Формирование у детей пространственных представлений
Автор: Никитина Надежда Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №8 комбинированного вида Населённый пункт: г . Исилькуль, Омской обл. Наименование материала: Статья Тема: Формирование у детей пространственных представлений Раздел: дошкольное образование
Н. А. Никитина
воспитатель (1 кв. категория)
МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида», г. Исилькуль
ВЗАИМОСВЯЗЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У
ДЕТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Первоначальный источник познания,чувственное восприятие,человек получает из
опыта и наблюдений,формируя представления, образы предметов, их свойства и отношения.
Понимание логических определений у детей находится в прямой зависимости от первой
чувственной ступени познания. У детей с задержкой речевого развития (ЗПР) процесс
чувственного познания имеет свои особенности,весьма сложно у них формируются
пространственные представления. Сформированность этих представлений характеризует
общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из
важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. От уровня
сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность
овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Чтобы сформировать у детей эти представления должен быть комплексный подход,
система игр и игровых заданий. Для того, чтобы процесс коррекционно-воспитательной
работы был успешным, необходимо создание определенных благоприятных условий, а также
продуктивное сотрудничество различных специалистов. Все участники процесса; учитель-
логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, физкультурный
работник,воспитатель; объединяют свои действия.
Участие в этом процессе психолога помогает выявить характер и степень
выраженности влияния нарушения речевого развития на развитие личности ребенка, его
познавательную деятельность, поведение. Развивает пространственное мышление.
Учитель- логопед работает над формированием пространственных представлений
в процессе работы над развитием речи,слухового восприятия.
Музыкальный руководитель работает над темпо-ритмическими структурами в
музыкальных подвижных играх, хороводах, музыкально-ритмических композициях.
Воспитатель активизирует и закрепляет умения и навыки пространственного
ориентирования, пространственные представления во время режимных моментов, на
занятиях конструирования, по математике, аппликации, в сюжетно-ролевых играх,играх со
строительным материалом, мозаиками, конструкторами, в играх драматизациях.
Физкультурный работник развивает общую моторику, координацию, отрабатывает
и закрепляет положение тела в упражнениях и пространственную лексику в построениях,
перестроениях, пространственное ориентирование в подвижных играх.
Педагог по изодеятельности- формирует мелкую моторику, графические навыки,
зрительно-двигательную координацию, ориентацию на листе бумаги.
Вот как это выглядит на примере деятельности двух специалистов педагога-
психолога и учителя-логопеда.
1 этап ориентировка на «себе».
Цель: Формировать представление о своем теле.
педагог-психолог
учитель-логопед
задачи
Игры и игровые
упражнения
Речевой
материал
задачи
Игры
и
игровые
упражнения
Учить
ориентироваться
«Зарядка для
зверей»
Левый-правый
левая-правая
Закреплять
речевое
«Назови
части
тела»
«Опиши
на
собственном
теле.
Уточнить
представления
о
собственном лице
и теле.
«Мишки
умываются»
левое-правое
слева-справа
снизу-сверху
обозначение
расположения
отдельных частей
своего лица, тела,
с помощь
наречий,
прилагательных.
предмет»
2 этап. Ориентировка от себя.
Цель
:
формировать
понимание
пространственных
отношений
между
собой
и
объектами.
Учить определять
собственное
п о л о ж е н и е
в
пространстве.
«Что
с п р а в а »
«Кто в гнезде?»
«Куда
показывает
флажок?»
Слева
справа
сзади
спереди
налево
направо
Закрепить
речевое
обозначение
направления
движений.
«Скажи
наоборот»
«Наведи
порядок»
3 этап. Отношение одного объекта к другому.
Цель: Формировать понимание пространственных отношений между объектами.
З а к р е п и т ь
в
слухоречевой
и
зрительной
памяти
значение
пространственног
о окружения.
«Что
изменилось?»
«Ищем клад по
карте»
«Расставим
мебель в
комнате»
Над
под
в
за
с
на
перед
Формировать
у
д е т е й
ч е т к и е
лексические
значения
пространственны
х
предлогов
и
наречий.
« Гд е
р а с т е т »
«Закончи
предложения»
4 этап. Организация движений в пространстве.
Цель: Учить ориентироваться в трехмерном пространстве.
Формировать
целостное
представление
о
пространстве.
«Слушай
к о м а н д у
и
выполняй»
«Куда
пойдешь,что
найдешь?»
Шаг вперед
рядом
левее
друг за другом
Формировать
грамматическое
обобщение.
«Тепло-холодно»
«Где был?»
«Путешествие
ручейка»
5 этап. Плоскостное представление.
Цель: Учить ориентироваться в двухмерном пространстве в движении.
Формировать
умение
ориентироваться
на плоскости.
Лабиринт
Граф. диктант
«Укрась елочку»
Справа-слева
правый
верхний
угол
нижняя
сторона
листа
Учить
умению
правильно
произносить
падежные
окончания.
« Р а м к а
д л я
картины»
«Назови
соседей»
Комплексный, интегрированный характер занятий способствует повышению
эффективности формирования пространственного восприятия, что в свою очередь оказывает
благоприятное влияние на развитие детей с ЗПР в целом.