Тема: "СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ"
Автор: Галяутдинова Наталья Борисовна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ "СОШ пос. им. К. Маркса" Населённый пункт: Саратовская область,Энгельсский район,пос.им.Карла Маркса Наименование материала: Реферат Тема: Тема: "СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ" Раздел: дополнительное образование
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»
Выполнила учитель технологии: Галяутдинова Наталья Борисовна
Школа МБОУ «СОШ пос.им. К.Маркса»
Саратовской области, Энгельсского района
2016 год
1
Содержание:
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1: Структура патриотического воспитания …………………….4
Глава 2: Функции патриотического воспитания ………………………6
Глава 3: Сущностные характеристики патриотического воспитания ...7
Заключение……………………………………………………………….9
Список используемой литературы……………………………………...10
2
Введение
В школах одна из важнейших задач заключается в патриотическом
воспитании,
ведь
именно
на
данном
этапе
жизни
нужно
прививать
школьникам священное чувство любви к Родине. К сожалению не многие
люди являются настоящими патриотами. Проблема патриотизма в настоящее
время
является
одной
из
актуальнейших
проблем
общества.
Патриотизм
проявляется в любви преданности своей стране, стремление служить в её
интересах,
быть
готовым
к
самопожертвованию
ради
её
защиты.
Патриотическое
воспитание
направлено
на
формирование
и
развитие
личности, которая обладает всеми необходимыми качествами патриота, это
заключается
в
способности
в
любое
время
успешно
выполнять
свои
гражданские
обязанности,
и
роль
школы
в
этом
плане
неоценима.
Патриотизм одна из важнейших черт развития личности, который присущ
всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным
достоянием личности, характеризует уровень ее развития. У школьников
должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, но в
настоящее время, к большому сожалению, очень мало говориться о роли
нашего народа в Великой Отечественной войне, школьники мало знают о тех,
кто обеспечил им будущее, отстоял его для них. Может из-за этого многие
молодые люди не хотят служить в армии, хотя исходя из Конституции Р.Ф,
служба в армии является их священной обязанностью. Целью данной
работы являются – выявление приёмов и методов, которые используются в
воспитательной
работе
по
формированию
патриотического
воспитания
в
общеобразовательном учреждении. Так же, исходя, из цели исследования
были поставлены следующие задачи: обосновать структуру патриотического
воспитания;
выявить
сущностные
характеристики
патриотического
воспитания школьников; рассмотреть функции патриотического воспитания.
В данной работе исследуемым объектом является процесс патриотического
воспитания в общеобразовательном учреждении, а предмет исследования -
3
педагогические
условия
работы
по
патриотическому
воспитанию
школьников.
Глава 1: Структура патриотического воспитания
Помимо
образовательных
учреждений
значительное
внимание
патриотическому
воспитанию
молодежи,
уделяют
также
органы
государственной власти, которые осуществляют его преимущественно через
формирование
готовности
к
защите
Родины,
уважения
к
действующему
законодательству
и
основам
демократического,
правового
государства,
к
российской
истории,
выдающимся
памятникам
культуры.
В
статье
43
Конституции РФ сказано, что все граждане РФ имеют право на бесплатное
образование. Это подразумевает, что они имеют право и на воспитание,
включая
гражданско-патриотическое.
Статья
59
утверждает
обязанность
граждан защищать Отчество, а статья 70 устанавливает основные символы
РФ
-
флаг,
герб
и
гимн.
Также
в
России
действует
ФЗ
"О
воинской
обязанности
и
военной
службе"
в
которомст.14.
устанавливает
военно-
патриотическое
воспитание
граждан".
Всё
это
формируют
осознание
молодыми людьми своего патриотического долга, основанного на уважении к
согражданам, истории и культуре родной страны, уважении к другим нациям
и гуманистической морали, выражающейся в разносторонней помощи людям,
сохранении природного богатства и культурно-исторического наследия.
Структура патриотического воспитания состоит из трех компонентов:
патриотических убеждений, сознания и деятельности (рис. 2).
Рисунок 2
Патриотические
убеждения
к
ним
относятся:
признание
определяющей
роли
народа
и
Родины
в
жизни
человека;
признание
4
способности российского народа защищать собственное государство и играть
важную роль в международных отношениях, верить в будущее России и ее
народа. В несокрушимость, силу, стойкость, мощь и справедливость родного
государства;
вера
в
неисчерпаемые
силы,
талант,
неповторимость,
трудолюбие российского народа. Патриотическое сознание. Оно включает в
себя: любовь к Российскому историческому и самобытному образу народа,
веру
в
духовную
силу
народа
и
его
предназначение.
В
силу
воли
и
ответственность
за
то,
чтобы
народ
России
занял
почётное
место
в
цивилизованном мире; систему поступков, что является следствием любви к
Родине;
умение
осмысливать
историю,
культуру,
искусство,
ценности,
мораль,
обычаи,
обряды,
символику
своего
народа.
Патриотическая
деятельность она предполагает: осознание глубокой связи с народом, участие
в
его
делах,
забота
о
его
благе;
сохранение
и
приумножение
культуры,
традиций, обычаев, обрядов родной страны; знание символов своей Родины;
деятельность,
направленную
на
утверждение
государственности
своего
народа, укрепление своего государства и готовность ее отстаивать; знание
истории своего рода, народа, уважение к родным местам, почитание памяти
героев
родного
края
и
страны;
добросовестное
выполнение
своих
обязанностей в обучении, умение творчески работать.
Глава 2: Функции патриотического воспитания
5
При
моделировании
функций
патриотического
воспитания
выделяются
функциональные
компоненты
профе ссионально
-
педагогической деятельности, которые относятся к задачам патриотического
воспитания
школьников.
Следующий
перечень
функций
считается
более
распро ст ранённым:
ориентирующая
функция;
м от и ва ц и о н н о -
мобилизационная
функция;
информационно-гностическая
функция;
организационная
функция;
преобразующая
функция;
координирующая
функция;
контролирующая
функция;
прогностическая
функция;
коррекционная
функция.
Итак,
об
этих
функциях
можно
сказать
что:
Ориентирующая
функция
позволяет
выявить
наиболее
предпочтительные
варианты
поведения,
которые
относятся
к
соответствующему
идеалу.
Мотивационно-мобилизующая
функция
включает
умения
возбуждать
у
учащихся интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в
практику.
Информационно-гностическая
функция
заключается
в
том,
как
педагог пользуется выразительностью своей речи. Организационная функция
предполагает
создание
условий
для
процесса
достижения
поставленных
целей патриотического воспитания школьников.
Преобразующая функция
требует
от
педагога
проявить
определённый
творческий
подход
к
организации
образовательного
процесса.
Координирующая
функция
объединяет и согласовывает содержания и направленности педагогических
воздействий
на
учащихся.Контролирующая
функция
основана
на
формировании личности патриота своего государства на уроках и в жизни.
Прогностическая функция служит для предвидения ближайшего развития
школьников
и
воспитательной
системы
образовательного
учреждения.
Коррекционная
функция
изменяет
негативные
моменты
педагогического
процесса, влияет на динамику роста, уровня патриотической воспитанности
школьников
и
повышает
качественные
характеристики
патриотического
воспитания.
6
Глава 3: Сущностные характеристики патриотического
воспитания
К
сущностным
характеристикам
относятся:
многофакторность,
длительность,
перспективность,
комплексность,
п р е о бл а да н и е
организаторских
форм
педагогической
деятельности,
ступенчатость.
Многофакторность
системы
определяется
наличием
многочисленными
внутренним
и
внешним
факторам
среды:
семья,
школа,
формальные
и
неформальные контакты школьника с другими людьми. Систематичность
предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном
порядке:
целеполагание
и
планирование
процесса
патриотического
воспитания
школьников;
отбор
содержания
процесса
патриотического
воспитания
школьников:
форм,
методов,
средств;
организацию
процесса
патриотического
воспитания
школьников;
контроль
над
ходом
процесса
патриотического
воспитания
школьников;
определение
основных
направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;
принятие
управленческих
решений;
прогнозирование
дальнейшего
хода
процесса
патриотического
воспитания
школьников
и
динамики
патриотической воспитанности школьников. Длительность реализуется как
целе сообразная,
плановая,
комплексная
реализация
п р о ц е с с а
патриотического
воспитания
школьников,
с
учетом
возрастных,
индивидуальных,
национальных
и
конфессиональных
особенностей
школьников
в
условиях
непрерывного
изменения
личности
школьника.
Перспективность определяет возможную успешность развития процесса и
успешность в патриотическом воспитании. Отражается в необходимости и
возможности
ставить
отдаленные
и
близкие
цели,
планировать
и
прогнозировать
процесс
патриотического
воспитания.
Комплексность
позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяет в
себе
отдельные
направления
реализации
его
воспитательных
функций.
Ступенчатость
характеризует
последовательность
патриотического
воспитания
школьников
как
процесса
перехода
от
элементарных
7
представлений
о
патриотизме
-
к
высшему
ценностно-смысловому
проявлению
патриотизма.
Целостность
обеспечивает
цельность
и
завершенность процесса патриотического воспитания школьников в единстве
всех его стадий и этапов. Активность характеризует деятельность педагогов
как
целенаправленную,
мотивированную,
осознанную,
эмоционально-
окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения
педагогом способами и приёмами действий.
8
Заключение
С точки зрения педагогики сущность и содержание патриотического
воспитания
представляется
как
целостный
и
системный
процесс
взаимодействия педагогов и воспитанников. Данный процесс направлен на
развитие
патриотических
чувств,
убеждений
и
устойчивых
норм
патриотического
поведения.
Многие
ученые
выделяют
несколько
направлений
патриотического
воспитания:
героико-патриотическое,
национально-патриотическое,
гражданско-патриотическое,
военно-
патриотическое.
В
Концепции
патриотического
воспитания
граждан
РФ
целью
является:
развитие
в
российском
обществе
высокой
социальной
активности,
гражданской
ответственности,
духовности,
формирование
граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных
проявить
их
в
созидательном
процессе
в
интересах
своего
государства,
укрепления, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого
развития. Данное положение раскрывает не только задачи патриотического
воспитания, но и их тесную взаимосвязь с социальным воспитанием. Если
результаты
патриотического
воспитания
в
сфере
сознания
и
отношений
отражены в нормативно-правовых документах четко, то о необходимости
патриотического
поведения
и
деятельности
гражданина
в
них
говорится
размыто, недостаточно четко прослеживается, на мой взгляд, важнейшая
мысль
-
патриотизм,
это
в
первую
очередь
патриотические
поступки,
социальная активность.
9