Автор: Зубенко Наталья Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №15 "Колосок" Населённый пункт: с. Жуковское, Песчанокопский район, Ростовская область Наименование материала: Конспект ООД Тема: "Зимушка - Зима" Раздел: дошкольное образование
Конспект организованной образовательной деятельности.
Организационная информация: Образовательная деятельность в
подготовительной группе «Зимушка-зима» составлена в соответствии с
Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой, использовались ИКТ, а также технологии
коллективного воспитания.
Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое
развитие
Вид деятельности детей:
Беседа, художественное слово, игры, актерские навыки, использование
аудиозаписи и презентации, совершенствование двигательных навыков.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие»,
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Музыка».
Возрастная группа: подготовительная
Цель: формировать представления о зиме и способах выражения зимних
явлений в разных видах деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Средствами художественного слова, картин и музыки показать детям, как
прекрасна природа в зимнее время.
- Учить передавать впечатление о зиме в рисунке, развивать фантазию,
творческие способности.
- Обогатить и активизировать словарь детей по теме «Зима».
- Создать доброжелательную атмосферу совместного творчества детей,
атмосферу добра и радости.
Развивающие:
- Развивать речь, воображение, вызвать эмоциональный отклик.
1
- Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, умение согласовывать
свои действия с работой всего коллектива.
- Передавать настроение, характер музыки в движении.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через
изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Планируемые результаты:
- Поддерживать беседу о зимнем времени года.
- Проявлять интерес к искусству при рассматривании картин.
- Интересоваться изобразительной деятельностью при рисовании зимнего
пейзажа.
- Выражать интерес к классической музыке.
Организация среды для проведения занятия (образовательной
деятельности):
-
зал оформлен в виде зимнего леса.
- репродукции картин с зимними пейзажами,
-альбомный лист с готовым фоном, гуашь, кисть, стаканчик с водой
зубная щетка, карандаш ( палочка ),ушная палочка, салфетка , фартук.
Музыкальный материал:
П.И.Чайковский « Вальс снежных хлопьев»
Фредерик Шопен « Вальс№7. Зима»
Автор музыки и слов Ирина Маняшина «Снежный вальс»
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные
моменты:
наблюдение за зимней природой во время прогулок , чтение и
разучивание стихов о зиме , рассматривание репродукций картин ,
иллюстраций о зиме , прослушивание музыкальных произведений на
зимнюю тему , беседа на тему «Какого цвета зима?», подготовка фона для
предстоящей работы на предварительном занятии.
Ход ОД:
Дети заходят в зал и становятся полукругом, приветствуют гостей.
2
Воспитатель : Ребята, посмотрите у нас сегодня много гостей, они пришли
посмотреть, как мы с вами живем в детском саду, чем занимаемся. И нам
нужно обязательно поздороваться со всеми.
Дети поют: Добрый день, добрый день,
Нам здороваться не лень,
Этими словами здороваемся с Вами.
Муз.р - Гости наши очень любят музыку и ответят вам песенкой.
Мы поздороваемся с девочками.
М.р и гости - Здравствуйте, девочки! (поют).
Девочки - Здравствуйте! (поют).
Муз.р . - А сейчас с мальчиками.
М.р. и гости - Здравствуйте, мальчики! ( поют).
Мальчики - Здравствуйте! (поют).
Воспитатель: Ребята, поднимите руку, кто из вас любит путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие…
Друзья, Вам интересно, куда же мы отправимся? Мне тоже. А для того, что
бы узнать маршрут нужно выполнить задание. В этом ребусе спрятано слово,
мы должны его разгадать.(Зуб+
Дети: Зима
Воспитатель: Совершенно верно. Мы отправимся в царство к Волшебнице
Зиме! Но чтобы оказаться в её снежных владениях, надо совершить
волшебство.
Давайте посмотрим в зеркало и скажем волшебные слова:
В зеркале отражусь
Где захочу, там и окажусь
Перенеси нас, зеркало в царство зимней природы…
Слайд 1
Воспитатель: А вот и сама красавица зима !
Она приглашает нас отправиться в путешествие по чудесному зимнему лесу.
Слайд 2-7
Посмотрите, какая красота!
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
3
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста какое время года описано в
стихотворении? (Зима). Правильно! Молодцы слушали внимательно.
Но зима к сожалению заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня
напоследок вспомнили,
что же мы знаем о зиме.
Дети: Зима — одно из четырех времен года.
Воспитатель: А сколько зимних месяцев?
Дети: У зимы три месяца –
Воспитатель: А кто мне назовет их?
Дети: декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: А что вы еще знаете о зиме?
Дети: Зимой очень холодно, выпадает снег.
Слайд 8 -11
Воспитатель: Откуда же берется снег?
Дети: Он подает из тучи.
Воспитатель: А из чего состоит снег?
Дети: Снег состоит из ледяных кристаллов — снежинок.
Слайд 12
Воспитатель:
Да,
Снежинки
слуги
Зимы.
Они
тихо
переговариваются,
касаясь друг друга своими хрустальными лучиками. Именно они помогают
своей королеве укрывать землю снежным покрывалом. Что же происходит
зимой с деревьями?
Слайд 13-15
Дети: Деревья зимой « спят» под снежным покрывалом.
Слайд 16-17
Воспитатель: Как вы думаете, о чем могут вести беседы зимой птицы.
Дети: Холодно, голодно.
Воспитатель: Что еще мы можем рассказать о зиме?
Дети: Зима
—
любимое
время
года
детворы.
Зимой
можно
кататься
на
коньках,
лыжах
и
санках,
можно
лепить
снеговиков,
строить
снежные
крепости, играть в снежки.
Игра: « Снежки»
Воспитатель: Я предлагаю вам сыграть в снежки, я буду кидать вам снежный
ком, а вы должны
дать характеристику зимы одним словом. Например:
«Какая зима? – снежная, холодная…» и кинуть снежный ком обратно.
Скажите пожалуйста какая же у нас зима?
Слайд18
Ответы детей:
Белая,
пушистая,
серебристая,
холодная,
снежная,
красивая,
студеная,
волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
4
Воспитатель: Да, ребята, вы правы, действительно зима у нас очень разная.
Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и капелью, со снегом хрустящим.
слайд
19 – зимний пейзаж. ( Картины художников)
Воспитатель: Посмотрите на эти картины. К какому жанру они относятся.
Дети: Это пейзажи.
Воспитатель: Правильно, давайте назовём картины и их авторов.
Слайд 20
Дети: Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу». «Февральская лазурь»
Игоря Эммануиловича Грабаря
Слайд 21
Дети: «Зимний сон» Аполлинария Михайловича Васнецова.
«Зима» Алексея Кондратьевича Саврасова.
Воспитатель: А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина…
М.Р: Какое красивое и поэтическое время года зима! Многие художники,
поэты,
композиторы
любили
её
за
волшебную
красоту,
чистые,
ясные,
сверкающие краски, воспевали зимушку в своих произведениях.
Тихо, тихо рядом сядем,
Входит музыка к нам в дом.
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном.
(Дети сидят на стульях и слушают отрывок из произведения П.И.
Чайковского видео фрагмент)
- Неправда ли сказочная мелодия? Это ребята Петр Ильич Чайковский –
великий русский композитор сочинил такую прекрасную музыку. « Вальс
снежных хлопьев» из зимней сказки « Щелкунчик»
Расскажите, какая эта музыка (вьюжная, метельная, снежная, кружащаяся,
сверкающая, переливающаяся, изящная, сказочная, загадочная, воздушная,
волшебная, то тихая, то громкая).
М.Р. Подумайте и скажите, у кого в царстве волшебницы – Зимы может быть
такой легкий, хрустальный, звонкий голосок, который вначале еле слышен,
где- то высоко в небе, а потом звучит все яснее и как- будто опускается на
землю.
Дети: Такой легкий , звонкий, хрустальный голосок может быть у снежинок.
5
М.Р. Ребята, что вы представили, слушая эту музыку?
Дети: Падает мягкий снег, кружатся снежинки, бежит по дороге тройка
лошадей, звенят колокольчики.
М.Р.Целый лес вальсирует, вместе со снежинками. И красивые, сверкающие,
мягкие, пушистые снежинки в танце ложатся на ветки деревьев.
Физминутка
Кружатся снежинки в воздухе морозном (кружимся)
Падают на землю кружевные звёзды (приседаем)
Вот одна упала на мою ладошку (ловят)
Ой, не та снежинка! Подожди немножко! (дуют)
В- Ой, ребята я совсем позабыла, что пора возвращаться в детский сад.
Подходите ближе к волшебному зеркалу посмотрим в него и скажем
волшебные слова:
В зеркале отражусь
Где захочу там окажусь
Перенеси нас зеркало
Обратно в сад.
В :
Давайте
подумаем,
как
мы
можем
отблагодарить
Зиму
за
гостеприимство?
Дети: Нарисовать зимний пейзаж.
Воспитатель: Хорошая идея. Какой тон преобладает в зимних пейзажах?
Дети: Холодный.
Воспитатель: Фон у нас уже готов, мы его приготовили заранее. Несмотря на
то, что для зимы характерны холодные цвета, мы с вами добавили в наш фон
немного теплых тонов, так как зиме присущи розово сиреневые цвета,
особенно, в морозный денек перед заходом солнца, когда в природе все
искрится и переливается разноцветными огоньками. Подумайте, какие
деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке .
А чем отличается изображение деревьев на переднем плане от изображения
на заднем плане.
Дети: Тем, что они более четко видны, крупнее размером.
В: Кто всё продумал — может аккуратно приступать к рисованию зимних
пейзажей гуашью
Выполнение работ детьми под музыку Шопена «Зима»
6
Ребята, так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке
чего-то не хватает. Как вы думаете, чего?
Дети: Деревья зимой должны быть покрыты снегом. А снег это снежинки.
Педагог: Перед тем ,как украсить рисунок снегом мы станцуем « Снежный
вальс».
Танец: « Снежный Вальс»
В: Как красиво вы танцуете, и я надеюсь, что рисунок будет такой же
красивый.
Педагог: Сейчас мы с вами наденем фартуки и изобразим падающий снег
способом «набрызгав», при помощи зубной щетки: направив щетку на лист
бумаги, резко провести по ней карандашом по направлению к себе, в этом
случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду. После этого с
помощью кисти белой гуашью покрыть сверху веточки деревьев, кустарников
«снегом».
Дети рисуют. Педагог поощряет внесение в рисунок интересных дополнений
(птиц, животных, ягод рябины на ветках) Самостоятельная работа детей.
Индивидуальная помощь по необходимости.
Коллективная работа.
Ребята, я предлагаю вам выставить все работы на доску в один ряд и
полюбоваться бесконечным, зимним лесом.
Музыка
Анализ работ:
Как вы думаете у кого получилась самая заснеженная работа?
У кого самый густой Лес?
У кого самые глубокие сугробы?
А у кого самая аккуратная работа?
Как вы думаете, Зиме понравятся наши зимние пейзажи?
Итог занятия:
С помощью чего мы изобразили падающий снег? Подумайте, где мы можем
применить наш полученный сегодня опыт? ( сделать фон способом
7
«набрызгав» для любого рисунка). Устроить выставку детских работ. Быть
экскурсоводами на этой выставке. Рассказать и показать родителям, чем
занимались сегодня.
Итак, ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: Мы говорили о зиме.
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. Ой! Ребята, посмотрите Снежный комочек зимы. Давайте
посмотрим , что в нем? Так это же зима оставила нам подарки. (открываю
снежный ком – достаю подарки для детей)
8