучивать скороговорки.
- развивать понимание речи – «Дедушка
старше бабушки. Кто моложе?», «Петя
встречает Мишу. Кто приехал?», «Я
сделал зарядку после того, как попил
чаю. Что было раньше?»
3. Развивать связную речь:
- попросить ребенка ответить на
вопросы по содержанию прочитанного;
- опиши предмет (можно ребенку
предложить план рассказа – Что это? Из
чего состоит? Как можно использовать
этот предмет?)
- составлять рассказ по плану : Как ты
заметил наступление весны? Какие
приметы весны в природе? Жизнь зверей
и птиц зимой. Какие заботы у людей
весной?
- составлять сравнительные рассказы :
лед и снег, лёд и стекло, снег и вата,
варежки и перчатки, сапоги и ботинки;
-составлять творческие рассказы : «Что
я вижу из окна автобуса», «Как мы
играем с друзьями», «Куда бы я хотел
отправиться в путешествие».
Развитию речи способствуют так
же разнообразные занятия лепкой,
аппликацией, конструированием из
бумаги, из природного материала, работа
с тканью, разнообразные штриховки,
задания для подготовки руки к письму.
Для совместной работы полезны
различные тетради с заданиями по
развитию внимания, памяти,
мышления для возраста 6-7 лет.
Желаем успехов!
Рекомендации для родителей по
развитию речевой готовности детей к
школьному обучению.
МБОУ «Кормовищенская СОШ»
Зам. директора
по дошкольному образованию
Аввакумова О.Г.