Напоминание

Формирование у детей пространственных представлений


Автор: Никитина Надежда Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8 комбинированного вида
Населённый пункт: г . Исилькуль, Омской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование у детей пространственных представлений
Раздел: дошкольное образование





Назад




Н. А. Никитина воспитатель (1 кв. категория) МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида», г. Исилькуль
ВЗАИМОСВЯЗЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У

ДЕТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Первоначальный источник познания,чувственное восприятие,человек получает из опыта и наблюдений,формируя представления, образы предметов, их свойства и отношения. Понимание логических определений у детей находится в прямой зависимости от первой чувственной ступени познания. У детей с задержкой речевого развития (ЗПР) процесс чувственного познания имеет свои особенности,весьма сложно у них формируются пространственные представления. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Чтобы сформировать у детей эти представления должен быть комплексный подход, система игр и игровых заданий. Для того, чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был успешным, необходимо создание определенных благоприятных условий, а также продуктивное сотрудничество различных специалистов. Все участники процесса; учитель- логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, физкультурный работник,воспитатель; объединяют свои действия.  Участие в этом процессе психолога помогает выявить характер и степень выраженности влияния нарушения речевого развития на развитие личности ребенка, его познавательную деятельность, поведение. Развивает пространственное мышление.  Учитель- логопед работает над формированием пространственных представлений в процессе работы над развитием речи,слухового восприятия.  Музыкальный руководитель работает над темпо-ритмическими структурами в музыкальных подвижных играх, хороводах, музыкально-ритмических композициях.  Воспитатель активизирует и закрепляет умения и навыки пространственного ориентирования, пространственные представления во время режимных моментов, на занятиях конструирования, по математике, аппликации, в сюжетно-ролевых играх,играх со строительным материалом, мозаиками, конструкторами, в играх драматизациях.  Физкультурный работник развивает общую моторику, координацию, отрабатывает и закрепляет положение тела в упражнениях и пространственную лексику в построениях, перестроениях, пространственное ориентирование в подвижных играх.  Педагог по изодеятельности- формирует мелкую моторику, графические навыки, зрительно-двигательную координацию, ориентацию на листе бумаги. Вот как это выглядит на примере деятельности двух специалистов педагога- психолога и учителя-логопеда.
1 этап ориентировка на «себе».

Цель: Формировать представление о своем теле.
педагог-психолог учитель-логопед задачи Игры и игровые упражнения Речевой материал задачи Игры и игровые упражнения Учить ориентироваться «Зарядка для зверей» Левый-правый левая-правая Закреплять речевое «Назови части тела» «Опиши
на собственном теле. Уточнить представления о собственном лице и теле. «Мишки умываются» левое-правое слева-справа снизу-сверху обозначение расположения отдельных частей своего лица, тела, с помощь наречий, прилагательных. предмет»
2 этап. Ориентировка от себя.



Цель

:

формировать

понимание

пространственных

отношений

между

собой

и

объектами.
Учить определять собственное п о л о ж е н и е в пространстве. «Что с п р а в а » «Кто в гнезде?» «Куда показывает флажок?» Слева справа сзади спереди налево направо Закрепить речевое обозначение направления движений. «Скажи наоборот» «Наведи порядок»
3 этап. Отношение одного объекта к другому.

Цель: Формировать понимание пространственных отношений между объектами.
З а к р е п и т ь в слухоречевой и зрительной памяти значение пространственног о окружения. «Что изменилось?» «Ищем клад по карте» «Расставим мебель в комнате» Над под в за с на перед Формировать у д е т е й ч е т к и е лексические значения пространственны х предлогов и наречий. « Гд е р а с т е т » «Закончи предложения»
4 этап. Организация движений в пространстве.

Цель: Учить ориентироваться в трехмерном пространстве.
Формировать целостное представление о пространстве. «Слушай к о м а н д у и выполняй» «Куда пойдешь,что найдешь?» Шаг вперед рядом левее друг за другом Формировать грамматическое обобщение. «Тепло-холодно» «Где был?» «Путешествие ручейка»
5 этап. Плоскостное представление.

Цель: Учить ориентироваться в двухмерном пространстве в движении.
Формировать умение ориентироваться на плоскости. Лабиринт Граф. диктант «Укрась елочку» Справа-слева правый верхний угол нижняя сторона листа Учить умению правильно произносить падежные окончания. « Р а м к а д л я картины» «Назови соседей» Комплексный, интегрированный характер занятий способствует повышению эффективности формирования пространственного восприятия, что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие детей с ЗПР в целом.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!