Программа курса внеурочной деятельности "Самосовершенствование личности"
Автор: Карпова Светлана Сергеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5" г.Усинска Населённый пункт: Республика Коми Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа курса внеурочной деятельности "Самосовершенствование личности" Раздел: дополнительное образование
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика программы кружка «Самосовершенствование личности»
3. Описание места программы кружка «Самосовершенствование личности» в учебном
плане
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка
«Самосовершенствование личности»
5. Содержание программы кружка «Самосовершенствование личности»
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7.
Описание
учебно-методического
и
материально-технического
обеспечения
образовательного процесса
8. Требования и результаты к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа кружка «Самосовершенствование личности» разработана на основе
следующих нормативных документов:
- Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897,
зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №
03-296
«Об
организации
внеурочной
деятельности
при
введении
Федерального
образовательного стандарта общего образования»;
- Основной образовательной программы ОУ.
- В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Пояснительная записка
Младший
подростковый
период
–
важнейший
этап
жизни
человека,
время
выборов,
которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-
культурного
окружения,
почти
все
подростки
с
особой
остротой
переживают
свое
взросление,
заявляя
об
этом
через
агрессию,
непослушание,
алкоголь,
школьные
трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе,
исследовать себя, получить новые знания о себе. Программа психологических занятий для
подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их психологического
здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач развития. Данная программа
кружка
включает
в
себя
основные
направления
работы:
аксиологиче ское,
инструментальное,
потребностно-мотивационное
и
развивающее.
Аксиологическое
направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно
осознавая
свои
и
чужие
достоинства
и
недостатки.
Инструментальное
направление
формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков,
строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-
мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор,
готовность
нести
за
него
ответственность,
а
также
формирование
потребности
в
самоизменении
и
личностном
росте.
Развивающее
направление
обеспечивает
формирование
эго-идентичности
(Э.
Эриксон),
половой
идентичности
и
личностного
самоопределения (Л.И. Божович).
Цель программы:
Цель
изучения
программы
кружка
«Самосовершенствование
личности»
-
решение
основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также
развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка.
Задачи программы
:
Обучающие:
- научить положительному самоотношению и принятию других людей;
- научить рефлексивным умениям;
- формировать потребность в саморазвитии.
Воспитательные:
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
- сохранять и поддерживать психологического здоровья ребенка;
- воспитывать нравственные качества учащихся.
Развивающие:
-создавать условия для развития личности каждого подростка;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков,
строить жизненные планы.
Общая
характеристика
программы
кружка
«Самосовершенствование
личности»
Программа
внеурочного
кружка
«Самосовершенствование
личности»
составлена
для
учащихся
5
кадетских
классов.
Реализация
программы
осуществляется
на
дополнительных занятиях, где используются как коллективные формы работы, так и
индивидуальные
формы
и
работа
в
парах.
Чередование
форм
работы
способствует
повышению
коммуникативных
способностей
и
формированию
нравственных
качеств
учащихся, позволяет познание себя осуществлять активно и деятельностно.
Основополагающими
принципами
п о с т р о е н и я
п р о г р а м м ы
к р у ж к а
«Самосовершенствование личности» являются:
- доступность;
- практико-ориентированность;
- метапредметность.
Описание места учебного кружка «Самосовершенствование личности»
в
учебном плане
Программа кружка «Самосовершенствование личности» рассчитана на 35 часа в год (1 час
в неделю) реализуется в рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС).
Направленность: социальная.
Возраст учащихся: 10-11 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.
В
основе
внеурочного
кружка
лежит
системно-деятельностный
подход,
который
предполагает:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где
развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся;
-
обеспечение
преемственности
начального
общего,
основного
и
среднего
(полного)
общего образования;
-
разнообразие
видов
деятельности
и
учет
индивидуальных
особенностей
каждого
учащегося,
обеспечивающих
рост
творческого
потенциала,
познавательных
мотивов,
обогащение
форм
взаимодействия
со
сверстниками
и
взрослыми
в
познавательной
деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного кружка
«Самосовершенствование
личности»,
что
и
создает
основу
для
самостоятельного
успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов
деятельности.
Методы и приемы, используемые при изучении программы кружка:
1.
Интеллектуальные
игры
–
задания,
дающиеся
в
начале
занятия
в
качестве
разогревающих, настраивающих на работу, организующих ее. Такого рода игры являются
достаточно безопасными, поэтому позволяют легко и быстро включить в дискуссию даже
закрытых
подростков.
Интеллектуальные
задания
способствуют
расширению
лексического
запаса
учащихся
в
области
психологии,
помогают
им
овладеть
необходимыми понятиями.
2. Ролевые методы – предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу;
проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном
варианте.
3. Коммуникативные игры – игры, направленные на формирование у подростков умения
увидеть
в
другом
человеке
его
достоинства,
способствующие
углублению
осознания
сферы общения и обучающие умению сотрудничать.
4. Игры, направленные на развитие вербального и невербального воображения.
5. Использование терапевтических метафор с целью поиска и нахождения ресурсов
внутри себя.
6. Методы формирования «эмоциональной грамотности» - предполагают обучение
распознанию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умение принимать во
внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
7. Когнитивные методы .
8. Дискуссионные методы - позволяют реализовать принцип субъект – субъектного
взаимодействия, выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему.
Формы проведения занятий :
-индивидуальная работа;
-работа в паре;
-групповая работа;
-коллективная работа.
Содержание
программы
внеурочного
кружка
«Самосовершенствование
личности
»
предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития
творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, для коррекции своих
эмоциональных состояний.
Новизна программы
в том, что с целью повышения эффективности образовательного
процесса
используются
современные
психолого-педагогические
технологии:
тренинг,
деловая игра и др. методы. Перед учебными и практическими занятиями проводится
инструктаж о работе в тренинговой группе, о значимости чужого мнения, о правилах
ведения дискуссии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы кружка «
Самосовершенствование личности
»
Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти
результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим
индивидуальные,
общественные
и
государственные
потребности,
и
включают
в
себя
предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность внеурочного кружка
«Самосовершенствование личности» заключается в том, что полученные знания о себе,
своих личностных особенностях, а также работа со своим эмоциональным состоянием
будут способствовать успешному усвоению школьной программы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
- учащийся получит возможность для формирования внутренней позиции учащегося-
кадета;
- формирование ответственного отношения к учению;
- готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе,
понимания
необходимости
учения,
выраженного
в
преобладании
обучения
и
познания;
-
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-
исследовательской, творческой и других видов деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
-
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными
результатами
освоения
программы
кружка
«Самосовершенствование
личности» являются следующие знания и умения:
- знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;
- знание правил работы в тренинговой группе;
- знание способов разрешения конфликтных ситуаций;
- умения вести конструктивный диалог;
- умение определять жизненные цели и задачи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать себя, свои желания, мечты, ценности;
- вести конструктивную беседу;
-учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;
- бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми Текущий контроль
усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время урока
(активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на
котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения, а также пройдет
выставка тетрадей по саморазвитию.
Требования и результаты к уровню подготовки учащихся
учащиеся должны знать:
- что такое «психология», каково её место в системе наук;
-понятие личность, индивид, индивидуальность;
- об уникальности внутреннего мира каждого;
-о способах ведения конструктивного диалога;
- о мотивах выбора друзей.
учащиеся смогут узнать:
- о разных направлениях психологической науки;
- о способах поведения в трудных ситуациях;
-о понятиях уверенность» и «уважение» учащиеся должны уметь:
- анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст;
– анализировать поступки других людей и свои собственные.
учащиеся смогут научиться:
- самостоятельно анализировать поведение героев фильма;
-анализировать сказки, притчи, рассказы;
-анализировать собственные потребности и цели.
Содержание программы кружка « Самосовершенствование личности»
(35 часа)
Главная
особенность
пятиклассников
–
появление
глубокого
интереса
к
своему
внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются
анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и
возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание
окружающими их внутренней ценности и уникальности.
Самое важное свойство этого возраста - особая открытость души. Дети не только легко и
доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их
туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда
ребенок настолько открыт.
Тематическое планирование занятий кружка
«Самосовершенствование личности»
5 «В» класс (I подгруппа)
№
п/п
Тема (цели)
Занятие (тема)
Дата
Количеств
о
часов
I
Кто Я? Мои силы, мои
возможности.
Цели:
- помочь детям усвоить
понятие «способности»,
исследовать свои способности
и возможности;
- помочь каждому ребенку
осознать свою уникальность и
неповторимость.
1. Мое лето.
16.09.15
1час
2.Кто Я?
23.09.15
1час
3. Какой я - большой или
маленький?
30.09.15
1час
4. Анкета «Вот я какой!»
07.10.15
1час
5. Проективная
методика «Мой щит и
герб».
14.10.15
1час
6. Мои способности.
21.10.15
1час
7. Мой выбор, мой путь.
11.11.15
1час
8. Мой внутренний мир.
18.11.15
1час
9. Сказкотерапия
(психологические
притчи).
25.11.15
1час
10. Уникальность моего
внутреннего мира,
уникальность твоего
внутреннего мира.
02.12.15
1час
11. Кого я могу впустить
в свой внутренний мир?
09.12.15
1час
12. Что значит верить?
16.12.15
1час
13. Мои страхи, как с
ними бороться.
23.12.15
1час
II
Я расту, я изменяюсь
Цели:
- помочь детям научиться
осознавать происходящие в
них изменения;
- помочь детям научиться
планировать цели и пути само
изменения.
14. Мое детство.
30.12.15
1час
15. Мое детство
(продолжение).
13.01.16
1час
16. Я изменяюсь.
20.01.16
17. Тренинг «Наш
дружный коллектив».
27.01.16
18. Продолжение
тренинга «Наш
дружный коллектив».
03.02.16
III
Мое будущее. Каким бы я
хотел стать в будущем?
Цели:
-дать детям возможность
задуматься о будущем,
попытаться структурировать
его, обсудить возможные
варианты будущего;
- помочь детям понять, что
будущее начинается в
настоящем;
- ввести понятие «Жизненный
выбор»
19. Мое будущее.
10.02.16
1час
20. Мое будущее
(продолжение)
17.02.16
1час
21. Хочу вырасти
здоровым человеком!
24.02.16
1час
22. Вредные привычки
как с ними бороться!
02.03.16
1час
23. Профилактика ПАВ.
09.03.16
1час
IV
Хочу вырасти
интеллигентным человеком:
что для этого нужно?
Цель:
- помочь детям осознать
понятие «Интеллигентный
человек», обсудить проблему
24. Кто такой
интеллигентный
человек?
16.03.16
1час
25. Хочу вырасти
интеллигентным
человеком.
23.03.16
1час
26. Что такое идеальное
30.03.16
1час
идеалов.
Я?
V
Хочу вырасти свободным
человеком: что для этого
нужно?
Цели:
- помочь детям осознать
личную свободу и свободу
другого;
-помочь им понять, что
свобода часто связана с
наличием обязанностей;
- помочь осознать, что
необходимо признавать и
уважать права других людей.
27. Кто такой свободный
человек?
06.04.16
1час
28. Права и обязанности
школьника
13.04.16
1час
29. Что такое «право на
уважение»?
20.04.16
1час
30. Права и обязанности.
27.04.16
1час
31. Общение в жизни
человека.
04.05.16
1час
32. Нарушение прав
других людей может
привести к конфликтам.
11.05.16
1час
33. Как разрешать
конфликты мирным
путем?
18.05.16
1час
34. Итоговое занятие.
25.05.16
1час
Тематическое планирование занятий кружка
«Самосовершенствование личности»
5 «В» класс (II подгруппа)
№
п/п
Тема (цели)
Занятие (тема)
Дата
Количеств
о
часов
I
1. Мое лето.
21.09.15
1час
Кто Я? Мои силы, мои
возможности.
Цели:
- помочь детям усвоить
понятие «способности»,
исследовать свои способности
и возможности;
- помочь каждому ребенку
осознать свою уникальность и
неповторимость.
2.Кто Я?
28.09.15
1час
3. Какой я - большой или
маленький?
05.10.15
1час
4. Анкета «Вот я какой!»
12.10.15
1час
5. Проективная
методика «Мой щит и
герб».
19.10.15
1час
6. Мои способности.
02.11.15
1час
7. Мой выбор, мой путь.
09.11.15
1час
8. Мой внутренний мир.
16.11.15
1час
9. Сказкотерапия
(психологические
притчи).
23.11.15
1час
10. Уникальность моего
внутреннего мира,
уникальность твоего
внутреннего мира.
30.11.15
1час
11. Кого я могу впустить
в свой внутренний мир?
07.12.15
1час
12. Что значит верить?
14.12.15
1час
13. Мои страхи, как с
ними бороться.
21.12.15
1час
II
Я расту, я изменяюсь
Цели:
- помочь детям научиться
осознавать происходящие в
них изменения;
- помочь детям научиться
планировать цели и пути само
изменения.
14. Мое детство.
28.12.15
1час
15. Мое детство
(продолжение).
11.01.16
1час
16. Я изменяюсь.
18.01.16
1час
17. Тренинг «Наш
дружный коллектив».
25.01.16
1час
18. Продолжение
тренинга «Наш
дружный коллектив».
01.02.16
1час
III
Мое будущее. Каким бы я
хотел стать в будущем?
19. Мое будущее.
08.02.16
1час
20. Мое будущее
15.02.16
1час
Цели:
-дать детям возможность
задуматься о будущем,
попытаться структурировать
его, обсудить возможные
варианты будущего;
- помочь детям понять, что
будущее начинается в
настоящем;
- ввести понятие «Жизненный
выбор»
(продолжение)
21. Хочу вырасти
здоровым человеком!
22.02.16
1час
22. Вредные привычки
как с ними бороться!
29.02.16
1час
23. Профилактика ПАВ.
07.03.16
1час
IV
Хочу вырасти
интеллигентным человеком:
что для этого нужно?
Цель:
- помочь детям осознать
понятие «Интеллигентный
человек», обсудить проблему
идеалов.
24. Кто такой
интеллигентный
человек?
14.03.16
1час
25. Хочу вырасти
интеллигентным
человеком.
21.03.16
1час
26. Что такое идеальное
Я?
28.03.16
1час
V
Хочу вырасти свободным
человеком: что для этого
нужно?
Цели:
- помочь детям осознать
личную свободу и свободу
другого;
-помочь им понять, что
свобода часто связана с
наличием обязанностей;
- помочь осознать, что
необходимо признавать и
уважать права других людей.
27. Кто такой свободный
человек?
05.04.16
1час
28. Права и обязанности
школьника
12.04.16
1час
29. Что такое «право на
уважение»?
19.04.16
1час
30. Права и обязанности.
26.04.16
1час
31. Общение в жизни
человека.
02.05.16
1час
32. Нарушение прав
других людей может
привести к конфликтам.
16.05.16
1час
33. Как разрешать
конфликты мирным
путем?
23.05.16
1час
34. Итоговое занятие.
30.05.16
1час
Тематическое планирование занятий кружка
«Самосовершенствование личности»
5 «Г» класс (I подгруппа)
№
п/п
Тема (цели)
Занятие (тема)
Дата
Количеств
о
часов
I
Кто Я? Мои силы, мои
возможности.
Цели:
- помочь детям усвоить
понятие «способности»,
исследовать свои способности
и возможности;
- помочь каждому ребенку
осознать свою уникальность и
неповторимость.
1. Мое лето.
17.09.15
1час
2.Кто Я?
24.09.15
1час
3. Какой я - большой или
маленький?
01.10.15
1час
4. Анкета «Вот я какой!»
08.10.15
1час
5. Проективная
методика «Мой щит и
герб».
15.10.15
1час
6. Мои способности.
22.10.15
1час
7. Мой выбор, мой путь.
05.11.15
8. Мой внутренний мир.
12.11.15
1час
9. Сказкотерапия
(психологические
притчи).
19.11.15
1час
10. Уникальность моего
внутреннего мира,
уникальность твоего
внутреннего мира.
26.11.15
1час
11. Кого я могу впустить
в свой внутренний мир?
03.12.15
1час
12. Что значит верить?
10.12.15
1час
13. Мои страхи, как с
ними бороться.
17.12.15
1час
II
Я расту, я изменяюсь
Цели:
- помочь детям научиться
осознавать происходящие в
них изменения;
- помочь детям научиться
планировать цели и пути само
изменения.
14. Мое детство.
24.12.15
1час
15. Мое детство
(продолжение).
31.12.15
1час
16. Я изменяюсь.
14.01.16
1час
17. Тренинг «Наш
дружный коллектив».
21.01.16
1час
18. Продолжение
тренинга «Наш
дружный коллектив».
28.01.16
1час
III
Мое будущее. Каким бы я
хотел стать в будущем?
Цели:
-дать детям возможность
задуматься о будущем,
попытаться структурировать
его, обсудить возможные
варианты будущего;
- помочь детям понять, что
будущее начинается в
настоящем;
- ввести понятие «Жизненный
выбор»
19. Мое будущее.
04.02.16
1час
20. Мое будущее
(продолжение)
11.02.16
1час
21. Хочу вырасти
здоровым человеком!
18.02.16
1час
22. Вредные привычки
как с ними бороться!
25.02.16
1час
23. Профилактика ПАВ.
03.03.16
1час
IV
Хочу вырасти
интеллигентным человеком:
что для этого нужно?
Цель:
- помочь детям осознать
понятие «Интеллигентный
человек», обсудить проблему
идеалов.
24. Кто такой
интеллигентный
человек?
10.03.16
1час
25. Хочу вырасти
интеллигентным
человеком.
17.03.16
1час
26. Что такое идеальное
Я?
24.03.16
1час
V
Хочу вырасти свободным
27. Кто такой свободный
31.03.16
1час
человеком: что для этого
нужно?
Цели:
- помочь детям осознать
личную свободу и свободу
другого;
-помочь им понять, что
свобода часто связана с
наличием обязанностей;
- помочь осознать, что
необходимо признавать и
уважать права других людей.
человек?
28. Права и обязанности
школьника
07.04.16
1час
29. Что такое «право на
уважение»?
14.04.16
1час
30. Права и обязанности.
21.04.16
1час
31. Права и обязанности.
28.04.16
32. Общение в жизни
человека.
05.05.16
1час
33. Нарушение прав
других людей может
привести к конфликтам.
12.05.16
1час
34. Как разрешать
конфликты мирным
путем?
19.05.16
1час
35. Итоговое занятие.
26.05.16
1час
Тематическое планирование занятий кружка
«Самосовершенствование личности»
5 «Г» класс (II подгруппа)
№
п/п
Тема (цели)
Занятие (тема)
Дата
Количеств
о
часов
I
Кто Я? Мои силы, мои
1. Мое лето.
21.09.15
1час
2.Кто Я?
28.09.15
1час
возможности.
Цели:
- помочь детям усвоить
понятие «способности»,
исследовать свои способности
и возможности;
- помочь каждому ребенку
осознать свою уникальность и
неповторимость.
3. Какой я - большой или
маленький?
05.10.15
1час
4. Анкета «Вот я какой!»
12.10.15
1час
5. Проективная
методика «Мой щит и
герб».
19.10.15
1час
6. Мои способности.
02.11.15
1час
7. Мой выбор, мой путь.
09.11.15
1час
8. Мой внутренний мир.
16.11.15
1час
9. Сказкотерапия
(психологические
притчи).
23.11.15
1час
10. Уникальность моего
внутреннего мира,
уникальность твоего
внутреннего мира.
30.11.15
1час
11. Кого я могу впустить
в свой внутренний мир?
07.12.15
1час
12. Что значит верить?
14.12.15
1час
13. Мои страхи, как с
ними бороться.
21.12.15
1час
II
Я расту, я изменяюсь
Цели:
- помочь детям научиться
осознавать происходящие в
них изменения;
- помочь детям научиться
планировать цели и пути само
изменения.
14. Мое детство.
28.12.15
1час
15. Мое детство
(продолжение).
11.01.16
1час
16. Я изменяюсь.
18.01.16
1час
17. Тренинг «Наш
дружный коллектив».
25.01.16
18. Продолжение
тренинга «Наш
дружный коллектив».
01.02.16
III
Мое будущее. Каким бы я
хотел стать в будущем?
Цели:
19. Мое будущее.
08.02.16
1час
20. Мое будущее
(продолжение)
15.02.16
1час
-дать детям возможность
задуматься о будущем,
попытаться структурировать
его, обсудить возможные
варианты будущего;
- помочь детям понять, что
будущее начинается в
настоящем;
- ввести понятие «Жизненный
выбор»
21. Хочу вырасти
здоровым человеком!
22.02.16
1час
22. Вредные привычки
как с ними бороться!
29.02.16
1час
23. Профилактика ПАВ.
07.03.16
1час
IV
Хочу вырасти
интеллигентным человеком:
что для этого нужно?
Цель:
- помочь детям осознать
понятие «Интеллигентный
человек», обсудить проблему
идеалов.
24. Кто такой
интеллигентный
человек?
14.03.16
1час
25. Хочу вырасти
интеллигентным
человеком.
21.03.16
1час
26. Что такое идеальное
Я?
28.03.16
1час
V
Хочу вырасти свободным
человеком: что для этого
нужно?
Цели:
- помочь детям осознать
личную свободу и свободу
другого;
-помочь им понять, что
свобода часто связана с
наличием обязанностей;
- помочь осознать, что
необходимо признавать и
уважать права других людей.
27. Кто такой свободный
человек?
04.04.16
1час
28. Права и обязанности
школьника
11.04.16
1час
29. Что такое «право на
уважение»?
18.04.16
1час
30. Права и обязанности.
25.04.16
1час
31. Общение в жизни
человека.
02.05.16
1час
32. Нарушение прав
других людей может
привести к конфликтам.
16.05.16
1час
33. Как разрешать
конфликты мирным
путем?
23.05.16
1час
34. Итоговое занятие.
30.05.16
1час
Список литературы для педагога:
1. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера»,
1998.
2. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В.
Экзакусто. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
3. Игры, ребусы, загадки для дошкольников: пособие для родителей / сост. Т.И. Линго. -
Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
4. Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н. Винокурова. -
М.: «ACT-Пресс», 1999.
5. Младший школьник. Развитие познавательных способностей» / под ред. И.В.
Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.
6. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: РОСМЭН,
2003.
7. Милосердов, И.В. Сборник диктантов для начальной школы / И.В. Милосердов. - М.:
«Школа XXI век».
8. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л. Сиротюк. - М.:
«Творческий центр», 2001.
9. Вергелис, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться / Г.И. Вергелис, Л.А. Матвеева,
А.И. Раев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. Изд-во «Союз», 2000.
10. Корнеева, Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. / Е.Н. Корнеева. - Ярославль: Академия
развития, Академия К, 1999.
11. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н.
Костромина. - М.: Ось-89, 1999.
12. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И.
Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Совершенство, 1998.
13. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение
обучения / А.Л. Сиротюк. - М.: Творческий центр, 2003.
14. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Лекции 1-8 / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
15. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я/О..Хухлаева.-генезис, М.2012г.
для учащихся:
1. Гин, С. Мир логики / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.
2. Гин, С. Мир фантазии / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.
3. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л. Ф.
Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
4. Аверина, И. С. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей / И.С.
Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина // Вопросы психологии. - № 5. - 1991; № 4. -
1994.