Напоминание

Тема: "СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Галяутдинова Наталья Борисовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ пос. им. К. Маркса"
Населённый пункт: Саратовская область,Энгельсский район,пос.им.Карла Маркса
Наименование материала: Реферат
Тема: Тема: "СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Реферат

Тема

: «

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»
Выполнила учитель технологии: Галяутдинова Наталья Борисовна Школа МБОУ «СОШ пос.им. К.Маркса» Саратовской области, Энгельсского района 2016 год 1



Содержание:
Введение…………………………………………………………………...3 Глава 1: Структура патриотического воспитания …………………….4 Глава 2: Функции патриотического воспитания ………………………6 Глава 3: Сущностные характеристики патриотического воспитания ...7 Заключение……………………………………………………………….9 Список используемой литературы……………………………………...10 2

Введение
В школах одна из важнейших задач заключается в патриотическом воспитании, ведь именно на данном этапе жизни нужно прививать школьникам священное чувство любви к Родине. К сожалению не многие люди являются настоящими патриотами. Проблема патриотизма в настоящее время является одной из актуальнейших проблем общества. Патриотизм проявляется в любви преданности своей стране, стремление служить в её интересах, быть готовым к самопожертвованию ради её защиты. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, которая обладает всеми необходимыми качествами патриота, это заключается в способности в любое время успешно выполнять свои гражданские обязанности, и роль школы в этом плане неоценима. Патриотизм одна из важнейших черт развития личности, который присущ всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует уровень ее развития. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, но в настоящее время, к большому сожалению, очень мало говориться о роли нашего народа в Великой Отечественной войне, школьники мало знают о тех, кто обеспечил им будущее, отстоял его для них. Может из-за этого многие молодые люди не хотят служить в армии, хотя исходя из Конституции Р.Ф, служба в армии является их священной обязанностью. Целью данной работы являются – выявление приёмов и методов, которые используются в воспитательной работе по формированию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении. Так же, исходя, из цели исследования были поставлены следующие задачи: обосновать структуру патриотического воспитания; выявить сущностные характеристики патриотического воспитания школьников; рассмотреть функции патриотического воспитания. В данной работе исследуемым объектом является процесс патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении, а предмет исследования - 3
педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.
Глава 1: Структура патриотического воспитания
Помимо образовательных учреждений значительное внимание патриотическому воспитанию молодежи, уделяют также органы государственной власти, которые осуществляют его преимущественно через формирование готовности к защите Родины, уважения к действующему законодательству и основам демократического, правового государства, к российской истории, выдающимся памятникам культуры. В статье 43 Конституции РФ сказано, что все граждане РФ имеют право на бесплатное образование. Это подразумевает, что они имеют право и на воспитание, включая гражданско-патриотическое. Статья 59 утверждает обязанность граждан защищать Отчество, а статья 70 устанавливает основные символы РФ - флаг, герб и гимн. Также в России действует ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в которомст.14. устанавливает военно- патриотическое воспитание граждан". Всё это формируют осознание молодыми людьми своего патриотического долга, основанного на уважении к согражданам, истории и культуре родной страны, уважении к другим нациям и гуманистической морали, выражающейся в разносторонней помощи людям, сохранении природного богатства и культурно-исторического наследия. Структура патриотического воспитания состоит из трех компонентов: патриотических убеждений, сознания и деятельности (рис. 2). Рисунок 2 Патриотические убеждения к ним относятся: признание определяющей роли народа и Родины в жизни человека; признание 4
способности российского народа защищать собственное государство и играть важную роль в международных отношениях, верить в будущее России и ее народа. В несокрушимость, силу, стойкость, мощь и справедливость родного государства; вера в неисчерпаемые силы, талант, неповторимость, трудолюбие российского народа. Патриотическое сознание. Оно включает в себя: любовь к Российскому историческому и самобытному образу народа, веру в духовную силу народа и его предназначение. В силу воли и ответственность за то, чтобы народ России занял почётное место в цивилизованном мире; систему поступков, что является следствием любви к Родине; умение осмысливать историю, культуру, искусство, ценности, мораль, обычаи, обряды, символику своего народа. Патриотическая деятельность она предполагает: осознание глубокой связи с народом, участие в его делах, забота о его благе; сохранение и приумножение культуры, традиций, обычаев, обрядов родной страны; знание символов своей Родины; деятельность, направленную на утверждение государственности своего народа, укрепление своего государства и готовность ее отстаивать; знание истории своего рода, народа, уважение к родным местам, почитание памяти героев родного края и страны; добросовестное выполнение своих обязанностей в обучении, умение творчески работать.


Глава 2: Функции патриотического воспитания
5
При моделировании функций патриотического воспитания выделяются функциональные компоненты профе ссионально - педагогической деятельности, которые относятся к задачам патриотического воспитания школьников. Следующий перечень функций считается более распро ст ранённым: ориентирующая функция; м от и ва ц и о н н о - мобилизационная функция; информационно-гностическая функция; организационная функция; преобразующая функция; координирующая функция; контролирующая функция; прогностическая функция; коррекционная функция. Итак, об этих функциях можно сказать что: Ориентирующая функция позволяет выявить наиболее предпочтительные варианты поведения, которые относятся к соответствующему идеалу. Мотивационно-мобилизующая функция включает умения возбуждать у учащихся интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практику. Информационно-гностическая функция заключается в том, как педагог пользуется выразительностью своей речи. Организационная функция предполагает создание условий для процесса достижения поставленных целей патриотического воспитания школьников. Преобразующая функция требует от педагога проявить определённый творческий подход к организации образовательного процесса. Координирующая функция объединяет и согласовывает содержания и направленности педагогических воздействий на учащихся.Контролирующая функция основана на формировании личности патриота своего государства на уроках и в жизни. Прогностическая функция служит для предвидения ближайшего развития школьников и воспитательной системы образовательного учреждения. Коррекционная функция изменяет негативные моменты педагогического процесса, влияет на динамику роста, уровня патриотической воспитанности школьников и повышает качественные характеристики патриотического воспитания. 6

Глава 3: Сущностные характеристики патриотического

воспитания
К сущностным характеристикам относятся: многофакторность, длительность, перспективность, комплексность, п р е о бл а да н и е организаторских форм педагогической деятельности, ступенчатость. Многофакторность системы определяется наличием многочисленными внутренним и внешним факторам среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми. Систематичность предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке: целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания школьников; отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов, средств; организацию процесса патриотического воспитания школьников; контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников; определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников; принятие управленческих решений; прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников. Длительность реализуется как целе сообразная, плановая, комплексная реализация п р о ц е с с а патриотического воспитания школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника. Перспективность определяет возможную успешность развития процесса и успешность в патриотическом воспитании. Отражается в необходимости и возможности ставить отдаленные и близкие цели, планировать и прогнозировать процесс патриотического воспитания. Комплексность позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяет в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Ступенчатость характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных 7
представлений о патриотизме - к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма. Целостность обеспечивает цельность и завершенность процесса патриотического воспитания школьников в единстве всех его стадий и этапов. Активность характеризует деятельность педагогов как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально- окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приёмами действий. 8

Заключение
С точки зрения педагогики сущность и содержание патриотического воспитания представляется как целостный и системный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников. Данный процесс направлен на развитие патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Многие ученые выделяют несколько направлений патриотического воспитания: героико-патриотическое, национально-патриотическое, гражданско-патриотическое, военно- патриотическое. В Концепции патриотического воспитания граждан РФ целью является: развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, формирование граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах своего государства, укрепления, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Данное положение раскрывает не только задачи патриотического воспитания, но и их тесную взаимосвязь с социальным воспитанием. Если результаты патриотического воспитания в сфере сознания и отношений отражены в нормативно-правовых документах четко, то о необходимости патриотического поведения и деятельности гражданина в них говорится размыто, недостаточно четко прослеживается, на мой взгляд, важнейшая мысль - патриотизм, это в первую очередь патриотические поступки, социальная активность. 9


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!