"Общение дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность"
Автор: Лесина Людмила Тимофеевна Должность: методист детского сада Учебное заведение: ОДО МАОУ "Аромашевская СОШ им. В.Д.Кармацкого "Детский сад "Сказка" Населённый пункт: с.Аромашево, Тюменская область Наименование материала: статья Тема: "Общение дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность" Раздел: дошкольное образование
исследовательскую деятельность.
В последнее время педагоги детских садов активно делятся опытом
организации познавательно – исследовательской деятельности, используя
экспериментальную деятельность как средство познания окружающего мира.
Наиболее интересна в педагогической работе технология детского
экспериментирования. Но нужно помнить, что дошкольники, повторяя за
взрослыми любые действия, не становятся активными участниками процесса
познания. Об этом в свое время писали С. Н. Николаева, Н. Н. Поддъяков,
указывавшие на то, что действия детей в таких случаях носят
воспроизводящий характер.
Экспериментирование – новая для ребенка деятельность, ей лучше
овладевать совместно с другими сверстниками, такая необходимость
подчеркивается в Программах воспитания и развития ребенка. Необходимо
учить детей эффективным способам сотрудничества, исследовательскую
деятельность не всегда можно использовать для этих целей, поскольку
каждый ребенок увлечен процессом познания, все действия хочет и должен
выполнять сам, а не ждать, когда подойдет его очередь (если это групповая
работа). Ребенок порой не обращает внимание на сверстника. Очевидно,
необходимо организовать выполнение задания в паре. Однако не надо думать,
что для этого нужны какие-то специальные занятия, это могут быть обычные
для детей задания, например по сенсорному восприятию.
По данным исследователей, именно в младшем дошкольном возрасте
создаются благоприятные условия для развития восприятия. Конкретно в
этих заданиях дети активно включены в интересную для них (игровую,
практическую, познавательную) деятельность, а также активно общаются
друг с другом: показывают свой предмет, с интересом наблюдают за
действиями сверстника, используют в речи много эмоциональных
высказываний.
Такая работа позволяет увеличить продолжительность взаимодействия.
Воспитатель не отказывается от совместной деятельности, но меняется
методика ее организации. Больше времени отводится на общие мероприятия,
а не на демонстрацию образцов способов взаимодействия. Систематическая
работа позволяет детям в исследовательской деятельности использовать
преимущества совместной работы:
-планировать совместные действия;
-обсуждать коллективный замысел;
-сосредотачиваться на результат, а не на процесс деятельности.
Детям предоставляется максимум самостоятельности в высказывании идей,
выборе материала, проговаривании хода совместной работы, реализации
поставленной цели. Работая в подгруппе, дошкольник узнает и осваивает
новые для него способы взаимодействия. При этом необходимо, чтобы
каждый ребенок действовал с объектом исследования, организация
совместной деятельности на этапе мотивации, в процессе выполнения и по
окончании работы была предварительно продумана, а в конце каждого
занятия дети видели законченный результат. Чтобы дошкольники овладели
этими умениями, их надо мотивировать в соответствии с деятельностью,
которой дети будут заняты, и продумывать ситуации, в которых они могли бы
проявить эти качества, а не ограничиваться формальной записью типа:
«воспитывать желание работать в коллективе, помогать друг другу».
Воспитатели представляют свои технологии на педагогических советах,
единых методических днях и на открытых занятиях.
Методист ОДО МАОУ «Аромашевская СОШ им. В.Д. Кармацкого «Детский
сад «Сказка» Лесина Людмила Тимофеевна.