"Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника"
Автор: Гринина Ирина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МК ДОУ д/с №5 Населённый пункт: г.Пласт Челябинская область Наименование материала: презнтация Тема: "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника" Раздел: дошкольное образование
открыватель мира»
В. А. Сухомлинский
Современные
исследователи
(А.И.
Иванова
И.
Э.
Куликовская,
О.
В.
Дыбина
и
другие)
рекомендуют
использовать метод экспериментирования в работе с детьми
дошкольного
возраста.
Главное
достоинство
этого
метода
заключается
в
том,
что
он
дает
детям
реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта,
его
взаимоотношениях
с
другими
объектами
и
средой
обитания.
Экспериментирование
пронизывает
все
сферы
детской
деятельности,
обогащая
память
ребёнка,
активизируя
мыслительные
процессы,
развивает
речь,
стимулирует личностное развитие дошкольника
Понятие «эксперимент»
раскрывается в педагогическом
словаре, происходит от греческого
«experimentum» и переводится
как «проба, опыт».
Особенности экспериментирования дошкольного возраста
1.Детское экспериментирование свободно от обязательств, то есть мы
не
можем
обязать
ребёнка
ставить
опыты
как
школьника
или
сотрудника
лаборатории.
Во
время
любого
эксперимента
у
ребёнка
должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
2.Как и в игре не следует жестко регламентировать продолжительность
опыта. Если ребёнок работает с увлечением, не нужно его прерывать
только по тому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану.
И
если,
интерес
к
эксперименту
не
возник
или
быстро
пропал,
прекращаем его ранее запланированного срока. Исключение составляют
те
опыты,
в
которых
прекращение
работы
нанесет
вред
живым
объектам.
3.Во
время
детского
экспериментирования
не
следует
жёстко
придерживаться
ранее
намеченного
плана.
Разрешаем
детям
варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит
слишком далеко от цели занятия и не наносит вред живым организмам.
4.Не нужно увлекаться фиксированием результатов эксперимента.
5.Дети
не
могут
работать
не
разговаривая.
В
старшем
дошкольном
возрасте
наглядно-образное
мышление
начинает
заменяться
словесно-
логическим,
у
ребёнка
формируется
внутренняя
речь,
поэтому
дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения и, кроме
того,
детям
хочется
поделиться
своими
открытиями.
Поэтому
при
проведении
экспериментов
мы
создаём
такие
условия,
которые
способствуют общению детей друг с другом, их раскрепощению.
6.Необходимо
учитывать
индивидуальные
различия
между
детьми.
Дифференцированный
подход
облегчает
нам
работу,
уменьшая
количество детей, участвующих в эксперименте, исключает дублирование
в подгруппах некоторых занятий.
7.Следует
помнить,
что
ребёнок
имеет
право
на
ошибку.
Такой
методический
приём
делает
знания
детей
более
реальными
и
осознанными,
укрепляет
наш
авторитет
—
педагога,
который
таким
образом оказывается прав
8.Важно применять адекватные способы вовлечения детей в работу. Нам
всё время приходится решать задачу: как сделать, чтобы детям казалось,
что они работают самостоятельно.
Для этого используются такие приемы как:
Работа
руками
детей:
«Сейчас
Дима
возьмёт
ложку
глины и положит её в чашку» - берем глину рукой Димы
и кладём в нужное место.
Совместная работа ребёнка и воспитателя.
Дробление
одной
процедуры
на
несколько
мелких
действий, поручаемых разным детям.
Помощь воспитателя ребёнку.
Работа воспитателя по указанию детей. «Ребята, что мне
нужно сделать прежде всего?». При использовании этого
приёма мы иногда допускаем неточность выполнения,
ошибку,
чтобы
привлечь
внимание
детей
к
ответственному
моменту,
даём
возможность
внести
исправление.
устанавливать
причинно-
следственную связь
делать
выводы
соблюдать правила
безопасности
наблюдать
сравнивать
размышлять
отвечать на
вопросы
План предстоящей деятельности:
1) выбираем объект исследования;
2) подбираем оборудование;
3) уточняем, каким эксперимент будет по времени;
4) обсуждаем, для чего проводим опыт, т.е. прогнозируем
результат;
5) намечаем последовательность действий, используя
моделирование;
6) вспоминаем правила безопасности;
7) проводим сам эксперимент;
8) фиксируем результат на карточках или альбоме
9) анализируем результаты: совпадают ли реальные результаты с
ожидаемыми, что было самое интересное в эксперименте в чём
была трудность