Напоминание

"Основные возможности программы Microsoft PowerPoint"


Автор: Османова Калимат Муртузалиевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №11"
Населённый пункт: Республика Дагестан, город Махачкала
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основные возможности программы Microsoft PowerPoint"
Раздел: среднее образование





Назад




Авторская программа курса
«

Основные возможности программы

Microsoft PowerPoint

»
Основное общее образование, 6 класс Количество часов: 1 вариант - 8 часов, 2 вариант - 17 часов Разработала и внедряет Османова Калимат Муртузалиевна учитель информатики высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №11» Республика Дагестан Махачкала- 2016г.

Пояснительная записка
Данный практикум предназначен для учащихся 6-х классов и рассчитан на 8 часов (1 вариант) и 17 часов (2 вариант). Ведение практикума «Основные возможности программы Microsoft Power Point» в 6 классе явилось поиском путей решения явно обозначившихся проблем. Как наиболее острую из них следует выделить проблему различного стартового уровня знаний и умений шестиклассников при работе с презентациями. Часть школьников уже имеет достаточный опыт работы с данной программой, для дру- гой части школьников обучение необходимо начинать с привития элементарных навыков работы. Кроме того, знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило, не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией. Идея курса заключается в выделении на основании входной диагностики двух категорий учащихся: тех, которые уже в достаточной степени владеют способами работы, и тех, чьи умения недостаточны. Первые помогают вторым в освоении способов работы с презентациями. При этом каждый ученик из второй категории достигает необходимого минимума умений работы в программе Power Point, а учащиеся первой категории систематизируют и упрочивают свои знания.
Цель практикума
1. Обеспечение необходимого уровня владения способами работы с презентаци- ями всеми учащимися; предоставление возможности учащимся, имеющим пользовательский опыт, систематизировать и упрочить навыки работы в про- грамме Microsoft PowerPoint. 2. Создание условий для формирования самоопределения, навыков коммуника- тивной деятельности, самооценки.
Задачи:
1. Работа с учащимися первой категории:  расширить и систематизировать представления о возможностях программы PowerPoint;  научить грамотно описывать словами освоенные способы работы с тексто-
вым редакторам (для оказания качественных консультаций другим). 2. Работа с учащимися второй категории:  научить осваивать приемы работы в программе PowerPoint с помощью инструкций.  научить точно формулировать свои затруднения, обращаясь за помощью.  сформировать уверенность в своих возможностях самостоятельно или с чьей-либо помощью успешно осваивать приемы работы с презентацией. Решение вышеперечисленных задач видится в оптимальном сочетании лич- ных направленностей и потребностей школьников с областью применения про- граммы презентаций. На первом занятии проходит знакомство с задачами курса, его содержани- ем, организацией работы на занятиях и теми результатами, которые могут быть получены при добросовестной работе. Учащимся демонстрируются различные работы, созданные в программе PowerPoint (презентация защиты проекта, по- здравительная презентация, презентация – тест, презентация - тренажер и др). Желательно в данных работах показать как можно больше возможностей про- граммы. Ведется разговор с детьми о том, какими знаниями, умениями и навы- ками необходимо обладать при работе данной программой, чтобы уметь созда- вать все эти документы. После этого каждому учащемуся предлагается матрица, с помощью кото- рой он сможет оценить свои знания при работе с программой презентаций Microsoft PowerPoint. Матрица выглядит следующим образом: на бумаге кра- сочно оформлены слайды презентаций с различными возможностями данной программы. Это могут быть слайды разной разметки (содержащие графические объекты, таблицы, текст с рисунком, различные списки, схемы и т.д.), слайды разного оформления, слайды с гиперссылками, слайды содержащие управляю- щие кнопки и так далее. Если нет возможности представить ту или иную воз- можность программы на бумаге, то желательно продемонстрировать данную возможность на компьютере. Например, анимацию объектов или слайда на бу- маге не отобразишь. Напротив каждого фрагмента документа учащийся помеча-
ет, сможет ли он создать аналогичный слайд с помощью программы или нет. Матрица позволяет проявить пробелы в умениях пользоваться возможно- стями программы PowerPoint. Она же является основным организующим инструментом последующей работы. Индивидуально или микрогруппами (2-3 человека) в той или иной последовательности учащиеся начинают осваивать те элементы матрицы, которые им незнакомы. Для этого они работают с инструк- циями, разработанными для каждого элемента матрицы. И в той же матрице они отслеживают результаты своей работы, помечая освоенные элементы. Учащиеся, у которых матрица заполнится полностью (с самого начала или в результате определенной работы), выполняют тестовую творческую рабо- ту (на усмотрение учителя или самого ребенка). Это может быть презентация – тест по какому либо предмету, презентация – поздравление, презентация - за- щита. Те, кто успешно справится, получают статус консультанта. Консультанты имеют какой-либо отличительный знак (например, бейджики), проходят инструктаж и начинают помогать другим ученикам. Любой учащийся на после- дующих занятиях может войти в разряд консультантов, если он устранил «пробе- лы» и справился с практической работой. Консультантом можно стать и на одно занятие, если ребенок освоил и может продемонстрировать рассматриваемую возможность на занятии. Например, вставка гиперссылок на слайд в текущем файле, на другой файл, на страницу в интернете. Для организации работы по самостоятельному освоению различных прие- мов работы в программе PowerPoint, указанных в матрице, необходимы: 1. Большой банк заданий на отработку основных возможностей программы. В этот банк могут входить задания с разным уровнем сложности. 2. Инструкции по отработке каждого элемента, занесенного в матрицу. Из различных источников информации, в общении друг с другом дети на- ходят ответы на свои вопросы, самостоятельно добывают и актуализируют свои знания, отрабатывают и демонстрируют свои знания и умения по соответствую- щей теме с демонстрацией на компьютере. Следует отметить, что дети слуша- ют, воспринимают и учатся у своих товарищей с большим интересом.
Учащимся, освоившим матрицу, предлагается творческая работа – создание какого-либо продукта. При этом ребята могут брать в качестве образца те презен- тации, которые им предъявлялись на первом занятии, а могут самостоятельно со- здать собственный продукт. Это зависит от желания и возможностей учащихся. Чтобы разнообразить деятельность учащихся на занятиях и расширить запас предметных знаний, на каждом занятии (в конце, в начале или в ситуации, когда необходимо привлекать их внимание) ребята знакомятся с «волшебными» клавишами, которые ускоряют работу. Клавишных «фишек» существует много На дальнейших занятиях следует интересоваться, пользуются ли они этими при- емами в работе, удобно ли им.
Принципы организации деятельности учащихся:
 Принцип взаимопомощи: дети с более высоким уровнем подготовки консультируют детей с меньшим уровнем подготовки.  Принцип индивидуализации: каждый ребенок работает в своем режиме рабо- ты и выполняет задания своего уровня сложности.
Способы организации деятельности:
 Самообучение по инструкции: каждый ребенок получает инструкции, с по- мощью которых он выполняет задание и отрабатывает соответствующие на- выки работы с текстовым редактором.  Консультирование: если дети не справляются с заданием с помощью инструкций, то к ним на помощь приходят консультанты. Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Требования к аппаратно-программному обеспечению

:
 Программа Microsoft PowerPoint (если есть такая возможность, то желатель- но программа разных версий).  Программа Microsoft Word.  Графический редактор Paint.  Программа для звукозаписи.  Коллекция рисунков.  Компьютерный класс;
 Проектор;  Звуковые колонки;  Микрофон.
Учебно-дидактическое обеспечение:
 Матрица оценивания;  Инструкции по отработке каждого элемента, занесенного в матрицу;  Банк заданий на отработку основных возможностей программы с разным уровнем сложности;  Правила консультирования;  «Волшебные» клавиши.

Примерное содержание курса

Раздел №1: Знакомство с основными понятиями Microsoft PowerPoint и

приемами создания и оформления презентации (1 вариант - 4 часа, 2 вари-

ант – 8 часов).
Разработка презентации. Применение шаблонов дизайна. Выда- чи. Демонстрация. Применение эффектов анимации и озвучивания. Работа с па- нелью инструментов
Автофигуры
. После изучения этого раздела - учащиеся должны знать:  что такое шаблоны дизайна, разметка слайда, список;  панель
Рисования
, вставка и перемещение панели
Рисования
;  графические возможности оформления текста;  что такое анимация, настройка анимации;  что такое панель
Автофигуры
. - учащиеся должны уметь:  Формулировать тему будущей презентации, продумывать варианты оформления слайдов, запускать программу Microsoft PowerPoint, сохранять файл, открывать презентации;  Набирать маркированные и нумерованные списки;  Перемещаться между слайдами, печатать слайды;  Демонстрировать презентацию;  Настраивать анимацию в окне, просматривать эффекты анимации и озвучивания;  Рисовать объект, менять цвет, тип объекта, поворачивать объект на какой-нибудь угол, группировать и разгруппировывать.
Раздел № 2: Создание и применение шаблонов презентаций. Эффектное

оформление презентаций (1 вариант - 4 часа, 2 вариант – 9 часов).
Разра- ботка презентации на основе готового шаблона. Разработка собственного шабло- на. Применение направляющих. Сортировщик слайдов. Копирование слайдов. Переход слайдов. Создание новой презентации на основе подготовленного ша-
блона. Совместная работа с Microsoft Word. Вставка графики и диаграмм. Ставка гиперссылок. Репетиция презентации. После изучения этого раздела - учащиеся должны знать:  Шаблон презентации;  Установку направляющих;  Сортировщик слайдов;  Демонстрацию слайдов, демонстрацию по времени;  Отчет, распечатка отчета;  Связь с текстовым редактором Word;  Вставку картинки из библиотеки MS Clip Gallery;  Гиперссылка. - учащиеся должны уметь:  Просматривать и применять шаблоны, разрабатывать шаблон;  Устанавливать горизонтальные и вертикальные направляющие;  Переходить от слайда к слайду, устанавливать автоматический пере- ход слайдов;  Устанавливать режим сортировщика слайдов, копировать слайды;  Демонстрировать презентацию, демонстрировать слайды по време- ни;  Распечатывать отчет, связываться с ТР;  Изображать картинки в графическом редакторе Paint;  Вставлять картинки из библиотеки MS Clip Gallery;  Вставлять гиперссылки на любой объект
Тематическое планирование
Кол-во

часов

Дата

Тема занятия

Основные знания и умения

Раздел №1: Знакомство с основными понятиями Microsoft PowerPoint и при-

емами создания и оформления презентации

(1 вариант - 4 часа, 2 вариант – 8 часов)
1 вариант – 1 час 2 вариант – 1 час Вводный урок.  Знакомство с задачами курса;  Заполнение матрицы оценивания;  Построение индивидуальных траекто- рий освоения программы PowerPoint. 1 вариант – 1 час 2 вариант – 2 часа Применение ша- блонов дизайна.  Запуск программы Microsoft PowerPoint;  Сохранение файла;  Шаблоны дизайна;  Вставка нового слайда;  Разметка слайда;  Ввод текста;  Выравнивание текста;  Форматирование текста.
1 вариант – 1 час 2 вариант – 1 часа Применение ша- блонов дизайна. Список.  Список;  Маркированный список;  Многоуровневый список;  Умение набирать многоуровневый спи- сок. 1 вариант – 1 час 2 вариант – 2 часа Применение ша- блонов дизайна. Панель рисова- ния.  Панель рисования;  Вставка и перемещение панели рисова- ния;  Инструмент
Текст
;  Графические возможности оформления текста;  Инструмент
Линия
;  Панель Автофигуры;  Рисование объекта;  Цвет объекта;  Тип объекта.
1 вариант – 0 час 2 вариант – 2 часа Применение ша- блонов дизайна. Вставка таблиц и диаграмм.  Диаграмма;  Виды диаграмм;  Вставка диаграмм;  Таблица;  Вставка таблиц.
Раздел №2. Создание и применение шаблонов презентаций.

Эффектное оформление презентаций

(1 вариант - 4 часа, 2 вариант – 9 часов).
1 вариант – 1 час 2 вариант – 2 часа Применение эф- фектов анима- ции и озвучива- ния.  Анимация;  Настройка анимации в окне;  Просмотр эффектов анимации и озвучивания;  Озвучивание слайда.
1 вариант – 1 час 2 вариант – 2 часа Сортировщик слайдов. Копи- рование слай- дов. Переход слайдов.  Переход слайда;  Автоматический переход слайда;  Сортировщик слайдов;  Тиражирование (копирование) слайда;  Возврат в режим форматирования;  Вставка рисунка;  Перемещение слайдов;  Демонстрация слайдов по времени. 1 вариант – 1 час 2 вариант – 3 часа Ставка гиперс- сылок.  Вставка гиперссылок на любой объект;  Вставка гиперссылок на выделен- ный текст (от пунктов содержании ко всем остальным);  Управляющие кнопки;  Вставка управляющих кнопок;  Вставка гиперссылок на управляю- щие кнопки (возврат от слайдов к содер- жанию);  Запуск репетиции;  Установка временных интервалов слайдов в процессе репетиции.
1 вариант – 1 час 2 вариант – 2 часа Совместная ра- бота с Microsoft Word. Вставка графики из биб- лиотеки MS Clip Gallery и диа- грамм.  Связь с текстовым редактором Word;  Изображение картинки в графиче- ском редакторе Paint;  Вставка картинки из библиотеки MS Clip Gallery;  Вставка диаграммы.
Прогнозируемый

результат курса
1. На занятиях практикума формируются: коммуникативные умения и навыки, умения достаточно полно и точно выражать свои мысли, осмысление и само- оценка учащихся. 2. По окончании практикума учащиеся должны знать основные возможности программы Microsoft Power Point и уметь их применять при создании презен- таций.
Объекты и параметры оценивания
1. Процесс освоения различных приемов работы в программе PowerPoint – по скорости заполнения индивидуальной матрицы. 2. Результат освоения различных приемов работы в программе PowerPoint – по качеству выполнения творческого задания. 3. Навыки работы в текстовом редакторе – по качеству исполнения творческой работы и количеству использованных при этом возможностей програмы Pow- erPoint. Критерии оценивания
Вид деятельности

Критерии

Консультирование:
Умение слушать собеседника 2 балла – слушает внимательно, задает уточ- няющие вопросы; 1 балл – слушает рассеянно, проявляет не-
терпение. Качество объяснения 3 балла – при объяснении консультант поль- зуется терминологией, при необходимости указывает несколько способов одной из воз- можностей текстового редактора; 2 балла – при объяснении консультант поль- зуется терминологией, при необходимости указывает один способ; 1 балл – при объяснении консультант не пользуется терминологией, указывает один из способов. Умение ориентироваться в си- туации, когда к нему обраща- ются за консультацией 3 балла – быстро находит полное и точное решение на поставленный вопрос; 2 балла – находит ответ на вопрос; 1 балл – путается, но все же дает ответ на вопрос; 0 баллов – не может найти ответ на вопрос.
Самоопределение:
Умение определить свою тра- екторию работы Преподаватель может установить за данное действие от 3-х до 1-го балла в зависимости от умения учащимися определить свою тра- екторию работы: определение возможности программы PowerPoint, которую они не зна- ют; порядок рассмотрения различных воз- можностей и т.д.
Самооценка:
Умение оценить себя Учащийся критически оценивает свои зна- ния, умения – 1 балл, не обозначил границы знаемого и незнаемого, понимаемого и не- понимаемого – 0 баллов (знаю, не знаю; умею, не умею; смогу, не смогу).
Объекты оценивания

Процесс освоения различных приемов работы программе PowerPoint По скорости заполнения индивидуальной матрицы: 3 балла – за одно занятие учащийся рассматривает 1-2 возможности данной про- граммы, выполняет задания своего уровня сложности; 2 балла - за одно занятие учащийся рассмат- ривает одну возможность программы, вы- полняет задания своего уровня сложности; 1 балл – учащийся не успевает выполнить хотя бы одно задание, или выполняет зада- ние не полностью. Результат освоения различных приемов работы в программе PowerPoint По качеству выполнения творческого зада- ния: 3 балла – выполненная работа полностью соответствует образцу; 2 балла - выполненная работа частично со- ответствует образцу ( на 60-70%); 1 балл - выполненная работа частично соот- ветствует образцу (40-50%). Навыки работы в программе PowerPoint Учитель может установить от 5-и до 1-го балла в зависимости от качества творческой работы и количества использованных при этом возможностей программы.

Литература:
1. Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов – M., ООО «Изда- тельство АСТ»; ABF, 2009. 2. О.В.Ефимова, В,В,Морозов. Практикум по компьютерным технологиям. Учебное пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - М., АБФ, 2011. 3. Горячев А.В. Практикум по информационным технологиям. / А.В.Горячев, Ю.А.Шафрин. – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!