Автор: Сапрыкина Светлана Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №85 комбинированного вида Населённый пункт: город Орёл Наименование материала: конспект по ФЭМП в старшей группе Тема: "Математические острова" Раздел: дошкольное образование
Игра – путешествие «Математические острова».
Образовательная область: «Познание»
Возраст детей: старшая группа (5 – 6 лет)
Задачи:
Образовательные: закрепить понятие таблица (строка, столбец). Закрепить
умение
соотносить
цифру
с
количеством.
Отрабатывать
навыки
счета.
Формировать
умение
находить
известные
детям
геометрические
тела
по
осязательно воспринимаемому образу. Вырабатывать практические навыки
измерения длины с помощью мерки.
Развивающие: способствовать развитию психических процессов: мышления,
памяти, внимания, воображения.
Воспитывать
дружеские
взаимоотношения
между
детьми,
активность
и
самостоятельность на занятии.
Предварительная
работа :
отгадывание
загадок,
игра
«Дом»,
игра
«Чудесный мешочек»,повторение цифр, геометрических фигур.
Демонстрационный
материал:
макет
многоэтажного
дома
с
цветными
метками,
плакат
с
таблицей,
геометрические
фигуры
(круг,
квадрат,
треугольник, прямоугольник), цифры 0 – 10, геометрические тела (шар, куб,
цилиндр, конус), плакат с таблицей, геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник,
прямоугольник),
геометрические
тела
(шар,
куб,
цилиндр,
конус), материал для украшения зала: фуражка, бинокль.
Раздаточный
материал:
карта
с
обозначением
корабля
и
домика
волшебницы, к которому ведут две дороги разные по длине; полоски-мерки,
карандаши.
Ход:
(Раздается телефонный звонок)
- Ребята, на наш телефон пришло сообщение. Наши друзья Таня и Ваня
просят о помощи. Они отправились в плавание и высадились на остров, не
подозревая,
что
на
этом
острове
живет
злая
волшебница.
Волшебница
заколдовала ребят и закрыла в своём замке.
- Ну что, ребята, спасем Таню и Ваню? (да)
- Нам предстоит длинное путешествие на волшебном корабле.
-
Я
капитан
и
всех
приглашаю
в
свой
экипаж.
Во
время
нашего
волшебного путешествия с нами могут случиться невероятные приключения.
Разминка.
Игра «Когда это бывает?»
- Проверим готовность экипажа к отплытию. Отгадайте мои загадки.
Когда это бывает?
Над рекой заря встает
На дворе петух поет
Умываются котята
Просыпаются ребята. (Утро.)
Солнце в небе высоко
До заката далеко
Зерна в норку тащит мышь
Учит азбуку малыш. (День.)
В небе звездочки горят
Птицы спят, и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках
Ну, а мы в своих кроватках. (Ночь.)
- Молодцы! Экипаж в полном порядке. Поднять паруса! Выходим в
открытое море.
Остров геометрических фигур.
Игра «Рассели фигуры»
- Справа по борту наблюдаю царство геометрических фигур. Но что-то
там не так. Вижу, все фигуры столпились около высокого дома. Давайте
подплывем и все выясним.
- Ребята, оказывается, фигуры построили себе дом, но не знают, как
расселиться в нем. Сейчас мы им поможем. Согласны?
- Давайте сосчитаем число этажей в доме (один этаж, два, три, четыре).
- Этажи в этом доме называются строками. Это строки. Повторите.
- Строки расположены слева направо.
- Какие фигуры живут на 1-ой строке? (круги).
- Какие фигуры живут на 2-ой строке (квадраты).
- А на какой строке живут треугольники? (на 3-ей).
- А прямоугольники? (на 4-ой).
- Ребята, на каждом этаже четыре квартиры. Квартиры в этом доме
называются столбцами. Столбцы расположены сверху вниз.
- В 1-ом столбце живут только красные фигуры.
- Во 2-ом — только синие фигуры
- А в третьем столбце какие фигуры живут? (желтые)
- А в четвертом столбце живут какие фигуры по цвету? (зеленые)
- Идет домой красный круг. Где его квартира? Все круги живут на 1-ой
строке. А красные фигуры живут в 1-ом столбце. Значит красный круг живет
здесь (помещаю фигуру в нужную ячейку).
- Идет домой желтый квадрат.
- На какой строке живут квадраты? (на 2-ой строке)
- А в каком столбце живут желтые фигуры? (в 3-ем столбце).
- Значит желтый квадрат живет здесь.
(таким образом дети расселяют геометрические фигуры).
- Ребята, геометрические фигуры поняли, кто где живет и благодарят
нас за помощь. А нам пора плыть дальше.
- Наше путешествие продолжается.
Остров цифр.
Игра «Соотнеси цифру с количеством»
- Прямо по курсу наблюдаю остров цифр. Вижу какой-то переполох.
Что же там случилось. Давайте подплывем и увидим.
- Цифры разбрелись по острову и потеряли свои дома. Надо помочь
цифрам встать на свои места.
- Ну, отважные мореплаватели, кто желает помочь обитателям острова?
- Саша, помоги. Скажи, какую цифру и куда нужно поставить? А мы с
ребятами, будем проверять.
- Ну, вот мы и навели порядок на острове цифр. Цифры благодарят нас
за помощь. А мы плывем дальше.
Остров Геометрических тел.
Игра «Найди на ощупь»
- Наше путешествие продолжается. Но что же это? Слева по борту вижу
королевство геометрических тел.
- В королевстве произошло несчастье. Злой волшебник рассердился на
жителей королевства и отправил их всех в глубокое подземелье. Спасти их
можно только так: на ощупь определить, что это за геометрическое тело?
- Кто хочет помочь? (в мешочке шар, куб, цилиндр, конус).
- Молодцы, ребята! Вы спасли все королевство!
Мы так долго плавали, вы уже устали. Пора отдохнуть:
Физминутка.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)
- Отдохнули. Надо плыть дальше. Таня и Ваня ждут нашей помощи. Следуем
дальше по заданному курсу.
Волшебный остров.
Игра «Измерь дорожку»
- Но что я вижу! Вот и долгожданный остров. Сойдем с корабля, только
тихо, чтобы злая волшебница нас не услышала (дети садятся за столы).
- Ребята, наш корабль причалил к берегу. Найдите на своих листах
корабль.
- От корабля к домику волшебницы ведут две дороги. Надо найти
короткую дорогу, чтобы быстрее спасти Таню и Ваню.
- Как узнать, какая дорога короткая? (нужно измерить).
- Чем надо измерять? (меркой).
- Не забывайте, что мерку надо прикладывать к началу дорожки и
обязательно ставить метку. На какой дорожке уместится меньше мерок, та
дорожка и короче.
- Приступайте к измерению (самостоятельная работа).
- Закончили. Ну и какая дорожка короче: красная или синяя? (красная).
Возвращение в детский сад.
- Молодцы, вы правильно справились с заданием и спасли ребят.-
Пойдемте на корабль вместе с Таней и Ваней (большие куклы) и отплываем в
обратный путь.
- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? С кем вы
встречались на пути? Кому вы помогали?
-
Ребята, может быть, у вас были какие - то трудности в нашем
путешествии?
-
За разговорами мы и не заметили, как оказались в детском саду.
Спасибо вам, ребята, за путешествие, вы молодцы!
Последующая работа: во время прогулки измерить длину дорожки от
песочницы до веранды. Попросить ребёнка объяснить, почему длина одной и
той же дорожки, например, равна 10 шагам самого ребёнка и только 6 магам
воспитателя. Рабочая тетрадь «Игралочка – ступенька к школе» Ч.3 стр.16, №
4, закреплять счёт в прямом и обратной последовательности.