"ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"
Автор: Федорова Оксана Юрьевна Должность: преподаватель истории и обществознания Учебное заведение: ГБПОУ "Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса" Населённый пункт: Сахалинская область город Холмск Наименование материала: методическая разработка Тема: "ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ" Раздел: среднее профессиональное
«САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
МАСТЕРСКИХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ
КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Преподаватель истории и обществознания
Федорова Оксана Юрьевна
г.Холмск,2016г.
Аннотация
В данной работе представлена теория по теме «Применение технологии
педагогических мастерских как способ формирования общих компетенций на
занятиях истории обществознания».
Технология
педагогических
мастерских
предполагает
учёт
индивидуальных
особенностей
каждого
обучающегося,
то
е сть
дифференцированный
подход
в обучении к
каждому обучающемуся
с
учетом его конкретных знаний, умений и навыков, а также такие критерии
оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но
и оказывают воспитательное воздействие на обучающихся, стимулируя их
учебную деятельность и вдохновляют на освоение учебного материала путём
совместного творчества преподавателя и учеников.
Введение
Слайд 2. Актуальность темы педагогической мастерской определяется тем,
что
современному,
развивающемуся
обществу
необходимы
образованные,
предприимчивые
люди,
которые
смогут
самостоятельно
принимать
ответственные
решения
в
ситуации
выбора,
способные
к
постоянному
обновлению и повышению уровня своих знаний.
Слайд
3.
Как
сделать
уроки
истории
и
обществознания
более
эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы обучающиеся шли
на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового,
захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями?
Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят агрессивность и
жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки
истории и обществознания вызывали положительные эмоции, возбуждали
интерес, стремление выразить собственное «Я»?
Современное образование в России перешло на Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
нового
поколения
(ФГОС).
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и
технологии обучения, но при всем многообразии – урок остается главной
формой
организации
учебного
процесса.
И
для
того
чтобы
реализовать
требования,
предъявляемые
Стандартами,
урок
должен
стать
новым,
современным!
Перед педагогом сегодня в условиях внедрения новых образовательных
стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в
обучении
обучающихся.
Реализация
деятельностного
подхода
на
уроке
заставляет педагога
перестроить свою деятельность, уйти от привычного
объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной
последовательности открыть для себя новые знания. Именно обучающиеся
являются главными - действующими героями
на уроке. И, безусловно, их
деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать,
зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Технология педагогических мастерских - это широкое использование
различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на
основе
результатов
психолого-педагогической
диагностики
учебных
возможностей, склонностей, способностей обучающихся.
Цель - определить теоретические и практические подходы при
реализации
педагогической
технологии
мастерских
на
уроках
истории
и
обществознания,
направленные
на
реализацию
совместного
творчества
учителя и ученика.
В соответствии с целью определены задачи :
- раскрыть теоретические основы, сущность и содержание педагогической
технологии мастерских;
- выделить критерии и показатели эффективности реализации педагогической
технологии мастерских в техникуме;
-
определить
роль
мастерских
в
развитии
инновационного
интеллекта
обучающихся в техникуме, повышении продуктивности их инновационной и
творческой деятельности.
Таким
образом,
среди
форм
организации
учебной
деятельности
обучающихся
в
контексте
компетентностного
образования
существенное
место принадлежит технологиям педагогических мастерских.
Основная часть
«Технология педагогических (французских) мастерских»
Технология
педагогических
мастерских
пропагандирует ся
французскими
учителями.
В
результате
её
применения,
усвоение
знаний
обусловлено организацией преподавателем самостоятельной познавательной
деятельности
обучающихся
в
малых
группах
(мастерских).
Практически
осуществляется коллективная (групповая) форма обучения.
Ведущим условием реализации данной технологии является обучение
обучающихся
метазнаниям
–
рациональным
способам
и
приёмам
самостоятельной
познавательной
деятельности,
т.е
со
всеми
средствами
обучения.
Слайд 4 .По доминирующему методу технология мастерских относится к
группе
проблемно-поисковых
технологий
с
ярко
выраженным
процессом
проблемного
обучения
при
коллективной
(групповой)
форме
его
организации.
Слайд 5. Концептуальные положения технологии:
1.Тема
урока
должны
презентоваться
в
форме
заинтересованного
предложения.
2. Важно научить обучающихся приобретать знания при работе с различными
источниками информации.
3. Свобода выбора путей познания, каждый обучающийся решает учебные
задачи своим путём.
4. Знания обучающимся не подаются в готовом виде, а выстраиваются в
логически последовательный процесс познания.
5.
Основным
видом
познания
является
безоценочная,
творческая
деятельность обучающихся.
6.
Творческая
деятельность
обучающихся
реализуется
в
результате
сотрудничества и совместного поиска.
7. Обучающийся в процессе познания должен иметь права на ошибку.
8.
В
процессе
познания
преподаватель
выступает
в
роли
организатора,
помощника, консультанта.
9.
Стиль
общения
с
обучающимися
должен
быть
не
авторитарный,
а
демократический.
10. Создание преподавателем условий для развития природных склонностей
и задатков обучающихся.
Технология педагогических мастерских имеет чётко заданный алгоритм
учебных действий:
Слайд 6.Алгоритм А-1 Этап актуализации знаний
Состоит из ряда последовательных действий:
- постановка проблемных вопросов;
- работа с источниками учебной информации;
- обсуждение в группах (мастерских) проблемных заданий или вопросов;
- фиксация изученной информации в виде кратких записей, схем, таблиц;
- представление вопросов обучающимся, выбор проблемы для исследования.
Алгоритм А-2 Представление проблем
Включает следующий порядок работы:
- объединение обучающихся в группы (мастерские) для решения проблем;
- представление каждым обучающимся группы своё понимание проблемы;
- формулировка каждым обучающимся группы гипотезы (варианта) решения
проблемы;
- выбор в группе наиболее вероятной гипотезы;
- доказательство принятой гипотезы;
- формулировка выводов по результатам доказанной гипотезы.
Алгоритм А-3 Представление результатов работы группы (мастерской).
Алгоритм включает следующую последовательность действий:
-
разработку
каждым
участником
группы
вопросов
по
наработанным
результатам и обмен вопросами между участниками группы;
-
поиск
ответов
на
разработанные
вопросы
и
корректировка
найденных
ответов;
- составление участниками группы ряда заданий на применение результатов
их поиска;
- обмен заданиями между группами;
- знакомство группы с представленными другой группой решениями их
заданий.
Актуализация знаний по изучаемой теме даёт возможность высказать
всем обучающимся свою точку зрения по проблеме, которой будет посвящёно
занятие.
Слайд 7. Данная технология будет иметь результат при условии владения
обучающимися
необходимыми
умениями.
С
этой
целью
преподаватель
включает
в
технологическую
цепочку
(линию)
мастерские
(занятия)
по
обучению обучающихся интеллектуальным умениям, или иначе, первичным
умениям и навыкам исследовательской работы:
-
работать
на
первом
этапе
–
этапе
изучения
и
восприятия
учебной
информации;
- понимать текст и другие источники информации;
- анализировать информацию по теме исследования;
- работать с гипотезой (выдвигать, формулировать, доказывать);
-
вести
и
записывать
наблюдения,
обрабатывать
результаты
наблюдений,
делать описание исторических фактов и событий,
- сравнивать и обобщать полученные знания и результаты;
- уметь участвовать в дискуссии (выдвигать версии решения, отстаивать и
доказывать, формулировать вопросы);
-
уметь
работать
в
группах,
формировать
коммуникативные
качества
личности.
Слайд 8. Основными дидактическими элементами технологии являются:
индукция,
самоконструкция,
социоконструкция,
социолизация,
разрыв,
коррекция,
творческое
конструирование
знаний.
Под
дидактическим
элементом мы, в данном случае, понимаем логически завершённую часть
методических приёмов используемых в данной технологии, определяющих
направленность познавательных действий обучающихся под руководством
педагога. Рассмотрим их сущность.
Индукция (от
латинского
induction
–
наведение,
inductor
–
ввожу,
навожу, побуждаю, «толчок» к процессу). Создание эмоционального настроя,
мотивирующего
творческую
и
исследовательскую
деятельность
каждого
обучающегося.
Самоконструкция.
Это
творческий
поиск
каждым
обучающимся
возможного
варианта
выхода
из
проблемной
ситуации.
Он
может
быть
оформлен в виде гипотезы, предлагающей вариант разрешения проблемной
ситуации, в виде схем, таблиц, графиков, профилей и т.д.
Социоконструкция
–
дидактический
элемент,
определяющий
процесс
формирования
творческих
групп
обучающихся
и
организацию
познавательной, деятельности каждого обучающегося в составе группы.
Таким
образом,
работая
в
составе
группы,
у
обучающегося
формируются важнейшие социальные коммуникативные качества личности:
умение
работать
в
коллективе,
общительность,
коммуникабельность,
толерантность и др.
Cоциализация
– Обсуждение
участниками
мастерских
каждого
индивидуального
решения
проблемы.
У
обучающихся
формируется
доказательность,
логичность,
последовательность
речи.
Происходит
социальная
проба
речевой
коммуникации,
определяющая
степень
социализации личности.
Разрыв
– кульминация творческого процесса: инсайт (озарение),
новое
видение
предмета,
явления.
Происходит
осмысление
полученного
эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез,
установление
причинно-следственных
связей,
обоснование
сделанных
выводов и появляется информационный запрос, у каждого - свой.
Афиширование - Представление «произведений» работ обучающихся
(текстов,
рисунков,
схем,
проектов,
решений)
в
аудитории
на
доску
и
ознакомление с ними . «Подарок» для других групп.
Рефлексия - отражение чувств, ощущений, возникших у обучающихся
в
ходе
мастерской.
Отсюда
результат
работы
в
мастерской
описывается
словами «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался».
Заключение
В заключении хотелось бы ответить на важный вопрос: есть ли какие-
то ограничения по применению технологии педагогических мастерских? Нет!
Установка на то, что все способны, позволяет использовать эту технологию
при освоении любой предметной области, что способствует совместному
процессу
творчества
педагога
и
обучающихся.
Приобретение
знаний
и
умений
происходит
ненавязчиво,
человек
учится
осознавать
себя
в
деятельности.
Проведение
уроков
по
технологии
педагогических
мастерских
способствует созданию наиболее благоприятных условий развития личности
обучающегося как индивидуальности через творческий процесс. Мастерская
выступает как совокупность пространств - игрового, учебного, культурного,
художественно-
творческого,
где
ребёнок
приобретает
опыт
жизни,
сам
выстраивает
собственные
знания,
формирует
нравственные
ценности,
культуру.
В
ходе
проведения
уроков
по
данной
технологии происходит
реализация основополагающих принципов современной педагогики:
- урок – это открытие, поиск и осмысление истины, где знание является
только его содержанием, а ключевой результат – развитие интеллекта и
духовное обогащение каждого участника образовательного процесса;
- урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой части должно
совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
- высшей ценностью на уроке является человек.
Все эти принципы включает в себя урок, построенный на технологии
педагогической
мастерской,
что
доказывает
инновационно сть,
универсальность
и
необходимость
применения
данной
технологии
преподавателем,
желающим
творчески
работать
и
развивать
креативные
способности своих обучающихся.
Список литературы
1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика,
1989.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика,
1989.
3. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия//Советская
педагогика N9, 1991.
4. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы
терминологии// Педагогика. N5 1993. стр.12-16.
5. Брагина Г.Б. Мастерство учителя на уроке М., 1992.
6. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии. М., Знание, 1992.
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования М., 1986.
8.Данилов А.А. ,Уткина А.И., Филиппов А.В. История России 1945-2008г. 11
класс. – М.: Изд-во «Просвещение», 2007.
9.Лакоценина Т.П. Современный урок. Ч. 5. Инновационные уроки. Научно-
практическое
пособие
для
учителей,
методистов,
руководителей
учебных
заведений, студентов пед. Заведений, слушателей ИПК.– Ростов н/Д.: Изд-во
«Учитель», 2007. – 208 с.
10.Орлова
О.В.
История
Отечества
ХХ
в.
Педагогическая
мастерская.
–
Санкт-Петербург: «Паритет», 2003.
11.Шевченко
Н.И.
Технологии
обучения
истории
в
старшей
школе.
Методические
рекомендации.
Библиотека
преподавателям
истории
и
обществознания.
Серия:
«Историческое
образование
в
современной
российской школе». – М.:ACADEMIA АПК и ППРО, 2008.