Автор: Гарбузова Валентина Дмитриевна Должность: педагог, руководитель изостудии "Палитра" Учебное заведение: МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" Населённый пункт: г. . Ессентуки, Ставропольский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "Композиция,её роль и значение" Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»
ГОРОДА ЕССЕНТУКИ
по теме:
ПЕДГОГА
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»
ГОРОДА ЕССЕНТУКИ
2016 г.
Содержание:
Титульный лист……………………………………………………….. 1
Содержание…………………………………………………………… 2
Введение. Определение композиции ……………………………….. 3
Основная часть. Роль и значение композиции в структуре
художественного произведения………………………………………. 4
Заключение…………………………………………………………..... 6
Используемая литература……………………………………………. 7
КОМПОЗИЦИЯ,
ЕЕ РОЛЬ И 3НАЧЕНИЕ
Создание художественного
произведения
в
любой области
искусства
невозможно
без
композиционного
построения,
без
приведения
к
цельности и гармонии, всех его частей,
всех его
компонентов.
Композиция
—
важнейшее
средство
построения
целого.
Под
композицией мы понимаем целенаправленное построение целого,
где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом,
содержанием,
назначением
и
гармонией
целого.
Законченное
произведение
также
называют
композицией,
например,
произведение
живописи
—
картину,
музыкальное
произведение,
балетный спектакль, изделие из связанных металлических сплавов,
духов
и
проч. Композицией
также
называют
предмет,
который
обучает законам построения художественного произведения.
Слово
«композиция»
происходит
от
латинского
«Compositio»
что
означает сочинение, составление, связь, сопоставление.
Все эти значения определенным образом присутствуют в современном
понимании композиции, поскольку, если речь идет о композиции, то всегда
имеется. в виду некая целостность, наличиесложного строения, содержащего
противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе
связей между элементами.
Композиция
предметов
отсутствует
там,
где
содержание
однородно, однозначно, элементарно.
И наоборот, композиция необходима любой целостной структуре,
достаточно
сложной,
будь
то
произведение
искусства,
научный
труд,
информационное сообщение или организм, созданный природой.
Композиция
необходима
при
создании
форм
предметного
мира,
бытовых
предметов,
машин,
зданий
и
других
объектов
дизайна
и
архитектуры; это
средство
организации
информации
и
средство
построения художественной формы .
Композиция
обеспечивает
логичное
и
красивое
расположение
частей,
из
которых
состоит
целое,
придавая
ясность
и
стройность форме и делая доходчивым содержание.
Логика построения и красота, гармония в соотношенияхчастей целого
присуща,
как
уже
было
замечено
выше,
не
только
творениям
человека.
Признаки
композиции
мы
обнаруживаем
и
в
природных
формах,
в
строении растений, животных организмов, в строении вселенной.
Поэтому слово «композиция» равно применимо к описанию цветка, к
построению книги или ораторской речи. По определению Н. Гончаровой
«композиция является выразителем структурно гармонической целостности
объектов художественной формы, предметов и явлений окружающего мираи
одновременно средством организации, построения этой целостности».
Композицию
изучают
как
предмет,
с
помощью
которого
овладевают
законами
взаимосвязи
между
элементами
художественной формы, между содержанием и формой, законами,
обуславливающими создание художественного целого.
Композиция — способ организации «материала» искусства.
Под
материалом в данномслучае подразумевается не только физическаямасса —
глина, краски, слово и т. д., но и сюжет, идея, натура, все, что будучи
преобразованоактом творчества, создает художественное произведение в его
конечной художественной форме.
Известный советский ученый Л. Выготскийписал, что под материалом
разумеется все готовое — житейские отношения, случаи, быт, характеры...
Расположение этого материала по законам художественного построения
следует
назвать
в
точном
смысле
этого
слова
—
формой
этого
произведения.
Так тесно связаны между собой композиция и форма произведения
искусства.
Гармонизируя
форму,
композиционное
построение
тем
самым
обогащает содержание и повышает ценность произведения в целом.
Философ схоласт Бонавенту писал : «Красоты и наслаждения нет без
пропорциональности.
Разновидностью
геометрической
пропорции
является
пропорция
так
называемого « золотого сечения », имеющая всего два члена — «а» и «в» —
излюбленная пропорция художников, которую в эпоху Возрождения называли
« божественной пропорцией ».
В эпоху Возрождения
золотое сечение использовали не только в
зодчестве, скульптуре, живописи, но и в поэзии и музыке.
Симметрия, как и пропорция, почиталась необходимым условием
гармонии и красоты.
Наивысшей степенью симметрии обладает шар.
o
Абсолютная,
жесткая
симметрия
характерна
для
неживой
природы — кристаллов (минералов, снежинок).
Нарушение
симметрии,
асимметрия
(отсутствие
симметрии)
используется в искусстве как художественное средство.
Поэтому
понятие
гармонии
включает
в
себя
контраст
как
необходимое условие. Контраст способствует многообразию и разнообразию,
без которых немыслима гармония.
o
« Гармония
есть
единение
многого
и
согласие
несогласного»
(Филолай)
o
Без разнообразия невозможна красота .
Однообразие утомляет .
В
смене
противоположного
проявляется
диалектическая
закономерность — отрицание отрицания. В зримых образах искусства она
выражается через ритм и контраст.
o
Смысл гармонии в обуздании хаоса.
Симметрия, пропорции, ритм, контраст, цельность, образующие гармонию
объективно связаны с природой, с движением и развитием материи.
У
Фаворского
читаем: «Приведение
к
целостности
зрительного
образа будет композицией». Соподчинение частей в целом.
Композиционные
приемы
обладают
способностью
направлять
и
усиливать ощущение движения в картине, в изображении.
Взаимосвязанность
и
соподчинение
частей
достигается
с
помощью
средств гармонизации на основе сопоставления элементов по принципу
сходства или, различия. Так, симметрия подчеркивает сходство, контраст
— различие, нюанс — и сходство и различие.
Композиционные
средства
оперируют
физическими
средствами
выражения, благодаря которым композиционный замысел материализуется в
форме. Это
—
цвет,
тон,
фактура,
объем,
пространство,
физический
материал.
o
Нюанс и контраст дополняют и обогащают друг друга: контраст
подчеркивает
нюанс,
выявляет
его
игру;
нюанс
смягчает,
дополняет контраст.
Гармония
осуществляет
связь
между
всеми
элементами
произведения: формой и содержанием, между материалом и формой, между
предметом
и
пространством
и
прочими
элементами
формы, сводя
все
воедино в единое композиционное целое.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. М., 1987.
Базазьянц С. Б. Художник, пространство и среда. М., 1983.
Васютинский Н. А. Золотая пропорция. М., 1990.
Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1985.
Волкотруб И. Т. Основы комбинаторики. Киев., 1986.
Волошин А. В. Математика и искусство. М., 1992.
Ганзен
В.
А.,
Кудин
П.
А.,
Ломов
Б.
Ф.
О
гармонии
в
композиции
Техническая эстетика, 1969, №4.
Горощенко Г. Т. Основы композиции. – М., 1935.
Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. М., 1971.
Кринский
В.,
Ламцов
И.,
Туркус
М.
Элементы
архитектурно-
пространственной композиции. М., 1968.
Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митысин А. А. О восприятии элементарных
ритмических композиций на плоскости // Техническая эстетика,1969, №8.
О композиции. Сборник статей. М., 1959.
Очерки теории архитектурной композиции. М., 1960.
Шевелев И. Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение. М.; 1990.
Шорохов Е. В. Основы композиции. М., 1979.
Шорохов Е. В. Композиция. М., 1986.
Фаворский В. А. О рисунке и композиции. Фрунзе, 1966.
Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М., 1990.
Голубева О. Л.
Основы композиции. – М.: Изобраз. искусство, 2001. -120 е.: ил. ISBN 5-
85200-045-0
Школа
искусств.
«Композиция».
Автор:
Паранюшкин,
Издательство
«Феникс», г. Ростов на Дону, 2005 год.
Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. - Ростов н/Д: Феникс, 2012