Автор: Сергейчук Екатерина Романовна Должность: воспитатель 1 категории Учебное заведение: ГБДОУ № 139 Выборгского района Санкт-Петербурга Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: Проблемы в воспитании девочек и пути их решения Раздел: дошкольное образование
Проблемы в воспитании девочек
У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства»,
выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом
отношении к куклам. Их внимание привлекает, прежде всего, человек, его
взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем
сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его
переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление
преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает
(обстановка, утварь, одежда и т.п.). Девочки больше общаются с матерью,
сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее
по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны.
Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других,
ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность
представительниц женского пола нередко является причиной их
недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем
мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как
на поощрения, так и на порицания. У девочек сильнее развито
непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность.
Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой
обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях. Круг
познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков. Из
школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю,
иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются
поэзией, занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками,
и отчасти, поэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом
активе, являются старостами. Краткая характеристика психологических
особенностей девочек позволяет сделать некоторые выводы и
сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать их
в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и матери.
Появление в семье ребенка, прежде всего, требует создания нормальных
бытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки.
Заботясь о здоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о
необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное
развитие. Регулярное доброжелательное общение, разговоры с маленькими
детьми, ласка, как матери, так и отца, колыбельные песни, использование
доступных игрушек — все это служит интересам такого развития.
Мать — пример для дочери. Главным воспитателем детей в семье, как
правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его,
материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своему
младенцу. Естественно, что и дети отвечают матери соответствующим
образом, между ними — особенно в раннем возрасте ребенка — обычно
устанавливаются более близкие отношения, чем между детьми и отцом. Это
обстоятельство имеет существенное значение, которое следует учитывать и
использовать в целях воспитания, как девочек, так и мальчиков. Близость
отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери на
ребенка, и поэтому очень важно, чтобы мать была во всем настоящим
образцом для своей дочери. Природная восприимчивость девочек, их
непроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему наглядному,
конкретному помогают им как бы автоматически усваивать то, что они видят,
слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своем
поведении, образе жизни, внешнем облике будет стараться служить
достойным примером для дочери, начиная с первых недель — успех его
воздействия в большой степени будет гарантирован. Это касается и
отношения к людям, вещам, к труду и характера проявления эмоций, и
манеры говорить, и многого другого. Дочь, прежде всего у матери
перенимает внешние формы поведения, да и немало внутренних черт,
определяющих облик и характер женщины. Так, если мать обладает
женственностью, именно благодаря ей, это качество становится свойством
дочери. Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и
заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь
помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и
игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в
хозяйственном труде. Появление в семье младшего ребенка предоставляет
богатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типично
женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за
ними, в ласке и нежности.
Роль отца в воспитании дочери.
Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладывает
рациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей
представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и
четче осознать свою женскую природу. Учитывая присущую девочкам
привязанность к дому, к тому, что их непосредственно окружает, отец должен
уделять специальное внимание воспитанию любознательности, стремиться
расширить кругозор дочери, знакомить с тем, что выходит за рамки уже
известного ей. Этому помогает чтение сказок, разучивание стихов,
рассматривание и раскрашивание картинок, рисование, слушание музыки,
общение с природой, просмотр детских телепередач. Большую пользу
приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые
необходимыми пояснениями, а также контакты со сверстниками.
Воспитательные усилия и отца, и матери по отношению к девочке
дошкольного возраста в значительной мере должны быть направлены на то,
чтобы как следует подготовить ее к обучению в школе. Это значит:
настойчиво продолжать развитие и поощрение у детей любознательности,
желания учиться, воспитывать интерес к школе, учению, формировать
уважительное отношение к учителю. Важно заранее ориентировать девочек
на хорошие, добрые отношения с мальчиками в школе, делать акцент на
необходимости дружных совместных занятий, игр, взаимопомощи. Наличие
брата в семье, естественно, в значительной мере облегчает решение этой
задачи.
Усиление чувства женственности у дочери.
На третьем году жизни девочка демонстрирует множество новых форм
поведения. Усиливающийся эксгибиционизм, интерес к анатомическим
различиям, генитальная мастурбация, всё это указывает на начало
доминирования так называемой генитальной фазы. Для психосексуального
развития, важно, чтобы в этом периоде девочка решила две важные задачи.
Прежде всего, она должна принять женскую половую роль, а также
интегрировать свой ценный образ тела. В этом процессе занимает важное
место эксгибиционизм (демонстрирование своего тела, себя). Многие
маленькие девочки, по-видимому, испытывают удовольствие от бега,
прыжков, танцев и кувырканий, им нравится всячески демонстрировать своё
тело. Эти формы деятельности способствуют формированию у девочки
женской половой идентичности. В то же время девочки обычно проявляют
сохраняющийся и более конкретизированный интерес к тому, чтобы быть
похожей на мать, нередко выражают желание украшать себя, подобно ей,
определёнными аксессуарами, означающими для них женственность. В этом
возрасте основное сексуальное возбуждение девочки уже могут
локализовать, они начинают сосредотачивать своё внимание на половых
органах. В этом возрасте ярко выражено соперничество с мальчиками, что
является составной частью продолжающегося процесса формирования
ценного образа женского тела. Если соперничество чрезмерное и
сопровождается чувством неполноценности, снижением самооценки, то
обычно проблему можно проследить до появления более ранних проблем в
отношениях с мамой, которые становятся причиной личностной уязвимости.
В таких случаях развитие устойчивого, сопровождающегося приятными
чувствами ощущения женственности может нарушиться, а позитивное
развитие откладывается на более поздний срок. Чтобы успешно преодолеть
эту фазу, девочка должна найти способ справится с завистью к мальчикам, и
обрести ценное представление о собственном женском теле.