Напоминание

"Приобщение детей к художественной литературе"


Автор: Бегма Зухра Саматовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: ЗАТО п.Звёздный, Пермская область
Наименование материала: конспект совместной деятельности в средней группе
Тема: "Приобщение детей к художественной литературе"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект совместной деятельности с детьми средней

группы по приобщению к художественной литературе
Выполнила: Бегма Зухра Саматовна 2016 г.
Тема:
«Путешествие в Страну Волшебных Сказок».
Интеграция образовательных областей
: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Интеграция видов деятельности:
театрализованная, двигательная, речевая.
Цель:
воспитание любви к русской народной волшебной сказке.
Задачи:
Образовательные: - формировать умение детей устанавливать причинные связи в тексте. Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге. -закреплять знание детьми русских народных волшебных сказок. -учить детей выявлять особенности сказок (выразительность речевых оборотов, учить находить часто повторяющиеся во многих сказках выражения и т. д., Развивающие: -развивать творческие способности детей в процессе драматизации отрывков сказки, -развивать коммуникативные навыки детей, формировать понятие о добре и зле, послушании, желание проявить взаимовыручку. Воспитательные: -воспитывать доброжелательное отношение к персонажем сказки. Методы и приемы: Сюрпризный момент, игровая задача, игровая мотивация, художественное слово, загадывание загадок, вопросы, побуждения, поощрения, ряжение, драматизация, наглядный метод (показ сказки) . Предварительная работа: Чтение русских народных волшебных сказок, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы по знакомым сказкам. Материалы и оборудование:
Наряд Василисы Премудрой, чудо-яблонька, фонограмма с музыкой и голосом для яблоньки, цветы с загадками про героев сказок, картинки для дидактической игры «Перепутанные сказки», диафильм со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Ход совместной деятельности. Ввод в совместную деятельность: дети заняты самостоятельной деятельностью, воспитатель включает запись песни «Сказки гуляют по свету», чтобы привлечь внимание детей Воспитатель: Дети, кто из вас любит сказки? И я люблю. Как бы хотелось попасть в Страну Волшебных Сказок, правда? Только, как же туда попасть… Назовите мне, пожалуйста средства передвижения, на которых ездят или летают в сказках. Дети: ковер-самолет, чудо-сани, летучий корабль и т. д. (ответы детей индивидуальные и хоровые) . Воспитатель: Да, правильно, но у нас нет ничего такого. Что же нам делать? (звучит «волшебная музыка у «сказочной яблоньки», фонограмма ее голоса) Воспитатель Это же наша яблонька ожила! Давайте подойдем к ней. Яблонька: Здравствуйте, дети, я вам помогу попасть в Страну Волшебных Сказок. Закройте глазки и слушайте внимательно волшебные слова: По волшебному пути будем в сказку мы идти, Только, где же этот путь, как нам в сказку заглянуть? Сказки любим мы, друзья, нам без них никак нельзя! Дверца в сказку отворись! Страна Сказок появись! (звучит скрип. Воспитатель во время волшебных слов надевает на себя корону и сарафан – становится Василисой Премудрой) . В. П. : Здравствуйте, дети! Как вы думаете, кто я? (ответы детей). Правильно, я – Василиса Премудрая. У нас случилась беда – перепутались все сказки! Вы сможете мне помочь? Тогда отправляемся в путешествие по Волшебной Стране Сказок: (дети выполняют физкультминутку с продвижением вперед) По волшебной по дорожке Дружно мы сейчас пойдем, Мы шуметь совсем не будем – Вдруг кого-нибудь найдем!
Вот полянка впереди – хорошенько погляди: Здесь живут загадки про героев сказки, А загадки растерялись – у них отгадки разбежались! (на полянке под цветочками спрятаны загадки о героях волшебных сказок, дети должны отгадать загадку и назвать сказку.) Воспитатель. : Все на месте, все в порядке – и разгаданы загадки. Мы с полянки побежали… Ой! Тропинку потеряли! Мы поищем нашу тропинку – Ведь на ней должны быть картинки. (дети находят тропинку с картинками по сказкам, на каждой картинке изображена сказка, но один из героев – лишний, дети должны назвать сказку и определить лишнего героя – дидактическая игра «Перепутанные сказки») В. П. : Молодцы, дети вы распутали все сказки! А за это я вас награжу: в сказочный театр приглашу. (дети рассаживаются на стульчики и смотрят сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (слайд-шоу, можно диафильм) . В. П. : Удивительная сказка, не правда ли? Мы и погоревать успели и доброму концу порадоваться. А скажите мне, пожалуйста, какие же необычные волшебные, сказочные события происходили с сестрицей Аленушкой и братцем Иванушкой? Дети: мальчик превратился в козленочка, козленочек разговаривает, как человек, есть в сказке ведьма, которая Аленушку на дно реки кинула, Аленушка не утонула, а даже разговаривала со дна реки и т. д.) В. П. : Вы, наверное, обратили внимание на то, что язык сказки отличен от языка рассказов и стихов. Например, начинается сказка с зачина (вы уже знаете, что это такое, кто мне напомнит, как он звучал? Дети: Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка». В. П. : А какими словами заканчивается сказка? Дети: «Ведьму привязали к конскому хвосту и пустили в чистое поле». Далее педагог зачитывает выдержки из текста, а дети находят в них сравнения, описания, типичные народных сказок: Остались Аленушка с Иванушкой одни-одинешеньки.
Идут они по дальнему пути, по широкому полю. Шли-шли, солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Залилась Аленушка слезами. О чем, красная девица, плачешь? (воспитатель объясняет, что слово «красная» означает – пригожая, красивая) И другие выражения. Затем педагог вместе с детьми повторяет жалобу Иванушки и ответ Аленушки (можно по ролям, следит за выразительностью речи. Воспитатель зачитывает отрывок о том, как шли Иванушка с Аленушкой по широкому полю и видели на своем пути копытца с водицей. Предлагает нескольким желающим драматизировать эти отрывки. Слова автора может исполнять сам педагог, а может предложить сделать это ребенку, также эти слова могут проговаривать все дети хором: «Солнце высоко и т. д. ». В. П. : Молодцы, дети вот мы и сказку вспомнили, и артистами побывали. Слышите, это волшебная яблонька нас зовет. Яблонька (фонограмма с музыкой и голосом) : Ну, что, ж друзья, пора вам возвращаться домой. Спасибо за помощь. И знайте: двери в Страну Волшебных Сказок для вас открыты всегда! По волшебному пути, сказка, нас домой веди, Разгадали все загадки, посмотрели чудо-сказку, Очень помогли вы тут, а теперь вас дома ждут! (под волшебную музыку и голос чудо-яблоньки, дети закрывают глазки и «возвращаются» в группу, а Василиса Премудрая становится вновь воспитателем) . Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось вам путешествие? А почему? А тебе что понравилось? И т. д. (спрашивает индивидуально каждого ребенка). А как вы думаете, чему учит сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (индивидуальные ответы детей, ) правильно. Я думаю, что мы еще не раз побываем в этой Волшебной стране. Нам есть чему поучиться у волшебной сказки. Вы - молодцы! Открытый выход из совместной деятельности: А теперь каждый может найти себе занятие по душе, посмотрите: в уголке изодеятельности есть все необходимое для рисования героев сказок; кто хочет еще раз увидеть героев сказок – может рассмотреть новый альбом с иллюстрациями к сказкам; в уголке для строительных игр есть напольный строитель – можно построить красивый дом для Аленушки и Иванушки. (и т. д.)


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!