Напоминание

Артикуляционная гимнастика


Автор: Гарифзянова Гульшат Данисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Арский детский сад №8" Арского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: Арск
Наименование материала: мастер класс
Тема: Артикуляционная гимнастика
Раздел: дошкольное образование





Назад





Артикуляционная гимнастика
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. ЦЕЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ Мы правильно произносим различные звуки как изолированно , так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. ПРИНЦИП ОТБОРА УПРАЖНЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения надо подбирать выходя из того, какие нарушения в речи имеются в данной группе детей. Существует множество видов артикуляционных упражнений и комплексов. Артикуляционные упражнения можно разделить исходя из того, на развитие каких мышц они направлены: упражнения для губ, щёк, мышц глотки и нёба, языка. Эти упражнения делят на статические (удержание) и динамические (подвижность). . Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука. Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков. Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих (с, з, ц) Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих (ш, ж, ч, щ) Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (л, ль) Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (р, рь) МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течении 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений. В нашем детском саду мы проводим артикуляционную гимнастику з дня на русском языке, 2 дня на татарском. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы. Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. Для повышения интереса к деятельности можно «приобщать» сказочных персонажей. Это могут быть персонажи из любимых ребёнком мультфильмов. Можно вместе с ребёнком научить их выполнять заданное упражнение. А может быть герою нужно помочь преодолеть какие-либо трудности и для этого необходимо выполнить упражнение, или же сам герой даёт задание ребёнку и наградит после выполнения. В
качестве героев могут выступать игрушки, нарисованные герои, театральные куклы, анимационные персонажи. • Одним из распространённых приёмов является использование коротких стихотворений. Дети в дошкольном возрасте очень любят стихи и быстро их запоминают. Например: «Вкусное варенье» Нашей Маше очень смело, На губу варенье село, Нужно ей язык поднять, Чтобы капельку слизать. - А сейчас я хочу вам показать как мы с детьми проводим артикуляционную гимнастику. -Ребятки, сегодня к нам пришли гости , поздороваемся с ними. Сегодня я вам расскажу Сказку о Весёлом Язычке. Жил – был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик: В домике этом красные двери, Рядом с дверями белые звери. Любят зверюшки конфеты и плюшки. Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике, то открываются, то закрываются(рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика(высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке(язык «лопаточкой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился(язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь(язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь(языком стучим в зубы, произносим «д – д – д – д»). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик – так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком язычка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок. -А сейчас вместе с вами расскажем сказку и выполним задания. Молодцы, спасибо! -А сейчас дорогие гости мы с вами вместе выполним некоторые упражнения. По слайдам презентации выполняем артикуляционную гимнастику.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!