Автор: Гордиенко Елена Владимировна Должность: учитель иностранных языков Учебное заведение: МОУ Гимназия №4 Ворошиловского района г. Волгограда Населённый пункт: Волгоград Наименование материала: методическая разработка классного часа Тема: "Маленькие "Горячие сердца" большой войны" Раздел: среднее образование
Цель: рассказать ребятам о подвигах юных героев; познакомить с судьбами юных
героев Сталинградской битвы, обратить внимание на нелегкие испытания, выпавшие
на долю их Родины в годы Великой Отечественной войны;
Задачи:
Развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызвать
яркий эмоциональный отклик на книгу В. Дроботова «Босоногий гарнизон»;
Рассказать о подвиге детей в годы войны;
Воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине,
своему народу;
Воспитывать уважение к героическому прошлому нашей Родины.
Форма: урок памяти.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор.
ХОД УРОКА:
Вам, кому ещё нет шестнадцати,
Вам, кто не знает, что такое война
Посвящается,
чтобы поняли,
чтобы помнили…
Учитель :
Семь десятилетий минуло с тех огненных лет. Давно залечены военные раны. Наша
страна
восстановлена.
Она
стала
ещё
прекраснее,
ещё
величественнее.
В
честь
погибших на войне во всех населённых пунктах поставлены мемориальные доски,
горит вечный огонь. К сожалению, нынешняя молодёжь оскверняет память людей,
которые боролись и умерли за наше счастье. Можно часто видеть, как возле вечного
огня выгуливают собак, о мемориальные доски чистят обувь. Как горько осознавать,
что память погибших на войне за наше счастье, за мирное небо над нашими головами,
забывается и оскверняется молодёжью.
Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Обагрил кровью и слезами
детство. Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Разрушил светлые
мечты…
Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.
1
Но не может рассказать история, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах
которой бомбой разорвало сестру и брата… О чём думал голодный десятилетний
мальчик, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных…
Ученица 1:
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем не спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А очень много, много горьких лет.
Учитель: У всенародного подвига в годы Великой Отечественной войны немало
детских лиц. Ребятам того времени пришлось многое испытать. До войны у них было
такое же счастливое детство, как и у вас. Но 22 июня 1941 года перечеркнуло всю их
жизнь.
Страшная война коснулась всех, особенно детей. Все были лишены детства. До
войны они были самыми обыкновенными девчонками и мальчишками. Учились,
помогали взрослым, бегали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только
родители, одноклассники, друзья. Но пришел грозный час… В один день ребята
повзрослели. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет.
И не согнулись, показали, какими огромными могут быть сила духа и мужество, когда
в сердцах горят священная любовь к Родине и ненависть к врагам.
Именно к пионерам в самом начале Великой Отечественной войны обратился
любимый детьми писатель Аркадий Петрович Гайдар: «Ты говоришь: я ненавижу врага, я
презираю смерть. Всё это верно… Но твой долг- знать военное дело, быть всегда готовым
к боям. Без умения, без сноровки твоё горячее сердце вспыхнет на поле боя, как яркая
сигнальная ракета, выпущенная без дела и смысла, и тотчас же погаснет, ничего не
показав, истраченная зря».
Но дети в ту суровую пору были не только жертвами. Они становились и воинами.
Маленькие «горячие сердца» - герои великой войны повсюду сражались рядом с
отцами, матерями и старшими братьями.
Ученик 1:
Ещё по ветру сажа пролетала
И тлела неостывшая зола.
Лежали груды мёртвого металла
У черного, сожженного села.
2
Как будто хаты снесены потоком,
Как будто горный здесь прошел обвал.
В молчании, зловещем и глубоком,
Стервятник сбитый на снегу лежал.
И только дети, горя не прощая,
Как серны, осторожны и дики,
Стояли рядом, детство забывая,
Озябшие сжимая кулаки.
Мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в
партизанские
отряды.
Те,
кто
оставался,
вели
активную
деятельность
в
тылу:
осваивали станки на заводах, технику на полях, дежурили на крышах во время
бомбежек, собирали вещи в армию для солдат. Пришёл час – и они показали, каким
огромным может стать маленькое сердце, когда разгорается в нем любовь к Родине и
ненависть к врагам. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с
фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена,
медали. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их
называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Потому, что их воинская
доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.
Мы
живем
в
городе
–
герое
Волгоград. Сталинградская битва, одна из
величайших битв Великой Отечественной войны. К середине лета 1942 г. сражения
Великой Отечественной войны докатились до берегов Волги. Эти военные действия
затронули
мирную
деревню
Калачѐвского
района
хутора
Вербовка.
Героически
сражавшимся воинам помогали оставшиеся в Сталинграде мирные жители. Среди
них были дети, подростки. Своими пылкими сердцами сталинградские мальчишки
восприняли горе и страдания, пришедшие на родную землю. Они тоже стали на ее
защиту.
Ребята нашего класса подготовили проект «Босоногий гарнизон». Они
расскажут нам о подвиге юных «горячих сердец», которые как могли, боролись с
захватчиками.
Ученик 1:
Актуальность – все дальше от нас Великая Отечественная
война, все меньше остается в живых ветеранов, свидетелей тех
страшных событий. Мы должны помнить те страшные годы,
подвиг наших предков и пропагандировать патриотические
настроения. Книга «Босоногий гарнизон» Дроботова, о наших
земляках мальчишках, давно вышла из школьной программы.
Когда мы, по совету учителя, прочитали её, мы решили, что
просто обязаны рассказать своим сверстникам о калачевских ребятах. Ведь они были
нашего возраста… Они были гораздо мужественнее и смелее нас…
3
Ученик 2:
Цель проекта:
Распространять сведения о защитниках Родины, наших земляках – детях, во время
Великой Отечественной войны.
Способствовать формированию у учащихся патриотических чувств.
Создать электронную презентацию.
Выступить на классных часах в 5-6 классах.
Задачи проекта:
1.
Изучение литературы, Интернет-ресурсов по данной теме.
2.
Подбор иллюстраций по данной теме.
3.
Создание электронной презентации.
Конечный продукт – электронная презентация, выступление на классных часах.
План - график подготовки и реализации проекта:
Октябрь, ноябрь – 1) подбор материалов, знакомство с художественной литературой
по данной теме.
2) создание презентации.
Декабрь – презентация проекта.
Ученик 3:
Содержание проекта
Великая
Отечественная
война
унесла
немало
жизней,
искалечила
немало
человеческих судеб и сердец. Услышав весть о нападении Германии на нашу Родину,
народ как один поднялся на её защиту. Героически сражавшимся воинам помогали
оставшиеся в Сталинграде мирные жители. Среди них были дети, подростки.
Мы
хотим
рассказать
вам
о
наших
земляках,
мальчишках,
живших
в
хуторе
Вербовка,
Калачевского
района.
В
захваченном
гитлеровцами
хуторе
они
организовали
партизанский
отряд,
прозванный
позже
"босоногим
гарнизоном".
Бойцами
его
были
хуторские
ребята
девяти-четырнадцати
лет:
братья
Аксён
и
Тимофей Тимонины, Василий и Николай Егоровы, Максим Церковников, Федор
Силкин, Емельян Сафонов и другие - всего 20 человек.
4
Когда немцы распространили слух о том, что Сталинград пал, что наши войска
разгромлены, на здании комендатуры появилась листовка:
"Товарищи! Немцы брешут, что Советская власть разбита. Брешут, сволочи, что
Сталинград
сдался.
Сталинград
наш,
и
наши
скоро
придут.
Не
верьте
гадам.
Партизаны".
Ученик 1:
В один из дней был совершен дерзкий налет на почту и похищены мешки с
ценными документами и письмами. Стало известно в хуторе и об исчезновении
продуктов из хорошо охраняемого немецкими часовыми амбара. Пропадало оружие.
Все это вселяло страх и сеяло панику среди фашистов. Они были уверены, что
действуют
партизаны.
Мальчишки
укрыли
и
выхаживали
советского
офицера,
бежавшего из Калачёвского лагеря для военнопленных. Готовились уйти в лес к
партизанам, но перед этим собирались вывесить на здании комендатуры к годовщине
Октябрьской
революции
красный
флаг.
Староста
хутора
и
гитлеровцы
все-таки
догадались кто являлся "партизанами".
4
ноября
1942г.
мальчишек
схватили.
Правду
о
достоверности
этих
событий
подтверждает документ - акт комиссии по расследованию и удостоверению факта
изуверства, совершенного фашистами в хуторе Вербовка. Из которого следует, что
запуганные действиями неизвестных партизан в районе хуторов Вербовки, Ляпичево,
Аверинский, немцы, предприняли облаву на подростков хутора.
Они врывались в хаты, силой брали мальчиков и избивали их палками, ногайками,
резиной. Затем выбрасывали детей на улицу и, издеваясь, требовали, чтобы каждый
из детей оговаривал кого-либо из своих товарищей.
Избив
детей
до
потери
сознания,
немцы
бросили
их
в
крытую
холодную
автомашину. Гитлеровские изверги взяли 17 мальчиков, двух матерей и одного отца.
Есть сведения о том, что из машины худенькие ребята могли убежать через окно, но,
подумав о том, что за это немцы сожгут весь хутор, они приняли решение остаться.
Дети и трое взрослых находились под арестом в холодной автомашине. Мальчики
после истязаний были в крови, с опухшими и окровавленными лицами, все в синяках.
Немцы с 4 до 7 ноября врывались в машину по несколько раз в день, снова избивали
детей, грозили им расстрелом и виселицей. После трехдневного издевательства над
детьми в автомашине были оставлены 10 мальчиков, приговоренных к расстрелу.
5
Ученик 2:
7 ноября 1942 года немецкий комендант согнал население на площадь хутора
Аверинского и через немца-переводчика объявил, что мальчиков расстреляют и, что в
дальнейшем за неподчинение немцам виновные будут расстреливаться, а если у
жителей хутора будет обнаружен кто-либо чужой, то хозяин будет выгнан из дому и
дом сожжен. Измученных после пыток детей начали выводить связанными по пять
человек на расстрел к силосной яме возле МТФ, где и расстреляли их под смех и шум
пьяных немцев.
Были расстреляны: Аксен Тимонин, Тимофей Тимонин, Василий Егоров, Николай
Егоров, Семен Манжин, Константин Головлев, Никофор Назаркин, Емельян Сафонов,
Василий Горин и Иван Махин.
Руководил расправой обер-лейтенант Фридрих Гук и унтер-офицер, переводчик
Асмус.
В хуторе Вербовка, где и происходили эти страшные события, стоит два мемориала
– на месте расстрела ребят из «Босоногого гарнизона» и на месте их захоронения.
Трагедия в Вербовке могла бы не случиться, если бы дети сидели тихонько дома и
ждали, как сложится судьба Сталинграда, и их в том числе. Но они сами стали решать
свою судьбу. И выбрали нелегкий, недетский путь.
Они могли бы спасти себя путем бегства из машины через открытое оконце, но
понимали, что немцы будут мстить хуторянам и не стали этого делать. Они могли бы
раскаяться, расплакаться и попросить прощения. Вероятнее всего немцы простили бы
– ведь перед ними были дети 9 – 13 лет. Но нет, это были патриоты! Не по детски
смотревшие на жизнь, отвечавшие за свои поступки, понеся всю ответственность за
них на своих хрупких плечах.
Ученик 3:
Мы, современные мальчишки, играем в войну на компьютере. Стреляя в противника я
знаю, что если попадут в меня, я могу начать игру сначала…
У ребят из хутора Вербовка не было второй попытки… Они были младше меня…
Не знаю хватило бы у меня мужества так стойко и смело повторить их подвиг…
Девочка – чтец:
Слушайте, люди, печальный рассказ. Были фашисты когда-то у нас.
6
Грабили жителей, мучили, били. В наших домах кровопийцы те жили.
Там, где в колхозе силосная яма, днём разыгралась кровавая драма.
Драма кровавая, жуткая драма: стала могилой силосная яма.
Десять мальчишек бандиты убили. В яму, как кошек, бедняжек зарыли.
Десять мальчишек: Ивана, Семёна, Васеньку, Колю, Емелю, Аксёна.
Руки пред казнью бандиты связали, пули фашистов сердца пронизали.
Горько рыдали их мамы. Нет! Не забыть нам аверинской драмы.
Звучит песня «Маленькие барабанщики» ( стихи и музыка В. Крапивина )
Ученик 1:
Полученные результаты: презентация «Босоногий гарнизон» и выступление на
классных часах.
Мы
считаем,
что
данная
работа
очень
важна.
Книга
Дроботова
«Босоногий
гарнизон»
уже
не
изучается
в
обязательной
программе
по
литературе.
Интерес
школьников к чтению, к сожалению, падает. Поэтому многие ребята просто не знают,
что в нашей области во время войны были такие смелые ребята. Несмотря на свой
юный возраст, они не побоялись фашистов и противостояли им как могли. Мы будем
и далее работать над распространением знаний о Великой Отечественной войне.
Учитель:
Да, ребята, это были ваши сверстники. Им тогда было столько же лет, сколько вам
сейчас. И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я мог бы поступить так?»
Эти мальчишки, девчонки, видно росли орлятами,
Глаз от беды не прятали, смерти смотрели в глаза.
Помним мы юных, горды их делами, память о них не сотрут года…
Юные герои всегда рядом с нами, в нашем строю всегда!
Ребята, а как вы думаете, в наше время дети – ваши сверстники совершают
подвиги?
В ноябре 2013 года стартовал новый проект
Фонда
социально
–
культурных
инициатив
–
всероссийская общественно – государственная
инициатива «Горячее сердце».
Основной
целью
инициативы
является
чествование
и
выражение
признательности
детям
и
молодежи
в
возрасте
до
23
лет,
проявившим
неравнодушие
и
активную
7
жизненную
позицию,
совершившим
героические
и
мужественные
поступки,
бескорыстно
пришедшим
на
помощь
людям,
а
также
преодолевшим
трудные
жизненные ситуации. Такие ребята получают награду «Горячее сердце».
22 июля 2014 года наградой «Горячее сердце» были удостоены ученики школы №1
города Суровикино Иван Грудько,
Владислав Демкин и Дмитрий Селин.
14 апреля 2013 года, когда в Бельгии
разбился автобус с волгоградскими
школьниками, ребята первыми начали
вытаскивать погибших и раненных,
не обращая при этом внимания на
собственные травмы.
Знак «Горячее сердце» был также
вручен 15-летней Анастасии
Коршуновой. Девушка прошлым
летом вытащила из воды тонущего
ребенка.
Благодаря этой инициативе, мы не просто уверены, мы точно знаем, что в трудную
минуту обязательно найдется «горячее сердце», готовое прийти на помощь!
Ученик 1: В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб во время
Великой Отечественной войне.
Ученик 2: Мы помним всех: героев и рядовых солдат, и офицеров, мальчишек и
девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию… Вечная память всем
погибшим.
Ученик 3:
Пусть чисто будем небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим!
8