Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами хореографического искусства
Автор: Ковальчук Маргарита Борисовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУ ДО "ДЮЦ" Населённый пункт: город Гусев, Калининградской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами хореографического искусства Раздел: дополнительное образование
Методическое пособие
для музыкальных руководителей ДОУ
и начальной школы
«Развитие творческих способностей детей
дошкольного и младшего школьного возраста
средствами хореографического искусства»
Материал из опыта работы
педагога дополнительного образования
МАУ ДО «ДЮЦ»
хореографа образцового вокально-
хореографического ансамбля
«БУБУНЦЫ»
Ковальчук Маргариты Борисовны
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Музыкально-ритмическая деятельность детей – ярки, эмоциональный
путь
передачи
музыкально-эстетических
переживаний.
Музыкально-
ритмическая деятельность в ДОУ привлекает детей своей эмоциональной
окраской, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях.
В своей работе с детьми надо учитывать следующие принципы:
-комплексное решение основных задач хореографического воспитания;
-систематичность;
-постепенность;
-последовательность;
-повторность.
Танцевальные
навыки
и
навыки
выразительного
движения
активно
усваиваются
на
фронтальных
занятиях.
Сюда
включаются
различные
задания:
1.
музыкально-ритмические упражнения;
2.
пляски: парные, народные, тематические;
3.
игры: сюжетные, несюжетные, с пением, муз.-дидактические;
4.
хороводы;
5.
построения, перестроения;
6.
праздничные
упражнения
с
предметами:
шарами,
лентами,
цветами,
мячами, флажками;
7.
задания на танцевальное и игровое творчество.
На
занятиях
надо
стараться
приучать
детей
перед
выполнением
движений под музыку правильно занять исходное положение, соблюдать
координацию
движений
рук
и
ног,
следить
за
осанкой.
Необходимо
добиться
от
детей
не
просто
усвоения
какого-либо
движения,
а
качественного, выразительного его исполнения.
Во
время
разучивания
танцевальных
движений
используются
различные
методические
приемы,
учитывая
возрастные
особенности
детей.
Методические приемы варьируются в зависимости от используемого
материала:
игра,
пляска,
хоровод
и
т.д.;
его
содержания;
объема
программных
умений;
этапа
разучивания
материала;
индивидуальных
особенностей каждого ребенка.
Основным методическим приемом работы является выразительный
показ движений. От того, как исполнено движение педагогом, зависит в
конечном итоге качество выполняемых детьми движений.
2
Надо стараться на своих занятиях добиваться того, чтобы повторное
исполнение танца было эмоциональным и выразительным.
В процессе разучивания движений, танцев, игр используется беседа,
пояснение.
А на занятиях используется образное сравнение при объяснении того
или иного движения, это помогает детям правильно и выразительно его
выполнять.
Необходимо
добиваться
того,
чтобы
движения
у
детей
были
естественными,
непринужденными
и
выразительными.
Стараться
выработать у детей активную реакцию на музыку, умение эмоционально,
образно передать в движениях настроение, чувства.
Большое
значение
уделяется
упражнениям.
Они
помогают
детям
научиться
владеть
своим
телом,
координировать
движения,
учат
пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений,
способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки
общения с различными предметами.
Систему упражнений в своей работе выстраиваются по принципу «от
простого к сложному». Начиная с простых упражнений в средней группе,
значительно расширяется объем упражнений в подготовительной группе, а
особенно гимнастических и танцевальных. Наиболее сложным для детей
являются движения рук. Поэтому на занятиях надо тщательно работать
над мягкостью, плавностью и выразительностью движений. Для этого на
занятиях даются упражнения, способствующие расслаблению мышц рук.
К
движениям,
требующим
длительного
времени
разучивания,
относится также и «боковой галоп», «пружинящий шаг», «шаг польки»,
многие элементы народного танца. Поэтому в разучивание этих движений
включаются
подготовительные
и
подводящие
упражнения,
которые
помогают в освоении этих движений.
В старших группах для развития танцевального игрового творчества
предлагаются
творческие
задания.
С
этой
целью
используют
фольклорный,
песенно-игровой,
танцевальный
материал.
В
начале
это
несложные
задания:
например,
предлагаю
детям
самостоятельно
выполнить
движение
под
музыку
в
соответствие
с
текстом
песни,
структура которой содержит в себе элемент импровизации. Чаще всего в
этих импровизациях 2-3 действующих лица. Дети создают тот или иной
образ,
показывая,
как
они
понимают
и
что
слышат
в
музыке,
какие
движения используют в передачи образа. Такие занятия развивают у детей
образность,
выразительность
движений,
способствуют
накоплению
музыкальных впечатлений.
3
С целью развития танцевальных импровизаций в старших группах
используются
различные
переплясы.
Дети
с
большим
увлечением
соревнуются
в
нахождении
новых
сочетаний
знакомых
плясовых
движений. Конечно, попытки детей в придумывании своего танца еще не
уверены. Дети иногда очень нерешительно включаются в такие задания,
но к концу года многие могут достаточно выразительно передать в танце
характер, настроение.
В последней части занятия обычно проводятся музыкальные игры,
разучивание
танцев,
предлагаются
творческие
задания.
Например,
на
занятиях в средней группе используются музыкальные игры – «Хлопы-
шлепы», «Ехали-ехали», «Мы шагаем» и др.
В старшей – «Считалочка», «Веселый хоровод», «Как-то мы в лесу
гуляли».
В подготовительной – «Ты катись веселый мяч», «Сидит дед» и т.д.
Если игра несложная – изучаем ее сразу, если сложная – поэтапно.
Последовательная и систематичная работа помогает развивать у детей
воображение,
их
творческую
активность,
осознанное
отношение
к
восприятию
танца,
музыки.
Музыка
и
танец
помогают
открыть
для
ребенка богатый мир добра, света, красоты.
4
5
РАЗУЧИВАНИЕ
ТАНЦА
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗ
ПОВТОРЕНИЕ
ОТРАБОТКА
ДВИЖЕНИЙ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ
РАЗМЕР
ДЫХАНИЕ
МАСТЕРСТВО
ИСПОЛНЕНИЯ
РАБОТА НАД ТАНЦЕМ
ХАРАКТЕР
ДВИЖЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЯ
РИСУНОК ТАНЦА
НАПРАВЛЕНИЕ
В ТАНЦЕ
ФОРМА ТАНЦА
ДВИЖЕНИЕ РУК
ДВИЖЕНИЕ НОГ
ТЕХНИКА ДЫХАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
ДЫХАНИЯ
6
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
ПО ХОРЕОГРАФИИ
ВАРИАНТ 1
ВАРИАНТ 2
ВАРИАНТ 3
П
О
К
Л
О
Н-
П
Р
И
В
Е
Т
С
В
И
Е
Р
А
З
М
И
Н
К
А
П
А
Р
Т
Е
Р
Н
А
Я
Г
И
М
Н
А
С
Т
И
Е
К
А
Т
А
Н
Ц
Е
В
О
Б
Р
А
З
Ы
П
О
К
Л
О
Н
-
П
Р
О
Щ
А
Н
И
Е
П
О
К
Л
О
Н
-
П
Р
И
В
Е
Т
С
В
И
Е
Р
А
З
М
И
Н
К
А
С
Л
У
Ш
А
Е
М
И
Ф
А
Н
Т
А
З
И
Р
У
Е
М
Т
А
Н
Ц
Ы
П
О
К
Л
О
Н-
П
Р
О
Щ
А
Н
И
Е
П
О
К
Л
О
Н
-
П
Р
И
В
Е
Т
С
В
И
Е
«
С
Л
У
Ш
А
Е
М
И
Ф
А
Н
Т
А
З
И
Р
У
Е
М
»
Т
А
Н
Ц
Е
В
А
Л
Ь
Н
Ы
Е
О
Б
Р
А
З
Ы
П
О
К
Л
О
Н
-
П
Р
О
Щ
А
Н
И
Е
7
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
И
НАВЫКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО
ДВИЖЕНИЯ
МУЗЫКАЛЬНО-
РИТМИЧЕСКИЕ
НАВЫКИ
ПОСТРОЕНИЕ
И
ПЕРЕСТРОЕНИЯ
ХОРОВОДЫ
УПРАЖНЕНИЯ
С ПРЕДМЕТАМИ
ПЛЯСКИ
Ш
А
Р
Ы
Л
Е
Н
Т
Ы
Ц
В
Е
Т
Ы
М
Я
Ч
И
ИГРЫ
С
Ю
Ж
Е
Т
Н
Ы
Е
Н
Е
С
Ю
Ж
Е
Т
Н
Ы
Е
М
У
З
Ы
К
А
Л
Ь
Н
О
-
Д
И
Д
А
К
Т
И
Ч
П
А
Р
Н
Ы
Е
Н
А
Р
О
Д
Н
Ы
Е
Т
Е
М
А
Т
И
Ч
Е
С
К
И
Е
К О М П Л Е К С У П Р А Ж Н Е Н И Й
« П А Р Т Е Р Н О Й Г И М Н А С Т И К И »
УПРАЖНЕНИЯ НА КОВРИКЕ.
1.
Упражнения на коврике начинаются с разминки стоп. Ребята садятся на
коврик, опираясь на руки за спиной. Пятки вместе, носки вместе, 6
поз.ног.
Ступни
сначала
сильно
вытягиваются
вниз,
а
затем
натягиваются
на
себя.
Упражнение
повторяется.
Далее
следуют
круговые движения ступнями наружу, потом внутрь.
2.
Выполняется
в
том
же
положении
–
сидя,
ноги
сильно
вытянуты.
Правая на счет «раз» сгибается в колене и подтягивается к груди. На
счет «два» нога, согнутая в колене, ложиться в сторону на пол. На счет
«три» - возвращается в положение – колено согнуто у груди. На счет
«четыре»
нога
вытягивается
вдоль
пола.
Движение
чередуется
то
правой, то левой ногой.
3.
Выполняется в положении – сидя, ноги сильно вытянуты. На счет «раз»
наклонится корпусом к ногам, стараться достать грудью до колена, не
сгибая их. На счет «два» - распрямиться. Упражнение повторяется
несколько раз.
4.
Ребята ложатся на коврик на спину, ноги сильно вытянуты, пятки и
носочки вместе. Упражнение делается то одной, то другой ногой. На
счет «раз» правая нога сгибается в колене и подтягивается к груди. На
счет
«два»
-
распрямляется
вверх,
на
«три»
-
опускается
на
пол,
«четыре» - пауза.
5.
«Уголок».
Исходное
положение
–
лежа
на
полу.
Обе
ноги,
сильно
вытянутые, поднимаются на 90 и опускаются на пол.
6.
Исходное
положение
–
лежа
на
полу,
руки
за
головой.
Сильно
вытянутые
ноги поднимаются вверх и идут за голову на 4 счета,
касаются в исходное положение.
7.
«Велосипед». Делается лежа на спине. Ноги в воздухе производят
движение, сходное с движением ног при езде на велосипеде.
8.
«Лягушка». Исходное положение – ребята садятся на пол, согнув ноги в
коленях, соединив ступни и положив на колени на пол – положение
«лягушка». Руки кладутся на раскрытые колени. Корпус кладут вперед,
складывают пополам и распрямляются в исходное положение.
9.
Положение
–
сидя,
ноги
раскрываются
в
стороны,
положение
поперечного шпагата. Выполняются наклоны в стороны ток правой, ток
левой ноге.
10. Ребенок ложится на левый бок, на локоть так, что корпус приподнят,
ноги вытянуты, руки перед грудью, кисти сложены вместе. Работает
8
правая
нога.
На
«раз»
рывком
поднять
ногу
вверх,
на
«два»
ногу
опустить в исходное положение. Движение повторяется несколько раз.
Затем перевернуться на другой бок и повторить движение с другой
ноги.
11. Исходное положение – лежа на животе, ноги вытянуты, носки вместе,
пятки вместе. Руки согнуты в локтях около корпуса, упор на ладони.
Дети делают прогибы корпуса назад на 4 счета. При прогибе ноги
лежат на полу. Руки вытягиваются в локтях, голова запрокидывается
назад. Сильный прогиб делается в пояснице. На следующие 4 счета
корпус возвращается в исходное положение.
12. «Коробочка» Исходное положение – см. упр. 11. На 4 счета делается
«кольцо»:
ноги
ступнями
касаются
головы
и
ребята
замирают
на
несколько мгновений.
13. «Колечко». Исходное положение – лежа на полу на животе. На 4 счета
дети руками берутся за щиколотки стоп, ноги разъединяются в коленях,
и сильно прогибаются в пояснице. Дети раскручиваются вперед-назад.
И возвращаются в исходное положение.
14.«Рыбка»
Исходное
положение
–
лежа
на
животе.
Руки
вытянуты
вперед.
Ноги
сильно
вытянуты.
На
счет
«раз-два»
прогнуться
в
пояснице,
руки
и
плечи,
ноги
отрываются
от
пола.
На
счет
«три-
четыре» ноги стучат друг о друга, одновременно руки делают хлопки в
ладоши. На счет «раз-четыре» - исходное положение.
15.«Кошка и собачка» Дети встают на четвереньки и делают движение
изображающее то кошку, то собачку. При изображении кошки спина
выгибается дугой вверх, а голова – вниз. Затем спина прогибается в
пояснице,
а
голова
поднимается
вверх
–
это
собачка.
Движение
делается в среднем темпе – на два счета делается «кошка», на два –
«собачка».
16.Исходное положение – на четвереньках. Ребята поднимают назад то
правую, то левую ногу. Сильно вытянутая нога поднимается назад и
держится 7 счетов, на 8 опускается.
9