Напоминание

"Композиция,её роль и значение"


Автор: Гарбузова Валентина Дмитриевна
Должность: педагог, руководитель изостудии "Палитра"
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества"
Населённый пункт: г. . Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Композиция,её роль и значение"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ГОРОДА ЕССЕНТУКИ
по теме:
ПЕДГОГА МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ГОРОДА ЕССЕНТУКИ


2016 г.


Содержание:
Титульный лист……………………………………………………….. 1 Содержание…………………………………………………………… 2 Введение. Определение композиции ……………………………….. 3 Основная часть. Роль и значение композиции в структуре художественного произведения………………………………………. 4 Заключение…………………………………………………………..... 6 Используемая литература……………………………………………. 7

КОМПОЗИЦИЯ,

ЕЕ РОЛЬ И 3НАЧЕНИЕ

Создание художественного

произведения

в

любой области

искусства

невозможно

без

композиционного

построения,

без

приведения

к

цельности и гармонии, всех его частей,

всех его

компонентов.

Композиция



важнейшее

средство

построения

целого.

Под

композицией мы понимаем целенаправленное построение целого,

где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом,

содержанием,

назначением

и

гармонией

целого.

Законченное

произведение

также

называют

композицией,

например,

произведение

живописи



картину,

музыкальное

произведение,

балетный спектакль, изделие из связанных металлических сплавов,

духов

и

проч. Композицией

также

называют

предмет,

который

обучает законам построения художественного произведения.

Слово

«композиция»

происходит

от

латинского

«Compositio»

что

означает сочинение, составление, связь, сопоставление.
Все эти значения определенным образом присутствуют в современном понимании композиции, поскольку, если речь идет о композиции, то всегда имеется. в виду некая целостность, наличиесложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементами. 
Композиция

предметов

отсутствует

там,

где

содержание

однородно, однозначно, элементарно.

И наоборот, композиция необходима любой целостной структуре,

достаточно

сложной,
будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой. Композиция необходима при создании форм предметного мира, бытовых предметов, машин, зданий и других объектов дизайна и архитектуры;
это

средство

организации

информации

и

средство

построения художественной формы
.

Композиция

обеспечивает

логичное

и

красивое

расположение

частей,

из

которых

состоит

целое,

придавая

ясность

и

стройность форме и делая доходчивым содержание.
Логика построения и красота, гармония в соотношенияхчастей целого присуща, как уже было замечено выше, не только творениям человека.
Признаки

композиции

мы

обнаруживаем

и

в

природных

формах,

в

строении растений, животных организмов, в строении вселенной.
Поэтому слово «композиция» равно применимо к описанию цветка, к построению книги или ораторской речи. По определению Н. Гончаровой «композиция является выразителем структурно гармонической целостности объектов художественной формы, предметов и явлений окружающего мираи одновременно средством организации, построения этой целостности». 
Композицию

изучают

как

предмет,

с

помощью

которого

овладевают

законами

взаимосвязи

между

элементами

художественной формы, между содержанием и формой, законами,

обуславливающими создание художественного целого.

Композиция — способ организации «материала» искусства.
Под материалом в данномслучае подразумевается не только физическаямасса — глина, краски, слово и т. д., но и сюжет, идея, натура, все, что будучи преобразованоактом творчества, создает художественное произведение в его конечной художественной форме. Известный советский ученый Л. Выготскийписал, что под материалом разумеется все готовое — житейские отношения, случаи, быт, характеры...
Расположение этого материала по законам художественного построения

следует

назвать

в

точном

смысле

этого

слова



формой

этого

произведения.
Так тесно связаны между собой композиция и форма произведения искусства.
Гармонизируя

форму,

композиционное

построение

тем

самым

обогащает содержание и повышает ценность произведения в целом.
Философ схоласт Бонавенту писал
: «Красоты и наслаждения нет без

пропорциональности.
Разновидностью геометрической пропорции является пропорция так называемого «
золотого сечения
», имеющая всего два члена — «а» и «в» —
излюбленная пропорция художников, которую в эпоху Возрождения называли «
божественной пропорцией
». В эпоху Возрождения золотое сечение использовали не только в зодчестве, скульптуре, живописи, но и в поэзии и музыке.
Симметрия, как и пропорция, почиталась необходимым условием

гармонии и красоты.
Наивысшей степенью симметрии обладает шар.
o

Абсолютная,

жесткая

симметрия

характерна

для

неживой

природы — кристаллов (минералов, снежинок).

Нарушение

симметрии,

асимметрия

(отсутствие

симметрии)

используется в искусстве как художественное средство.

Поэтому

понятие

гармонии

включает

в

себя

контраст

как

необходимое условие.
Контраст способствует многообразию и разнообразию, без которых немыслима гармония.
o
«
Гармония

есть

единение

многого

и

согласие

несогласного»

(Филолай)

o

Без разнообразия невозможна красота
.
Однообразие утомляет
.
В

смене

противоположного

проявляется

диалектическая

закономерность — отрицание отрицания.
В зримых образах искусства она выражается через ритм и контраст.
o

Смысл гармонии в обуздании хаоса.
Симметрия, пропорции, ритм, контраст, цельность, образующие гармонию объективно связаны с природой, с движением и развитием материи. У Фаворского читаем:
«Приведение

к

целостности

зрительного

образа будет композицией».
Соподчинение частей в целом. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать ощущение движения в картине, в изображении. Взаимосвязанность и соподчинение частей достигается с помощью средств гармонизации на основе сопоставления элементов по принципу
сходства или, различия.
Так, симметрия подчеркивает сходство, контраст

— различие, нюанс — и сходство и различие.
Композиционные средства оперируют физическими средствами выражения, благодаря которым композиционный замысел материализуется в форме.
Это



цвет,

тон,

фактура,

объем,

пространство,

физический

материал.

o

Нюанс и контраст дополняют и обогащают друг друга: контраст

подчеркивает

нюанс,

выявляет

его

игру;

нюанс

смягчает,

дополняет контраст.

Гармония

осуществляет

связь

между

всеми

элементами

произведения:
формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы,
сводя

все

воедино в единое композиционное целое.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. М., 1987. Базазьянц С. Б. Художник, пространство и среда. М., 1983. Васютинский Н. А. Золотая пропорция. М., 1990. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1985. Волкотруб И. Т. Основы комбинаторики. Киев., 1986. Волошин А. В. Математика и искусство. М., 1992. Ганзен В. А., Кудин П. А., Ломов Б. Ф. О гармонии в композиции Техническая эстетика, 1969, №4. Горощенко Г. Т. Основы композиции. – М., 1935. Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. М., 1971. Кринский В., Ламцов И., Туркус М. Элементы архитектурно- пространственной композиции. М., 1968. Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митысин А. А. О восприятии элементарных ритмических композиций на плоскости // Техническая эстетика,1969, №8. О композиции. Сборник статей. М., 1959. Очерки теории архитектурной композиции. М., 1960. Шевелев И. Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение. М.; 1990. Шорохов Е. В. Основы композиции. М., 1979. Шорохов Е. В. Композиция. М., 1986. Фаворский В. А. О рисунке и композиции. Фрунзе, 1966. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М., 1990. Голубева О. Л. Основы композиции. – М.: Изобраз. искусство, 2001. -120 е.: ил. ISBN 5- 85200-045-0 Школа искусств. «Композиция». Автор: Паранюшкин, Издательство «Феникс», г. Ростов на Дону, 2005 год. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. - Ростов н/Д: Феникс, 2012


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!