Модели построения здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях ФГОС
Автор: Шамсиярова Флюса Кавиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР Населённый пункт: г.Бирск Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: Модели построения здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях ФГОС Раздел: начальное образование
Модели построения здоровьесберегающего образовательного
пространства в условиях ФГОС
В
условиях
современного
глобального
духовно
-
экологического
кризиса,
одним
из
проявлений
которого
является
продолжающееся
ухудшение здоровья человечества, возникает естественный всевозрастающий
интерес
к
проблеме
здоровья
в
ее
общенаучном
и
философско-
антропологическом
измерениях.
Понимая
под
здоровьем
объективное
и
субъективное
чувство
полного
физического,
психического
и
социального
комфорта, многие известные ученые отмечают, что здоровье человека зависит
от
многих
факторов:
наследственных,
социально-экономических,
экологических,
деятельности
системы
здравоохранения.
Но
особое
место
среди
них
занимает
образ
жизни
человека.
По
данным
ВОЗ,
здоровье
человека на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % -
экологическими
условиями,
на
15-20
%
оно
обусловлено
генетическими
факторами и лишь на 10-15 % - деятельностью системы здравоохранения.
Современное
состояние
общества,
высочайшие
темпы
его
развития
предъявляют
все
новые,
более
высокие
требования
к
человеку
и
его
здоровью. Воспитание относится к одному из приоритетов государственной
политики
нашей
страны
и
рассматривается
как
средство
обновления
о б щ е с т в а ,
у к р е п л е н и я
го с уд а р с т в е н н о с т и
и
ф о р м и р о в а н и я
гражданственности,
совершенствования
идеологической
работы,
формирования здорового образа жизни. В основополагающих документах
Министерства
образования
Российской
Федерации
(«Концепция
долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3.4
«Образование» (одобрена Правительством РФ 01 октября 2008 года, протокол
№36)», «Основные направления Правительства РФ на период до 2012 года (от
17
ноября
2008
года
№
1663-р)»,
«Послание
Президента
Российской
Федерации Федеральному собранию» (05 ноября 2008 года, 12 ноября 2009
года), ПНП «Образование», президентская инициатива «Наша новая школа»)
сформулированы основные
направления
комплексной
организации
здоровьесберегающего
образовательного
процесса
в
образовательных
учреждениях: воспитание здоровой личности, личности, ориентированной
на здоровый образ жизни; организация такого образовательного процесса,
который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой
школе средств охраны здоровья и развития детей.
В связи с этим предлагается комплекс мероприятий по охране здоровья
детей и подростков, включивший в себя следующие направления работы :
мониторинги состояния здоровья учащихся,
создание условий для укрепления и сохранения здоровья детей,
организация оздоровительной работы в учебном процессе,
повышение психолого-педагогической компетенции кадров,
совершенствование системы спортивно-оздоровительной работы,
профилактика здорового образа жизни,
отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб.
О с н о в о п о л а г а ю щ и м
э л е м е н т о м
в
с о зд а н и и
м е х а н и з м а
здоровьесберегающей
среды
является проведение
мониторинга
здоровья
детей: диагностика соматического (текущего), физического, психического и
нравственного
состояния,
анализ,
контроль
и
отслеживание
динамики
позитивных
и
негативных
изменений
здоровья
обучающихся.
Наряду
с
традиционными
методами
отслеживания
-
ежегодным
профилактическим
медицинским осмотром детей (создается банк данных по заболеваниям за
несколько
лет),
проверкой
физического
развития
учащихся
на
уроках
физкультуры, учетом посещаемости занятий (пропуски по болезни), в школе
необходимо
проводить
следующие
методики,
позволяющие
собирать
необходимую информацию: исследование уровня адаптации первоклассников
к
учебно-воспитательной
деятельности
школы,
изучение
познавательной
активности, эмоционального состояния. Новое качество образования может
быть доступно лишь при создании определенных условий, направленных на
сохранение
и
укрепление
здоровья
учащихся.
Это
требует
от
педагогов
особых подходов в образовании и воспитании. Знания здоровьесберегающих
технологий – составляющая профессиональной технологии компетентности
педагога.
Педагог,
использующий
эти
технологии,
разрешает
проблему
перегрузки
и
переутомления,
учащихся
на
занятиях.
У
них
развивается
внимание, память, творческое воображение, формируется мышление, свобода
суждений.
С
момента
поступления
в
школу
общая
двигательная
активность
ребенка снижается почти на половину, и степень этого снижения нарастает
от
младших
классов
к
старшим.
Технология
раскрепощенного
развития
В.Ф.Базарного, получила признание уже в 80-90-ых годах. За основу
своей методики Базарный В.Ф., доктор медицинских наук, профессор и врач,
взял
принцип
сенсорно-моторной
активности
человека.
При
всей
многогранности подходов к сбережению и укреплению здоровья школьников
(питание, экология, психология, гигиена, профилактическая медицина,
коррекционная
педагогика)
на
первое
место
выходит
всѐ
же
фактор
двигательной активности.
Методика сенсорно – координаторных тренажей «Четыре угла». Все
упражнения выполняются в свободной позе: дети делают движения головой,
глазами и туловищем в течение 1,5 – 2 минуты. В четырех углах кабинета
фиксируются яркие изображения: картинки, схемы, слова, формулы, числа,
фигуры, правила, сюжеты из сказок, пейзажи и т. д. Здесь присутствует
важный
эмоционально-мотивационный
фактор,
который
повышает
физическую и психологическую активность детей на занятии.
Методика зрительно - координаторных тренажей. Незамысловатые
круги
и
восьмерки
–
схемы-траектории
–
используют
для
разминки
и
укрепления мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по
разноцветным
линиям.
Одновременно
дети
делают
непроизвольные
движения головой, шеей, туловищем. По мнению доктора В. Ф. Базарного,
регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка
за один учебный год, и он может отказаться от очков.
Обязательным учебным предметом доктора В. Ф. Базарного является
детское
хоровое
пение. Пение является мощным средством балансировки
нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата,
органов
дыхания.
Познание
мира
детьми
осуществляется
на
основе
зрительно-образного моделирования в режиме одухотворенной перспективы.
Прежде чем начать работу по методике В. Ф. Базарного, необходимо узнать
соответствующую
литературу
по
валеологии,
ознакомиться
с
опытом
использования здоровьесохраняющих принципов обучения и воспитания в
школах.
Невозможно
представить
педагога
с
авторитарным
подходом
к
учебному процессу в классе, где внедряется подвижный способ обучения.
Ему необходимо постоянно перемещаться по классу, быть активным, чтобы
дети следили за ним. Для восстановления связи между зрением и общим
мышечным чувством весь урок строится в режиме «динамических поз».
Прежде всего, учитель должен быть готов к построению урока с учетом
здоровьесберегающих технологий.
Технология В. Ф. Базарного помогает педагогу стать раскрепощенным,
повысить
творческий
потенциал,
значимость
и
престиж
профессии
в
обществе.
И
только
такой
учитель
сможет
сделать
свободным,
раскрепощенным подрастающее поколение.
Для целенаправленной организации родительского всеобуча в школе
необходимо проведение анкетирования родителей по их информационному
обеспечению по вопросам здоровьесберегающей направленности.
Одним из необходимых условий достижения современного качества
образования является создание в общеобразовательном учреждении условий
для сохранения и укрепления здоровья учащихся за счет: совершенствования
нормативно-правовой
базы,
укрепления
материально-технической
базы,
повышения
удельного
веса
и
качества
занятий
физической
культурой,
улучшения
организации
питания,
соблюдения
санитарно-гигиенических
требований
к
режиму
учебно-воспитательного
процесса,
включения
в
учебный план элективных курсов по сохранению и укреплению здоровья.
В рамках работы над данной темой необходимо запланировать анализ и
систематизацию нормативных актов по сохранению и развитию здоровья
обучающихся,
издание
дополнительных
локальных
актов,
таких,
как:
Положения о конкурсах «Самый здоровый класс» который включает разные
параметры – организация дежурным классом подвижных перемен; гигиена
класса; организация физкультминуток на уроках; участие класса в спортивно-
оздоровительных мероприятиях школы; проведение классного чемпионата по
фирменному виду спорта; количество учащихся, посещающих спортивные
секции
и
кружки;
количество
уроков,
пропущенных
обучающимися
по
болезни; проведение акций профилактической направленности; Положение о
работе с учащимися, временно отсутствующими на занятиях ввиду болезни,
и выздоровевшими учениками.
С к л а д ы ва ю щ а я с я
в
н а ш е й
ш кол е
с и с т е ма
о р г а н и з а ц и и
образовательного
процесса,
сберегающая
здоровье
школьников,
обеспечивается ежедневными усилиями всего педагогического коллектива и
включает
в
себя:
интеграцию
знаний
в
общеобразовательные
предметы,
применение
здоровье сберегающих
технологий,
и с п ол ь з о ва н и е
оздоровительных мероприятий в учебном процессе.
В
нашей
школе
есть
специально
оборудованные
спортивный
и
тренажерный
зал.
Для
осуществления
лыжной
подготовки
имеется
все
необходимое оборудование. В зимнее время оборудована ледяная горка для
катания детей во время прогулок. В теплое время года прогулки с детьми и
уроки физической культуры проводятся на свежем воздухе. На занятиях
распространена двигательно-речевая гимнастика, а также подвижные игры с
дидактической
направленностью.
Под
пристальным
вниманием
администрации
школы
находится
вопрос
об
организации
питания
школьников. Информационно-просветительская работа педагогов включает
систему
тематических
классных
и
клубных
часов
здоровьесберегающей
направленности
с
включением
вопросов
правил
дорожного
движения
и
правил пожарной безопасности.
В
традициях
спортивно-оздоровительной
работы
школы
является
проведение Дней Здоровья на свежем воздухе по сезонам: осень, весна. В
школе
не
первый
год
работает
спортивная
секция
общей
физической
подготовки. Важнейшим компонентом спортивно – оздоровительной работы
является
увеличение
двигательной
активности
через
процесс
внедрения
малых форм физического воспитания.
Система
образования,
государство
получают
четкие
ориентиры,
социальный
заказ
настоящего
и
будущего.
Суть
заказа
в
том,
чтобы
качественное образование сочеталось с хорошей физической подготовкой
подрастающего
поколения,
с
сохранением
и
укреплением
духовного
и
физического здоровья.
Состояние
здоровья
современного
человека
зависит
не
только
от
внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Понятно,
что
выработка
такого
отношения
-
важнейшее
условие
оздоровления
общества. И начинать его необходимо со школы, поскольку именно она -
единственный институт, через который проходит все население страны, а
учебно-воспитательный
процесс
-
единственный
систематизированный
процесс
возможного
формирования
мотивов
полезного
для
индивида
и
общества поведения. Вот почему роль школы в сохранении и укреплении
здоровья не может не стать ведущей.