Напоминание

"Я- путешественник" 5-7 классы


Автор: Бурматнова Ольга Алексеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ им. В.С. Юдина с. Новый Буян
Населённый пункт: с. Новый Буян
Наименование материала: Программа по внеурочной деятельности
Тема: "Я- путешественник" 5-7 классы
Раздел: среднее образование





Назад





Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Новый Буян

имени Героя Советского Союза Виктора Степановича Юдина

муниципального района Красноярский Самарской области

РАССМОТРЕНО:
на заседании МО протокол № ____ от «____»_________20_____г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/Л.И.Панжинская / «____»_________20_____г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы ___________/Е.Н.Арабчикова/ Приказ №______ от «____»_________20_____г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по
общеинтеллектуальному направлению
«Я - путешественник»

класс
5
-7

учитель
Бурматнова О.А., учитель географии, высшая квалификационная категория
2015- 2016 учебный год

Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных

документов:
 Закон Российской Федерации «Об образовании»;  Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;  Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;  Федеральный перечень учебников ;  Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. а также на основе

фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Назначение программы:


Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения. Любознательность школьника, пытливость его ума, быстрое увлечение новым заставляет расширять границы информационного пространства. Предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля. Появляется возможность организовать работу с различного рода познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Актуальность:
Социальный заказ на выпускника II образовательной ступени диктует формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его самостоятельность
регулируется выбором варианта получения дополнительных знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий).
Перспективность:
Курс внеурочной деятельности «Я - путешественник» содержит материал, который является подготовительным при изучении основного курса географии. Он знакомит учащихся 5-7 классов с многочисленными географическими объектами, наиболее часто встречающимися в курсе географии, тем самым расширяя кругозор учащихся, создавая прочную базу для усвоения предмета в 5-7 классах. Весь материал доступен для учащихся и соответствует их уровню развития. Данный курс создает благоприятные возможности для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся, так как их деятельность может воспроизводить основные элементы творчества:  самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;  использование этих знаний для поиска решения;  видение новой проблемы в знакомой ситуации;  самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новые;  нахождение различных решений данной проблемы. Предложенный для изучения материал предполагает тесную связь с биологией, вале- ологией, способствуя тем самым реализации межпредметных связей. Это позволяет соединить и обобщить знания, которые учащиеся получали при изучении разных природных объектов, создать у учащихся целостное представление о природе и природных явлениях. Средний школьный возраст это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Программа « Я - путешественник» призвана решать задачи становления личности школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей и школы.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Программа реализуется в 5 -7 классах в

объёме 1 часа в неделю, 34 часа в год, всего 102 часа.

Цель:
сознательное овладение учащимися системой первоначальных географических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Задачи:
1. Знакомство учащихся с эмпирическим этапом научного метода познания. 2. Обеспечение возможности формирования целостного представления о природе
посредством знакомства с объектами и явлениями природы, подходами к их классификации и основными закономерностями, доступными для восприятия младшими подростками. 3. Освоение учениками базовых знаний, необходимых при изучении систематического курса географии. 4. Формирование у школьников приемов самостоятельной познавательной деятельности, связанных с методами и приемами научного познания (наблюдения, опыты, сравнение, описание, классификация и т.д.). 5. Освоение учащимися приемов работы с информацией, характерной для естественно- научных курсов. 6. Воспитание уважительного отношения к Родине, ее истории и традициям.
Формы и методы работы:
Изложение материала ведётся нетрадиционно, основным средством подачи материала является рассказ, слайдовые презентации, эвристические беседы, а так же много внимания уделено фронтальному общению. Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а так же используются групповая и индивидуальная форма работы. Теоретические занятия:  беседы;  просмотр и обсуждение видеоматериала;  экскурсии; Практические занятия:  поездки, походы по природным и культурным объектам;  творческие проекты, презентации;  заочные путешествия;  интеллектуально-познавательные игры;  участие в научно-практических конференциях;  участие в конкурсах творческих работ;  фоторепортажи о посещении культурных, природных объектов в школьной газете «Отражение».
Структура курса:




п/п

Тема раздела

5 класс

6 класс

7 класс

всего
теори я практ ика
всего
теори я практ ика
всего
теори я практ ика 1 Вводное занятие.
1
1
1
1
1
1 2 «Территориальное наследие».
7
3 4
7
5 2
7
5 2 3 «Культурное наследие».
4
3 1
5
3 2
5
3 2 4 «Природное наследие,
9
7 2
9
7 2
10
8 2 5 Население.
12
6 6
11
7 4
10
5 5 6 Заключительное занятие.
1
1
1
1
1
1 Итого:
34
21 13
34
24 10
34
23 11
Планируемые результаты освоения курса:

1.

Личностные УУД:
у учащихся будут сформированы:  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;  умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;  чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурным и природным наследием;  адекватное реагирование на трудности.  Эстетические и ценностно- смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении;  формирование экологической культуры: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
2.

Метапредметные УУД:
регулятивные: учащиеся научатся  формулировать учебную цель;
 выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  составлять план и последовательность действий;  организовывать рабочее места;  адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;  формирование способности к проектированию. учащиеся получат возможность научиться:  определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;  осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;  выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;  концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
коммуникативные:
учащиеся научатся  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;  взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; учащиеся получат возможность научиться:  разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;  координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;  аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  использовать речевые средства, в том числе с опорой на ИКТ.
познавательные:

учащиеся научатся  работать с информацией: поиск, запись, восприятие в том числе средствами ИКТ;  выделять и формулировать познавательную цель;  применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;  понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;  использовать географические модели, знаки, символы, схемы;  формулировать проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. учащиеся получат возможность научиться:  устанавливать причинно-следственные связи; строить логические, рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;  формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности);  видеть географию в других дисциплинах, в окружающей жизни;  планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3.

Предметные
учащиеся научатся  описывать географические объекты культурного и природного наследия;  «делать открытия» в природной среде;  понимать уникальность ,неповторимость географических объектов;  приобщать к культурному наследию одноклассников, родителей. учащиеся получат возможность научиться:  описывать географические явления и их признаки;  выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу
.


Календарно – тематическое планирование. 5 класс



п/п

№ ур.

по разд.

Тема раздела, занятия

Дата

Примерное содержание занятий со школьниками
1.
Введение - 1 ч.
1 1 Вводное занятие. 02.09.15 Знакомство с целями и задачами курса. Правила поведения на занятиях, экскурсиях. 2.
«Территориальное наследие»– 7 ч.
2 1 Визитная карточка села Новый Буян. 09.09.15 Работа в группах, выявление теоретических знаний учащихся о селе, презентация достопримечательностей села Новый Буян. 3 2 История происхождения села Новый Буян. 16.09.15 Экскурсия в школьный музей. 4 3 Происхождение названия села новый Буян. 23.09.15 Экскурсия в школьный музей. Работа с краеведческой литературой и источниками Интернет-ресурсов. 5 4 Дата рождения и возраст села Новый Буян. 30.09.15 Экскурсия в школьный музей. Работа с краеведческой литературой и источниками Интернет-ресурсов. 6 5 Местоположение села Новый Буян на карте. 07.10.15 Работа с топографической картой. Составление карто - схемы села Новый Буян. 7 6 Микрорайоны села. 14.10.15 Микрорайоны села: Лесхоз, Нагорновка, Киселевка, Рига, Кузнецов дол, Кулацкий поселок, Горьковский поселок, Совхоз, поселок Восточный.. 8 7 Экскурсия. 21.10.15 Обзорная экскурсия по селу 3.
«Культурное наследие»– 4 ч.
9 1 Храм Казанской иконы Божьей матери. 28.10.15 Знакомство с историей происхождения храма. 10 2 11.11.15 История появления
Памят ник «Павш им в Велико й Отечес твенно й войне» . памятника, автор. Состояние памятника в настоящее время. 11 3 Дом культуры «Россия». 18.11.15 Дом культуры в прошлом и настоящие дни. Функциональная значимость дома культуры. 12 4 Экскурсия. 25.11.15 Обзорная экскурсия по памятникам культурного наследия села Новый Буян. 4.
«Природное наследие» – 9ч.
13 1 Река Буян. От истока до устья. 02.12.15 Составление характеристики гидрологического режима реки на основе источников литературы. 14 2 Родники. 09.12.15 Работа с топографической картой села. Нанесение размещения основных родников на территории села новый Буян на карту. 15 3 Экскурсия. 16.12.15 Обзорная экскурсия. Река Буян и родники села Новый Буян. 16 4 Отчет по итогам экскурсии по родникам и реке Буян села Новый Буян. 23.12.15 Работа в компьютерном классе. Составление отчета в форме презентации. 17 5 Искусственные водоемы села. Верхний пруд. Средний пруд. Спиртзаводской пруд. 13.01.16 Работа с топографической картой села. Нанесение размещения прудов села новый Буян на карту. 18 6 Николаевское озеро. 20.01.16 Работа с топографической картой села. Нанесение размещения пруда на карту. История возникновения озера. Цель строительства:
стратегический запас пресной воды. 19 7 Студеный пруд. 27.01.16 Работа с топографической картой села. Нанесение размещения озера на карту. История возникновения и назначение озера. 20 8 Экскурсия 03.02.16 Обзорная экскурсия по памятникам природного наследия села новый Буян. 21 9 Отчет по памятникам природного наследия. 10.02.16 Работа в компьютерном классе. Составление отчета в форме презентации.
5.Население – 12 ч.
22 1 История и люди села. 17.02.16 Экскурсия в школьный музей. 23 2 Образование на селе. Народное училище. 24.02.16 Экскурсия в школьный музей. 24 3 Знаменитые земляки села Новый Буян. Виктор Степанович Юдин. 02.03.16 Экскурсия в школьный музей. Герой Советского Союза. 25 4 Ю.И Атьков. Отец космонавта О.Ю Атькова. 09.03.16 Экскурсия в центральную библиотеку села Новый Буян. 26 5 В.Н. Лушников. 16.03.16 Заслуженный врач РСФСР. 27 6 В.П. Киселев. 30.03.16 Солист Самарского театра оперы и балета. 28 7 Ю. Казаков. 06.04.16 Чемпион СССР по тяжелой атлетике, мастер спорта международного класса. 29 8 Ю. И .Брыков. 13,04,16 Экскурсия в центральную библиотеку села Новый Буян. Писатель. Автор книги «Новый Буян и новобуянцы». 30 9 Национальный состав села. Религиозный состав села. 20.04.16 Экскурсия. Встреча с главой администрации села. 31 10 Новобуянские праздники. 04.05.16 Работа в компьютерном классе. Составление презентации по
традиционным праздникам села Новый Буян. 32 11 Подготовка отчета по теме «Население». 11.05.16 Работа в компьютерном классе. Составление презентации. 33 12 Отчет по теме «Население». 18.05.16 Просмотр презентаций. 34
6.Заключительное занятие. 1ч.
25.05.16 Викторина «Люби и знай Новый Буян».
Календарно – тематическое планирование. 6 класс



п/п

№ ур.

по разд.

Тема раздела, занятия

Дата

Примерное содержание занятий со школьниками
1.
Введение - 1 ч.
1 1 Вводное занятие. 02.09.15 Знакомство с целями и задачами курса. Правила поведения на занятиях, экскурсиях. 2.
«Территориальное наследие»– 7 ч.
2 1 Визитная карточка Красноярского района. 09.09.15 Работа в группах, выявление теоретических знаний учащихся о Красноярском районе, презентация достопримечательностей Красноярского района. 3 2 История происхождения Красноярского района и с. Красный Яр. 16.09.15 Экскурсия в краеведческий музей с. Красный Яр. 4 3 Происхождение названия района и с. Красный Яр. 23.09.15 Работа с краеведческой литературой и источниками Интернет-ресурсов. 5 4 Дата рождения и возраст Красноярского района и с. Красный яр. 30.09.15 Работа с краеведческой литературой и источниками Интернет-ресурсов. 6 5 Местоположение Красноярского района и с. Красный Яр карте. 07.10.15 Работа с топографической картой. Составление карто - схемы Красноярского района.
7 6 Состав Красноярского района. 14.10.15 Административное деление района. Работа с картой. 8 7 Экскурсия. 21.10.15 Обзорная экскурсия по Красному Яру. 3.
«Культурное наследие»– 5 ч.
9 1 Музей истории Красноярского района. 28.10.15 Экскурсия. 10 2 Скамья согласия и примирения. Северный карьер Водино. Крепость Красный Яр. Памятный камень на месте битвы Тимура и Токтамыша. 11.11.15 Работа с литературой и источниками Интернет-ресурсов. 11 3 Памятник нефтяной скважине №1, поселок Мирный. Радиостанция №1 им. А.С. Попова. 18.11.15 Работа с литературой и источниками Интернет-ресурсов. 12 4 Экскурсия 25.11.15 Обзорная экскурсия по памятникам культурного наследия Красноярского района. 13 5 Отчет. 02.12.15 Компьютерный класс. Оформление презентации. 4.
«Природное наследие» – 9ч.
09.12.15 14 1 Бинарадские сосняки 09.12.15 Экскурсия 15 2 Царев Курган 16.12.15 Экскурсия. 16 3 Старобинарадский белокрыльник 23.12.15 Работа с литературой и источниками Интернет-ресурсов. 17 4 Шиланские «Генковские лесополосы». 13.01.16 Работа с литературой и источниками Интернет-ресурсов. 18 5 Гора Красная. 20.01.16 Работа с литературой и источниками Интернет-ресурсов. 19 6 Гора Лысая. 27.01.16 Работа с литературой и источниками Интернет-ресурсов.
20 7 Озеро Белое. 03.02.16 Работа с литературой и источниками Интернет-ресурсов. 21 8 Реки красноярского района. 10.02.16 Работа с литературой и источниками Интернет-ресурсов 22 9 Отчет по памятникам природного наследия Красноярского района. 17.02.16 Просмотр отчета в форме презентации.
5.Население – 11 ч.
23 1 История и люди села. 24.02.16 Экскурсия в краеведческий музей с. Красный Яр 24 2 Городские поселения Красноярского района. 02.03.16 Работа с топографической картой. Составление карто - схемы Красноярского района. 25 3 Сельские поселения Красноярского района. 09.03.16 Работа с топографической картой. Составление карто - схемы Красноярского района. 26 4 История населенных пунктов. Красный Яр, Волжский, Мирный. 16.03.16 Виртуальная экскурсия. 27 5 История населенных пунктов. Большая Каменка, Большая Раковка. 30.03.16 Виртуальная экскурсия. 28 6 История населенных пунктов. Коммунарский, Новосемейкино. 06.04.16 Виртуальная экскурсия. 29 7 История населенных пунктов. Светлое Поле. Старая Бинарадка. 13,04,16 Знаменитые люди. Кадетов Сергей Иванович – Герой Советского Союза. Михаил Никонов- местный художник. 30 8 История населенных пунктов. Хилково, Хорошенькое, Шилан. 20.04.16 Знаменитые люди. Е.А. Кирюшин- космонавт. П.Н. Желтухин – Герой Советского Союза. И.Г. Булкин – поэт. 31 9 Национальный состав села. Религиозный состав села. 04.05.16 Работа с литературой и источниками Интернет-ресурсов. 32 10 Красноярские праздники. 11.05.16 Работа в компьютерном классе. Составление презентации по традиционным праздникам села Красный Яр.
33 11 Отчетное занятие по теме «Население». 18.05.16 Просмотр презентаций. 34
6.Заключительное занятие. 1ч.
25.05.16 Викторина «Люби и знай Красноярскую землю».
Календарно – тематическое планирование. 7 класс



п/п

№ ур.

по разд.

Тема раздела, занятия

Дата

Примерное содержание занятий со школьниками
5.
Введение - 1 ч.
1 1 Вводное занятие. 03.09.15 Знакомство с целями и задачами курса. Правила поведения на занятиях, экскурсиях. 6.
«Территориальное наследие»– 7 ч.
2 1 Визитная карточка Самарской области и г. Самара. 10.09.15 Работа в группах, выявление теоретических знаний учащихся о Самарской области, презентация достопримечательностей Красноярского района. 3 2 История возникновения Самары от крепости до наших дней. 17.09.15 Работа с источниками Интернет-ресурсов 4 3 Административное деление Самарской области и г. Самара. 24.09.15 Работа с источниками Интернет-ресурсов. 5 4 Районы Самарской области. 01.10.15 Работа с краеведческой литературой и источниками Интернет-ресурсов. 6 5 Самара- красивейший город Поволжья. 08.10.15 Обзорная экскурсия по г. Самара. 7 6 Города Самарской области. 15.10.15 Работа с источниками Интернет-ресурсов. 8 7 Экскурсия. 22.10.15 Самарский областной историко-краеведческий музей
7.
«Культурное наследие»– 5 ч.
9 1 Культура и быт народов Самарского края. 29.10.15 Экскурсия. Этнографический музей культуры и быта народов Поволжья - Самара и Самарская область. Г. Тольятти. 10 2 Самара купеческая. Особенности культуры и быта. Купцы меценаты. 12.11.15 История Самары 18-19 веков. Работа с литературой и источниками Интернет-ресурсов. 11 3 Наш край в начале 20в. Самара в годы Вов. Запасная столица. 19.11.15 Работа с литературой и источниками Интернет-ресурсов. 12 4 Крупные музеи Самары. 26.11.15 Экскурсия обзорная по музеям. 13 5 Отчетное занятие по культурному наследию. 03.12.15 Компьютерный класс. Оформление презентации. 8.
«Природное наследие» – 10ч.
14 1 Природа Самарского края. 10.12.15 Работа с литературой и источниками Интернет-ресурсов. 15 2 Легенды и были седых Жигулей. Стенька Разин и Казачья вольница. 17.12.15 Работа с литературой и источниками Интернет-ресурсов 16 3 Жигулевский заповедник имени Спрыгина. 24.12.15 Работа с литературой и источниками Интернет-ресурсов 17 4 Национальный парк «Самарская Лука». 14.01.16 Работа с литературой и источниками Интернет-ресурсов. 18 5 Экскурсия 21.01.16 С. Ширяево, Музей Репина, Жигулевские ворота. 19 6 Отчетное занятие по экскурсии. 28.01.16 Работа в компьютерном классе. Составление отчета в форме презентации. 20 7 Волга. Великая река России. 04.02.16 Работа с литературой и источниками Интернет-ресурсов. 21 8 Экскурсия. 11.02.16 Зоологический музей г. Самара. 22 9 Подготовка отчета по природному наследию самарской области. 18.02.16 Работа в компьютерном классе. Составление отчета в форме презентации. Нанесение на карту памятников природного наследия. 23 10 Отчет по памятникам природного наследия 25.02.16 Отчета в форме презентации.
Самарской области.
5.Население – 10 ч.
24 1 Первые поселения на территории Самарской области. 03.03.16 Работа с литературой и источниками Интернет-ресурсов 25 2 Поэты и писатели о Волге и Самаре. 10.03.16 Аудио - книга по произведениям самарских поэтов и писателей. 26 3 Знаменитый художник Илья Репин. 17.03.16 Виртуальная экскурсия. 27 4 Знаменитый художник В.И. Суриков. 31.03.16 Виртуальная экскурсия. 28 5 Экскурсия 07.04.16 ДОМ-МУЗЕЙ им. И.Е. РЕПИНА, Ширяево село. 29 6 Экскурсия. 14.04.16 Самарский областной художественный музей. 30 7 Экскурсия. 21.04.16 Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. 31 8 Самарские праздники праздники. 05.05.15 Работа в компьютерном классе. Составление презентации по традиционным праздникам села Красный Яр. 32 9 Подготовка отчета по теме «Население». 12.05.15 Работа в компьютерном классе. Составление презентации. 33 10 Отчетное занятие по теме «Население». 19.05.15 Просмотр презентаций. 34
6.Заключительное занятие. 1ч.
26.05.15 Викторина «Люби и знай Самарскую землю».

Информационно – методическое обеспечение:

I.

Список литературы:
1. Астахов Е. Три шага в будущее: заметки писателя о людях и делах Куйбышевгидростроя. – Куйбышев: книжное издательство, 1981. 128 с. 2. Барашков В.Ф. История в названиях рек. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1990. – 80с. 3. Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. – Куйбышев: Книжное издательство, 1986. 232 с., 4. В,В,Воронин, В,А,Гавриленкова. … Самара -Учебникпо географии Самарской области -изд. Просвещение 2010г – 335с. 5.Демидов А., Демидова И. Мелодии старой Самары. – Самара, 1992. -108с. 6. Жемчужины Жигулей. Сост. Кузьменко С.Е. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1982. – 156с., илл. 7. Зеленый шум. Сост. В.И.Тимошенко. – Самара: Кн. Издательство, 1991. 171 с. 8. Кривобоков В.И. История Междуречья. Малая Родина: Самарское Заволжье, Кинельский район, г.Кинель, п.Алексеевка. – Самара: ООО «Офорт», 2011. – 275 с. 9. Самарская область. Учебное пособие. – Самара: Самарский Дом печати, 2001. – 440 с. 10. Теодорович Т.Б. Алакаевка. Фрагменты истории (хроника села с 1752 по 2002 г.) – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 183с. 11. Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение. Учебное пособие. - Самара: НТЦ, 2013. 12.Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Край Самарский. - Куйбышев: Книжное издательство, 1988. 13.Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. - Самара: НТЦ, 2003. 14. Храмков Л.В. Трудящиеся Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. - Куйбышев: Книжное издательство, 1985. 15. Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. – Самара, 2003. 288 с.
II. Цифровые образовательные ресурсы:
1. Сайт «Самарский краевед». Научно-популярный сайт об истории Самарского края. 2. Земля красноярская... Дыхание Истории и трепет Природы.. turizmkryar@mail 3. Слайдовые презентации учителя.
Предполагаемые результаты курса

Программа ориентирована на :
 проявление интереса к предметам естественно- научного цикла;  понимание целостности окружающего мира при изучении различных географических объектов;  расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся;
Выход за пределы аудитории:

Предусмотрены экскурсии при изучении разделов «Территориальное наследие», «Культурное наследие», «Природное наследие». Работа в компьютерном классе при оформлении отчетов и составлении презентаций.


Портфель достижений школьника:
В портфель своих достижений в течении изучения курса учащиеся вкладывают дневник своих наблюдений, фото, рисунки , выполненные во время экскурсий, эссе, статьи в школьную газету «Отражение», проект исследовательской работы по разделу на выбранную тему.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!