Автор: Воронежская Светлана Анатольевна Должность: преподаватель по классу фортепиано Учебное заведение: МБУДО "Верхнеднепровская ДШИ" Населённый пункт: пгт. Верхнеднепровский, Смоленская область Наименование материала: Материал для родителей Тема: "Организация самостоятельной работы ученика" Раздел: дополнительное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИКА
Исключительно важная роль домашней работы требует постоянного внимания
к ней преподавателя. Необходимо помочь ученику в составлении
расписания на
день с тем, чтобы была соблюдена необходимая последовательность в занятиях
музыкой
и
приготовлением
заданного
в
общеобразовательной
школе.
Не
все
понимают, что работа за фортепиано требует большого умственного напряжения и
становится вредной, когда ребенок сильно утомлен. Поэтому лучше всего отводить
репетициям утренние часы. Если это невозможно, то целесообразнее
посвятить
музыке
время перед приготовлением уроков в общеобразовательную школу, чем
после
них:
переключение
внимания
отражается
благоприятно
на
занятиях
искусством.
Учащиеся музыкальных учреждений не могут уделять очень много времени
фортепианной игре. Кроме посещения занятий и выполнения уроков, им нужно
позаниматься спортом, прочитать книги, сходить в кино, посетить концертные залы
и
обязательно
погулять,
иначе
они
вырастут
недостаточно
культурными
и
физически
незакаленными.
Поэтому
руководитель
класса
должен
обратить
внимание на повышение качества домашних занятий, приучать с самого начала
обучения заниматься так, чтобы ни одна минута не была потеряна.
Стремясь рационализировать процесс домашних занятий ученика, некоторые
учителя музыки указывают, сколько минут в день надо тратить на гаммы, этюды,
полифонические произведения, крупную форму, пьесы. Но это сдерживает развитие
самостоятельности.
Ведь
буквально
каждый
урок,
каждый
день
домашних
репетиций
вносит
изменения
в
характер,
а
значит
и
в
продолжительность
дальнейшей работы над тем или иным сочинением. Главная задача
ребенка –
учиться
распределять время между различными объектами музыки. Приобрести
такое умение можно лишь в процессе самостоятельной практики.
Чтобы организовать самостоятельную работу ученика, надо знать условия, в
которых
он
живёт.
Когда
в
класс
поступает
новый
обучающийся,
следует
познакомиться с его семьей, инструментом, на котором ему предстоит репетировать.
Иногда папы и мамы не понимают, как вредно играть ребенку на расстроенном
1
фортепиано, если у него тугая педаль или западают клавиши. Часто не учитывается
плохое освещение клавиатуры. А это в действительности имеет большое значение.
Важно узнать об отношении родителей к занятиям музыкой их детей. Бывает,
что
матери сильно опекают ребенка, лишая его
самостоятельности. Иногда,
наоборот, музыкальные репетиции проходят без необходимого внимания со стороны
родителей. Ведь многие взрослые не только не следят, чтобы ученик музыкальной
школы действительно работал за инструментом, но даже и не понимают, как важно
создать в это время тишину в комнате.
Иногда приходится проводить с родителями действительно воспитательную
работу, объяснять, чтобы они помогали, а не мешали музыкальному развитию их
чада. Взрослым
необходимо следить, чтобы ребенок играл на инструменте в
положенное время, создать необходимые условия для его работы, но вмешиваться в
процесс выучивания им не рекомендуется. Пусть лучше о замеченных ошибках они
расскажут
педагогу.
Конечно,
в
отношении
самых
маленьких
учащихся
не
исключается возможность присмотра за выполнением домашних заданий.
К сожалению, приходится отмечать, что многие стараются оберегать своего
ребенка от излишнего труда.
Надо ли говорить здесь о том, что пока они
не
изменят своего отношения, попытки научить маленького музыканта работать за
инструментом будут входить в противоречие с привычным укладом жизни семьи и
могут оказаться малоуспешными?
2