Автор: Исенова Айгуль Нагашваевна Должность: заведующая Учебное заведение: МКДОУ Песковский детский сад "Солнышко" Населённый пункт: село Пески Юргамышский район Курганская область Наименование материала: Статья Тема: "СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ" В ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ Раздел: дошкольное образование
«СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ» В ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ
Какими мы, родители и педагоги,
хотим видеть своих детей?
Здоровыми и умными. Послушными и успешными.
Хорошо развиты физически…
Физическое здоровье – привычный вопрос для обсуждения. А что мы знаем о
психическом здоровье детей, о связи его со здоровьем физическим, о влиянии
душевного
благополучия
на
процессы
развития
малыша?
Очевидно,
сохранение
психического
здоровья
и
предупреждение
психических
расстройств менее понятная задача, чем закаливание или предупреждение
инфекционных заболеваний.
Разные специалисты и исследователи по-разному пытаются сформулировать
понятие психического здоровья, но все они совпадают в одном: это, без
сомнения,
главный
фактор,
определяющий
качество
нашей
жизни,
включающий
в
себя
тесно
связанные
между
собой
эмоциональные,
поведенческие и социальные компоненты. От психического (или душевного)
здоровья
в
значительной
степени
зависят
профессиональные
успехи,
взаимоотношения с другими людьми, физическое благополучие, самооценка.
И если в зрелом возрасте психическое здоровье - базовая составляющая
успешной деятельности человека, его позитивного мировосприятия, то в
детском возрасте оно помимо этого даёт малышу «счастливый билет» в
будущее,
помогая
наиболее
благоприятному
развитию
всех
психических
функций и душевных качеств.
Дошкольный период – первые семь лет жизни – имеет свои специфические
черты. Главная – это чрезвычайно быстрый темп созревания всех органов и
систем. К моменту рождения ребёнка они ещё полностью не сформированы,
их развитие продолжается во все периоды детства, темп роста тем выше, чем
моложе
ребёнок.
В
дошкольном
возрасте
интенсивно
формируются
структуры
головного
мозга,
происходит
становление
и
организация
психических
функций.
Развивающиеся,
незрелые
структуры
мозга
очень
уязвимы к неблагоприятным воздействиям. В то же время в них заложены
колоссальные
компенсаторные
возможности,
позволяющие
при
своевременном
выявлении
отклонений
и
проведении
лечебных
и
корректирующих
занятий,
предупредить
отставание
ребёнка
в
нервно
–
психическом развитии.
Для правильной организации развивающих воздействий важно и необходимо
знать этапы и закономерности созревания детской психики.
1.
Игнорирование
закономерностей
становления
функциональных
систем
мозга и формирующихся на их основе психических функций приводит к
тому,
что
ребёнок
нагружается
учебной
информацией
в
ущерб
«классическому»
содержанию
дошкольного
детства
–
двигательной
активности,
играм,
творчеству.
Ведь
именно
эти
виды
деятельности
способствуют формированию тех структур и функций головного мозга,
которые лягут в основу учебной деятельности.
Лишив наших детей свободного «игрового» детства, посадив их за учебные
столы и компьютеры, мы начинаем искать психологов, которые смогут при
помощи
специальных
упражнений
восполнить
возникающие
недостатки
развития, искусственно сформировать то, что испокон веков развивалось в
свободной детской игре.
2. Другая специфическая черта – взаимосвязь психического состояния
ребёнка и его здоровья. Важнейшим условием благополучного психического
развития является физическое здоровье. Созревание и развитие организма
требуют активного состояния нервной системы, прежде всего коры больших
полушарий головного мозга. Стимулируется эта активность притоком
информации из окружающего мира и позитивными эмоциями, без которых
невозможна познавательная деятельность малыша. Психоэмоциональное
состояние малыша оказывает существенное воздействие на его физическое
состояние.
Самый яркий пример нарушения жизнедеятельности – депрессия, которая
возникает у младенцев при отрыве от матери. Беспокойство и плач сменяются
апатией,
безразличием
к
окружающему,
снижается
аппетит,
повышается
чувствительность к инфекциям, нарушается сон, ребёнок начинает отставать
в весе, соответственно в развитии.
3. Ещё одна немаловажная черта дошкольного возраста – наличие особо
чувствительных периодов развития . В те возрастные периоды, когда
происходит интенсивное развитие определённых систем организма,
стимулирующее воздействие окружающей среды имеет особенно большое
значение. Недостаток педагогического воздействия на ребёнка в это время
может привести к задержке развития как психических, так и физических
функций. Например, недостаточные условия для двигательной активности на
протяжении первых лет жизни тормозят развитие опорно – двигательного
аппарата, ведут к задержке формирования координации и ловкости.
Закономерным образом при неполноценном, скудном общении с детьми в
период становления речи замедляется речевое развитие, страдает словарный
запас. Аналогичным образом замедляется формирование соответствующих
зон коры головного мозга, что неблагоприятно сказывается на развитии
психики малыша в целом.
4. Четвёртая – это роль взрослого в обеспечении здоровья и развития
ребёнка, в формировании его душевного состояния, социальных
установок и взаимодействий. Взрослый создаёт условия, необходимые для
двигательного и умственного развития ребёнка, ухаживает за ним,
обеспечивает режим и питание, создаёт вокруг него поле эмоций и
отношений, которые ребёнок впитывает. От взрослого зависит, с каким
багажом установок и самоощущений войдёт ребёнок в большой мир, как
сложатся его отношения с другими людьми и с самим собой.
Особая роль, направленная на охрану и укрепление психического здоровья
детей, на выявление отклонений в психическом развитии, нацеленная на
просветительную, обучающую работу с родителями, принадлежит педагогам,
работающим в ДОУ. Именно они первыми сталкиваются со всеми
наболевшими вопросами охраны психического здоровья детей. Именно они,
проявляющие внимательное, заинтересованное отношение к детям,
понимающие закономерности развития детской психики, могут подсказать
родителям верное направление в решении тех или иных проблем,
возникающих у малышей, посоветовать правильные педагогические подходы
в воспитании.
ДЕКАБРЬ