Технологическая карта урока русского языка в 5 классе " Части речи"
Автор: Попович Елена Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "Мамырская СОШ" Населённый пункт: п. Мамырь, Иркутская область, Братский район Наименование материала: методическая разработка Тема: Технологическая карта урока русского языка в 5 классе " Части речи" Раздел: среднее образование
по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».
СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
Учебник : русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций , (Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.
Тростенцова и др) - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Предметная область: русский язык
Класс: 5
Тип урока: комбинированный урок
Тема: «Самостоятельные и служебные части речи».
Цель : повторить известные самостоятельные и служебные части речи .
Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;
достаточный
объем
словарного
запаса
и
усвоенных
грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Учебные задачи , направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике,
обобщать);
формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);
формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи , направленные на достижение предметных результатов обучения:
повторение знаний по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».
Оборудование урока : ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради.
№ Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1
Мотивация
к учебной
деятельност
и
(самоопреде
ление).
2 мин.
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Надеюсь,
что
наш
сегодняшний
урок
подарит
вам
новые
з н а н и я ,
положительные эмоции и хорошее
настроение!
- Давайте улыбнёмся друг другу, и
пусть результатом нашей работы
станут только отличные оценки.
- А теперь присаживайтесь на
свои места. Я надеюсь на вашу
активную работу на уроке.
Слушают учителя,
настраиваются на рабочий лад.
Личностные:
самоопределение,
смыслообразование.
Регулятивные:
саморегуляция.
Познавательные:
анализ.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества,
умение выражать свои мысли
2
Актуализац
ия и
пробное
учебное
действие.
6 мин.
Сегодня мы начинаем изучение
раздела «Морфология».
- Что вы знаете о происхождении
этого слова?
- Что изучается в этом разделе?
- Какие части речи существуют в
нашем языке?
Ответить на вопрос поможет
таблица
(приложение №1)
Проверка заполнения таблицы.
Отвечают на вопросы.
Работают в парах, заполняют
таблицу
Выступают с ответами,
комментируют заполнение
Личностные:
нравственно-этическое
оценивание.
Регулятивные:
целеполагание
Познавательные:
применение методов
информационного поиска,
анализ.
Регулятивные:
саморегуляция.
Коммуникативные:
построение речевого
суждения,
3
Выявление
места и
причины
затруднения
. 4 мин.
На доске записано предложение.
Вчера лил дождь, а сегодня
светит солнышко и дует тёплый
ветерок.
Над всеми словами надписать, на
какой вопрос они отвечают, и
определить часть речи, к которой
относится каждое.
- Встретились ли в предложении
слова, которые не отвечают на
вопрос? (Союз а)
Выполняют задание, отвечают
на вопросы, высказывают свою
точку зрения.
Выявляют место и причину
затруднения.
Соотносят свои действия с
используемым способом
действия
Личностные:
смыслообразование
Регулятивные:
планирование
Познавательные:
структурирование знаний,
анализ, синтез, сравнение,
рассуждение.
- Нам понятно значение этого
слова отдельно от предложения?
- Определите его роль в
предложении.
Коммуникативные:
разрешение конфликта,
умение выражать свои мысли
4
Целеполага
ние и
построение
проекта
выхода из
затруднения
. 4 мин.
- Как отличить самостоятельные
части речи от служебных?
- Какой алгоритм можно
использовать?
Давайте попробуем составить этот
алгоритм.
- Какие признаки частей речи мы
выделяем?
Обдумывают проект будущих
учебных действий: ставят цель,
согласовывают тему урока,
выбирают способ, строят план
достижения цели, определяют
средства, ресурсы.
Личностные:
нравственно-этическая
ориентация
самоопределение,
смыслообразование.
Регулятивные:
целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
Познавательные:
анализ, синтез, выбор
эффективных способов
решения.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества, постановка
вопросов,
разрешение конфликтов,
умение выражать свои мысли.
5
Реализация
построенног
Составляется совместно таблица.
Признак
Самосто
Служебн
Выдвигают гипотезы и строят
модели исходной проблемной
ситуации. Обсуждают и
Личностные:
нравственно-этическое
оценивание.
о проекта.
8 мин.
ятельны
е части
речи
ые части
речи
Значени
е
имеют,
отвечаю
т на
вопрос
Не
имеют,
служат
для
связи
самосто
ятельны
х частей
речи
Морфол
огическ
ие
признак
и
имеют
частичн
о
Синтакс
ическая
роль
являютс
я членом
предлож
ения
не
являютс
я
членом
предлож
ения
выбирают оптимальный
вариант, который фиксируется в
языке вербально и знаково.
Регулятивные:
прогнозирование, контроль,
коррекция.
Познавательные:
выдвижение гипотез и их
обоснование,
структурирование знаний,
классификация, подведение
под понятие.
Коммуникативные:
разрешение конфликтов,
управление поведением
партнера, умение выражать
свои мысли.
6
Первичное
закрепление
с
комментиров
анием во
внешней
речи.
Работа по карточке:
- прочитать стихотворение,
определить части речи:
ВПОЛГОЛОСА
Два цветка, два гладиолуса
Разговор ведут вполголоса.
По утрам они беседуют
Про цветочные дела.
Выполняют задание по
группам, заполняют таблицу,
объясняют свой выбор действия
с проговариванием алгоритма
решения вслух.
С
П Ч
М Г
Н П С
Ч
Личностные:
нравственно-этическое
оценивание.
Регулятивные:
Контроль, коррекция.
Познавательные:
5 мин.
Но подслушивать не следует,
Я тихонько отошла,
Чтоб не знать, о чём вполголоса
Говорят два гладиолуса.
(А. Барто)
у
щ
е
с
т.
р
и
л
а
г
и
с
л
и
т
.
е
с
т
о
и
м
.
л
а
г
о
л
а
р
е
ч
и
е
р
е
д
л
о
г
о
ю
з
а
с
т
и
ц
а
Анализ, синтез, подведение
под понятие, выдвижение
гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли,
инициативное
сотрудничество, разрешение
конфликтов, управление
поведением партнера.
7
Самостоятел
ьная работа с
самопроверк
ой по
эталону.
5 мин.
На доске тест.
Учащиеся должны разделить все
слова текста на два столбца: на
самостоятельные и служебные
части речи.
МЕДВЕЖАТА
На поляне мы увидели трёх
медвежат. По виду они
одинаковые –тёмно-
коричневые, пушистые,
неуклюжие. Но по характеру
медвежата разные. Первый –
любитель поесть. Второй –
любопытный. Тритий
медвежонок – мечтатель.
Самостоятельно выполняют
задания нового типа,
осуществляют их самопроверку,
сравнивают с эталоном,
выявляют и корректируют
возможные ошибки,
определяют способы действий,
которые вызывают у них
затруднения и им предстоит их
решить.
Далее самопроверка по эталону.
Личностные:
нравственно-этическое
оценивание.
Регулятивные:
Контроль, коррекция, оценка.
Познавательные:
структурирование знаний,
рассуждение, доказательство.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
8
Включение в
систему
знаний и
повторение.
Выполнение тренировочных
упражнений:
1)
Запишите предложения,
надпишите над
существительными и
Списывают текст , выполняют
задания, отвечают на вопросы.
Личностные:
осуществление личностного
морального выбора
Регулятивные:
8 мин.
прилагательными род и
чисто:
Серёжки на орешнике висели
и зимой, но тогда они были
плотные. Весной они
зацвели. А осенью появились
маленькие вкусные плоды.
2)
Выпишите части речи:
- существительные;
- прилагательные;
- местоимения;
- глаголы;
- наречия.
Выполняют упражнение,
отвечают на вопросы, готовят
связное сообщение
коррекция, оценка
Познавательные:
построение речевого
высказывания, рефлексия
способов и условий действия,
рассуждение, доказательство
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
9
Рефлексия
учебной
деятельности
. 3
мин.
Организует рефлексию.
Учитель уточняет, достиг ли цели
каждый.
- Исследование какой темы вели
на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную
задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые
знания?
Учитель оценивает работу
Учащиеся осуществляют
самооценку, соотносят цель и
результаты, степень их
соответствия.
Дают ответы на вопросы
Личностные:
нравственно-этическое
оценивание, осуществление
личностного морального
выбора.
Регулятивные:
оценка.
Познавательные:
рефлексия способов и условий
действия.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли.
учащихся на уроке.
Учитель даёт
дифференцированное задание на
дом.
1.
Подобрать текст из
художественной
литературы из 5
предложений,
определить все части
речи
2.
Подобрать по 3 слова
на каждую известную
часть речи
Учащиеся выбирают домашнее
задание из предложенного
материала.
Используемая литература:
1.
Учебник русского языка по редакцией Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов Москва, «Просвещение», 2015 г.
2.
Планы –конспекты под редакцией И.Л. Челышевой, Ростов – на Дону, Феникс, 2014 г.