Напоминание

"Общение дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность"


Автор: Лесина Людмила Тимофеевна
Должность: методист детского сада
Учебное заведение: ОДО МАОУ "Аромашевская СОШ им. В.Д.Кармацкого "Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: с.Аромашево, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Общение дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Общение дошкольников через экспериментально-

исследовательскую деятельность.
В последнее время педагоги детских садов активно делятся опытом организации познавательно – исследовательской деятельности, используя экспериментальную деятельность как средство познания окружающего мира. Наиболее интересна в педагогической работе технология детского экспериментирования. Но нужно помнить, что дошкольники, повторяя за взрослыми любые действия, не становятся активными участниками процесса познания. Об этом в свое время писали С. Н. Николаева, Н. Н. Поддъяков, указывавшие на то, что действия детей в таких случаях носят воспроизводящий характер. Экспериментирование – новая для ребенка деятельность, ей лучше овладевать совместно с другими сверстниками, такая необходимость подчеркивается в Программах воспитания и развития ребенка. Необходимо учить детей эффективным способам сотрудничества, исследовательскую деятельность не всегда можно использовать для этих целей, поскольку каждый ребенок увлечен процессом познания, все действия хочет и должен выполнять сам, а не ждать, когда подойдет его очередь (если это групповая работа). Ребенок порой не обращает внимание на сверстника. Очевидно, необходимо организовать выполнение задания в паре. Однако не надо думать, что для этого нужны какие-то специальные занятия, это могут быть обычные для детей задания, например по сенсорному восприятию. По данным исследователей, именно в младшем дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития восприятия. Конкретно в этих заданиях дети активно включены в интересную для них (игровую, практическую, познавательную) деятельность, а также активно общаются друг с другом: показывают свой предмет, с интересом наблюдают за действиями сверстника, используют в речи много эмоциональных высказываний. Такая работа позволяет увеличить продолжительность взаимодействия. Воспитатель не отказывается от совместной деятельности, но меняется методика ее организации. Больше времени отводится на общие мероприятия, а не на демонстрацию образцов способов взаимодействия. Систематическая работа позволяет детям в исследовательской деятельности использовать преимущества совместной работы: -планировать совместные действия;
-обсуждать коллективный замысел; -сосредотачиваться на результат, а не на процесс деятельности. Детям предоставляется максимум самостоятельности в высказывании идей, выборе материала, проговаривании хода совместной работы, реализации поставленной цели. Работая в подгруппе, дошкольник узнает и осваивает новые для него способы взаимодействия. При этом необходимо, чтобы каждый ребенок действовал с объектом исследования, организация совместной деятельности на этапе мотивации, в процессе выполнения и по окончании работы была предварительно продумана, а в конце каждого занятия дети видели законченный результат. Чтобы дошкольники овладели этими умениями, их надо мотивировать в соответствии с деятельностью, которой дети будут заняты, и продумывать ситуации, в которых они могли бы проявить эти качества, а не ограничиваться формальной записью типа: «воспитывать желание работать в коллективе, помогать друг другу». Воспитатели представляют свои технологии на педагогических советах, единых методических днях и на открытых занятиях. Методист ОДО МАОУ «Аромашевская СОШ им. В.Д. Кармацкого «Детский сад «Сказка» Лесина Людмила Тимофеевна.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!