"Основные возможности программы Microsoft PowerPoint"
Автор: Османова Калимат Муртузалиевна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №11" Населённый пункт: Республика Дагестан, город Махачкала Наименование материала: методическая разработка Тема: "Основные возможности программы Microsoft PowerPoint" Раздел: среднее образование
»
Основное общее образование, 6 класс
Количество часов: 1 вариант - 8 часов,
2 вариант - 17 часов
Разработала и внедряет
Османова Калимат Муртузалиевна
учитель информатики
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №11»
Республика Дагестан
Махачкала- 2016г.
Пояснительная записка
Данный практикум предназначен для учащихся 6-х классов и рассчитан на 8
часов (1 вариант) и 17 часов (2 вариант).
Ведение практикума «Основные возможности программы Microsoft Power
Point» в 6 классе явилось поиском путей решения явно обозначившихся проблем.
Как наиболее острую из них следует выделить проблему различного стартового
уровня знаний и умений шестиклассников при работе с презентациями. Часть
школьников уже имеет достаточный опыт работы с данной программой, для дру-
гой части школьников обучение необходимо начинать с привития элементарных
навыков работы. Кроме того, знания детей с высоким уровнем подготовки, как
правило, не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в
знаниях с последующей коррекцией.
Идея курса заключается в выделении на основании входной диагностики
двух категорий учащихся: тех, которые уже в достаточной степени владеют
способами работы, и тех, чьи умения недостаточны. Первые помогают вторым в
освоении способов работы с презентациями. При этом каждый ученик из второй
категории достигает необходимого минимума умений работы в программе Power
Point, а учащиеся первой категории систематизируют и упрочивают свои знания.
Цель практикума
1. Обеспечение необходимого уровня владения способами работы с презентаци-
ями всеми учащимися; предоставление возможности учащимся, имеющим
пользовательский опыт, систематизировать и упрочить навыки работы в про-
грамме Microsoft PowerPoint.
2. Создание условий для формирования самоопределения, навыков коммуника-
тивной деятельности, самооценки.
Задачи:
1. Работа с учащимися первой категории:
расширить и систематизировать представления о возможностях программы
PowerPoint;
научить грамотно описывать словами освоенные способы работы с тексто-
вым редакторам (для оказания качественных консультаций другим).
2. Работа с учащимися второй категории:
научить осваивать приемы работы в программе PowerPoint с помощью
инструкций.
научить точно формулировать свои затруднения, обращаясь за помощью.
сформировать уверенность в своих возможностях самостоятельно или с
чьей-либо помощью успешно осваивать приемы работы с презентацией.
Решение вышеперечисленных задач видится в оптимальном сочетании лич-
ных направленностей и потребностей школьников с областью применения про-
граммы презентаций.
На первом занятии проходит знакомство с задачами курса, его содержани-
ем, организацией работы на занятиях и теми результатами, которые могут быть
получены при добросовестной работе. Учащимся демонстрируются различные
работы, созданные в программе PowerPoint (презентация защиты проекта, по-
здравительная презентация, презентация – тест, презентация - тренажер и др).
Желательно в данных работах показать как можно больше возможностей про-
граммы. Ведется разговор с детьми о том, какими знаниями, умениями и навы-
ками необходимо обладать при работе данной программой, чтобы уметь созда-
вать все эти документы.
После этого каждому учащемуся предлагается матрица, с помощью кото-
рой он сможет оценить свои знания при работе с программой презентаций
Microsoft PowerPoint. Матрица выглядит следующим образом: на бумаге кра-
сочно оформлены слайды презентаций с различными возможностями данной
программы. Это могут быть слайды разной разметки (содержащие графические
объекты, таблицы, текст с рисунком, различные списки, схемы и т.д.), слайды
разного оформления, слайды с гиперссылками, слайды содержащие управляю-
щие кнопки и так далее. Если нет возможности представить ту или иную воз-
можность программы на бумаге, то желательно продемонстрировать данную
возможность на компьютере. Например, анимацию объектов или слайда на бу-
маге не отобразишь. Напротив каждого фрагмента документа учащийся помеча-
ет, сможет ли он создать аналогичный слайд с помощью программы или нет.
Матрица позволяет проявить пробелы в умениях пользоваться возможно-
стями
программы PowerPoint.
Она
же
является
основным
организующим
инструментом последующей работы. Индивидуально или микрогруппами (2-3
человека) в той или иной последовательности учащиеся начинают осваивать те
элементы матрицы, которые им незнакомы. Для этого они работают с инструк-
циями, разработанными для каждого элемента матрицы. И в той же матрице
они отслеживают результаты своей работы, помечая освоенные элементы.
Учащиеся, у которых матрица заполнится полностью (с самого начала
или в результате определенной работы), выполняют тестовую творческую рабо-
ту (на усмотрение учителя или самого ребенка). Это может быть презентация –
тест по какому либо предмету, презентация – поздравление, презентация - за-
щита. Те, кто успешно справится, получают статус консультанта. Консультанты
имеют
какой-либо
отличительный
знак
(например,
бейджики),
проходят
инструктаж и начинают помогать другим ученикам. Любой учащийся на после-
дующих занятиях может войти в разряд консультантов, если он устранил «пробе-
лы» и справился с практической работой. Консультантом можно стать и на одно
занятие, если ребенок освоил и может продемонстрировать рассматриваемую
возможность на занятии. Например, вставка гиперссылок на слайд в текущем
файле, на другой файл, на страницу в интернете.
Для организации работы по самостоятельному освоению различных прие-
мов работы в программе PowerPoint, указанных в матрице, необходимы:
1.
Большой банк заданий на отработку основных возможностей программы. В
этот банк могут входить задания с разным уровнем сложности.
2.
Инструкции по отработке каждого элемента, занесенного в матрицу.
Из различных источников информации, в общении друг с другом дети на-
ходят ответы на свои вопросы, самостоятельно добывают и актуализируют свои
знания, отрабатывают и демонстрируют свои знания и умения по соответствую-
щей теме с демонстрацией на компьютере. Следует отметить, что дети слуша-
ют, воспринимают и учатся у своих товарищей с большим интересом.
Учащимся, освоившим матрицу, предлагается творческая работа – создание
какого-либо продукта. При этом ребята могут брать в качестве образца те презен-
тации, которые им предъявлялись на первом занятии, а могут самостоятельно со-
здать собственный продукт. Это зависит от желания и возможностей учащихся.
Чтобы
разнообразить
деятельность
учащихся
на
занятиях
и
расширить
запас предметных знаний, на каждом занятии (в конце, в начале или в ситуации,
когда необходимо привлекать их внимание) ребята знакомятся с «волшебными»
клавишами, которые ускоряют работу. Клавишных «фишек» существует много
На дальнейших занятиях следует интересоваться, пользуются ли они этими при-
емами в работе, удобно ли им.
Принципы организации деятельности учащихся:
Принцип
взаимопомощи:
дети
с
более
высоким
уровнем
подготовки
консультируют детей с меньшим уровнем подготовки.
Принцип индивидуализации: каждый ребенок работает в своем режиме рабо-
ты и выполняет задания своего уровня сложности.
Способы организации деятельности:
Самообучение по инструкции: каждый ребенок получает инструкции, с по-
мощью которых он выполняет задание и отрабатывает соответствующие на-
выки работы с текстовым редактором.
Консультирование:
если
дети
не
справляются
с
заданием
с
помощью
инструкций, то к ним на помощь приходят консультанты.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Требования к аппаратно-программному обеспечению
:
Программа Microsoft PowerPoint (если есть такая возможность, то желатель-
но программа разных версий).
Программа Microsoft Word.
Графический редактор Paint.
Программа для звукозаписи.
Коллекция рисунков.
Компьютерный класс;
Проектор;
Звуковые колонки;
Микрофон.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Матрица оценивания;
Инструкции по отработке каждого элемента, занесенного в матрицу;
Банк заданий на отработку основных возможностей программы с разным
уровнем сложности;
Правила консультирования;
«Волшебные» клавиши.
Примерное содержание курса
Раздел №1: Знакомство с основными понятиями Microsoft PowerPoint и
приемами создания и оформления презентации (1 вариант - 4 часа, 2 вари-
ант – 8 часов). Разработка презентации. Применение шаблонов дизайна. Выда-
чи. Демонстрация. Применение эффектов анимации и озвучивания. Работа с па-
нелью инструментов Автофигуры .
После изучения этого раздела
- учащиеся должны знать:
что такое шаблоны дизайна, разметка слайда, список;
панель Рисования , вставка и перемещение панели Рисования ;
графические возможности оформления текста;
что такое анимация, настройка анимации;
что такое панель Автофигуры .
- учащиеся должны уметь:
Формулировать тему будущей презентации, продумывать варианты
оформления слайдов, запускать программу Microsoft PowerPoint, сохранять
файл, открывать презентации;
Набирать маркированные и нумерованные списки;
Перемещаться между слайдами, печатать слайды;
Демонстрировать презентацию;
Настраивать анимацию в окне, просматривать эффекты анимации и
озвучивания;
Рисовать объект, менять цвет, тип объекта, поворачивать объект на
какой-нибудь угол, группировать и разгруппировывать.
Раздел № 2: Создание и применение шаблонов презентаций. Эффектное
оформление презентаций (1 вариант - 4 часа, 2 вариант – 9 часов). Разра-
ботка презентации на основе готового шаблона. Разработка собственного шабло-
на. Применение направляющих. Сортировщик слайдов. Копирование слайдов.
Переход слайдов. Создание новой презентации на основе подготовленного ша-
блона. Совместная работа с Microsoft Word. Вставка графики и диаграмм. Ставка
гиперссылок. Репетиция презентации.
После изучения этого раздела
- учащиеся должны знать:
Шаблон презентации;
Установку направляющих;
Сортировщик слайдов;
Демонстрацию слайдов, демонстрацию по времени;
Отчет, распечатка отчета;
Связь с текстовым редактором Word;
Вставку картинки из библиотеки MS Clip Gallery;
Гиперссылка.
- учащиеся должны уметь:
Просматривать и применять шаблоны, разрабатывать шаблон;
Устанавливать горизонтальные и вертикальные направляющие;
Переходить от слайда к слайду, устанавливать автоматический пере-
ход слайдов;
Устанавливать режим сортировщика слайдов, копировать слайды;
Демонстрировать презентацию, демонстрировать слайды по време-
ни;
Распечатывать отчет, связываться с ТР;
Изображать картинки в графическом редакторе Paint;
Вставлять картинки из библиотеки MS Clip Gallery;
Вставлять гиперссылки на любой объект
Тематическое планирование
Кол-во
часов
Дата
Тема занятия
Основные знания и умения
Раздел №1: Знакомство с основными понятиями Microsoft PowerPoint и при-
емами создания и оформления презентации
(1 вариант - 4 часа, 2 вариант – 8 часов)
1 вариант – 1 час
2 вариант – 1 час
Вводный урок.
Знакомство с задачами курса;
Заполнение матрицы оценивания;
Построение индивидуальных траекто-
рий освоения программы PowerPoint.
1
вариант
– 1 час
2 вариант – 2 часа
Применение ша-
блонов дизайна.
Запуск программы Microsoft PowerPoint;
Сохранение файла;
Шаблоны дизайна;
Вставка нового слайда;
Разметка слайда;
Ввод текста;
Выравнивание текста;
Форматирование текста.
1
вариант
– 1 час
2 вариант – 1 часа
Применение ша-
блонов дизайна.
Список.
Список;
Маркированный список;
Многоуровневый список;
Умение набирать многоуровневый спи-
сок.
1
вариант
– 1 час
2 вариант – 2 часа
Применение ша-
блонов дизайна.
Панель рисова-
ния.
Панель рисования;
Вставка и перемещение панели рисова-
ния;
Инструмент Текст ;
Графические возможности оформления
текста;
Инструмент Линия ;
Панель Автофигуры;
Рисование объекта;
Цвет объекта;
Тип объекта.
1
вариант
– 0 час
2 вариант – 2 часа
Применение ша-
блонов дизайна.
Вставка таблиц
и диаграмм.
Диаграмма;
Виды диаграмм;
Вставка диаграмм;
Таблица;
Вставка таблиц.
Раздел №2. Создание и применение шаблонов презентаций.
Эффектное оформление презентаций
(1 вариант - 4 часа, 2 вариант – 9 часов).
1
вариант
– 1 час
2 вариант – 2 часа
Применение эф-
фектов анима-
ции и озвучива-
ния.
Анимация;
Настройка анимации в окне;
Просмотр эффектов анимации и
озвучивания;
Озвучивание слайда.
1
вариант
– 1 час
2 вариант – 2 часа
Сортировщик
слайдов. Копи-
рование слай-
дов. Переход
слайдов.
Переход слайда;
Автоматический переход слайда;
Сортировщик слайдов;
Тиражирование (копирование)
слайда;
Возврат в режим форматирования;
Вставка рисунка;
Перемещение слайдов;
Демонстрация слайдов по времени.
1
вариант
– 1 час
2 вариант – 3 часа
Ставка гиперс-
сылок.
Вставка гиперссылок на любой
объект;
Вставка гиперссылок на выделен-
ный текст (от пунктов содержании ко
всем остальным);
Управляющие кнопки;
Вставка управляющих кнопок;
Вставка гиперссылок на управляю-
щие кнопки (возврат от слайдов к содер-
жанию);
Запуск репетиции;
Установка временных интервалов
слайдов в процессе репетиции.
1
вариант
– 1 час
2 вариант – 2 часа
Совместная ра-
бота с Microsoft
Word. Вставка
графики из биб-
лиотеки MS Clip
Gallery и диа-
грамм.
Связь с текстовым редактором Word;
Изображение картинки в графиче-
ском редакторе Paint;
Вставка картинки из библиотеки MS
Clip Gallery;
Вставка диаграммы.
Прогнозируемый
результат курса
1.
На занятиях практикума формируются: коммуникативные умения и навыки,
умения достаточно полно и точно выражать свои мысли, осмысление и само-
оценка учащихся.
2.
По окончании практикума учащиеся должны знать основные возможности
программы Microsoft Power Point и уметь их применять при создании презен-
таций.
Объекты и параметры оценивания
1.
Процесс освоения различных приемов работы в программе PowerPoint – по
скорости заполнения индивидуальной матрицы.
2.
Результат освоения различных приемов работы в программе PowerPoint – по
качеству выполнения творческого задания.
3.
Навыки работы в текстовом редакторе – по качеству исполнения творческой
работы и количеству использованных при этом возможностей програмы Pow-
erPoint.
Критерии оценивания
Вид деятельности
Критерии
Консультирование:
Умение слушать собеседника
2 балла – слушает внимательно, задает уточ-
няющие вопросы;
1 балл – слушает рассеянно, проявляет не-
терпение.
Качество объяснения
3 балла – при объяснении консультант поль-
зуется терминологией, при необходимости
указывает несколько способов одной из воз-
можностей текстового редактора;
2 балла – при объяснении консультант поль-
зуется терминологией, при необходимости
указывает один способ;
1 балл – при объяснении консультант не
пользуется терминологией, указывает один
из способов.
Умение ориентироваться в си-
туации, когда к нему обраща-
ются за консультацией
3 балла – быстро находит полное и точное
решение на поставленный вопрос;
2 балла – находит ответ на вопрос;
1 балл – путается, но все же дает ответ на
вопрос;
0 баллов – не может найти ответ на вопрос.
Самоопределение:
Умение определить свою тра-
екторию работы
Преподаватель может установить за данное
действие от 3-х до 1-го балла в зависимости
от умения учащимися определить свою тра-
екторию работы: определение возможности
программы PowerPoint, которую они не зна-
ют; порядок рассмотрения различных воз-
можностей и т.д.
Самооценка:
Умение оценить себя
Учащийся критически оценивает свои зна-
ния, умения – 1 балл, не обозначил границы
знаемого и незнаемого, понимаемого и не-
понимаемого – 0 баллов (знаю, не знаю;
умею, не умею; смогу, не смогу).
Объекты оценивания
Процесс
освоения
различных
приемов
работы
программе
PowerPoint
По
скорости
заполнения
индивидуальной
матрицы:
3
балла
–
за
одно
занятие
учащийся
рассматривает 1-2 возможности данной про-
граммы, выполняет задания своего уровня
сложности;
2 балла - за одно занятие учащийся рассмат-
ривает одну возможность программы, вы-
полняет задания своего уровня сложности;
1 балл – учащийся не успевает выполнить
хотя бы одно задание, или выполняет зада-
ние не полностью.
Результат освоения различных
приемов работы в программе
PowerPoint
По качеству выполнения творческого зада-
ния:
3 балла – выполненная работа полностью
соответствует образцу;
2 балла - выполненная работа частично со-
ответствует образцу ( на 60-70%);
1 балл - выполненная работа частично соот-
ветствует образцу (40-50%).
Навыки
работы
в
программе
PowerPoint
Учитель может установить от 5-и до 1-го
балла в зависимости от качества творческой
работы и количества использованных при
этом возможностей программы.
Литература:
1.
Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с
основами информатики. Учебное пособие для старших классов – M., ООО «Изда-
тельство АСТ»; ABF, 2009.
2.
О.В.Ефимова, В,В,Морозов. Практикум по компьютерным технологиям.
Учебное пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - М., АБФ,
2011.
3.
Горячев А.В. Практикум по информационным технологиям. / А.В.Горячев,
Ю.А.Шафрин. – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.